Инвестиции в ЖКХ: способы и проблемы привлечения

100
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Сегодня многие весьма негативно отзываются о плановой экономике, однако именно в ее эпоху состояние отечественной сферы ЖКХ было весьма достойным. В советские времена руководителей коммунальных служб не вынуждали выискивать в срочном порядке средства, чтобы покрыть основные статьи расходов.

Инвестиции в ЖКХ тогда не осуществлялись, однако государство финансировало отрасль по строго определенному алгоритму. Со времен перестройки ситуация кардинально изменилась. Нерегулярное поступление платежей от населения, масса долгов – и в результате предприятиям ЖКХ не остается ничего иного, кроме как искать помощи среди частных инвесторов.

Особенности инвестиций в сфере ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым и охватывает важнейшие стороны жизни любого населенного пункта. Сегодня функционирование этой сферы сопряжено со множеством трудностей, которые обуславливают необходимость привлечения инвестиций в ЖКХ.

Инвестициями в ЖКХ принято называть экономические ресурсы, которые используются для модернизации либо расширения производственного фонда жилищно-коммунальной сферы.

Особенности инвестирования в ЖКХ

  1. Привлечению частного капитала препятствует низкий уровень рентабельности вложенных средств.
  2. Предприятия ЖКХ располагают гарантированным рынком сбыта и являются естественными локальными монополистами.
  3. Инвесторы охотнее вкладывают средства в предприятия с предсказуемой политикой, ведь инвестиции в ЖКХ являются долговременными.
  4. Обслуживание потребителей, преимущественно населения, обеспечивает организации ЖКХ постоянными поступлениями живых денег.
  5. Отрасли свойственны крупные задолженности и высокий уровень инвестиционного риска.
  6. Системы регулирования тарифов других подсекторов ЖКХ определяют приток инвестиций коммерческих предприятий.

Какими способами можно привлечь инвестиции в ЖКХ

  1. Лизинг, который представляет собой передачу оборудования на определенных условиях и на определенный срок, обозначенный в договоре. Лизинг предполагает право того, кто получил оборудование по договору, выкупить его.
  2. Заключение договоров подряда на выполнение работ и предоставление услуг на конкурентной основе частными компаниями. Данный способ упростит управление объектами жилищно-коммунальной сферы и оптимизирует расходы при предоставлении услуг.
  3. Займы по облигациям и банковское кредитование.
  4. Передача имущества организаций ЖКХ и муниципальных предприятий управляющим компаниям, получающим фиксированное вознаграждение.
  5. Концессия, которая предполагает аренду с правом изменения объекта. При этом осуществляется эксплуатация и реабилитация объектов ЖКХ, а после окончания сроков концессии они возвращаются собственнику.
  6. Предоставление имущества объектов ЖКХ в долгосрочную аренду, при которой большую часть ответственности за ЖКУ несут не муниципальные органы, а компания оператора.
  7. Приватизация имущества ЖКХ частично компаниями и физическими лицами на возмездной основе.

Какие проблемы ЖКХ существуют на сегодняшний день

  1. Основные фонды изношены на 60%, в том числе:
  • котельные – на 55%;
  • тепловые и канализационные сети – на 63%;
  • коммунальные сети водоснабжения – на 65%;
  • водопровод и очистные сооружения – на 54%;
  • электросети – на 58%.
  1. Высокий уровень расходов, отсутствие стимулов для снижения издержек.
  2. Рост задолженности по оплате ЖКУ среди бюджетных организаций и населения.
  3. Кризисное положение жилищно-коммунального хозяйства.

Инвестиционные ресурсы ЖКХ являются совокупностью материальных и нематериальных активов, которые используются для достижения следующих целей:

  • реализация инвестиционной политики субъектов жилищно-коммунальной сферы;
  • разработка стратегии инвестиционной деятельности;
  • согласование интересов предприятий отрасли.

Целью инвестиций в ЖКХ муниципального образования является использование свободных ресурсов для качественного улучшения либо приобретения материальных и нематериальных активов для повышения конкурентоспособности предприятий и уровня прибыли.

Государство осуществляет поддержку модернизации ЖКХ по следующим направлениям:

  1. Срочное привлечение средств бюджета и международных кредитных организаций для финансирования тех инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере, которые являются наиболее эффективными и приоритетными. Гарантами данного вида инвестиций в ЖКХ выступают Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления.
  2. Стратегическое – реализуется путем разработки финансовых механизмов заемного финансирования и прямых инвестиций в ЖКХ, которые способствуют минимизации рисков привлечения частного капитала.

