Развитие ЖКХ в России: проблемы и перспективы до 2020 года

179
На данный момент ЖКХ в России – подающая большие надежды сфера. Еще совсем недавно эта ниша не использовалась для коммерческих инвестиций. Если будет разработана подобающая нормативно-правовая поддержка, отрасль жилищно-коммунального хозяйства может стать одной из развитых, с минимальным уровнем риска и достаточно высокой окупаемостью. Поэтому сегодня развитие ЖКХ в России – одно из самых перспективных направлений политики государства.

Основные этапы развития ЖКХ в России: с 1991 года по настоящее время

Дореформенное ЖКХ имело следующие особенности:

  • все блага рассредоточивались централизованно. Например, распределение нового жилого фонда осуществлялось по степени потребности людей в жилье, в порядке очереди; финансово-кредитная система почти не работала;
  • коммунальные услуги предоставлялись населению государственными предприятиями, которые на тот момент были монополистами в этой отрасли; деятельность их была убыточной и функционировала за счет дотаций государства;
  • владельцы квартир имели практически те же самые права на жилые помещения, что и квартиросъемщики;
  • государственные организации имели в своем владении жилищный фонд и могли выделять своим сотрудникам жилье.

Реформа ЖКХ, начавшаяся в 1991 году, проводилась в пять этапов.

Этап 1. 1991-1998 гг.

Приоритетные направления политики обеспечения жильем в России на переломном периоде экономики были приняты 24 декабря 1992 года Законом «Об основах федеральной жилищной политики».

В Законе было установлено, что федеральная жилищная политика имеет следующие цели:

  • развитие социально-экономических и правовых гарантий в рамках жилищных прав россиян;
  • поддержка частной собственности, предпринимателей и владельцев жилых помещений;
  • создание конкуренции в сфере возведения строений, технического обслуживания и ремонта жилых помещений, изготовления строительных материалов, предметов быта и благоустройства.

Требования субсидирования услуг ЖКХ в России для граждан изменились, дотации постепенно сократились, что спровоцировало переход на рыночную экономику в жилищной сфере. Помимо этого были обозначены ступени развития и модернизации системы оплаты жилья и бытового обслуживания, льготы малообеспеченным семьям по коммунальным платежам.

На данном этапе были выделены следующие цели изменений жилищной сферы в России:

1. Решение пресловутого «квартирного вопроса». Для начала необходимо было изменить способ распределения жилых помещений, то есть перейти от основного принципа распределения жилья, созданного с помощью капитальных государственных инвестиций, к принципу строительства и покупки его за счет личных средств населения, сохраняя при этом льготы для малозащищенных слоев населения

2. Изменение процедуры и обстоятельств оплаты жилья и коммунального обслуживания. Основной принцип – сумма платежа за жилищно-коммунальные услуги должна покрывать затраты на содержание и ремонт дома, а также на коммунальные услуги при поддержке малообеспеченных семей.

3. Развитие конкуренции для поднятия обслуживания и сохранности жилищного фонда на более высокий уровень.

Можно отметить еще несколько документов федерального значения, регулирующих цели хода реформирования и основные этапы развития ЖКХ в России:

  • программа реформирования ЖКХ в России, утвержденная Указом Президента РФ 28 апреля 1997 года;
  • постановление Правительства РФ № 1613 от 20 декабря 1997 года «О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы»;
  • постановление Правительства РФ № 797 от 17 ноября 2001 года «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Этап 2. 1998-2004 гг.

Целью Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998—1999 годы было создание конкурентной среды в сфере ЖКХ России, успешно воздействующей на сокращение убытков, а соответственно и тарифов на коммунальные услуги, без ухудшения качества оказываемых услуг. Развитие ЖХ в России на данном этапе предполагало воплощение в жизнь целей и задач данного документа, который должен быть ориентирован на:

  • отмену разграничения функций владельца, управляющей и обслуживающей организаций в муниципальном и государственном жилищном фонде;
  • проведение комплекса процедур по созданию и дальнейшему развитию договорных связей между поставщиком и потребителем жилищно-коммунальных услуг;
  • привлечение организаций разных форм собственности в жилищно-коммунальную сферу.

