4 типичные ошибки в работе с неплательщиками

472
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Как вы поступаете с долгом по квартире, в которой никто не прописан? Личный опыт автора статьи показал, что председатели жилищных объединений, руководители УО предпочитают не тратить время и вовсе забыть о такой задолженности. Между тем вопрос легко уладить.

В этой статье — проверенный способ работы с неплательщиками. Также вы узнаете, из‑за чего руководителю управляющей МКД организации не стоит лично общаться с должниками, зачем доказывать вину неплательщика и почему отключать КУ лучше после решения суда.

Вы удивитесь, насколько просто взыскать задолженность за коммунальные услуги. 

Первая ошибка. Отказ взыскивать задолженность за коммунальные услуги, если в квартире никто не прописан

Вы уверены, что взыскать плату за ЖКУ не получится, если в помещении никто официально не зарегистрирован. Если нет приборов учета, то придется доказывать в суде, кто проживает в помещении, а как это сделать? Проще не тратить время. Так часто думают ваши коллеги. А мы считаем, что причин сдаваться нет.

Как избежать. Во-первых, разделите долг по жилому помещению, в котором никто не зарегистрирован, на две составляющие: за жилищные и за коммунальные услуги.

Расходы на содержание общего имущества в МКД собственник несет независимо от того, проживает ли он (или кто‑то другой) в квартире. Вам не придется доказывать, что собственник пользовался жилищными услугами. Он обязан платить за ЖКУ, даже если не живет в квартире или не использует нежилое помещение. Эта норма закреплена ч. 11 ст. 155 ЖК РФ. То же самое касается и незаселенных муниципальных квартир.

Во-вторых, составьте документы, подтверждающие, что в квартире фактически проживают и пользуются КУ люди.

В отношении платы за коммунальные услуги в случаях, когда помещение не оборудовано ИПУ и в нем никто не зарегистрирован, есть отдельный порядок. Он определен в пп. 56(1) и 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Вы вправе самостоятельно составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Акт подписываете вы и потребитель. Если последний отказывается от подписи, то расписаться должны вы и не менее двух потребителей, а также член совета МКД.

Дополнительно мы рекомендуем предоставить суду:

  • докладную записку консьержа о факте проживания в такой‑то квартире стольких‑то человек — родственников или нанимателей;
  • квитанции об оплате электроэнергии (или справку из энергоснабжающей организации);
  • косвенные доказательства того, что гражданин посещает ближайшую поликлинику или его дети обучаются в ближайшей школе (посещают ближайший детский сад).

Устными доказательствами могут стать показания свидетелей — сотрудников УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, а также соседей, жителей того же или соседнего дома.

Что вы получите в итоге. Возможность взыскать задолженность за коммунальные услуги несмотря на то, что в помещении никто не зарегистрирован. Составление документов и сбор доказательств не требуют от вас материальных затрат, а значит, вы в любом случае не несете убытки.

Вторая ошибка. Личный контакт руководителя с должниками

Руководитель УО, председатель или управляющий ТСЖ, ЖК, ЖСК лично работает с неплательщиками за коммунальные услуги. Сам ходит в суд.

Такого рода общение вызывает открытую конфронтацию. Это особенно характерно для жилищных объединений, где председатель и другие члены правления знакомы всем собственникам и постоянно находятся на виду.

Как избежать. Включите в штат юриста или наймите его для разбирательств в суде по доверенности. Поручите ему подписывать все судебные документы: исковое заявление, ходатайства и прочие.

Часть неплательщиков согласятся оплатить долги в досудебном порядке, если с ними вежливо и доверительно поговорит независимый юрист. Он объяснит свою миссию, расскажет, что долги за ЖКУ суды взыскивают всегда. Для неплательщика это создаст дополнительные неудобства: придется тратить время и деньги на адвоката, нести дополнительные расходы (госпошлина, пени). Кроме того, юрист «на ушко» скажет должнику, что расходы на юридические услуги тоже будут взысканы с него.

Что вы получите в итоге. Ваша выгода — хорошие отношения с жителями дома, в том числе с должниками. Известно, что люди доверяют президенту, но не любят чиновников-исполнителей. Не игнорируйте этот феномен — и тогда сможете вести доверительные беседы с должниками, советовать, как избежать отключения коммунальных услуг и судебных разбирательств.

Хорошие отношения со всеми собственниками помещений в МКД особенно важны для членов правления жилищного объединения, ведь это их соседи.

Третья ошибка. Небрежная подготовка документов к разбирательству с должником

Судья и так все знает. Так кажется вашим коллегам. Ничего подобного. Суд нужно убедить в своей правоте. И дело не в том, что судья чего-то не знает, а в том, что судебный процесс заключается в состязательности сторон. Ваша задача — убедить суд в том, что вы безусловно правы. Эмоции лучше исключить.

Как избежать. Безупречно оформляйте материалы, которые направляете в суд. Исковое заявление составляйте подробно и с необходимыми ссылками на законодательные акты, НПА и договоры, протоколы общих собраний. Не забывайте прикладывать:

  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • ходатайства о направлении судебных запросов в целях истребования дополнительных доказательств (в поликлинику, в школу и т. п.), ходатайства о принятии мер обеспечения иска;
  • акты приема дома;
  • договоры с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями (в виде копий).

Важно!

Всегда заключайте договор на оказание юридических услуг, желательно в этом случае работать с каждым неплатильщиком отдельно. Этим вы упростите себе взыскание расходов на представителя с должника. Выделите эти расходы по каждому неплательщику в отдельный договор.

Расходы на общее юридическое сопровождение УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК включайте в договор управления или смету расходов — они приходятся на управленческие затраты. А вот расходы по отдельным неплательщикам должны производиться за их счет. Это логично и вполне реализуемо.

4 типичные ошибки в работе с неплательщиками

Расчет основного долга, пеней мы рекомендуем делать отдельным документом в виде приложения к иску.

Если вы предоставляете копии, то заверьте их, как того требует закон.

Что вы получите в итоге. Вы изначально сформируете у судьи ощущение бесспорности ваших требований. Должник окажется в ситуации «догоняющего», что всегда сложнее. Если судье придется запрашивать у вас материалы по делу, которые вы сами сразу не предоставили, то первое впечатление будет испорчено.

Четвертая ошибка. Отключение должнику коммунальных услуг до решения суда

Часто очень хочется отключить нерадивым потребителям коммунальные услуги. И Правила предоставления коммунальных услуг дают вам такую возможность. Но мы просим вас не торопиться.

Как избежать. При подаче искового заявления внесите ходатайство по обеспечению иска. Видом обеспечения иска укажите наложение запрета на пользование неоплачиваемыми КУ. Аргументируйте п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг и тем, что в период рассмотрения иска задолженность неплательщика увеличится.

Заявление об обеспечении иска судья должен рассмотреть в день его поступления в суд без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле. О принятии мер по обеспечению иска судья выносит определение.

Суд может вынести заочное решение. Важно, чтобы ответчик был уведомлен надлежащим образом о предстоящем судебном заседании. Судьи возлагают обязанность уведомить ответчика на истца. Должник может уклониться и от приема заказного письма с уведомлением, судебной повесткой. Тогда от почтальона получите документальное подтверждение.

Имея документ о принятии судебных мер обеспечения иска и исполнительный лист, вместе с судебным приставом отключите неоплаченные КУ.

Что вы получите в итоге. Практика показывает, что такая стратегия работы с неплательщиками приносит результат: они оплачивают долг после получения иска.

Второй важный момент. Если неплательщик произведет самовольное подключение, то будет нести ответственность за неисполнение судебного решения.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль