Поддержка муниципалитетов со стороны региональных советов: опыт работы и новации

25
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Калинина Т.Г.
эксперт журнала «Практика муниципального управления»
Советы муниципальных образований субъектов РФ – региональные институты межмуниципального представительства. Они создавались в 2005–2006 годы, а в июле 2006 года объединились в Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО). Советы участвуют в выработке официальных позиций муниципалитетов и организуют их взаимодействие с федеральными и региональными органами власти.

Мы расскажем о работе двух советов и об их поддержке муниципалитетов своих регионов.

Рериональный совет муниципальных образований Татарстана

Степень влияния муниципалитетов на политику региона во многом определяется уровнем поддержки советов муниципальных образований со стороны губернатора или главы республики. Пример института с сильной поддержкой – Совет муниципальных образований Татарстана. Это самый крупный в России институт такого рода.

956 муниципалитетов – члены Совета муниципальных образований Татарстана.

Высший орган совета – съезд

Всю работу Совета муниципальных образований координирует съезд. Съезды проводятся ежегодно. В них участвуют не менее 1,5 тыс. делегатов от муниципалитетов, а также члены правительства республики во главе с ее президентом, члены Госсовета, депутаты Госдумы и представители Совета Федерации от республики, руководители крупнейших предприятий.

На съезде с отчетным докладом выступает председатель Совета муниципальных образований. Представители муниципалитетов рассказывают об актуальных проблемах местного самоуправления. В конце съезда выступает президент республики. Он отвечает на вопросы, поднятые докладчиками и делегатами съезда, расставляет приоритеты. По итогам съезда участники принимают план совместных мероприятий Совета муниципальных образований и органов государственной власти Татарстана. В нем от 50 до 60 пунктов, выполнение которых контролируют совет и правительство республики. Документ подписывают председатель совета и премьер-министр, а утверждает президент республики.

Рабочий орган совета – президиум

Повседневная работа совета и его президиума проходит в открытом формате, с приглашением глав муниципалитетов, руководителей исполкомов. В режиме видеоконференции к обсуждению вопросов подключаются все без исключения муниципальные образования Татарстана.

Повестку дня президиума совета определяют в том числе руководители муниципалитетов. Темы заседаний зависят от плана совместных мероприятий. В состав президиума входят 11 человек. Они проводят встречи не реже одного раза в квартал, а при необходимости – и внеочередные заседания. В президиум входят представители разных типов муниципалитетов: руководители крупных городов, городских округов, муниципальных районов, сельских поселений и средних городов. Поэтому президиум учитывает интересы всех муниципальных образований, происходит открытый диалог, выносится согласованное решение.

Приоритетные направления работы

В последнее время совет акцентировал внимание муниципалитетов региона на нескольких приоритетных направлениях. В их числе развитие территориального общественного самоуправления (ТОС) и применение механизма самообложения.

Чтобы вовлечь граждан в решение проблем территорий, в Татарстане вернулись к самообложению в сельской местности, где граждане более мобильны и организованы. Сегодня они сами через референдум определяют, что и в каком размере будут финансировать. Совет изучил опыт Пермской области в этой сфере. Но рекомендовал сделать еще лучше: ввести софинансирование в соотношении 1 : 4. То есть если граждане собрали на проект 1 руб., бюджет республики добавляет еще 4 руб.

Совет изучает опыт применения механизма самообложения населения и совершенствует его.

Полезно знать

Опыт работы с ТОСами по грантовой системе финансирования проектов специалисты совета нашли в Волгоградской области

Пример. В 2015 году в некоторых регионах стали проводить референдумы о введении самообложения в муниципальных образованиях до начала следующего финансового года. Если референдум прошел в конце года, то уже в начале следующего появляется возможность собрать деньги на проект. После этого можно получить софинансирование из республиканского бюджета. Это позволяет начать благоустройство или строительство в летние месяцы, а все работы в поселениях завершить до наступления зимы. В Татарстане стали активно применять этот опыт. Затем определили единый день проведения референдумов о введении самообложения – третье воскресенье ноября. Это решение оказалось удобным для сельских поселений и привело к сокращению финансовых затрат на проведение плебисцитов. Ведь если хотя бы в одном поселении района проводится референдум, необходимо задействовать районную избирательную комиссию. В некоторых муниципальных районах Татарстана до 30 муниципальных образований. Если каждое поселение будет проводить референдум в разные дни, придется 30 раз собирать районную избирательную комиссию. Это очень затратно для местных бюджетов.