Однако произошедший в России в 1998 году финансовый кризис, и связанное с этим перераспределение политических сил в государстве затормозили процесс реформирования и развития в жилищном секторе, что свело на нет выполнение программы Правительства и изменило запланированные сроки выполнения Концепции реформы ЖКХ. В этот период сфера ЖКХ в России сыграла роль общественного буфера, который принял на себя удар, вызванный резким снижением уровня доходов населения. Это сильно отразилось на экономике и развитии жилищно-коммунального сектора. Организации отрасли перестали получать полноценные доходы и фактически стали банкротами.

Разрастание финансового и технологического кризиса в сфере ЖКХ на фоне общего экономического роста в России побудило к разработке решения выхода из данной ситуации. В итоге была создана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», входящая в федеральную целевую программу «Жилище» и включающая в себя цели и задачи государственного уровня для осуществления реформы ЖКХ.

В подпрограмме были выделены основные цели перспективы развития ЖКХ России:

  • повышение результативности, стабильности и качества функционирования систем обеспечения жизнедеятельности граждан;
  • привлечение капиталовложений в сферу ЖКХ;
  • увеличение качества оказываемых услуг одновременно со снижением издержек;
  • адресная поддержка социально незащищенных групп населения при оплате коммунальных платежей.

И задачи, которые надо было решить для достижения целей по развитию:

  • финансово оздоровить жилищно-коммунальные организации;
  • создать условия для снижения затрат и увеличения качества жилищно-коммунальных услуг;
  • привлечь инвестиции в сферу ЖКХ России;
  • оказать со стороны государства поддержку реформам и развитию ЖКХ.

Этап 3. 2004-2010 гг.

На данном этапе развития было запланировано проведение комплекса мероприятий, нацеленных на стабилизацию сферы ЖКХ в России и уменьшение затрат:

  • изменение структуры кредиторской задолженности;
  • учет жилищного фонда и соответствующей инфраструктуры;
  • обеспечение благоприятных условий для повышения заинтересованности инвесторов;
  • нацеленность на энергосбережение;
  • произведение оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами России в полном объеме.

В 2004 году Государственный комитет России по строительству и ЖКХ становится Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой). Полномочия комитета по принятию нормативных правовых актов в данной сфере перешли к Министерству промышленности и энергетики РФ, обязанности по надзору и контролю перешли Федеральной службе по технологическому надзору. С 01 декабря 2004 Госстрой переходит в подчинение Министерства регионального развития России. Затем Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упраздняется Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 № 724, а его функции передаются Министерству регионального развития РФ.

Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР ЖКХ), принятый 21 июля 2007 года, был направлен на:

  • обеспечение комфортных и безопасных условий для проживания населения;
  • образование эффективных методов управления жилыми помещениями;
  • формирование правовых и организационно-экономических критериев выделения субъектам России целевых денежных средств на проведение капитального ремонта МКД, а также на активацию процесса создания и развития рыночной инфраструктуры.
  • cтимулирование региональных и муниципальных органов власти на разработку и воплощение программ капитального ремонта.

Этап 4. 2010-2013 гг.

На данном этапе, основываясь на принципах «Комплексной программы модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 – 2020 годы», Правительство указало следующую цель – обеспечить проведение капремонтов, отвечающих текущим требованиям, таким как, энергоэффективность, снижение уровня износа коммунальных объектов, установление экономической устойчивости организаций сферы ЖКХ.

В 2012 году для выполнения запланированных задач было создано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое подчинялось Министерству регионального развития России и исполняло обязанности по предоставлению государственных услуг, администрированию имуществом государства в строительной сфере, градостроительстве и ЖКХ.

25 декабря 2012 года депутатами Государственной Думы был принят Федеральный закон №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с которым в Жилищный Кодекс был введен раздел об организации и проведении капитального ремонта общего имущества в МКД. Закон выделил общие положения о ремонте такого вида, и что самое главное, утвердил регламент его финансирования. Начался постепенный ввод системы капитального ремонта с частичным софинансированием населения.

1 ноября 2013 г. Указом Президента РФ N 819 основано «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Этап 5. Конец 2013 г. – настоящее время

На данном этапе обязательства финансирования капитального ремонта многоквартирных домов переходят к владельцам жилых помещений. Государство и местные органы самоуправления оказывают помощь в виде субсидий.