Главные задачи органов государственной власти в данном случае заключаются в:

  • модернизации и привлечении частных инвестиций в ЖКХ, создании нормативно-правовой, законодательной и методической базы для проведения реформ в сфере ЖКХ;
  • софинансировании программы адресной социальной помощи населению по оплате ЖК услуг;
  • использовании различных методов поддержки привлечения заемных средств:
  • предоставление гарантий международным финансовым организациям, которые планируют осуществить инвестиции в ЖКХ;
  • финансирование на безвозвратной и возвратной основах средствами федерального бюджета важных проектов по модернизации и технологическим преобразованиям объектов ЖКХ и связанных с ними энергетических комплексов ресурсообеспечения;
  • создании и продвижении эффективных механизмов использования бюджетных средств.

Государственно-частные инвестиции в ЖКХ

Участниками государственно-частного партнерства (ГЧП) с одной стороны являются органы местного управления и самоуправления, с другой – субъекты частного бизнеса. Данный механизм позволяет задействовать внебюджетные источники финансирования инвестиций в ЖКХ. При ГЧП государство не передает все права собственности частному партнеру.

Понятие ГЧП для нашей страны является новым, поэтому необходимость проводить его исследования и активно применять в современных экономических реалиях не вызывает сомнений. Особенно важное значение данный вид партнерства имеет для либерализации экономики и улучшения предпринимательской среды в целом.

Механизм привлечения инвестиций в ЖКХ с использованием ГЧП активно применяется в различных странах и сферах коммунального хозяйства:

  • в области водоснабжения и водоотведения механизмы ГЧП используются в Австралии, Канаде, Бельгии, Франции, Ирландии, Германии, Нидерландах, Испании, Португалии, Великобритании, Чили, США, Аргентине;
  • в сфере теплоснабжения – в Германии;
  • в секторе переработки и утилизации отходов ГЧП применяют такие страны, как Бельгия, Италия, Канада, Великобритания.

В США, Дании, Германии, Нидерландах активно заключаются перфоманс-контракты и создаются ЭСКО (энергосервисные компании), что способствует повышению энергоэффективности зданий, особенно в бюджетной сфере.

Какие выгоды получат частный бизнес и органы местного управления, привлекая инвестиции в ЖКХ с помощью механизма ГЧП?

Преимущества для частного сектора заключаются в:

  • постоянном доступе к рынку сбыта ЖКУ;
  • повышении эффективности управления организациями данной сферы и процессом оказания услуг, формировании значительного потенциала экономии топливно-энергетических ресурсов, что гарантирует возврат инвестиций в ЖКХ;
  • наличии ликвидного источника доходов – платежей потребителей услуг;
  • возможности вести деятельность в условиях отсутствия конкуренции и оказывать непосредственное влияние на стоимость и качество ЖКУ.

Преимущества для органов местного управления:

  • сохранение высокого уровня контроля деятельности предприятий ЖК сферы на подведомственной территории;
  • возможность использовать внебюджетный источник инвестиций в ЖКХ для обеспечения потребностей отрасли;
  • повышение эффективности деятельности предприятий и организаций данной сферы благодаря стремлению частных инвесторов вернуть вложенные ими инвестиции в ЖКХ с высоким уровнем рентабельности;
  • повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
  • оптимизация расходов бюджета благодаря сокращению расходов на инвестиции в ЖКХ;
  • повышение инвестиционной привлекательности экономики подведомственной территории благодаря эффективному функционированию ЖК инфраструктуры;
  • повышение надежности коммунальных систем, снижение числа аварийных ситуаций благодаря своевременному проведению реконструкции, модернизации, замены объектов инфраструктуры;
  • формирование инновационного пути развития предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы;
  • использование современных методов оказания услуг и новых технологий управления объектами ЖКХ;
  • укрепление энергетической безопасности государства благодаря повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

Органы местной власти, которые распоряжаются объектами жилищно-коммунального хозяйства, несут ответственность за деятельность, которая касается инвестиций в ЖКХ. Их решения определяют долгосрочную перспективу развития жилищно-коммунальной сферы подведомственной территории.

