Договор на вывоз ТБО: основные положения и ответственность

297
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Для корректной утилизации отходов, неизменно появляющихся в результате нашей с вами жизнедеятельности, необходимо составление договора на вывоз ТБО. Его нужно заключать правильно и вовремя, тогда вы сможете избежать санкций, которые вправе предъявить соответствующие органы. Этот договор не разорит ваш бизнес, однако необходимо выделить некоторое время для подготовки всех документов.

Кто может заключить договор на вывоз ТБО

В соответствии с жилищным законодательством собственники квартир в городских домах обязаны следить за состоянием общественного имущества, в том числе и за своевременным удалением мусора из контейнеров. Обычно договор на вывоз ТБО в таких случаях заключается между компанией, утилизирующей отходы, и ТСЖ или другой организацией от лица всех жильцов. При этом у каждого из владельцев помещений сохраняется возможность на решение вопроса удаления мусора в индивидуальном порядке.

Отдельно отметим, что для собственников участков не обязательно заключение договора на вывоз ТБО с частного сектора – такие граждане зачастую самостоятельно доставляют отходы на свалку. Но если вместо этого владельцы частных домов захотят пользоваться местным контейнером для мусора, то им нужно будет заключать договор на вывоз ТБО. Соблюдение чистоты домовладения – это задача местных властей, поэтому некоторые регионы нашей страны ввели административную ответственность за игнорирование санитарных норм. Если по каким-либо причинам договор на вывоз ТБО не заключен, то сам этот факт считается загрязнением территории и предусматривается ответственность за его отсутствие.

Вопросы утилизации отходов касаются не только собственников жилья, но и предпринимателей, юридических лиц, офисы которых располагаются в пределах города. Они также могут выбрать один из двух вариантов избавления от утиля: самостоятельно или путем заключения договора на вывоз мусора (ТБО). Обращаем ваше внимание на то, что зачастую в муниципальных образованиях действуют свои правила, а именно: организации и ИП обязаны оформлять контракт на удаление ТБО. Кроме того, необходимо устанавливать класс опасности отходов от 1-го до 5-го. Для этого их подвергают анализу на предмет загрязнения окружающей среды, и только потом выдается паспорт.

Отходы подразделяются на категории:

  • 1-й класс — чрезвычайно опасные;
  • 2-й класс — высокоопасные;
  • 3-й класс — умеренно опасные;
  • 4-й класс — малоопасные;
  • 5-й класс — практически неопасные.

Бытовой мусор принадлежит к пятому классу, поэтому паспорт опасности ТБО при его утилизации не нужен. На другие категории отходов получать этот документ необходимо, в нем указан класс опасности. Для того чтобы не оформлять договор на вывоз ТБО, организации или ИП нужно получить лицензию на самостоятельную их утилизацию и не забывать регулярно контролировать этот процесс.

Какие особенности имеет заключение договора на вывоз ТБО

Договор на вывоз ТБО – это документ, который регулирует возмездное (оплачиваемое) предоставление услуг по удалению различных отходов. В зависимости от условий, прописанных в нем, мусор может быть просто перевезен до мест его хранения или еще и утилизирован.

Договор на вывоз ТБО имеет простую письменную форму, составляется в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон. Объект соглашения – отходы (бытовые, строительные, медицинские, промышленные, просроченные товары и прочее), которые необходимо перевезти в места хранения или утилизировать.

Заключение договора на вывоз ТБО осуществляется между исполнителем и заказчиком.

  • Исполнитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Физическое лицо также может быть подрядчиком, но только в договоре на вывоз ТБО 5-го класса. Чтобы перемещать и утилизировать мусор 1–4-го класса, исполнитель обязан получить специальную лицензию (п. 30 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
  • Заказчик – юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Заключить контракт могут и жители многоквартирного дома, и собственники в частном секторе.

Если юридическое лицо имеет все необходимые документы, то оно может заниматься вывозом абсолютно любого утиля: для мусора 1–4-го класса нужно получить паспорт, прилагаемый к договору. И еще, для транспортировки отходов 1–4-й категории у юридического лица должна быть лицензия на осуществление такого рода услуг. В некоторых ситуациях имеет смысл заключать договор на уборку территории и вывоз мусора.

Для удаления ТБО, относящихся к 5-й категории (пищевых отходов, стружки натуральной древесины и полиэтиленовых отходов), организации нет необходимости иметь соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности, поскольку этот вид мусора наиболее безвредный.

Физическое лицо может убирать только те ТБО, которые относятся к 5-му классу.

5-я категория ТБО включает в себя:

  • пищевые отходы (скорлупа, остатки пищи);
  • мусор после уборки образовательных учреждений;
  • бытовые отходы небольших предприятий и их офисов;
  • строительный мусор (гипс, деревянная стружка, обрезки досок, щебень и тому подобное);
  • битая керамика;
  • зола;
  • металлическая стружка;
  • мусор после уборки больших торговых площадей (например, крупного торгового центра или рынка);
  • и прочее.

Такие ТБО, можно сказать, полностью безвредны для окружающей среды, поэтому для осуществления их вывоза разрешение не нужно. Отходы 5-го класса сможет утилизировать человек самостоятельно без использования какого-либо специального инвентаря.

В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор на вывоз ТБО является публичным, то есть организация, занимающаяся данным видом деятельности, не может отказать в подобной услуге никому. Условия контракта, одинаковые для всех клиентов, компания составляет сама и вряд ли станет их менять для одного из заказчиков.

Заключить договор на сбор, вывоз и утилизацию ТБО заказчик может с любой организацией, осуществляющей данный вид деятельности (в соответствии с законодательством РФ о принципе свободы договора). К сожалению, бывают случаи, когда местное управление требует обращаться за услугами по вывозу ТБО в конкретные компании, но это, как видите, незаконно. Как правило, мусор вывозят соответствующие МУП, но запретить заниматься данной работой частным предприятиям никто не может.

В 2016 году в этой сфере деятельности появилось нововведение: в каждом из регионов проводится конкурс, по итогам которого собственники многоквартирных домов заключают договор на вывоз ТБО с определенными операторами. Эти предприятия обязаны предоставить полный пакет услуг по сбору, переработке и утилизации отходов. Статус регионального оператора действителен в течение 10 лет, все это время собственники квартир могут заключать договор на вывоз ТБО только с ними.

Эта схема на самом деле выгодна для заказчиков: региональный оператор обязан сохранять тот уровень цен, который установили органы исполнительной власти. Также вывоз мусора может осуществляться по госконтракту, в таком случае заказчик может заключить соглашение с региональным оператором только после прекращения предыдущего.

Если госконтракта не было, то собственники недвижимости обязаны подписать типовой договор на вывоз ТБО с действующим региональным оператором на общих условиях. Также заказчиком в таком соглашении может быть управляющая компания многоквартирного дома, которая в таком случае будет выступать в роли посредника или представителя интересов жильцов. Вышеописанные нововведения относятся в том числе и к контейнерным площадкам, которые расположены на прилегающей территории многоэтажных зданий и должны быть оформлены как часть общего имущества этого дома.

Мнение эксперта

Не все вопросы по региональным операторам решены

Е. В. Шерешовец,
директор консалтинговой компании «КИТ», заведующая кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКХ» в ФАУ ДПО «Государственная академия повышения квалификации переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса», созданного при Минстрое России

При заключении договора на вывоз ТБО с региональным оператором ключевым вопросом будет определение точки поставки коммунального ресурса и границы эксплуатационной ответственности. Сейчас эту сферу деятельности регулирует Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Главный смысл здесь следующий: каждая из сторон обязана заниматься обслуживанием того имущества, которое находится в ее собственности и числится на балансе. Приведу конкретный пример. В пп. 5–7 Правил содержания общего имущества говорится о том, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учета принадлежат к совместной собственности хозяев квартир, поэтому ими занимается УО. Сети за пределами МКД обслуживаются поставщиком услуги.