Предпочтение при распределении бюджетных средств на капремонт после основания Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства отдается тем домам, в отношении которых не выполнены обязательства по проведению капитального ремонта в соответствии с законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

По результатам проведенных исследований было выявлено, что на пятом этапе развития ЖКХ наиболее важным инструментом для восстановления МКД выступает капитальный ремонт. В это понятие входит совокупность организационно-экономических и инженерных работ, организационно-технологических действий и финансово-кредитных систем для снижения (устранения) физического износа здания, повышения энергоэффективности и качества оказываемых услуг.

Согласно положению раздела IX Жилищного кодекса России «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», владельцы помещений в многоквартирных домах должны каждый месяц оплачивать услугу по статье «капитальный ремонт».

Субъекты России, опираясь на нормативно-правовые акты, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством России, определяют минимальный размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт.

Следует обратить внимание, что основной задачей изменения КР многоквартирных домов является перенос обязательств по уплате взносов на собственников жилых помещений. При этом на органы государственной власти федерального и регионального уровней обладают координирующими функциями.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – это основная организация, через которую происходит бюджетное финансирование, координируются региональные программы КР многоквартирных домов и осуществляется расселение собственников жилья, признанного аварийным.

ФСР ЖКХ осуществляет денежные вложения в случае, если субъект федерации или муниципального образования финансирует программы по проведению капитального ремонта МКД и переселению граждан из аварийного жилья.

Однако, не смотря ни на что, проблема ремонта и реконструкции жилья в России стоит очень остро. Начиная с 1991 года, ремонтные работы осуществлялись в крайне малых объемах, что повлекло за собой обветшание значительной части жилых зданий в стране.

Развитие ЖКХ в России в 2017 году находится на таком уровне, что почти 85 % жилищного фонда России имеет статус «частная собственность», но при этом капремонт и реконструкция жилищного фонда практически полностью оплачиваются из государственного бюджета. Объяснение парадоксальности этой ситуации в том, что отсутствуют правильные механизмы массового привлечения денежных средств граждан для осуществления ремонтных работ и повышения заинтересованности населения в улучшении состояния своих домов.

Какие проблемы тормозят развитие ЖКХ в России сегодня

Жилищно-коммунальное хозяйство – это сложная, многоступенчатая система городского хозяйствования, осуществляющая деятельность по оказанию населению различных районов комплекса услуг в сфере технического и санитарного обслуживания, организации и проведению ремонтных и профилактических работ, предоставлению таких ресурсов, как тепло- и водоснабжение, газ, электричество.

Несмотря на то, что ЖКХ – это коммерческие организации, стремящиеся к получению прибыли, тарифы на услуги, квартплату и плату за текущий ремонт не могут быть выше фиксированных нормативов.

В данной системе взаимодействуют сразу несколько участников – это и управляющая компания, и владельцы квартир, и фирмы – поставщики услуг по тепло-, водо-, электроснабжению, газификации домов.

То есть предприятия жилищно-коммунального хозяйства с одной стороны осуществляют коммерческую деятельность с целую получения прибыли, а с другой стороны берут на себя ответственность по снабжению граждан соответствующими ресурсами и содержанию жилых домов в надлежащем состоянии.

Зачастую из-за ветхости жилого фонда организации ЖКХ терпят убытки и оплачивают судебные издержки за нанесенный имущественный вред.

Предприятия ЖКХ – это одна из тех городских структур, нарушение функционирования которой способно подорвать деятельность не только микрорайона, но и целого города.

Можно сказать, что ЖКХ – это основное направление для развития инфраструктуры городов и России в целом.

Однако государство в лице власти и местного самоуправления не хотят принимать этот факт и пытаются свести значение ЖКХ исключительно к ремонтно-контрольному направлению. Почему же это происходит?

Можно предположить, что после подтверждения важности ЖКХ для развития инфраструктуры властям придется включать в бюджет определенную сумму для данной сферы деятельности.

Но проблема ЖКХ состоит не только в отсутствии финансирования со стороны государства.

Управляющие компании совершают множество нарушений.

Например, зачастую в ходе проведения проверки выяснялось, что компания незаконно осуществляет обслуживание многоквартирных домов, потому что никаких собраний собственников жилья не проводилось, а подписи в бюллетенях для голосования поставили третьи лица.