Основные формы привлечения инвестиций в ЖКХ с использованием механизмов ГЧП принято классифицировать на тактические и стратегические.

К тактическим видам ГЧП для привлечения средне- и краткосрочных инвестиций в ЖКХ со стороны частного бизнеса относятся:

  1. Контракты на обслуживание и техническое содействие.
  2. Договоры аренды.
  3. Контракты на управление.

Стратегические формы ГЧП, которые используются для привлечения долгосрочных инвестиций в ЖКХ от частного бизнеса, предполагают:

  1. Концессию на объекты инфраструктуры.
  2. Создание совместных предприятий.
  3. Заключение контрактов типа BOOT (от английского – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача) и их прочих видов.
  4. Приватизацию предприятий и организаций сферы ЖКХ.

Мнение эксперта

О перспективных направлениях выведения ЖКХ из кризиса

А.А. Кузьмина,
коммерческий директор АНО НИЦ Олега Григорьева «Неокономика»

В прошлом году Россия столкнулась со множеством макроэкономических трудностей, которые негативно повлияли на состояние экономики и бюджета страны. Есть опасения, что в течение нескольких следующих лет положение не улучшится: муниципалитеты и регионы будут сокращать расходы по многим важным статьям, а дефицит бюджета будет только возрастать. В этой ситуации может быть сокращено финансирование программ по преобразованию ЖКХ с перекладыванием части затрат на потребителей ЖК услуг путем повышения тарифов. Говорить при этом о глобальных программах по привлечению инвестиций в ЖКХ, которые позволили бы модернизировать инфраструктуру и проводить работы по капитальному ремонту, было бы совершенно наивно.

Другой важной проблемой станет снижение доходов населения, из-за чего потребители будут не в состоянии платить за потребленные ЖКУ. Предприятиям и организациям данной сферы будет сложно бороться с неплатежами, к примеру, методом прекращения предоставления услуг, ведь, таким образом, придется отключать большую часть населения страны.

Пока ситуация в области отечественного ЖКХ не столь плачевна. Однако, если экономическая ситуация не стабилизируется, предприятия отрасли будут вынуждены работать себе в убыток. Явления, которые мы наблюдаем сегодня, — девальвация рубля, падение цен на нефть, повышение уровня инфляции, реальное снижение доходов бюджета, бизнеса и населения — не внушают оптимизма.

Очевидно, что о государственной финансовой поддержке в такой обстановке предприятиям ЖК сферы остается только мечтать. Однако можно обратиться за помощью к сектору частного бизнеса. Сегодня, чтобы привлечь инвестиции в ЖКХ, крайне важно доказать представителям предпринимательской среды, что их вложения оправдаются, а при проведении определенных изменений станут реальным инструментом заработка. Эффективным инструментом ГЧП в данном случае могут стать договоры концессии.

Второй путь выхода из кризиса в данной сфере заключается в проведении радикальных изменений системы управления организациями и предприятиями ЖКХ. Ужесточение контроля деятельности на всех этапах, повышение производительности позволит значительно сократить издержки и увеличить входящие денежные потоки.

Первый и второй пути решения проблемы взаимосвязаны. Допустим, отдельно взятому предприятию жилищно-коммунальной сферы удалось реформировать управление, что принесло положительные результаты. Данный опыт может заинтересовать частный бизнес, который начнет управлять другими организациями либо вкладывать инвестиции в реформированное предприятие ЖКХ.

Почему государственно-частные инвестиции в ЖКХ не пользуются большим спросом

В чем заключается сущность государственно-частного партнерства? Моделью такого вида сотрудничества является, к примеру, крупный инфраструктурный проект, который реализуется на бюджетные средства и частные инвестиции в ЖКХ. В итоге прибыль и расходы распределяются между государством и частным бизнесом.

Эффективность проектов ГЧП оценивается с помощью таких критериев:

  • сроки осуществления;
  • период возврата средств.

При этом, если государство способно длительное время ждать возврата средств, то для частного инвестора долгое ожидание является проблемой. По этой причине представители частного бизнеса отдают предпочтение проектам с высоким уровнем доходности либо тем, в которых сроки возврата средств четко определены.