Совет получал множество вопросов и обращений от муниципалитетов о порядке проведения референдумов о самообложении. Например, по закону муниципалитеты обязаны в решениях, принимаемых на референдумах, указывать конкретные суммы, которые будут направлены на определенные виды работ и объекты финансирования. Однако такие суммы перед референдумом можно было указать только приблизительно. Ведь на момент проведения референдума еще нет проектно-сметной документации на объект, не ясно, какие именно виды работ выполнят подрядчики и какие цены на материалы и услуги, строительно-монтажные работы будут на момент заключения договоров. Поэтому средства приходилось экономить, а иногда их не хватало на весь объем работ. По просьбам муниципальных образований совет проработал эти вопросы с республиканским минфином. В результате в Положение о порядке софинансирования средств самообложения были внесены изменения. Теперь муниципалитеты не обязаны заранее прописывать стоимость работ в решениях, принимаемых на референдумах.

500 млн руб. – объем работ по социальному развитию населенных пунктов в Татарстане в 2016 году.

В городах с организацией самообложения сложнее. Поэтому было принято решение развивать программы с ТОСами. Чтобы организовать территориальное общественное самоуправление, совет изучил опыт регионов, в которых ТОСы успешно работают много лет.

Каждый год республика выделяет гранты в объеме 50 млн руб. на поощрение территориального общественного самоуправления. Руководители ТОСов получают компенсационные выплаты. Совет ведет мониторинг использования грантов. С 2015 года проводится республиканский конкурс на лучший ТОС. Цель – стимулировать ТОСы и распространить лучший опыт в этой сфере.

Региональный совет муниципальных образований Московской области

Совет муниципальных образований Московской области в 2016 году отпраздновал свое 10-летие. В мае 2006 года в состав организации вошли 340 муниципальных образований Подмосковья. За 10 лет их количество сократилось, но не из-за того, что муниципалитеты покинули свою ассоциацию. В Московской области в последние годы происходили преобразования, которые значительно уменьшили число муниципалитетов Подмосковья. Часть муниципальных образований области была присоединена к Москве. Других коснулась административная реформа, которая сейчас активно проводится в Подмосковье. Совет муниципальных образований поддержал это объединение. Было много конфликтных ситуаций, но совет настаивал, чтобы без согласия жителей и муниципальных депутатов объединение не проводилось.

Президиум совета

Текущая работа совета проходит под руководством президиума. В его состав по принципу пропорционального представительства входят наиболее авторитетные руководители органов местного самоуправления всех типов муниципальных образований области. В совете создано и работает 10 комиссий разной направленности – от финансовых до спортивных.

Исполнительный аппарат занимается подготовкой съездов, заседаний президиумов, обеспечивает работу комиссий, проводит выездные мероприятия, круглые столы, совещания. В каждодневном режиме исполком совета оказывает правовую, консультативную и методическую помощь муниципальным образованиям.

Полезно знать

Чтобы повысить престиж муниципальной службы, совет с 2009 года проводит конкурс «Лучший муниципальный служащий Московской области», с 2010 года – конкурс «Лучший специалист в сфере местного самоуправления Московской области»

Развитие ТОС

Одно из важных направлений работы совета – развитие системы ТОСов, подготовка для них кадров. Совместно с фондом «Устойчивое развитие» совет реализовал проект «Школа ТОС». Обучение гражданских активистов проходило на базе Московского областного учебного центра «Нахабино». Обучение было рассчитано на активных граждан, а также руководителей действующих организаций ТОС и советов многоквартирных домов. В «Школе ТОС» были предусмотрены как теоретические, так и практические занятия. Активисты знакомились с правовой основой работы ТОСов, местного самоуправления. Участвовали в практических занятиях по организационному обеспечению общественного самоуправления, организационно-деятельностных играх и круглых столах, где обсуждалась роль и задачи ТОСов. Как отметили участники, школа очень помогла активу ТОС, подтолкнула их дальнейшее развитие на территории Подмосковья.