В результате из-за отсутствия контроля со стороны государственных и муниципальных органов, а также бездействия правоохранительных органов, управляющие компании имеют полную свободу в части формирования и осуществления своей деятельности. Вследствие чего услуги в сфере ЖКХ оказываются населению на недостаточно высоком уровне, а материальные ресурсы и получаемые от граждан денежные средства расходуются нецелесообразно.

Среди распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний можно выделить:

  • заключение договоров на выполнение ремонтных работ с заведомо завышенной сметой, при этом запланированная работа зачастую не выполняется, а подписываются фиктивные акты выполненных работ.
  • нарушается порядок начисления оплаты за капремонт; отсутствие регламента оплаты за обслуживание и ремонт жилых помещений и не доведение их до жильцов не позволяет проконтролировать и оценить их объективность.

Подобные нарушения совершают и товарищества собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ удобно тем, что чиновники местного уровня снимают с себя всю ответственность за возможные проблемы и неполадки в жилых помещениях.

Необходимо отметить, что аварийные ситуации происходят не только со стороны предприятий отрасли ЖКХ.

Практически все управляющие компании в ходе своей деятельности сталкиваются со следующими проблемами:

  • регулярное недостаточное бюджетное финансирование при необходимости повышения уровня благоустройства, улучшения санитарного состояния территорий и сохранения функционирования инженерного и хозяйственного оборудования жилого и нежилого фонда;
  • увеличение дебиторской задолженности. Из-за отсутствия оплаты коммунальных услуг недобросовестными жильцами обязательства по погашению задолженности переносятся на законопослушных граждан. Это связано с продолжительностью судебных процессов по взысканию задолженностей, но затрагивает интересы ответственных и пунктуальных плательщиков;
  • ветхое и аварийное жилье, изношенные основные фонды при отсутствии государственных финансовых вложений;
  • слабое согласование действий элементами ЖКХ: эксплуатация жилых помещений, водопроводно-канализационного хозяйства, сбор и утилизация твердых бытовых отходов, санитарное состояние жилья, тепло- и энергоснабжение и др.

Целью развития и совершенствования ЖКХ является создание комфортных условий для приведения жилых помещений и инфраструктуры городского хозяйства к тем стандартам качества, которые обеспечат благоприятные условия для жизни населения. Денежная поддержка объектов ЖКХ позволит снабдить жилищный фонд коммунальной инфраструктурой, повысить качество коммунальных услуг.

Мнение эксперта

В чем причины проблем в сфере ЖКХ в России

Астафьев С.А.,
канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления инвестициями и недвижимостью Байкальского государственного университета

Почему деятельность сферы ЖКХ в России остается чересчур заметной? Во многом это обусловлено коррупцией и низким профессионализмом специалистов, работающих в этой области. Преобладающее количество управляющих компаний передали на откуп подрядчикам всю работу, связанную с содержанием многоквартирных домов, а те нанимают дворников и уборщиков из стран ближнего зарубежья. Электромонтажные и сантехнические работы выполняют сотрудники невысокой квалификации, поскольку зарплата в сфере ЖКХ ниже, чем на аналогичных должностях в средних и крупных организациях. Поэтому вполне предсказуемо, что работы и услуги по обслуживанию жилых помещений оказываются недостаточно качественно выполненными, а жильцы оставляют жалобы на управляющие компании.

До тех пор пока не изменится система управления многоквартирными домами и всей жилищной отраслью, сфера ЖКХ никогда не станет «невидимой» для жильцов. Это также не произойдет еще и потому, что в период реформ 1990-х годов в ходе приватизации жилья в России появилось множество собственников, которые не умеют и не хотят рационально распоряжаться своим имуществом. Этим обусловлена крайне низкая посещаемость общих собраний, невозможность собрать кворум и т.д. В результате создаются поддельные протоколы собраний, а управляющие компании и руководство ТСЖ исполняют свои обязанности некачественно и недобросовестно.

