text
ЖКХ

Инвестиции в ЖКХ: способы и проблемы привлечения

  • 20 июня 2017
  • 3026
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com

Сегодня многие весьма негативно отзываются о плановой экономике, однако именно в ее эпоху состояние отечественной сферы ЖКХ было весьма достойным. В советские времена руководителей коммунальных служб не вынуждали выискивать в срочном порядке средства, чтобы покрыть основные статьи расходов.

Инвестиции в ЖКХ тогда не осуществлялись, однако государство финансировало отрасль по строго определенному алгоритму. Со времен перестройки ситуация кардинально изменилась. Нерегулярное поступление платежей от населения, масса долгов – и в результате предприятиям ЖКХ не остается ничего иного, кроме как искать помощи среди частных инвесторов.

Особенности инвестиций в сфере ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым и охватывает важнейшие стороны жизни любого населенного пункта. Сегодня функционирование этой сферы сопряжено со множеством трудностей, которые обуславливают необходимость привлечения инвестиций в ЖКХ.

Инвестициями в ЖКХ принято называть экономические ресурсы, которые используются для модернизации либо расширения производственного фонда жилищно-коммунальной сферы.

Особенности инвестирования в ЖКХ

  1. Привлечению частного капитала препятствует низкий уровень рентабельности вложенных средств.
  2. Предприятия ЖКХ располагают гарантированным рынком сбыта и являются естественными локальными монополистами.
  3. Инвесторы охотнее вкладывают средства в предприятия с предсказуемой политикой, ведь инвестиции в ЖКХ являются долговременными.
  4. Обслуживание потребителей, преимущественно населения, обеспечивает организации ЖКХ постоянными поступлениями живых денег.
  5. Отрасли свойственны крупные задолженности и высокий уровень инвестиционного риска.
  6. Системы регулирования тарифов других подсекторов ЖКХ определяют приток инвестиций коммерческих предприятий.

Какими способами можно привлечь инвестиции в ЖКХ

  1. Лизинг, который представляет собой передачу оборудования на определенных условиях и на определенный срок, обозначенный в договоре. Лизинг предполагает право того, кто получил оборудование по договору, выкупить его.
  2. Заключение договоров подряда на выполнение работ и предоставление услуг на конкурентной основе частными компаниями. Данный способ упростит управление объектами жилищно-коммунальной сферы и оптимизирует расходы при предоставлении услуг.
  3. Займы по облигациям и банковское кредитование.
  4. Передача имущества организаций ЖКХ и муниципальных предприятий управляющим компаниям, получающим фиксированное вознаграждение.
  5. Концессия, которая предполагает аренду с правом изменения объекта. При этом осуществляется эксплуатация и реабилитация объектов ЖКХ, а после окончания сроков концессии они возвращаются собственнику.
  6. Предоставление имущества объектов ЖКХ в долгосрочную аренду, при которой большую часть ответственности за ЖКУ несут не муниципальные органы, а компания оператора.
  7. Приватизация имущества ЖКХ частично компаниями и физическими лицами на возмездной основе.

Какие проблемы ЖКХ существуют на сегодняшний день

  1. Основные фонды изношены на 60%, в том числе:
  • котельные – на 55%;
  • тепловые и канализационные сети – на 63%;
  • коммунальные сети водоснабжения – на 65%;
  • водопровод и очистные сооружения – на 54%;
  • электросети – на 58%.
  1. Высокий уровень расходов, отсутствие стимулов для снижения издержек.
  2. Рост задолженности по оплате ЖКУ среди бюджетных организаций и населения.
  3. Кризисное положение жилищно-коммунального хозяйства.

Инвестиционные ресурсы ЖКХ являются совокупностью материальных и нематериальных активов, которые используются для достижения следующих целей:

  • реализация инвестиционной политики субъектов жилищно-коммунальной сферы;
  • разработка стратегии инвестиционной деятельности;
  • согласование интересов предприятий отрасли.

Целью инвестиций в ЖКХ муниципального образования является использование свободных ресурсов для качественного улучшения либо приобретения материальных и нематериальных активов для повышения конкурентоспособности предприятий и уровня прибыли.

Государство осуществляет поддержку модернизации ЖКХ по следующим направлениям:

  1. Срочное привлечение средств бюджета и международных кредитных организаций для финансирования тех инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере, которые являются наиболее эффективными и приоритетными. Гарантами данного вида инвестиций в ЖКХ выступают Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления.
  2. Стратегическое – реализуется путем разработки финансовых механизмов заемного финансирования и прямых инвестиций в ЖКХ, которые способствуют минимизации рисков привлечения частного капитала.

Главные задачи органов государственной власти в данном случае заключаются в:

  • модернизации и привлечении частных инвестиций в ЖКХ, создании нормативно-правовой, законодательной и методической базы для проведения реформ в сфере ЖКХ;
  • софинансировании программы адресной социальной помощи населению по оплате ЖК услуг;
  • использовании различных методов поддержки привлечения заемных средств:
  • предоставление гарантий международным финансовым организациям, которые планируют осуществить инвестиции в ЖКХ;
  • финансирование на безвозвратной и возвратной основах средствами федерального бюджета важных проектов по модернизации и технологическим преобразованиям объектов ЖКХ и связанных с ними энергетических комплексов ресурсообеспечения;
  • создании и продвижении эффективных механизмов использования бюджетных средств.

Государственно-частные инвестиции в ЖКХ

Участниками государственно-частного партнерства (ГЧП) с одной стороны являются органы местного управления и самоуправления, с другой – субъекты частного бизнеса. Данный механизм позволяет задействовать внебюджетные источники финансирования инвестиций в ЖКХ. При ГЧП государство не передает все права собственности частному партнеру.

Понятие ГЧП для нашей страны является новым, поэтому необходимость проводить его исследования и активно применять в современных экономических реалиях не вызывает сомнений. Особенно важное значение данный вид партнерства имеет для либерализации экономики и улучшения предпринимательской среды в целом.

Механизм привлечения инвестиций в ЖКХ с использованием ГЧП активно применяется в различных странах и сферах коммунального хозяйства:

  • в области водоснабжения и водоотведения механизмы ГЧП используются в Австралии, Канаде, Бельгии, Франции, Ирландии, Германии, Нидерландах, Испании, Португалии, Великобритании, Чили, США, Аргентине;
  • в сфере теплоснабжения – в Германии;
  • в секторе переработки и утилизации отходов ГЧП применяют такие страны, как Бельгия, Италия, Канада, Великобритания.

В США, Дании, Германии, Нидерландах активно заключаются перфоманс-контракты и создаются ЭСКО (энергосервисные компании), что способствует повышению энергоэффективности зданий, особенно в бюджетной сфере.

Какие выгоды получат частный бизнес и органы местного управления, привлекая инвестиции в ЖКХ с помощью механизма ГЧП?

Преимущества для частного сектора заключаются в:

  • постоянном доступе к рынку сбыта ЖКУ;
  • повышении эффективности управления организациями данной сферы и процессом оказания услуг, формировании значительного потенциала экономии топливно-энергетических ресурсов, что гарантирует возврат инвестиций в ЖКХ;
  • наличии ликвидного источника доходов – платежей потребителей услуг;
  • возможности вести деятельность в условиях отсутствия конкуренции и оказывать непосредственное влияние на стоимость и качество ЖКУ.

Преимущества для органов местного управления:

  • сохранение высокого уровня контроля деятельности предприятий ЖК сферы на подведомственной территории;
  • возможность использовать внебюджетный источник инвестиций в ЖКХ для обеспечения потребностей отрасли;
  • повышение эффективности деятельности предприятий и организаций данной сферы благодаря стремлению частных инвесторов вернуть вложенные ими инвестиции в ЖКХ с высоким уровнем рентабельности;
  • повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
  • оптимизация расходов бюджета благодаря сокращению расходов на инвестиции в ЖКХ;
  • повышение инвестиционной привлекательности экономики подведомственной территории благодаря эффективному функционированию ЖК инфраструктуры;
  • повышение надежности коммунальных систем, снижение числа аварийных ситуаций благодаря своевременному проведению реконструкции, модернизации, замены объектов инфраструктуры;
  • формирование инновационного пути развития предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы;
  • использование современных методов оказания услуг и новых технологий управления объектами ЖКХ;
  • укрепление энергетической безопасности государства благодаря повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

Органы местной власти, которые распоряжаются объектами жилищно-коммунального хозяйства, несут ответственность за деятельность, которая касается инвестиций в ЖКХ. Их решения определяют долгосрочную перспективу развития жилищно-коммунальной сферы подведомственной территории.

Основные формы привлечения инвестиций в ЖКХ с использованием механизмов ГЧП принято классифицировать на тактические и стратегические.

К тактическим видам ГЧП для привлечения средне- и краткосрочных инвестиций в ЖКХ со стороны частного бизнеса относятся:

  1. Контракты на обслуживание и техническое содействие.
  2. Договоры аренды.
  3. Контракты на управление.

Стратегические формы ГЧП, которые используются для привлечения долгосрочных инвестиций в ЖКХ от частного бизнеса, предполагают:

  1. Концессию на объекты инфраструктуры.
  2. Создание совместных предприятий.
  3. Заключение контрактов типа BOOT (от английского – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача) и их прочих видов.
  4. Приватизацию предприятий и организаций сферы ЖКХ.

Мнение эксперта

О перспективных направлениях выведения ЖКХ из кризиса

А.А. Кузьмина,
коммерческий директор АНО НИЦ Олега Григорьева «Неокономика»

В прошлом году Россия столкнулась со множеством макроэкономических трудностей, которые негативно повлияли на состояние экономики и бюджета страны. Есть опасения, что в течение нескольких следующих лет положение не улучшится: муниципалитеты и регионы будут сокращать расходы по многим важным статьям, а дефицит бюджета будет только возрастать. В этой ситуации может быть сокращено финансирование программ по преобразованию ЖКХ с перекладыванием части затрат на потребителей ЖК услуг путем повышения тарифов. Говорить при этом о глобальных программах по привлечению инвестиций в ЖКХ, которые позволили бы модернизировать инфраструктуру и проводить работы по капитальному ремонту, было бы совершенно наивно.

Другой важной проблемой станет снижение доходов населения, из-за чего потребители будут не в состоянии платить за потребленные ЖКУ. Предприятиям и организациям данной сферы будет сложно бороться с неплатежами, к примеру, методом прекращения предоставления услуг, ведь, таким образом, придется отключать большую часть населения страны.

Пока ситуация в области отечественного ЖКХ не столь плачевна. Однако, если экономическая ситуация не стабилизируется, предприятия отрасли будут вынуждены работать себе в убыток. Явления, которые мы наблюдаем сегодня, — девальвация рубля, падение цен на нефть, повышение уровня инфляции, реальное снижение доходов бюджета, бизнеса и населения — не внушают оптимизма.

Очевидно, что о государственной финансовой поддержке в такой обстановке предприятиям ЖК сферы остается только мечтать. Однако можно обратиться за помощью к сектору частного бизнеса. Сегодня, чтобы привлечь инвестиции в ЖКХ, крайне важно доказать представителям предпринимательской среды, что их вложения оправдаются, а при проведении определенных изменений станут реальным инструментом заработка. Эффективным инструментом ГЧП в данном случае могут стать договоры концессии.

Второй путь выхода из кризиса в данной сфере заключается в проведении радикальных изменений системы управления организациями и предприятиями ЖКХ. Ужесточение контроля деятельности на всех этапах, повышение производительности позволит значительно сократить издержки и увеличить входящие денежные потоки.

Первый и второй пути решения проблемы взаимосвязаны. Допустим, отдельно взятому предприятию жилищно-коммунальной сферы удалось реформировать управление, что принесло положительные результаты. Данный опыт может заинтересовать частный бизнес, который начнет управлять другими организациями либо вкладывать инвестиции в реформированное предприятие ЖКХ.

Почему государственно-частные инвестиции в ЖКХ не пользуются большим спросом

В чем заключается сущность государственно-частного партнерства? Моделью такого вида сотрудничества является, к примеру, крупный инфраструктурный проект, который реализуется на бюджетные средства и частные инвестиции в ЖКХ. В итоге прибыль и расходы распределяются между государством и частным бизнесом.

Эффективность проектов ГЧП оценивается с помощью таких критериев:

  • сроки осуществления;
  • период возврата средств.

При этом, если государство способно длительное время ждать возврата средств, то для частного инвестора долгое ожидание является проблемой. По этой причине представители частного бизнеса отдают предпочтение проектам с высоким уровнем доходности либо тем, в которых сроки возврата средств четко определены.

Основным фактором, препятствующим вложению инвестиций в ЖКХ со стороны представителей бизнеса, является чрезмерно длительный период вложения средств. Большинство проектов в данной сфере нуждается в инвестировании крупных сумм сразу, однако начала их возврата придется ждать несколько лет, а его полного завершения – порой все 20 или 30. Многие представители бизнеса считают подобные вложения чересчур рискованными, ссылаясь при этом на возможные политические, экономические и административные риски.

Не менее значительная сложность привлечения инвестиций в ЖКХ заключается в непредсказуемости финансовой модели, обусловленной растущими показателями просроченной задолженности по оплате коммунальных услуг. 

Кроме того, каждый регион характеризуется своими дополнительными трудностями привлечения инвестиций в ЖКХ. К примеру, на Крайнем Севере уровень задолженности растет из-за миграции населения: многие жители стремятся переехать в регионы с благоприятными климатическими условиями, и, если это происходит, их долги остаются непогашенными.

Среди основных причин неуклонного возрастания уровня просроченной задолженности населения за услуги ЖКХ можно выделить следующие:

  • Низкий уровень платежной дисциплины. Ситуация усугубляется лозунгами, сохранившимися еще со времен плановой экономики, о том, что все ресурсы являются достоянием народа и платить за них не нужно.
  • Ежегодный рост тарифов. В течение нескольких последних лет рост стоимости КУ в несколько раз опережает темпы повышения уровня инфляции. 
  • Нежелание потребителей платить за коммунальные услуги из-за их низкого качества.

Какие меры принимаются сегодня для снижения объема просроченной задолженности:

  • Управляющие компании, ЖК, ТСЖ и ЖСК начали активно привлекать к сотрудничеству коллекторские агентства, благодаря чему доля проблемной задолженности на некоторых участках сократилась до 10-15%.
  • Для стабилизации ситуации с задолженностью планируется введение индекса предельного роста совокупного платежа для потребителей услуг ЖКХ, который будет определяться с учетом регионального коэффициента и показателей уровня инфляции прошлого года. Планка будет устанавливаться в целом по субъекту, после чего региональные власти будут задавать предельные показатели для муниципалитетов.
  • Для сокращения долгов правительство предлагает ввести систему авансовых платежей для тех, кто в полном объеме и своевременно не оплачивает КУ.

Для того чтобы привлечь инвестиции в ЖКХ, необходимо сделать рост тарифов максимально предсказуемым, что даст возможность инвесторам с максимальной точностью просчитать все параметры вложения.

Эксперты считают, что следующим важным шагом государства должно стать принятие закона о ГЧП. Многие инвесторы сегодня работают по договору концессии, однако для создания новых банковских продуктов по кредитованию жилищно-коммунальной сферы нужны более гибкие модели взаимодействия. Фонд ЖКХ, расширив сферу своей деятельности, должен выступать гарантом процентных ставок.

Широко обсуждается идея предоставлять сбытовые скидки управляющим компаниям (УК). В случае внедрения этой нормы в практику УК смогут получать коммунальные ресурсы как оптовые покупатели и продавать их потребителям с наценкой, что станет источником дополнительной прибыли.

Некоторые известные российские компании уже проявили интерес к инвестициям в сферу ЖКХ. К примеру, крупнейший застройщик ГК «Мортон» разработал программу модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства Подмосковья на принципах ГЧП и приступил к ее реализации. На сегодняшний день в Подмосковье функционирует 661 комплекс очистных сооружений, в которые каждые сутки поступает около 2 млн. куб. м. сточных вод. Из-за того, что существующие инженерные системы не справляются со столь высокой нагрузкой, а степень их изношенности достигает почти 60%, в регионе образовалось около двух десятков проблемных зон.

Привлечение инвестиций в ЖКХ, или чем заинтересовать инвесторов

Выделяют четыре категории инвесторов, которые осуществляют финансирование сферы ЖКХ:

  • Распорядители бюджетного финансирования:
    • муниципалитеты;
    • бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ (инвестиционные проекты регионального уровня);
    • областные и федеральные целевые программы.
  • Инвестиционные фонды с банковским участием:
  1. ОАО «Евразийский» (при участии ВЭБ);
  2. ЕАБР (Евразийский Банк Развития);
  3. зарубежные банки, такие как Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР).
  • Инфраструктурные инвесторы – это российские банки, которые осуществляют инвестиции в проекты инфраструктуры:
  • Государственная корпорация Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности);
  • ОАО «Банк ВТБ».

Выделяют следующие основные способы участия инфраструктурных инвесторов в проектах сферы ЖКХ:

  • участие в акционерном капитале компаний, которые уже функционируют либо находятся на этапе создания;
  • предоставление кредитов;
  • гарантирование кредитов.
  • Частные операторы, которые представлены компаниями, управляющими активами ЖКХ на правах собственности либо долгосрочной аренды.

Сегодня крайне важно привлекать инвестиции в ЖКХ, для этого следует максимально удовлетворить требования потенциальных инвесторов к условиям финансирования. О каких требованиях идет речь?

1. С точки зрения распорядителей бюджетного финансирования, наибольшую важность имеют:

  • тщательно проработанная инвестиционная программа;
  • положительный социально-экономический эффект от реализации инвестиций в ЖКХ, который оценивается по следующим показателям:
  • инвестиционная привлекательность (к примеру, чистая приведенная стоимость);
  • социальная привлекательность:
    • «бюджетная эффективность»;
    • снижение затрат на оказание услуг;
    • эффект для конечных потребителей (снижение темпов роста тарифов на услуги);
    • повышение надежности;
    • увеличение числа рабочих мест и пр.

Описанные выше критерии оценки дают понять, что государственные (бюджетные) инвестиции в ЖКХ могут быть привлечены к участию в проектах, заведомо непривлекательных с экономической точки зрения.

2. Для инфраструктурных инвесторов, в отличие от первой категории, гораздо более важное значение имеют следующие характеристики проекта:

  • инвестиционная привлекательность;
  • сроки реализации проекта;
  • характеристики населенных пунктов, которые являются получателями инвестиций в ЖКХ;
  • потенциальные риски вложения;
  • наличие поручителей по кредиту.

Особенностью данной группы инвесторов являются ограничения по сумме (доле) вложений в проект.

3. Для частных инвесторов наиболее важны такие показатели:

  • инвестиционная привлекательность проекта;
  • снижение рисков, гарантии возврата инвестированных средств.

Наиболее распространенные условия привлечения инвестиций в ЖКХ от частных инвесторов выглядят следующим образом:

  • согласование тарифов до момента возврата средств;
  • заключение договора концессии либо долгосрочной аренды с владельцем объектов инфраструктуры;
  • гарантирование кредитов органами власти;
  • четкое исполнение показателей рентабельности и сроков окупаемости;
  • бюджетное софинансирование;
  • предоставление органами власти льгот тем частным операторам, которые осуществляют инвестиции в ЖКХ.

С какими рисками связаны частные инвестиции в ЖКХ

Установление партнерских отношений между частным бизнесом и органами местной власти сопровождается рисками для обеих сторон, обусловленных следующими факторами:

  • социальная значимость ЖК услуг;
  • характер взаимоотношений между участниками потребления услуг и их производства;
  • специфика отрасли;
  • порядок управления и регулирования сферы ЖКХ.

Основные риски прихода инвестиций частного бизнеса в ЖКХ для потребителей услуг заключаются в следующем:

  1. Ухудшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
  2. Рост стоимости ЖКУ, обусловленный следующими факторами:
    • увеличение себестоимости услуг;
    • повышение уровня рентабельности в структуре тарифа;
    • рост доли затрат на инвестиции в ЖКХ в структуре тарифа.
  3. Предоставление услуг в неполном объеме, перебои с поставками ЖКУ.

Риски органов местной власти, которые несут ответственность на подведомственной территории за предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества и в полном объеме, связаны с:

  1. Утратой контроля над сферой ЖКХ в конкретной административно-территориальной единице.
  2. Выбором частного партнера для реализации следующих форм привлечения инвестиций в ЖКХ:
    • контракт на управление;
    • концессия на функционирующие объекты инфраструктуры;
    • контракт на аренду;
    • создание совместных организаций;
    • контракты типа BOOT, другие их разновидности;
    • приватизация ЖК организаций.
  3. Падением показателей эффективности деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы.
  4. Невыполнением частным инвестором условий договора.
  5. Нарушением ввода объектов в эксплуатацию и осуществления инвестиций в ЖКХ.
  6. Превышением расходов по смете, предусмотренных на реконструкцию и новое строительство.
  7. Ростом эксплуатационных затрат.
  8. Недостаточным опытом работы частного оператора в области жилищно-коммунальных услуг.
  9. Недофинансированием инвестиций в ЖКХ частным партнером.