Но в деятельности, связанной с вывозом ТБО, схема несколько иная. Оператор выполняет свою работу, начиная от площадки, на которой установлен контейнер. Содержатся места сбора и бункеры-накопители за счет юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые являются их собственниками, арендаторами или владеют ими на основании другого имущественного права, или управляют ими. Чаще всего контейнерные площадки не относятся ни к общему имуществу владельцев квартир в МКД, ни к имуществу муниципалитетов. Места сбора мусора можно сделать совместной собственностью хозяев помещений в МКД, для этого нужно иметь сформированный земельный участок и решение собрания жильцов (пп. 1–10 Правил содержания № 491 и ст. 30, 36, 40, 161, 162 ЖК РФ). Исходя из вышесказанного, для каждого МКД органы местного самоуправления должны определить границы территории, относящейся к общему имуществу дома. В противном случае муниципалитеты должны были в срочном порядке до 01.01.2016 оформить право собственности на контейнерные площадки на себя и передать их обслуживание региональному оператору. Если этого не было сделано, то УО и ТСЖ могут отказаться от обслуживания этих мест из-за отсутствия средств (ведь деньги за вывоз мусора в полном объеме будут уходить региональному оператору).

Есть еще один нерешенный вопрос: как можно определить качество оказания услуги по вывозу ТБО. Если обратиться к п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, сторона, предоставляющая эти услуги, обязана обеспечить потребителя сервисом надлежащего качества, безопасным для его жизни, здоровья и не причиняющим вреда его имуществу, что регулируется законодательством РФ и договором. А другая сторона (потребитель коммунальных услуг) может настаивать на уплате исполнителем неустоек (штрафов, пеней) и возмещения убытков, вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Но если говорить о вывозе мусора, то здесь нет никаких параметров качества данного вида сервиса, а это может ограничить потребителя в его правах.

Какие положения должен содержать договор оказания услуг по вывозу ТБО

Договор на вывоз ТБО составляют юристы организации, предоставляющей данную услугу, или управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом.

В данном документе должно быть прописано следующее:

  • названия сторон договора;
  • адрес объекта, откуда будет вывозиться мусор;
  • объем отходов, подлежащих удалению;
  • график вывоза мусора (может либо отражаться в договоре, либо фигурировать как приложение);
  • размер оплаты исходя из действующих тарифов;
  • права, обязанности и ответственность сторон.

Все договоры на вывоз ТБО имеют ряд общих пунктов.

  1. Общие положения. В этом пункте прописаны полные наименования каждой стороны договора, внесены отметки о свидетельствах регистрации или уставных документах, на основании которых осуществляется их деятельность.
  2. Предмет договора. Здесь прописывается то, что должен выполнять исполнитель, и указывается классификация вывозимых ТБО. Затем следует график забора отходов с территории заказчика, перечисляется оборудование, требуемое для уборки (контейнеры, автомобили), а также стоимость данной услуги.
  3. Порядок и условия расчетов. Данный пункт договора содержит информацию о способе оплаты (наличные, безналичные) и условиях (нужен аванс или нет). Здесь же прописывается то, что исполнитель может менять стоимость своих услуг при повышении уровня цен, и указываются сроки уведомления об этом заказчика (обычно 10 дней).
  4. Сроки. Здесь устанавливается, в течение какого времени исполнитель обязан выполнить свою работу после получения заявки, или прописывается график уборки и вывоза ТБО.
  5. Условия расторжения договора.
  6. Заключительные положения. Обычно здесь указывают количество экземпляров договора, срок его действия и приложения.
  7. Реквизиты сторон. Здесь же могут быть приложения, содержащие следующую информацию: график вывоза ТБО, акт приемки ТБО и их паспорт.

Также договор о вывозе ТБО может содержать информацию о характеристиках таких отходов, которые исполнитель вправе отказаться убирать. Обычно это токсичные материалы (в том числе ртутные лампы — их могут утилизировать только специализированные организации, в мусорных контейнерах для ТБО им находиться нельзя), строительный мусор, появляющийся при проведении управляющей компанией ремонта, крупногабаритные и металлические отходы, палая листва и ветки деревьев с прилегающей территории.

Договор на вывоз ТБО как с юридическим, так и с физическим лицом должен быть в письменной форме. Он может оформляться не как двустороннее соглашение с подписями обеих сторон, а иметь вид квитанций или талонов, выдаваемых заказчикам. В таком случае нужно изучить ст. 428 ГК РФ: потребитель заранее соглашается на условия, определенные компанией-подрядчиком, а квитанция нужна только для подтверждения исполнения обязанностей обеими сторонами.

Для этого случая работают правила, касающиеся договора присоединения.

Что входит в обязанности региональных операторов, с которыми заключается договор на вывоз ТБО

Региональный оператор, осуществляющий деятельность, связанную с вывозом ТБО, должен придерживаться требований ФЗ № 89 от 24 июня 1998 статьи 24.6.

  1. Оператор должен работать с отходами в конкретном регионе РФ по утвержденной схеме сбора, перевозки, обезвреживания и утилизации.
  2.  Обращение с ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком.
  3. На конкурсной основе муниципальная власть РФ присваивает юридическому лицу статус регионального оператора.
  4. Имеющийся статус действителен в течение 10 лет и более. Он может быть аннулирован в любой момент при неисполнении обязанностей региональным оператором.
  5. Законодательством определены правила и содержание договора, подписанного между предприятием и органами власти РФ.

Региональный оператор – это юридическое лицо, которое обладает уникальным правом на проведение всех действий, связанных с обращением с ТБО.

В соответствии с этим же Федеральным законом установлены основные понятия, которые непосредственно относятся к региональным операторам ТБО.

  • Твердые коммунальные отходы – утильсырье, которое образуется в помещениях жилого типа в результате жизнедеятельности людей.
  • Норматив накопления – среднее количество утильсырья, которое появляется за единицу времени.
  • Баланс количественных характеристик формирования – соотношение объема накопившихся ТБО к количественным показателям их утилизации.

Организация может быть любой, но чаще всего – это коммерческие предприятия. Если верить законодательным органам, то основная цель создания общей схемы обращения с отходами – предотвратить их накопление.

Органы исполнительной власти и организация, осуществляющая вывоз ТБО, заключают договор, содержание которого регулирует статья 24.7.

Ключевые моменты отношений изложены ниже.

  • Региональный оператор обязан предоставить услуги, связанные с вывозом ТБО, владельцу ТКО, обратившемуся по данному вопросу.
  • Оператор обязан принимать ТБО в оговоренном объеме и в тех местах формирования, которые были указаны в договоре.
  • Оператор имеет право осуществлять свою деятельность за пределами назначенного региона, но для этого необходимо получить подписанное соглашение между субъектами РФ.
  • Договор на вывоз ТБО составляется на основании типового контракта, разработанного и принятого Правительством РФ.
  • Допустимо вносить в договор дополнительные условия, не противоречащие требованиям закона РФ.

Поправки в Федеральном законе № 89 устанавливают возможные цены, которые могут быть указаны при заключении сторонами договора. Но здесь важно, что услуги, связанные с обращением с ТБО, должны быть в пределах установленного максимума тарифов за работы, выполняемые коммунальщиками. Удаление ТБО – коммунальная услуга, в связи с этим расчет оплаты стал несколько другим. Сейчас для определения стоимости вывоза отходов берут за основу число прописанных в квартире человек.

Статья 24.9 устанавливает нормы государственного регулирования стоимости услуг по обращению с ТБО.

  • Общий тариф на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора для всех организаций.
  • Порядок регулирования стоимости КУ определяется Правительством РФ.
  • Органы исполнительной власти обязаны компенсировать убытки предприятия при пересчете тарифов, установленных на основании долгосрочных параметров.
  • Государственный орган, занимающийся регуляцией тарифов, осуществляет региональный контроль над организациями по обращению с отходами.

Как должны собираться и храниться ТБО для дальнейшего вывоза

Организации, обслуживающие жилищный фонд, должны:

  • устанавливать емкости для твердого мусора на обслуживаемой территории, а в зданиях без канализации сделать сборники (выгребы) для жидких отходов;
  • осуществлять своевременную уборку подконтрольной территории, а также регулярно следить за ее санитарным состоянием;
  • организовывать вывоз ТБО и контролировать выполнение прописанного в договоре графика удаления отходов;
  • обеспечивать свободный подъезд и освещение около площадок под установку емкостей для мусора;
  • поддерживать исправное состояние контейнеров и мусоросборников для ТБО (за исключением контейнеров и бункеров, которые числятся на балансе других организаций), не допускать их переполнения и дальнейшего загрязнения территории;
  • проводить среди населения разъяснительную работу на тему организации уборки участка.