Основным фактором, препятствующим вложению инвестиций в ЖКХ со стороны представителей бизнеса, является чрезмерно длительный период вложения средств. Большинство проектов в данной сфере нуждается в инвестировании крупных сумм сразу, однако начала их возврата придется ждать несколько лет, а его полного завершения – порой все 20 или 30. Многие представители бизнеса считают подобные вложения чересчур рискованными, ссылаясь при этом на возможные политические, экономические и административные риски.

Не менее значительная сложность привлечения инвестиций в ЖКХ заключается в непредсказуемости финансовой модели, обусловленной растущими показателями просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг. 

Кроме того, каждый регион характеризуется своими дополнительными трудностями привлечения инвестиций в ЖКХ. К примеру, на Крайнем Севере уровень задолженности растет из-за миграции населения: многие жители стремятся переехать в регионы с благоприятными климатическими условиями, и, если это происходит, их долги остаются непогашенными.

Среди основных причин неуклонного возрастания уровня просроченной задолженности населения за услуги ЖКХ можно выделить следующие:

  • Низкий уровень платежной дисциплины. Ситуация усугубляется лозунгами, сохранившимися еще со времен плановой экономики, о том, что все ресурсы являются достоянием народа и платить за них не нужно.
  • Ежегодный рост тарифов. В течение нескольких последних лет рост стоимости КУ в несколько раз опережает темпы повышения уровня инфляции. 
  • Нежелание потребителей платить за коммунальные услуги из-за их низкого качества.

Какие меры принимаются сегодня для снижения объема просроченной задолженности:

  • Управляющие компании, ЖК, ТСЖ и ЖСК начали активно привлекать к сотрудничеству коллекторские агентства, благодаря чему доля проблемной задолженности на некоторых участках сократилась до 10-15%.
  • Для стабилизации ситуации с задолженностью планируется введение индекса предельного роста совокупного платежа для потребителей услуг ЖКХ, который будет определяться с учетом регионального коэффициента и показателей уровня инфляции прошлого года. Планка будет устанавливаться в целом по субъекту, после чего региональные власти будут задавать предельные показатели для муниципалитетов.
  • Для сокращения долгов правительство предлагает ввести систему авансовых платежей для тех, кто в полном объеме и своевременно не оплачивает КУ.

Для того чтобы привлечь инвестиции в ЖКХ, необходимо сделать рост тарифов максимально предсказуемым, что даст возможность инвесторам с максимальной точностью просчитать все параметры вложения.

Эксперты считают, что следующим важным шагом государства должно стать принятие закона о ГЧП. Многие инвесторы сегодня работают по договору концессии, однако для создания новых банковских продуктов по кредитованию жилищно-коммунальной сферы нужны более гибкие модели взаимодействия. Фонд ЖКХ, расширив сферу своей деятельности, должен выступать гарантом процентных ставок.

Широко обсуждается идея предоставлять сбытовые скидки управляющим компаниям (УК). В случае внедрения этой нормы в практику УК смогут получать коммунальные ресурсы как оптовые покупатели и продавать их потребителям с наценкой, что станет источником дополнительной прибыли.

Некоторые известные российские компании уже проявили интерес к инвестициям в сферу ЖКХ. К примеру, крупнейший застройщик ГК «Мортон» разработал программу модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства Подмосковья на принципах ГЧП и приступил к ее реализации. На сегодняшний день в Подмосковье функционирует 661 комплекс очистных сооружений, в которые каждые сутки поступает около 2 млн. куб. м. сточных вод. Из-за того, что существующие инженерные системы не справляются со столь высокой нагрузкой, а степень их изношенности достигает почти 60%, в регионе образовалось около двух десятков проблемных зон.

Привлечение инвестиций в ЖКХ, или чем заинтересовать инвесторов

Выделяют четыре категории инвесторов, которые осуществляют финансирование сферы ЖКХ:

  • Распорядители бюджетного финансирования:
    • муниципалитеты;
    • бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ (инвестиционные проекты регионального уровня);
    • областные и федеральные целевые программы.
  • Инвестиционные фонды с банковским участием:
  1. ОАО «Евразийский» (при участии ВЭБ);
  2. ЕАБР (Евразийский Банк Развития);
  3. зарубежные банки, такие как Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР).
  • Инфраструктурные инвесторы – это российские банки, которые осуществляют инвестиции в проекты инфраструктуры:
  • Государственная корпорация Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности);
  • ОАО «Банк ВТБ».