Ветхое и аварийное жилье, доставшееся нам от советских времен, которое необходимо было снести, а жильцов расселить еще несколько десятков лет назад, до сих пор до сих пор стоит на месте. Уже на момент приватизации многие здания находились в предаварийном состоянии, и государство должно было привести их в надлежащее состояние за свой счет. Этого не было сделано. Практически все (80-90 %) теплосети и сети водоснабжения также находятся в аварийном состоянии, из-за чего регулярно происходят протечки и другие ситуации, а соответственно возникают и жалобы.

Развитие ЖКХ в России в 2017 году: планы Правительства РФ

Правительством России был утвержден паспорт приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». Сначала планировалось выделить 5 млрд. руб. на данное направление, но потом было решено, что затраты из федерального бюджета в 2017 году составят 20 млрд руб.

В проекте выделены два основных направления: создание удобной городской среды и обеспечение качества ЖКХ. Помимо этого планируется реформировать принципы управления МКЖ и создать единый стандарт сервиса этого управления.

Планируется, что в него будут включены минимальный перечень работ и время их выполнения, скорость реагирования на обращения граждан, принципы уборки в подъездах, контроль над состоянием общедомового оборудования и другое. Предполагается, что стандарт станет обязательным и в него будут включены лицензионные требования к управляющим организациям.

В направлении, касающемся городской среды, запланировано финансирование благоустройства территорий всех населенных пунктов с численностью населения более 1 тыс. человек. По сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, существует примерно 15 000 таких поселений. Особое внимание будет уделено повышению доступности среды для маломобильных групп населения. Развитие ЖКХ в России в 2017 году предполагает благоустройство дворовых территорий, скверов, парковых зон, а также осуществление как минимум одного проекта в муниципальном образовании, например, по комплексному усовершенствованию улицы или сквера с посадкой растений, ремонтом тротуаров и установкой осветительных приборов.

В рамках реализации этого же направления Правительство считает необходимым организовать обучение до 500 региональных и муниципальных специалистов в год по созданию городской среды. Также планируется организовать банк лучших реализованных проектов по благоустройству.

Перспективы развития ЖКХ России – меры, запланированные до 2020 года

1. В сфере управления многоквартирными домами

Основным направлением государственной политики в области управления МКД является увеличение удовлетворенности населения качеством и стоимостью мероприятий по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, коммунальных услуг.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечение администрирования МКД компаниями, имеющими лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • создание условий для повышения ответственности и активности владельцев жилья в многоквартирных домах путем развития форм самоуправления населения в сфере ЖКХ, например, советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья;
  • формирование для владельцев жилья в МКД стимулов сохранения и увеличения стоимости их собственности в соответствующем доме, таких как обеспечение содержания дома в соответствующем состоянии, а также своевременного капитального ремонта и реставрации.

В рамках воплощения Стратегии подготовлены инициативы о модернизации правового регулирования активности объединений владельцев жилья в многоквартирных домах (ТСЖ, ЖСК и т. п.).

Особый упор будет направлен на улучшение государственной политики по вопросам современности и основательных изменений правовых актов, регламентирующих технические предписания к общему имуществу в МКД и его обслуживанию, а также по вопросам составления актуальных правил и норм технической эксплуатации жилых помещений.

Вместе с тем, в процессе воплощения в жизнь Стратегии будут более подробно проработаны инициативы об усовершенствовании порядка расчета за коммунальные услуги, в том числе внедрение скидок на оплату, установление обстоятельств предоплаты (порядок и способы реализации будут определяться законодательством России), определение периода оплаты по договорам ресурсоснабжения и управления.

2. В сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Цель государственной политики в сфере капремонта общего имущества многоквартирных домов – создание и сохранение стабильной работы региональных систем капитального ремонта в МКД, обеспечивающих его своевременную реализацию, надлежащее качество и оправданную стоимость работ (услуг).

На данный момент регионы России сформировали механизмы, гарантирующие долгосрочное и планирование проведения капитального ремонта МКД и базирующиеся на его финансировании владельцами жилья в виде уплаты ежемесячного минимального платежа на капремонт многоквартирных домов, включенных в региональные программы капитального ремонта.

Главной задачей организаций государственной власти и местного самоуправления является улучшение региональных программ капитального ремонта и информационно-пропагандистская деятельность.

Для введения в действие при ремонте специальных процедур, нацеленных на увеличение энергоэффективности, будут задействованы такие финансовые инструменты, которые способны профинансировать работы на правилах энергетического сервиса

Чтобы обеспечить своевременное выполнение ремонта необходимо осуществлять постоянный мониторинг за эксплуатацией жилых помещений и его сохранностью путем наблюдения, сбора, классифицирования и рассмотрения информации по определенным показателям.

Для повышения эффективности существующей системы капитального ремонта будут привлекаться дополнительные источники финансовых ресурсов проведения капремонта многоквартирных домов, например, кредитование капитального ремонта МКД.

3. В сфере ликвидации аварийного жилищного фонда

В области устранения аварийного и ветхого жилищного фонда государством запланировано создание постоянно функционирующей системы реновации жилья, базирующейся на методах государственной поддержки социально незащищенных слоев населения и реализации прав владельцев при переселении из аварийных квартир.

Для того чтобы воплотить это в жизнь, следует сначала закончить расселение жильцов из домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года, а также разработать новые принципы переселения людей из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Первостепенным принципом выполнения задачи расселения граждан из аварийного жилищного фонда является принцип региональных программ переселения людей из таких помещений.

Для создания городского некоммерческого фонда аренды жилья, подходящего под современные требования, предлагается выделять муниципальному управлению финансовые средства для постройки зданий в целях переселения людей из аварийного жилья на условиях возврата, оплаты, ограничению по сроку от 15 до 30 лет и процентной ставкой не более 3 % годовых.

Разработанные процедуры переселения жильцов из аварийных помещений в ближайшем времени (до 2020 года) должны сохранять объем аварийного жилищного фонда на текущем уровне, не допуская его роста.

4. В сфере теплоснабжения

Цель государственной политики в области теплоснабжения – обеспечение качественного и надежного функционирования теплоснабжающих организаций при помощи эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепла.

Развитие ЖКХ в России в отношении системы теплоснабжения основывается на стандартах продуктивности загрузки мощностей на основании схем теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального планирования муниципальных образований.

В целях разработки побудительных мотивов для качественной работы и развития централизованных систем теплоснабжения будут выполнены задачи, ориентированные на:

  • увеличение степени удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и ценой товаров, услуг в данной сфере, например при помощи изменения системы формирования стоимости и повышения ответственности теплоснабжающих предприятий за качественной и надежной подачей тепла жильцам с одновременным усилением ответственности потребителей за выполнение обязательств, прописанных в договоре;
  • избежание возрастающего морального и физического износа основных производственных фондов в области теплоснабжения;
  • пропагандирование экономии энергии и увеличения энергетической эффективности в данной сфере;
  • содействие продуктивному стратегическому развитию и техническому ведению систем теплоснабжения, стимулирование развития эффективных источников тепловых сетей и энергии;
  • увеличение маневренности систем теплоснабжения.

Между теплоснабжающими организациями и промышленными потребителями постепенно будет отменено регулирование и будет осуществлен переход к поставкам теплоэнергии по нерегулируемым ценам. Планируется ликвидация перекрестных субсидий при поставках тепловой энергии населению и промышленным потребителям.

5. В сфере горячего водоснабжения

Цель государственной политики в области горячего водоснабжения - обеспечение населения горячей водой температуры, предусмотренной санитарно-эпидемиологическими нормативами, при наименьших затратах и потерях холодной воды и тепловой энергии.

Для этого следует перестать пользоваться открытыми системами горячего водоснабжения и централизованного теплоснабжения, снизить растрату воды и теплоэнергии в МКД при поставке горячего водоснабжения.

До конца 2021 года перспективы развития ЖКХ России таковы: запланирован многоступенчатый переход от эксплуатации открытых систем горячего водоснабжения и теплоснабжения к эксплуатации закрытых систем горячего водоснабжения теплоснабжения.

Уменьшение потерь тепловой энергии и воды в многоквартирных домах будет происходить, помимо всего прочего еще и за счет изменения и реконструкции внутридомовых инженерных коммуникаций (обеспечение движения горячей воды, утепления канализационных стояков, ликвидация несанкционированных врезок и т.п.).

6. В сфере холодного (питьевого) водоснабжения

Цель государственной политики в области холодного (питьевого) водоснабжения – обеспечение всего населения России, вне зависимости от их социального положения и уровня достатка, качественной питьевой водой в количестве, необходимом для нужд человека.