Какие риски препятствуют поступлению частных инвестиций в ЖКХ административно-территориальных образований?

  • тарифный;
  • законодательный;
  • договорный;
  • административный;
  • финансовый;
  • социальный;
  • инфраструктурный;
  • кадровый;
  • инвестиционный;
  • макроэкономический;
  • информационный;
  • рыночный.

Чтобы сравнить эффективность инвестиций проекта со схожим назначением, потенциальному инвестору следует тщательно изучить сведения о реальном состоянии жилищно-коммунального хозяйства данной административно-территориальной единицы. Детальный анализ рисков позволит ответить на два основных вопроса:

  • насколько серьезен риск для потенциального инвестора;
  • как нейтрализовать риск.

Крайне важна разработка системы, которая поможет количественно оценить риски для представителей частного бизнеса при вложении ими инвестиций в ЖКХ конкретной административно-территориальной единицы. Ведь инвесторов, прежде всего, привлекают те объекты, которые характеризуются наименьшим количеством рисков.

Основные направления инвестиций в ЖКХ в 2017 году

Последние изменения в ФЗ «О концессионных соглашениях» направлены на то, чтобы внедрить специальное регулирование для некоторых объектов ЖКХ и активно вовлечь их в процесс концессии. Прежде всего, речь идет об:

  • объектах газоснабжения;
  • объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация и размещение твердых коммунальных отходов;
  • объектах социального обслуживания граждан.

В условиях ускоряющегося процесса износа фондов и отсутствия в бюджете средств на модернизацию, поправки в законе должны способствовать активизации процесса привлечения инвестиций в ЖКХ.

Особое воодушевление рынка вызвали законодательные изменения, которые упростили проведение совместных конкурсов в жилищно-коммунальной сфере и сделали регион обязательным участником муниципальных концессионных соглашений в сферах водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения.

Введенные поправки направлены на объединение в рамках одного проекта нескольких коммунальных систем (теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), в том числе тех, которые расположены в разных муниципальных образованиях. Такой подход будет способствовать привлечению инвестиций в ЖКХ малых муниципальных образований и поддержанию баланса экономики проекта благодаря комбинации неприбыльных и коммерчески привлекательных объектов. Скорость количественного роста заключаемых концессий может снизиться, однако объем инвестиций, привлекаемых в ЖКХ, вероятнее всего, возрастет.

Следующее нововведение заключается во внедрении в качестве обязательного условия соглашения размера арендной платы за пользование концессионером земельным участком. Кроме того, за счет концессионной платы теперь разрешено покрывать расходы концедента на подготовку и проведение конкурса. Ожидается, что такие изменения будут способствовать росту интереса бизнеса к осуществлению инвестиций в ЖКХ.

С января 2017 года было объявлено несколько десятков концессионных конкурсов, и большая их часть относится именно к жилищно-коммунальной сфере. Сейчас речь идет преимущественно об электро-, водо- и теплоснабжении, однако ожидается значительное расширение данного перечня.

По уже сложившейся традиции, к числу ТОП концессионных проектов 2017 года относятся концессии в сфере переработки и размещения твердых коммунальных отходов, а также транспорта.

Мнение эксперта

ЖКХ в России требует перемен

В.Р. Аванесян,
доцент Столичной финансово-гуманитарной академии, кандидат экономических наук

Чтобы интересы как потребителей ЖК услуг, так и их поставщиков были максимально удовлетворены, необходимо проводить институциональные реформы жилищно-коммунального хозяйства. Какие изменения следует внедрять в первую очередь?

Снижение доли государственного либо муниципального участия, демонополизация сферы ЖКХ и создание реальной конкурентной среды. Активное использование разнообразных форм передачи инфраструктурных объектов в частные руки— к примеру, с помощью акционирования. Такой подход снизит криминальную привлекательность сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Создание комфортной инвестиционной рыночной среды, что, прежде всего, предполагает:

  • улучшение доступа к финансовым ресурсам;
  • повышение уровня мотивации к совершенствованию услуг;
  • обеспечение защиты прав собственности;
  • со стороны государства – развитие тарифного регулирования и правового поля, уменьшение своего участия в качестве производителя ЖКУ и собственника фондов, исполнение роли социального гаранта.

Привлечение частных инвестиций в ЖКУ путем расширения форм управления объектами инженерной инфраструктуры, вплоть до их разгосударствления. Ставка на концессии, к сожалению, приводит к тому, что компании по большому счету лишь развивают и обслуживают арендуемый ими объект за счет бюджетных или собственных средств, а в случае с быстро окупаемыми и высокоэффективными проектами — кредитных средств на общих условиях. Чтобы частный инвестор осуществил вложение в создание или обновление инженерной инфраструктуры, он должен согласовывать с властью все риски и полностью контролировать деятельность компании.

Инвестиции в ЖКХ: способы и проблемы привлечения

Какие прогнозы на счет инвестиций в ЖКХ дает Минстрой

Несмотря на множество проблем, которые есть сегодня в сфере отечественного жилищно-коммунального хозяйства, данная область имеет и неоспоримые достоинства. В чем они заключаются?

  • отрасль стабильно работает даже в кризис;
  • финансовый оборот за прошлый год составил 4,3 трлн. руб.;
  • потребителями услуг являются все жители страны, а это 145 млн. человек.

Данные Минстроя России говорят, что в течение ближайших 5 лет потребность в инвестициях в ЖКХ составит около 500 млрд. руб. в год. Государственному бюджету такие расходы не осилить, поэтому ставку необходимо делать на развитие сотрудничества с инвесторами. 

Важнейшие задачи Министерство видит, с одной стороны, в поддержке инвесторов и в осуществлении контроля над тем, как соблюдаются интересы потребителей, с другой. Для поддержки государственно-частного партнерства в формате концессии такой баланс чрезвычайно важен.

Приведем несколько примеров успешного сотрудничества государства и бизнеса в сфере ЖКХ:

  • Во Владимирской области заключили концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения на 20 лет, объем инвестиций составил 819,7 млн. руб.
  • В ХМАО договор концессии относительно объектов теплоснабжения подписан на 30 лет, объем инвестиций – 1,3 млрд. руб.
  • В Волгограде подобное соглашение, подписанное на 29 лет, касается объектов водоснабжения и водоотведения, объем инвестиций – 58 млрд. руб.

Мероприятия, которые разрабатывает и внедряет Минстрой, направлены на то, чтобы инвестиции в ЖКХ стали более понятными и интересными для бизнеса. В каждом регионе проводится активная работа с потенциальными инвесторами, готовится к запуску биржа проектов в области жилищно-коммунального хозяйства, каждые 3 месяца составляется рейтинг регионов, которые наиболее привлекательны для вложений.

Цель концессии заключается в том, чтобы и частный бизнес, и государство получили выгоду от сотрудничества. Для ее достижения были определены долгосрочные тарифы, их формула не изменяется в течение всего периода действия договора. Прибыль бизнеса зафиксирована на уровне 5%.

До 5 млн руб. фонд ЖКХ выделяет на подготовку проектов реконструкции и модернизации объектов данной сферы. Помощь государства при реализации соглашений концессии в области ТКО, тепло- и водоснабжения, водоотведения заключается в субсидировании процентной ставки по кредитам до 65%. Дополнительные меры государственной поддер­жки разработаны для небольших городов с населением 250 тыс. человек и менее.

Специалисты провели анализ результатов концессионного сотрудничества в 35 регионах России и отметили улучшение качества жизни 3,4 млн. человек, а также существенное снижение количества потерь и аварий в области жилищно-коммунальной сфере. Разрабатывая проект модернизации коммунальной инфра­структуры через Фонд ЖКХ, государство субсидирует до 5% от его стоимости, а финансирование из бюджета может составить до 60%. Со стороны инвестора, а также регионального или муниципального бюджетов должно быть профинансировано не менее 20% стоимости проекта.

Информация об экспертах

В.Р. Аванесян, доцент Столичной финансово-гуманитарной академии, кандидат экономических наук.

А.А. Кузьмина, коммерческий директор АНО НИЦ Олега Григорьева «Неокономика». Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева «Неокономика» основана в 2011 году. Основные направления, в рамках которых ведутся научно-исследовательские работы: модели экономического развития; экономическая и социальная история (последние 250 лет); история социальных и экономических институтов; теория элит (в контексте становления современной социально-экономической системы); муниципальное управление и развитие территорий; управление фирмой; анализ и конструирование новых социальных институтов, оценка их жизнеспособности.                                                                                                                                                   

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь !

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
Быстрая регистрация
Чтобы скачивать документы, зарегистрируйтесь.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Регистрируйтесь
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.