Выделяют следующие основные способы участия инфраструктурных инвесторов в проектах сферы ЖКХ:

  • участие в акционерном капитале компаний, которые уже функционируют либо находятся на этапе создания;
  • предоставление кредитов;
  • гарантирование кредитов.
  • Частные операторы, которые представлены компаниями, управляющими активами ЖКХ на правах собственности либо долгосрочной аренды.

Сегодня крайне важно привлекать инвестиции в ЖКХ, для этого следует максимально удовлетворить требования потенциальных инвесторов к условиям финансирования. О каких требованиях идет речь?

1. С точки зрения распорядителей бюджетного финансирования, наибольшую важность имеют:

  • тщательно проработанная инвестиционная программа;
  • положительный социально-экономический эффект от реализации инвестиций в ЖКХ, который оценивается по следующим показателям:
  • инвестиционная привлекательность (к примеру, чистая приведенная стоимость);
  • социальная привлекательность:
    • «бюджетная эффективность»;
    • снижение затрат на оказание услуг;
    • эффект для конечных потребителей (снижение темпов роста тарифов на услуги);
    • повышение надежности;
    • увеличение числа рабочих мест и пр.

Описанные выше критерии оценки дают понять, что государственные (бюджетные) инвестиции в ЖКХ могут быть привлечены к участию в проектах, заведомо непривлекательных с экономической точки зрения.

2. Для инфраструктурных инвесторов, в отличие от первой категории, гораздо более важное значение имеют следующие характеристики проекта:

  • инвестиционная привлекательность;
  • сроки реализации проекта;
  • характеристики населенных пунктов, которые являются получателями инвестиций в ЖКХ;
  • потенциальные риски вложения;
  • наличие поручителей по кредиту.

Особенностью данной группы инвесторов являются ограничения по сумме (доле) вложений в проект.

3. Для частных инвесторов наиболее важны такие показатели:

  • инвестиционная привлекательность проекта;
  • снижение рисков, гарантии возврата инвестированных средств.

Наиболее распространенные условия привлечения инвестиций в ЖКХ от частных инвесторов выглядят следующим образом:

  • согласование тарифов до момента возврата средств;
  • заключение договора концессии либо долгосрочной аренды с владельцем объектов инфраструктуры;
  • гарантирование кредитов органами власти;
  • четкое исполнение показателей рентабельности и сроков окупаемости;
  • бюджетное софинансирование;
  • предоставление органами власти льгот тем частным операторам, которые осуществляют инвестиции в ЖКХ.

С какими рисками связаны частные инвестиции в ЖКХ

Установление партнерских отношений между частным бизнесом и органами местной власти сопровождается рисками для обеих сторон, обусловленных следующими факторами:

  • социальная значимость ЖК услуг;
  • характер взаимоотношений между участниками потребления услуг и их производства;
  • специфика отрасли;
  • порядок управления и регулирования сферы ЖКХ.

Основные риски прихода инвестиций частного бизнеса в ЖКХ для потребителей услуг заключаются в следующем:

  1. Ухудшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
  2. Рост стоимости ЖКУ, обусловленный следующими факторами:
    • увеличение себестоимости услуг;
    • повышение уровня рентабельности в структуре тарифа;
    • рост доли затрат на инвестиции в ЖКХ в структуре тарифа.
  3. Предоставление услуг в неполном объеме, перебои с поставками ЖКУ.

Риски органов местной власти, которые несут ответственность на подведомственной территории за предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества и в полном объеме, связаны с:

  1. Утратой контроля над сферой ЖКХ в конкретной административно-территориальной единице.
  2. Выбором частного партнера для реализации следующих форм привлечения инвестиций в ЖКХ:
    • контракт на управление;
    • концессия на функционирующие объекты инфраструктуры;
    • контракт на аренду;
    • создание совместных организаций;
    • контракты типа BOOT, другие их разновидности;
    • приватизация ЖК организаций.
  3. Падением показателей эффективности деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.
  4. Невыполнением частным инвестором условий договора.
  5. Нарушением ввода объектов в эксплуатацию и осуществления инвестиций в ЖКХ.
  6. Превышением расходов по смете, предусмотренных на реконструкцию и новое строительство.
  7. Ростом эксплуатационных затрат.
  8. Недостаточным опытом работы частного оператора в области жилищно-коммунальных услуг.
  9. Недофинансированием инвестиций в ЖКХ частным партнером.