Совет регулярно проводит круглые столы и совещания для обмена опытом работы с советами других регионов. Например, в 2017 году совет организовал круглый стол в Люберцах с участием делегации Совета муниципальных образований Ярославской области. Участники мероприятия обсудили вопросы реализации последних изменений федерального законодательства о местном самоуправлении, преобразования муниципалитетов, развитие института сити-менеджеров, лучшие муниципальные практики.

Благотворительные акции

Совет активно участвует в благотворительных акциях. Они сплачивают муниципальное сообщество, воспитывают в жителях лучшие качества: милосердие, доброту, стремление помочь ближнему.

С начала конфликта в Восточной Украине совет провел несколько благотворительных акций для жителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Совет муниципальных образований Подмосковья подключился к сбору новогодних подарков для детей Донецка и Луганска. В 2014 году за неделю было собрано больше 3 тыс. новогодних подарков: наборов сладостей, мягких игрушек, наборов для детского творчества, елочных украшений.

В мае 2016 года гуманитарную помощь Подмосковья доставили жителям ЛНР. В течение нескольких месяцев средства для приобретения гуманитарной помощи поступали на специальный счет как от предприятий и организаций, так и от простых жителей Подмосковья. На эти деньги были куплены необходимые для жителей ЛНР вещи: продукты питания, средства гигиены, детское питание и игрушки для малышей, канцелярские товары.

Взаимодействие с областной думой

Между областной думой и органами местного самоуправления Подмосковья налажено четкое и эффективное взаимодействие. Совет разрабатывает проекты федеральных и региональных законов и продвигает законодательные инициативы своих членов. За 10 лет разработано 47 федеральных и 25 областных законопроектов. Это взаимодействие дает хорошие результаты.

Недавно был принят законопроект с изменениями в Закон о благоустройстве в Московской области. Они коснулись норм по отлову безнадзорных животных и организации сбора и вывоза мусора из лесов. Новый закон исключил полномочия по отлову безнадзорных животных из ведения муниципальных образований, поскольку они относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. Законодательство Московской области было приведено в соответствие с федеральным.

Закон также исключил прямую обязанность органов местного самоуправления осуществлять сбор и вывоз мусора с земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности. Однако местная власть сохранила полномочия по участию в организации деятельности по сбору и вывозу мусора с таких участков. К полномочиям может быть отнесено проектирование и размещение контейнерных площадок вблизи путей, ведущих к местам массового отдыха населения в лесах. Принятие закона исключило полномочия органов местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законодательством не могут быть отнесены к их компетенции без финансирования из федерального или регионального бюджета. Это сэкономит местным бюджетам значительные средства.

Еще два законопроекта, инициированных советом, находятся на стадии совместной доработки с профильными органами государственной власти Московской области. Документы касаются правовой основы деятельности ТОСов и вопросов подачи статистической информации о субъектах малого и среднего предпринимательства.

Поддержка муниципалитетов со стороны региональных советов: опыт работы и новации

Это интересно

Региональные советы будут инициировать федеральные законопроекты

Сейчас многие советы муниципальных образований наделены законодательной инициативой на региональном уровне. Они могут инициировать региональные законопроекты по вопросам местного самоуправления. На федеральном уровне эти полномочия советов не предусмотрены. Но сейчас Госдума рассматривает законопроект о наделении региональных советов законодательной инициативой в органах государственной власти субъектов РФ. Все советы ждут этих новаций, возлагают на них большие надежды.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!