И еще нюанс: Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме относят работы, связанные со сбором и вывозом твердых и жидких бытовых отходов, к деятельности по обслуживанию коллективной собственности, за которую несут ответственность управляющие компании. Именно они заключают договоры публичной оферты на вывоз ТБО со специализирующимися на данном виде сервиса организациями.

Дома, в которых проживает до 200 человек, оснащены переносными металлическими мусоросборниками вместимостью 100 литров, их располагают под навесами. Для зданий, население которых свыше 200 человек, применяются контейнеры объемом до 800 литров. В случае необходимости металлический контейнер можно временно заменять бункером для крупногабаритного утиля или деревянным съемным ящиком без дна с люками 0,5 х 0,5 м. Емкости для отходов, установленные на временной основе, должны быть плотными и покрытыми стойкими красками.

Мусоросборники, сделанные из металла, нужно красить хотя бы два раза в год (весной и осенью). Ко всем видам контейнеров применяются определенные требования: они должны быть установлены на асфальтированной или покрытой бетоном поверхности и ограждены забором и кустарниковыми насаждениями.

Подъезд к площадке, на которой установлен мусоросборник, должен освещаться и иметь дорожное покрытие, емкости полагается размещать на расстоянии 20 – 100 метров от дверей домов, это все необходимо для работы контейнеровоза, тем более он оснащен стрелой подъема или манипулятором.

Отходы, габариты которых отличаются большими размерами (старая мебель, остатки от ремонта и пр.), складируются на специально оборудованных площадках или бункерах-накопителях. Когда в них собирается определенное количество ТБО, управляющая компания их вывозит при помощи специальной техники. Поджигать мусор в контейнерах запрещено.

И еще необходимы урны, которые должны размещаться у каждого дома на тротуарах, во дворах, у входов в магазины и в прочих местах, где может скапливаться мусор. Их установка осуществляется в соответствии с образцом, разработанным органом местного самоуправления, расстояние от одной до другой должно быть в пределах 100 м. Очистка урн выполняется по мере загрязнения, но как минимум 1 раз в сутки, иногда их необходимо мыть и ежегодно окрашивать.

При нарушении установленного порядка удаления ТБО граждане должны обращаться в управляющую компанию. А она, в свою очередь, будет предъявлять требование определенного формата к организации, с которой у нее заключен договор на сбор и вывоз отходов. Для этого составляется претензия установленного образца (в приложении к статье).

Договор на вывоз ТБО: основные положения и ответственность

Какая ответственность предусмотрена, если договор на вывоз ТБО не заключен

В случае отсутствия договора на вывоз ТБО на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо налагается штраф, так как такое поведение рассматривается законодательством как нарушение в сфере охраны окружающей среды. Могут быть предъявлены и другие санкции, в том числе приостановка ведения бизнеса на срок до 90 дней. Физические лица также могут быть оштрафованы, если скапливающийся на частном подворье мусор сжигают.

Если на предприятии или в организации используются ртутьсодержащие люминисцентные лампы, то возникает обязанность заключить договор на вывоз ТБО с компанией, осуществляющей переработку опасных отходов. Подобные предметы не могут собираться и храниться вместе с другими ТБО, поэтому подписание контракта должно осуществляться только с такой фирмой, у которой есть лицензия на то, чтобы утилизировать высокотоксичные отходы. Если пренебречь этим правилом, то можно получить административное наказание. Также возможна проверка такого предприятия-нарушителя Роспотребнадзором или экологическими службами.

Нередки случаи, когда региональные власти устанавливают местные нормативы на заключение контрактов с компаниями, осуществляющими утилизацию отходов, помимо этого, предусматривается ответственность в виде штрафных санкций за отсутствие договора на вывоз ТБО. В 2017 году для частных лиц наказание может составить 5000 рублей, для должностных лиц — 50 000 рублей, для юридических — 300 000 рублей.

В 2017 году заключение договора на вывоз ТБО, количество которого не соответствует утвержденным среднегодовым нормам накопления мусора, повлечет за собой наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей на должностных лиц, 100 000 рублей на юридических лиц.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!