Какие риски препятствуют поступлению частных инвестиций в ЖКХ административно-территориальных образований?

  • тарифный;
  • законодательный;
  • договорный;
  • административный;
  • финансовый;
  • социальный;
  • инфраструктурный;
  • кадровый;
  • инвестиционный;
  • макроэкономический;
  • информационный;
  • рыночный.

Чтобы сравнить эффективность инвестиций проекта со схожим назначением, потенциальному инвестору следует тщательно изучить сведения о реальном состоянии жилищно-коммунального хозяйства данной административно-территориальной единицы. Детальный анализ рисков позволит ответить на два основных вопроса:

  • насколько серьезен риск для потенциального инвестора;
  • как нейтрализовать риск.

Крайне важна разработка системы, которая поможет количественно оценить риски для представителей частного бизнеса при вложении ими инвестиций в ЖКХ конкретной административно-территориальной единицы. Ведь инвесторов, прежде всего, привлекают те объекты, которые характеризуются наименьшим количеством рисков.

Основные направления инвестиций в ЖКХ в 2017 году

Последние изменения в ФЗ «О концессионных соглашениях» направлены на то, чтобы внедрить специальное регулирование для некоторых объектов ЖКХ и активно вовлечь их в процесс концессии. Прежде всего, речь идет об:

  • объектах газоснабжения;
  • объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация и размещение твердых коммунальных отходов;
  • объектах социального обслуживания граждан.

В условиях ускоряющегося процесса износа фондов и отсутствия в бюджете средств на модернизацию, поправки в законе должны способствовать активизации процесса привлечения инвестиций в ЖКХ.

Особое воодушевление рынка вызвали законодательные изменения, которые упростили проведение совместных конкурсов в жилищно-коммунальной сфере и сделали регион обязательным участником муниципальных концессионных соглашений в сферах водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения.

Введенные поправки направлены на объединение в рамках одного проекта нескольких коммунальных систем (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), в том числе тех, которые расположены в разных муниципальных образованиях. Такой подход будет способствовать привлечению инвестиций в ЖКХ малых муниципальных образований и поддержанию баланса экономики проекта благодаря комбинации неприбыльных и коммерчески привлекательных объектов. Скорость количественного роста заключаемых концессий может снизиться, однако объем инвестиций, привлекаемых в ЖКХ, вероятнее всего, возрастет.

Следующее нововведение заключается во внедрении в качестве обязательного условия соглашения размера арендной платы за пользование концессионером земельным участком. Кроме того, за счет концессионной платы теперь разрешено покрывать расходы концедента на подготовку и проведение конкурса. Ожидается, что такие изменения будут способствовать росту интереса бизнеса к осуществлению инвестиций в ЖКХ.

С января 2017 года было объявлено несколько десятков концессионных конкурсов, и большая их часть относится именно к жилищно-коммунальной сфере. Сейчас речь идет преимущественно об электро-, водо- и теплоснабжении, однако ожидается значительное расширение данного перечня.

По уже сложившейся традиции, к числу ТОП концессионных проектов 2017 года относятся концессии в сфере переработки и размещения твердых коммунальных отходов, а также транспорта.

Мнение эксперта

ЖКХ в России требует перемен

В.Р. Аванесян,
доцент Столичной финансово-гуманитарной академии, кандидат экономических наук

Чтобы интересы как потребителей ЖК услуг, так и их поставщиков были максимально удовлетворены, необходимо проводить институциональные реформы жилищно-коммунального хозяйства. Какие изменения следует внедрять в первую очередь?

Снижение доли государственного либо муниципального участия, демонополизация сферы ЖКХ и создание реальной конкурентной среды. Активное использование разнообразных форм передачи инфраструктурных объектов в частные руки— к примеру, с помощью акционирования. Такой подход снизит криминальную привлекательность сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Создание комфортной инвестиционной рыночной среды, что, прежде всего, предполагает:

  • улучшение доступа к финансовым ресурсам;
  • повышение уровня мотивации к совершенствованию услуг;
  • обеспечение защиты прав собственности;
  • со стороны государства – развитие тарифного регулирования и правового поля, уменьшение своего участия в качестве производителя ЖКУ и собственника фондов, исполнение роли социального гаранта.

Привлечение частных инвестиций в ЖКУ путем расширения форм управления объектами инженерной инфраструктуры, вплоть до их разгосударствления. Ставка на концессии, к сожалению, приводит к тому, что компании по большому счету лишь развивают и обслуживают арендуемый ими объект за счет бюджетных или собственных средств, а в случае с быстро окупаемыми и высокоэффективными проектами — кредитных средств на общих условиях. Чтобы частный инвестор осуществил вложение в создание или обновление инженерной инфраструктуры, он должен согласовывать с властью все риски и полностью контролировать деятельность компании.

Инвестиции в ЖКХ: способы и проблемы привлечения

Какие прогнозы на счет инвестиций в ЖКХ дает Минстрой

Несмотря на множество проблем, которые есть сегодня в сфере отечественного жилищно-коммунального хозяйства, данная область имеет и неоспоримые достоинства. В чем они заключаются?

  • отрасль стабильно работает даже в кризис;
  • финансовый оборот за прошлый год составил 4,3 трлн. руб.;
  • потребителями услуг являются все жители страны, а это 145 млн. человек.

Данные Минстроя России говорят, что в течение ближайших 5 лет потребность в инвестициях в ЖКХ составит около 500 млрд. руб. в год. Государственному бюджету такие расходы не осилить, поэтому ставку необходимо делать на развитие сотрудничества с инвесторами. 

Важнейшие задачи Министерство видит, с одной стороны, в поддержке инвесторов и в осуществлении контроля над тем, как соблюдаются интересы потребителей, с другой. Для поддержки государственно-частного партнерства в формате концессии такой баланс чрезвычайно важен.

Приведем несколько примеров успешного сотрудничества государства и бизнеса в сфере ЖКХ:

  • Во Владимирской области заключили концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения на 20 лет, объем инвестиций составил 819,7 млн. руб.
  • В ХМАО договор концессии относительно объектов теплоснабжения подписан на 30 лет, объем инвестиций – 1,3 млрд. руб.
  • В Волгограде подобное соглашение, подписанное на 29 лет, касается объектов водоснабжения и водоотведения, объем инвестиций – 58 млрд. руб.

Мероприятия, которые разрабатывает и внедряет Минстрой, направлены на то, чтобы инвестиции в ЖКХ стали более понятными и интересными для бизнеса. В каждом регионе проводится активная работа с потенциальными инвесторами, готовится к запуску биржа проектов в области жилищно-коммунального хозяйства, каждые 3 месяца составляется рейтинг регионов, которые наиболее привлекательны для вложений.

Цель концессии заключается в том, чтобы и частный бизнес, и государство получили выгоду от сотрудничества. Для ее достижения были определены долгосрочные тарифы, их формула не изменяется в течение всего периода действия договора. Прибыль бизнеса зафиксирована на уровне 5%.

До 5 млн руб. фонд ЖКХ выделяет на подготовку проектов реконструкции и модернизации объектов данной сферы. Помощь государства при реализации соглашений концессии в области ТКО, тепло- и водоснабжения, водоотведения заключается в субсидировании процентной ставки по кредитам до 65%. Дополнительные меры государственной поддер­жки разработаны для небольших городов с населением 250 тыс. человек и менее.

Специалисты провели анализ результатов концессионного сотрудничества в 35 регионах России и отметили улучшение качества жизни 3,4 млн. человек, а также существенное снижение количества потерь и аварий в области жилищно-коммунальной сфере. Разрабатывая проект модернизации коммунальной инфра­структуры через Фонд ЖКХ, государство субсидирует до 5% от его стоимости, а финансирование из бюджета может составить до 60%. Со стороны инвестора, а также регионального или муниципального бюджетов должно быть профинансировано не менее 20% стоимости проекта.

Информация об экспертах

В.Р. Аванесян, доцент Столичной финансово-гуманитарной академии, кандидат экономических наук.

А.А. Кузьмина, коммерческий директор АНО НИЦ Олега Григорьева «Неокономика». Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева «Неокономика» основана в 2011 году. Основные направления, в рамках которых ведутся научно-исследовательские работы: модели экономического развития; экономическая и социальная история (последние 250 лет); история социальных и экономических институтов; теория элит (в контексте становления современной социально-экономической системы); муниципальное управление и развитие территорий; управление фирмой; анализ и конструирование новых социальных институтов, оценка их жизнеспособности.                                                                                                                                                   



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!