В области водоотведения целью государственной политики является уменьшение воздействия антропогенных факторов на окружающую среду путем очищения сточных вод поселений и устранения осадка сточных вод.

Развитие и функционирование централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения происходит в соответствии со схемами снабжения и отведения воды в населенных пунктах.

7. В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Цель государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами – уменьшение воздействия антропогенных факторов на окружающую среду путем возрастания объема ресайклинга (переработки) и ликвидации отходов, их обезвреживания и распределения на полигонах, соответствующих предписаниям законодательства России, устранение незаконных свалок твердых коммунальных отходов.

Выполнение этих условий позволит к 2020 году организовать утилизацию твердых бытовых отходов и распределение оставшегося после ликвидации мусора на участках, соответствующих требованиям законодательства России

8. В сфере модернизации объектов коммунального хозяйства

Для усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов ЖКХ планируется решить следующие задачи:

  • создание благоприятной обстановки для привлечения частных инвестиционных вложений в область жилищно-коммунального хозяйства;
  • искоренение малоэффективного администрирования элементами коммунального хозяйства, проводимого унитарными организациями;
  • включение новых способов государственной поддержки развития и осовременивания коммунальной инфраструктуры.

Правительство Российской Федерации в целях организации благоприятной обстановки привлечения частных инвестиционных вложений в сферу ЖКХ обеспечило создание надлежащей законодательной базы, основанной на переходе к инвестиционному планированию на длительный срок и регулированию тарифов.

9. Социальная политика

Государственное регулирование в области ЖКХ не может полноценно функционировать без анализа и разработки прогноза общественных последствий утвержденных решений.

При создании полноценного комплекса работ комплекса ЖКХ большое значение придается защите населения от увеличения тарифов на коммунальные услуги

Наибольший эффект от государственной поддержки получается за счет ее конкретной направленности, адресности, то есть предоставления льгот наименее защищенной категории населения.

Население с невысоким уровнем дохода, согласно статье 159 Жилищного кодекса России, имеют право на субсидии для оплаты жилья и коммунальных услуг. Помимо этого определенным категориям людей могут предоставляться компенсации затрат на квартплату и оплату коммунальных услуг.

10. В сфере общественного контроля

Для улучшения качества жилищно-коммунальных услуг и усиления защиты прав потребителей следует создавать и совершенствовать общественный контроль в сфере ЖКХ.

В России формируются специальные центры социального регулирования для оказания помощи уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями, работающими в сферы ЖКХ, своих функций.

Центры общественного контроля работают по обращениям населения, дают квалифицированные ответы по существу заявления и оказывают необходимую помощь.

По результатам рассмотренных жалоб каждый квартал формируется рейтинг наиболее популярных проблем в сфере ЖКХ, который публикуется в СМИ, и составляются региональные рейтинги управляющих компаний.

Мнение эксперта

Для повышения эффективности сферы ЖКХ необходимо сокращать административные процедуры

Гордеев Д.П.,
ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»

Чтобы уменьшить количество административных процедур, для начала надо прекратить их регулярно создавать. К сожалению, в последнее время в России это явление участилось. Это выражается во внедрении:

  • шаблон регионального оператора капитального ремонта, который охватывает в регионах примерно 90 % домов;
  • государственной информационной системы ЖКХ и других систем отчетности, как правило, переполненных информацией и чересчур дорогих;
  • лицензирования, которое, по мнению властей, вытесняет недобросовестные управляющие компании и заменяет их аффилированными и работающими в пределах закона.

Из-за слишком больших штрафов, практически неограниченных полномочий в установлении наказания процедуры лицензирования и государственного жилищного контроля участились коррупционные преступления.

Вместе с предложением о повышении эффективности и сокращении управленческих процедур поступают инициативы о дополнении перечня требований к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию управляющих организаций и включении их в состав лицензионных требований. Все это ужесточение правил и государственное вмешательство в деятельность предпринимателей ведет к ограничению конкуренции, укрупнению управляющих компаний, постепенное избавление сферы управления МКД от малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Это ведет развитие ЖКХ в России к монополизации сферы, возврату к администрированию и бюрократизму.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях