Противогололедные материалы: как испытать, где хранить и где купить

28
Противогололедные материалы: как испытать, где хранить и где купить
Каждый современный город регулярно сталкивается с одним и тем же погодным явлением – это гололед. В борьбе со стихией коммунальные службы прибегают к помощи особых средств. Противогололедные материалы – способ сделать наши дороги абсолютно безопасными как для пешеходов, так и для страдающих от скользких дорог водителей. Главное требование к ним – отсутствие негативных последствий по отношению к структуре дорожных покрытий.

Противогололедные материалы: классификация и функции

Противогололедные материалы можно купить как твердой, так и жидкой консистенции. Они имеют существенное влияние на качество дорожного покрытия в зимнее время года. Принцип работы прост: впитать влагу из толщи льда. Реагенты проникают вглубь ледяных кристаллов, после чего начинается процесс «растапливания» и образования рассола. Полученная субстанция не подвержена влиянию низких температур, а значит, гарантирует безопасность наших городских дорог.

Все материалы в зависимости от используемого состава делятся на несколько групп. Среди них химические противогололедные материалы, комбинированные и фрикционные, выпускаемые в твердом и жидком виде.

В свою очередь фрикционные материалы могут быть искусственными и естественными. К первому типу относят шлак и щебень, ко второму – ПГС и песок. Вне зависимости от типа противогололедные материалы имеют одно и то же назначение: снижение скользкости и увеличение шероховатости дорожного покрытия.

Комбинированные вещества способны проявлять свойства химических и фрикционных систем. Главным отличием таких материалов является солевой состав (NaCl), он не должен быть ниже 5 %, в противном случае его следует отнести к фрикционному типу и использовать для повышения шероховатости ледяного покрытия дорог.

Реагенты или химические противогололедные материалы могут предлагаться как в твердом, так и в жидком состоянии. В качестве основы для такого состава используют природные бишофит и галит, сильвинитовые и карналлитовые отходы промышленности. Для того чтобы снизить расход таких материалов, их применяют в паре с солевыми растворами, имеющими низкую точку замерзания. При использовании подобного метода противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью принято называть «смоченными».

В зависимости от состава реагенты делят на:

  1. Хлориды, в основу которых находится натрий хлор, калий хлор, магний хлор:
    • ХКМ – имеет жидкий вид, в основе лежит модифицированный хлористый кальций, выпускается по ТУ 2149-026-13164401-98 «Жидкий противогололедный состав ХКМ». Температура использования до - 30 °С.
    • Биомаг – материал, в основу которого положен модифицированный хлористый магний (Бишофит – MgCl2 · 6H2O). Биомаг предлагается в четырех марках, может иметь как твердое, так и жидкое состояние. Выпускается в соответствии с ТУ 2152-001-53561075-02 «Противогололедный материал Биомаг - ХММ». Температура использования до -18/-20 °С.
    • ХКФ. Аббревиатура расшифровывается как хлористый кальций фосфатированный. Выпуск производится по ТУ 2152-057-05761643-2000 «Кальций хлористый фосфатированный». Температура до -30 С.
    • «Натрий хлористый технический карьерный». Производится в соответствии с ТУ 2152-067-00209527-95. Температура использования до -12/-15 °С.
    • «Материал противогололедный», в основу которого положен хлористый натрий. Производство ведется в соответствии с ТУ 2152-082-00209527-99. Температура использования до -12/-15 °С.
    • К этой группе относятся также промышленные отходы в жидком состоянии и так называемые природные рассолы. Свое применение они нашли в городах центральной части страны, используются локально при температуре до -2 °С.
  2. Ко второй подгруппе относят ацетаты аммония, калия, кальция и прочие материалы на этой основе:
  • Нордикс, противогололедный материал, в основу которого положен ацетат калия. Выпускается преимущественно в жидком виде. «Антигололедный реагент на ацетатной основе» производится в соответствии с ТУ 2149-002-40874358-00, имеет температуру использования до -40 °С.
  • Антиснег-1. В основу этого жидкого материала положен ацетат аммония. Производство «Антиснег-1» ведется по ТУ 2149-001-45052508-00. Температура использования до -35 °С.
  1. Третья подгруппа включает в свой состав карбамиды, например, карбамидно-аммиачную селитру и мочевину.
  • «Состав жидкий противогололедный» на основе карбамидно-аммиачной селитры выпускается в соответствии с ТУ 2149-001-40128052-97. Жидкость применима при температуре до -8 °С.
  1. К четвертой подгруппе принято относить нитраты кальция и магния.
    • НКМ (АНС) – состав, в основу которого положены нитраты кальция и мочевина, изготавливается по ТУ 6-13441912.001-97. Наиболее известным представителем материалов этого класса стал твердый «Реагент антигололедный гранулированный», изготавливаемый по ТУ 6-03-349-73 и применяемый при температуре до -10 °С.
    • НКММ – реагенты, в основу которых положены нитраты кальция, магния и мочевина, выпускаются в соответствии с ТУ 2149-051-05761643-98. Одним из наиболее известных представителей реагентов этого класса считается «Антигололедный реагент НКММ», температура его эксплуатации достигает -12 °С.

К веществам на химической основе для борьбы с зимней скользкостью предъявляются следующие требования:

  • снижение температуры, при которой вода превращается в лед;
  • активация процессов плавления ледяной корки на дорогах;
  • способность проникновения внутрь ледяной и снежной корки для ослабления процессов смерзания с дорожным покрытием;
  • понижение степени скользкости дорог;
  • технологичность и удобство хранения, перевозки и эксплуатации;
  • отсутствие вредного воздействия на человека, животных и окружающую среду;
  • отсутствие разрушающего воздействия на такие материалы, как металл, кожа, резина, бетон и пр.

Портивогололедные материалы фрикционного типа обязаны:

  • обеспечивать безопасность дорожного движения путем повышения шероховатости ледяных покровов;
  • обладать хорошими физико-механическими свойствами;
  • способствовать сохранению чистоты окружающей среды путем препятствия запыления воздуха и чрезмерного загрязнения обочины дороги.

Материалы комбинированного типа несут в себе характеристики как фрикционных, так и химических ПГМ.

Мнение эксперта

От качества реагентов зависит чистота на дорогах

А.Ю. Задорожная,
руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Грязь на дорогах – это обычное явление для участков, на которых применяется песко-соляная смесь. Только представьте, в городе с населением порядка миллиона жителей за год на дороги высыпается около 100 тысяч тонн песка. Зачастую качество смесей оставляет желать лучшего. Песчано-гравийная смесь нередко подменяется песком из карьеров и прочих соседствующих с населенным пунктом водоемов. Следствием подобного халатного отношения является жижа, регулярно образующаяся под ногами и колесами машин, а что еще хуже, подобная смесь не обеспечивает достижения главной цели – улучшения сцепления колес с дорожным покрытием. Приходит лето, и песчаная пыль, поднимаясь в воздух в виде мельчайших частиц, продолжает наносить вред, оседая в легких горожан.

Как снизить уровень загрязнения? Ответ один: постепенно заменять песок солевыми реагентами. Для справки: за границей песок из-за его свойства повышенного пылеобразования уже давно запрещен к использованию, в отличие от нашей страны.

Соли, имеющие свойство растворяться при смешивании со льдом, называются химическими реагентами. Само свойство растворимости напрямую зависит от качества материалов. Так, марка «галит» допускает содержание порядка 30 % нерастворимых глины и примесей тяжелых металлов. Это приводит к ситуации, когда треть материалов, высыпанных на дороги, смешиваетсясо снегом, образуя грязевой слой.

Закупка реагентов с повышенным содержанием основных действующих веществ стала выходом из ситуации, связанной с загрязнением наших городов. Многокомпонентные реагенты нового поколения зачастую содержат порядка 1% примесей, а значит, качество уборки дорог остается на высоте.

Самые популярные противогололедные материалы

Многие противогололедные материалы – реагенты, в основу которых положены соли хлориды, хлораты, гидрохлориды. Их главной областью применения стали городские наледи, образующиеся при низких и очень низких температурах. Многие современные материалы обладают специальными антикоррозионными добавками. Зачастую в них содержатся биофильные элементы (улучшение качественного состава почвы), специальные разрыхлители, добавки-ускорители.

ПГМ нашли свое применение как в коммунальном хозяйстве, так и у частников. Сегодня рынок предлагает огромный выбор составов, предназначенных для самых разных целей и сфер применения. К ним относятся:

  1. Пескосоляная смесь.

Наиболее востребованный в условиях русской зимы материал. В него входит песок, смешанный с технической солью. Такой универсальный состав, источником которого зачастую становятся ближайшие карьеры и реки, характеризуется высокой скоростью таяния льда. Для снижения негативного влияния реагента на поверхность асфальта и металлов сюда зачастую добавляются ингибиторы коррозии.

  1. Хлористый кальций.

Один из лучших по своим гигроскопическим свойствам реагент, хлористый кальций отличается почти мгновенными реакциями взаимодействия с поверхностью снега. Резкое выделение тепла способствует активному таянию льда. Помимо своего главного предназначения реагент оказывает благотворное влияние на почву. Это противогололедный материал глубокого проникновения. Сделав работу, он практически не оставляет следов на поверхности дорог с асфальтовым покрытием.

  1. Хлорид магния.

Состав относится к типу природных материалов, источником которых является не что иное, как окружающая среда.

В настоящее время в отдельных районах Москвы проводится своеобразный эксперимент: в качестве реагента предлагается жидкий «ЭСБГ» и твердый по своей структуре «Биодор». Первый включает в свой состав соли кальция, магния и ряд биофильных элементов, второй – реагент формиатной группы, характеризуется свойством быстрого разложения сразу после использования. Таким образом, применение «ЭСБГ» и «Биодор» считается шагом к экологической чистоте и безопасности, как для человека, так и для окружающей среды.

Для пешеходных дорог и тротуаров зачастую используется гранитная или мраморная крошка. Являясь доввольно эффективной, она не оказывает негативного воздействия на среду. Однако анализ многолетнего ее использования специалистами не является столь оптимистичным. Считается, что сносимая ветром вдоль обочин, крошка оказывает негативное воздействие на дорожное полотно и является одной из причин преждевременного износа дорожного покрытия. Измельчаясь, крошка преобразуется в пыль, которая является одной из причин грязных городских дорог.

Мнение эксперта

Пескосоляная смесь против плавящих реагентов: что экономичнее

А.Ю. Задорожная,
руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Применение противогололедных материалов в нашей стране обычно сводится к рассыпанию смеси соли и песка. Для сравнения: тонна такого материала в среднем стоит 1200 рублей, в то время как стоимость топящего лед реагента достигает уровня 15 тысяч рублей.

Таким образом, становится понятным: песко-соляная смесь – способ экономии служб на содержании зимних дорожных покрытий. Однако дальнейший анализ приводит к совершенно противоположному выводу. Расход смеси соли и песка в среднем составляет 450 грамм на 1 квадратный метр дорог, для более дорогого реагента этот показатель варьируется на уровне 60 грамм. Таким образом, стоимость песко-соляной смеси на 1 квадратный метр составляет порядка 54 копеек, стоимость реагента, чья цена 14500 рублей за тонну, – 87 копеек.

Теперь мы видим: стоимость реагента выше стоимости обычной смеси всего в 1,5 раза. Продолжая анализировать ситуацию, хочется отметить, что использование песко-соляной смеси вдоль дорог требует дополнительных затрат на распределение, к этим расходам относится топливо. Для сравнения, при пятитонной загрузке песко-соляной смеси одна машина для обработки дорожного покрытия способна покрыть 11 111 квадратных метров полотна, в то время как автомобиль, распределяющий реагент, – 83 333 квадратных метров, то есть в 7,5 раз больше. Пока автомобиль с песко-соляной смесью возвращается на базу для дозаправки (семь дозаправок), автомобиль с реагентом продолжает свою работу.

При самых скромных подсчетах перерасход топлива увеличивается в 7,5 раз, добавьте к этому тот факт, что песко-соляная смесь не обладает свойством «растапливания» льда. Таким образом, весной вы затратите дополнительноГСМ, которые потребуются для заправки автомобилей, занимающихся очисткой дорог и сбором песка с улиц городов.

Снег, собранный снегоуборочными машинами, традиционно вывозят на специальные свалки, на которых следует оплатить каждую тонну утилизации материала. Материалы способные «плавиться» не только безвозвратно растворяются после распыления, но и способствуют активному таянию снега и льда и, как следствие, уменьшению объемов вывозимых материалов, требующих немалых затрат на утилизацию.

Норма и ОДН противогололедных материалов

Сегодня существуют специальные нормы и требования, предъявляемые к выпуску ПГМ. Они разрабатываются Росавтодором и Минтрансом РФ, устанавливающими ОДН или отраслевые дорожные нормы. Нормы на противогололедные материалы, ОДН 218.2 027 2003, есть не что иное, как документ, определяющий количество и качество материалов, предназначенных для рассыпания на поверхности зимних дорог. Также здесь приводятся самые распространенные смеси, показывающие наибольшую эффективность при данных нормах обработки.

Работа заводов, деятельность которых сопряжена с выпуском ПГМ, неразрывно связана со стандартами ОДН.

Одними из главных требований считаются те, что связаны с органолептикой, физическими, химическими, технологическими и экологическими свойствами. Для химических противогололедных материалов это:

Наименование показателей

Норма

Твердые

Жидкие

1

2

3

Органолептические:

1. Внешний вид

Гранулы, кристаллы, чешуя

Водный раствор без механических вкраплений осадка и взвеси

2. Цвет

От белого до светло-серого (допускается светло-коричневый, светло-розовый)

Светлый, прозрачный (допускается со слабой окраской желтого или голубого цвета)

3. Запах

Отсутствует

Отсутствует

(для населенных пунктов)

Физико-химические:

4. Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:

- св. 10 мм

Не допускается

-

- св. 5 мм до 10 мм вкл., не более

10

-

- св. 1 мм до 5 мм вкл., не менее

75

-

- 1 мм и менее, не более

15

-

5. Массовая доля растворимых солей, % (концентрация), не менее

-

20

6. Температура кристаллизации, °С, не выше

-10

-10

7. Влажность, %, не более

5

-

8. Массовая доля не растворимых в воде веществ, %, не более

2,5

-

9. Водородный показатель, ед. (рН)

5-9

5-9

10. Плотность, г/см3

0,8-1,15

1,1-1,3

11. Динамическая вязкость, сантипуаз, (кг · с)/м2, не более

4

5

Технологические:

12. Плавящая способность, г/г, не менее

5

2,5

13. Гигроскопичность, %/сут

10-50

-

14. Слеживаемость

Не допускается

-

15. Показатель скользкости, не более

0,2

0,2

Экологические:

16. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более:

- для дорог и улиц в населенных пунктах

740

740

- для внегородских дорог

1500

1500

17. Коррозионная активность на металл (Ст3), мг/см2 · сут, не более

0,8

0,8

18. Показатель агрессивности цементобетона, %, не более

0,5

0,5

Для фрикционных ПГМ, основной областью применения которых стала борьба с зимней наледью, существуют свои требования и нормы:

Наименование показателей

Нормы

Песок

Щебень

Шлак

1. Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:

- св. 10 мм

Не допускается

Не допускается

Не допускается

- св. 5 мм до 10 мм, не более

5

5

5

- св. 1 мм до 5 мм, не менее

75

80

80

- 1 мм и менее, не более

20

15

15

2. Модуль крупности

2,0-3,5

-

-

3. Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более

3

3

5

4. Массовая доля глины в комках, %, не более

0,35

Не допускается

Не допускается

5. Массовая доля металлических примесей, %, не более

-

-

3

6. Марка по прочности, не менее

-

600

600

7. Влажность, %, не более

5

5

5

8. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более:

для дорог и улиц в населенных пунктах

740

740

740

для внегородских дорог

1500

1500

1500

Для комбинированных противогололедных материалов, самым распространенным из которых считается смесь песка и технической соли, действуют следующие требования:

Наименование показателей

Норма

1. Зерновой состав, %, массовая доля частиц размером:

- св. 10 мм

Не допускается

- св. 5 мм до 10 мм, не более

5

- св. 1 мм до 5 мм, не менее

75

- 1 мм и менее, не более

20

2. Влажность, %, не более

5

3. Массовая доля пылевидных и глинистых частиц, %, не более

3

4. Массовая доля глины в комках, %, не более

0,35

5. Массовая доля химических ПГМ, %, не менее

10 (5)

6. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг, не более:

для дорог и улиц в населенных пунктах

740

для внегородских дорог

1500

В зависимости от способа и условий использования противогололедные материалы комбинированного типа содержат:

  • порядка 5 % (±1 %) солей хлорида натрия, такой состав позволяет препятствовать смерзанию фрикционных материалов;
  • 10-20 % хлористых солей в твердом состоянии, этот компонент способствует многократному повышению эффективности работы.

Требования к противогололедным материалам

Современные противогололедные материалы:

  • Обеспечивают максимальную безопасность для людей, растений и животных. ПГМ не должны нарушать структуру и целостность дорожных покрытий.
  • Не допускают выделений, которые накапливаются в почве, воздухе и тканях.
  • Должны быть максимально эффективными, даже небольшое количество этих веществ мгновенно проникает и начинает свою работу в толще снега и льда.
  • Не требуют сложных манипуляций. Простота применения заключается только в рассыпании или распылении по поверхности дорожного покрытия.

С точки зрения охраны среды ПГМ обязаны:

  1. Иметь в своем составе компоненты, полностью отвечающие гигиеническим требованиям и прочим подобным нормативам, утвержденным на территории нашей страны.
  2. Исключать возможность образования токсичных веществ. После их применения не должно образовываться токсичных стоков, а также газовых выбросов и прочих отходов, воздействующих на природу и человека.
  3. Не содержать в своем составе опасные вещества, такие как соли тяжелых металлов.

С точки зрения безопасности ПГМ обязаны:

  • Быть нетоксичными.
  • Относиться к классу ниже 3 в соответствии с классификатором ГОСТ 12.1.007, то есть быть умеренно опасными, не оказывающими серьезного воздействия на организм человека.
  • Не обладать свойствами горючести, взрывоопасности, радиационной опасности. Сотрудники, имеющие дело с противогололедными материалами, обязаны обеспечиваться ИСЗ, такими как:
  • специальная одежда;
  • очки ПО-2 защитные;
  • специальная обувь в соответствии с ГОСТ 12.4.137;
  • специальные рукавицы в соответствии с ГОСТ 12.4.010;
  • респираторы, препятствующие вдыханию пыли Ф-82.

Для обеспечения максимальной безопасности работы во время взаимодействия с ПГМ нельзя курить, принимать пищу, допускать попадания ПГМ в глаза, следует четко соблюдать правила гигиены. В случае если было допущено попадание ПГМ на кожные покровы и область глаз, сотруднику следует немедленно промыть пораженные поверхности водой, а затем обратиться к врачу.

Методика испытания противогололедных материалов для твердых ПГМ

Традиционно основой противогололедных материалов является соль, ее пробы берут еще на этапе тестирования. Процедура отбора осуществляется щупом либо пробоотборником. Такой метод позволяет сохранить гранулометрию исходного продукта. Несколько отобранных точечных проб соединяются воедино для получения средней пробы.

Каждая точечная проба должна задействовать 15-20 тонн состава. Здесь применяется метод пересечения струи через одинаковые временные промежутки. Масса одной такой пробы составляет порядка полукилограмма.

Если отбор происходит от уже упакованных продуктов, ввод инструмента осуществляется на высоту не менее 3⁄4 от всей упаковки.

Составленная таким образом объединенная проба тщательно перемешивается, после она подлежит уменьшению по методу последовательного квартования. Масса такой аналитической пробы должна составлять порядка 300 грамм. Испытание ПГМ может проводиться следующими методами:

Метод 1. Метод определения органолептических показателей.

В данном методе важны внешние признаки состава, проводится визуальная оценка соли, ее запаха и цветовых характеристик. Сама лаборатория, а также используемая для анализа посуда не должны содержать посторонних запахов.

Перед оценкой запаха ПГМ массой не менее 20 грамм тщательно растирают в специальной ступке из фарфора. Для оценки цвета измельченные частицы 0,5±0,02 кг выкладывают на тщательно очищенную поверхность, например, лист бумаги размером 500*500 миллиметров.

Метод 2. Метод определения зернового состава.

Для данного метода используются специальные сита, при рассевании на которых удается провести количественное исследование фракций анализируемого материала. Для каждой фракции определяют ее долю в общей массе.

Среднюю пробу противогололедного материала предварительно высушивают в шкафах, температура сушки при этом достигает порядка 105 – 110 °С. Опытный образец охлаждают до достижения комнатной температуры, после отбирают образец массой 500 грамм.

Методика допускает проводить оценку без процесса предварительной сушки. Такой подход к анализу гранулометрического состава дает возможность определять количество влаги, после чего пересчитывая ее на сухую массу вещества.

Традиционно состав проходит целый набор сит. Процедура может осуществляться механическим или простым, ручным методом. По результатам исследования лаборант получает возможность определить:

аi = (тi/т) * 100 % – осадок на каждом отдельно взятом сите,

где тi – масса остатка на данном сите, г;

т – масса просеивания навески, г.

В качестве результата испытания используется среднее арифметическое значение нескольких экспериментов, обычно двух, ведущихся параллельно. Расхождение между показателями должно быть не более 0,1%.

Метод 3. Метод определения влажности.

Для этого метода необходимо предварительно высушить пробы материала. Процедура позволяет определить потерю массы образца. Из уже высушенной пробы берут 10 грамм материала, который помещают в специальную бюксу и ставят на верхнюю полку сушильного шкафа. Процесс сушки проводится при температуре 140 – 150 °С.

Влажность (W) вычисляется по формуле:

W = (т1 – т0) / т0,

где т1 – масса навески естественной влажности, г;

т0 –масса высушенной навески с бюксом, г.

Каждый испытываемый образец проходит процедуру не менее двух раз, после проведения вычислений за итог берется средне арифметическое двух результатов.

Метод 4. Метод определения не растворимого в воде остатка.

Методика предполагает растворение опытного образца в воде. После ПГМ проходит процесс фильтрования, сушки и дальнейшего взвешивания.

Для проведения эксперимента опытный образец выкладывают в бюксу. Масса его должна достигать 10 граммов. Бюксу высушивают, затем ее содержимое помещают в стакан объемом 300 см3. Следующая часть эксперимента требует 150-200 см3 подогретой дистиллированной воды.

Раствор накрывают специальным часовым стеклом, и он томится на водяной бане порядка получаса.

Для подсчета массовой доли нерастворимых веществ (Х2) используют формулу

Х2 = ((т– т2) * 100 * 100) / (т * (100 – Х1)),

где т – масса навески, г;

т1 – масса бюксы с фильтром и не растворимым в воде остатком, г;

т2 – масса бюксы с фильтром без остатка, г;

Х1 – массовая доля влаги.

Конечный результат есть не что иное, как среднее арифметическое двух определений, полученных параллельно. Расхождение между ними не должно быть выше 0,25 %.

Метод 5. Метод определения насыпной плотности.

Для данного метода требуется проведение процедуры взвешивания ПГМ в мерном сосуде.

Пробу массой 1500 грамм просеивают через специальное сито, диаметр отверстий в котором не превышает 10 миллиметров. Используется проба в естественном влажном состоянии.

Для того чтобы определить насыпную плотность ПГМ в его обычном виде, экспериментальный образец засыпают в мерный цилиндр. Его следует предварительно взвесить. Засыпка производится с высоты 100 миллиметров над верхним краем. Важно добиться образования конуса.

Насыпную плотность (рн) в г/см3 вычисляют по формуле

рн = (т1 – т) / V,

где т – масса пустого мерного сосуда, г;

т1 – масса мерного сосуда с противогололедным материалом, г;

V – объем мерного сосуда, см3.

Здесь также насыпная плотность вычисляется путем анализа двух аналогичных экспериментов. Берется среднее арифметическое результатов параллельных испытаний.

Метод 6. Метод определения температуры кристаллизации и точки эвтектики.

Методика призвана определить момент начала замерзания ПГМ при разной концентрации раствора. Под замерзанием в данном случае понимается начало образования кристаллов льда. Также выявляется эвтектическая температура, предел взаимодействия образца со снегом и льдом.

Метод 7. Метод определения плавящей способности.

Метод предполагает последовательный анализ льда до и после обработки ПГМ. Эксперимент учитывает промежуток времени проведения испытаний, а также температуру.

При определении плавящей способности исследуется также химический состав материалов, эксперименты проводят в следующих диапазонах температур:

  • 0 – -4 °С;
  • -8 – -12 °С;
  • -16 – -20 °С.

После двух часов проведения испытаний в определенном температурном режиме получают некоторое количество уже расплавленного льда.

M = (т1 – т– тр) / тр,

где т1 – масса чаши со льдом до обработки противогололедным материалом, г;

т2 – масса чаши после испытания с остатками нерасплавленного льда и ПГМ, г;

тр – количество используемого противогололедного материала, г.

Полученные результаты эксперимента принято округлять до десятых долей.

Методика испытания жидких противогололедных материалов

Химические противогололедные материалы жидкого типа проходят специальные типы испытаний. Эксперименты необходимы для проведения входного контроля, который осуществляют предприятия, являющиеся потребителями ПГМ. Такой контроль предполагает отбор проб из трех мест: у поверхности, из середины продукта, у его дна.

Пробы переливаются в чистый сосуд, бутыль или банку. Испытания проводят при температуре 20 ± 3 °С и относительной влажности воздуха 50 ± 15 %.

  1. Метод определения рН.

Изучение рН среды важно для понимания процессов коррозии металлов. Показатель концентрации ионов водорода определяет кислотность либо щелочность среды. Одним из наиболее удобных для практического применения показателей считается показатель рН среды.

PН или водородный показатель есть не что иное, как десятичный логарифм из концентрации ионов водорода. Показатель берется с противоположным знаком:

pH = -lg[H+].

Для нейтральных растворов, содержащихся при температуре 25 °С, концентрация как ионов водорода и гидроксид-ионов равны 10-7 моль/л, рН = 7 соответственно. Кислая среда имеет показатель рН < 7, щелочная – рН > 7. Для того чтобы измерить водородный показатель, применяются разнообразные методики, среди которых техника с использованием индикаторов, индикаторной бумаги, рН-метр.

Для проведения экспресс-анализа рН применяют реактивы. Это особые индикаторы, меняющие окраску в зависимости от концентрации ионов водорода.

Индикатор

Интервал pH перехода окраски

Окраска

в кислой среде

в щелочной среде

Фенолфталеин

8,2-10

Бесцветная

Пурпурная

Лакмус

5-8

Красная

Синяя

Метиловый оранжевый

3,1-4,4

Оранжевая

Желтая

Метиловый красный

4,4-6,2

Красная

Желтая

Феноловый красный

6-8,4

Желтая

Красная

Тимоловый синий

1,2-2,8

Красная

Желтая

Конго красный

3-5,2

Сине-фиолетовая

Красная

  1. Метод определения плотности.

Противогололедный материал в жидком состоянии принято исследовать ареометром, прибором для определения плотности. Для эксперимента применяют только прозрачные жидкости. При выпадении солей образец доводят до состояния раствора путем тщательного взбалтывания бутылки, разогреваемой в теплой воде.

Чтобы показатели имели максимальную точность, проба должна находиться в диапазоне температур 15-20 °С.

Противогололедный материал, удовлетворяющий вышеперечисленным условиям, заливают в чистый цилиндр, куда опускается ареометр. Прибор не должен касаться стенок. Замеряются показатели шкалы в точке соприкосновения с поверхностью материала. Фиксируются показатели температуры ПГМ.

Плотность материала в г/см3 вычисляется исходя из средних показателей двух параллельно проводимых измерений.

  1. Метод определения общей минерализации (концентрации).

Метод предполагает анализ сухого остатка ПГМ. Такое состояние материала достигается путем выпаривания.

Для проведения испытания требуются промытые дистиллированной водой, а затем просушенные на протяжении получаса в шкафах бюксы. В охлажденные и предварительно взвешенные бюксы заливают ПГМ в жидком состоянии. Количество материала не должно превышать 10 ± 0,1 грамм.

После измерения бюксы устанавливаются в песчаную баню. Жидкость выпаривается до тех пор, пока не образуется сухой остаток. В процессе эксперимента важно отслеживать процессы кипения и разбрызгивания, их быть не должно. Бюксы тщательно обтирают от налипшего сверху песка и помещают в сушильный шкаф, разогретый до температуры 105±5 °С. Процесс сушки занимает порядка 2-3 часов. После установки стабильной массы, бюксы проходят процедуру охлаждения и взвешивания.

Массовая доля остатка в сухом составе Mсо определяется по формуле

Mсо = ((т– т) * 100) / т0,

где т1 – масса бюкса с сухим остатком, г;

т – масса бюкса, г;

т0 – масса исследуемого жидкого ПГМ, г.

  1. Определение температуры кристаллизации.

Замеры температуры кристаллизации жидких противогололедных материалов проводятся по аналогии с твердыми ПГМ. Главным отличием методик является наличие уже готовой жидкости, у которой требуется определить точку замерзания.

  1. Определение плавящей способности.

Плавящая способность жидких материалов определяется по аналогии с твердыми ПГМ. Берется жидкость естественной концентрации, определенной для нее заводом-изготовителем.

  1. Определение коррозионной активности противогололедного материала.

Коррозионная активность, или агрессия ПГМ по отношению к металлам,есть не что иное, как скорость потери массы, соотнесенная к единице площади образца за определенное время. Стандарты определены ГОСТ 9.905-82.

Для того чтобы ускорить процесс коррозии, металл взаимодействует с образцом определенной концентрации. После образец высушивается как на открытом воздухе, так и в сушильном шкафу. Для окончания эксперимента металл помещается в паровоздушную среду при влажности 100 %.

Мерой коррозии считают скорость потери массы к площади испытуемого образца. Показатель скорости коррозии определяют по формуле:

K = (Δm * 104) / (S * t), г/м2·ч,

где Δm – потеря массы образца, г;

S – площадь поверхности образца, м2;

t – продолжительность испытания, ч.

  1. Определение агрессивного воздействия противогололедных материалов на цементобетон.

Противогололедные материалы способны влиять на морозостойкость верхних слоев бетона. Для выявления этих процессов определяют показатель уровня агрессии.

Хранение противогололедных материалов

Важно правильно хранить противогололедные материалы. Для хранения ПГМ обычно используются специальные базы и склады, объемы которых будут зависеть от количества выполняемых зимних работ, площади дорог, видов применяемых материалов, их типа, марок и т. п.

Химические противогололедные материалы твердого типа обычно хранятся на складах с уровнем вместимости порядка 80 % от сезонной потребности в данном ПГМ. При этом габариты склада должны предусматривать свободную работу техники. Стены из бетона, металла или кирпича тщательно защищаются от всех повреждений и процессов коррозии. Химические и комбинированные противогололедные материалы, отгрузка которых происходит без применения тары, разрешается хранить на специальных площадках в штабелях, конусах, буртах. При таком методе хранения бурты защищаются полиэтиленовой пленкой или другим водонепроницаемым материалом.

Хранить и готовить комбинированные ПГМ принято на обвалованных площадках открытого типа, которые снабжены асфальтовым покрытием и качественной дренажной системой. Для обваловки используют асфальтобетон трапециевидного сечения. Исключением является въезд и выезд. Здесь обваловка достигает 15-20 сантиметров и используется асфальтобетон серповидного профиля полого типа.

Противогололедные материалы: как испытать, где хранить и где купить

Распределение противогололедных материалов

Противогололедные материалы для борьбы с зимней скользкостью требуют особого подхода к распределению по поверхности дорог. Для рассеивания применяют оборудование, разбрызгивающее или распыляющее реагент. Современное оборудование имеет существенные отличия не только по внешнему виду, габаритам или цене, оно может предлагать самые различные принципы работы в условиях зимних дорог. Машины для распределения противогололедных материалов бывают как механического, так и автоматического типа.

Для того чтобы определиться с выбором техники, необходимо понять объемы выполняемых работ, рассмотреть виды используемых ПГМ. Так, механизированное оборудование – идеальный вариант для работы на объемных территориях, оно может выполнять широкий спектр поставленных задач, а значит незаменимо для городских дорожных служб. Ручное оборудование используется на более мелких площадках. Также оно подойдет для обработки труднодоступных территорий.

  1. Механизированная техника, распределители, легко интегрируются с кузовами грузовых автомашин. Могут использоваться как в составе автомобиля, так и без него.

Машина в данном случае является простым тягачом для перемещения оборудования. Сам разбрасыватель включает в себя бункер, в котором размещаются реагенты. Для жидких реагентов используют специальные баки. Также оборудование содержит конвейер для подачи материала к диску для разбрасывания, систему регулировки и распределения и пр.

Принцип воздействия на гололед у таких машин различен. Это может быть механическая, физико-термическая или химическая система. Сегодня широкое применения нашли распределители, имеющие химический принцип действия на снег и лед. Они призваны распределять песок, хлориды и реагенты. Такая машина состоит из нескольких основных блоков: кузов для размещения материалов, скребковый конвейер, устройство для распределения ПГМ, гидросистема. К дополнительному оборудованию таких машин относится снежный плуг. Его конструкция напоминает схему работы подметальных машин.

Наличие гидравлического привода обеспечивает крутящий момент, передающийся от двигателя на гидросистему. Именно она приводит в динамику скребковый конвейер и диск. В таких машинах возможно плавное изменение скорости конвейера и частоты вращения распределительного диска.

Сегодня огромную роль в борьбе с зимними гололедами играют жидкие реагенты. Для их распределения по поверхности покрытия дорог могут применяться поливочно-моечные машины.

Для того чтобы удалить накат или гололедную пленку, могут использоваться тепловые машины. Их принцип работы достаточно прост: скоростной поток, получаемый при сгорании топливовоздушной смеси в турбореактивном двигателе автомобиля, воздействует на обледеневшее покрытие. Эффективность такого оборудования может быть повышена путем установки инфракрасных пушек.

Для удаления гололедной пленки и снежно-ледяного наката, образующихся на поверхности покрытий, применяют тепловые машины. Принцип работы тепловых машин заключается в воздействии на обледенелое покрытие с помощью высокотемпературного скоростного потока продуктов сгорания топливовоздушной смеси, поступающей из турбореактивного двигателя, установленного на специальной базе.

  1. К оборудованию для распределения ПГМ ручного типа относится тележка-дозатор. Компактная система позволяет легко разбрасывать материал, ограничивая его подачу с помощью распределителя.

Распределять противогололедные материалы можно обычной лопатой. Однако этот процесс актуален лишь для твердых реагентов.

Какой выбрать завод для закупки противогололедных материалов

Среди компаний, предлагающих реагенты, выделяются:

  1. «Зиракс».

Международная фирма, предлагающая эффективные ПГМ. Организация выпускает как жидкие, так и твердые противогололедные материалы.

  1. Выбирая твердые реагенты, особое внимание следует уделить:
  • «Премелт». Материал, остающийся эффективным и при температуре - 32 °С. Реагент рекомендуется для использования на автостоянках, улицах, дорогах, подъездных территориях.
  • «Айсмелт». Многокомпонентный состав, содержащий антикоррозионные компоненты. ПГМ с высокой плавящей способностью длительного действия. Отличается удобным гранулометрическим составом и низким уровнем расхода.
    • «Айсмелт», содержит в своем составе две противогололедные соли в идеальной пропорции. Именно за счет этих компонентов и обеспечивается длительный эффект таяния наледи.
    • «Айсмелт Mix», система длительного действия, способная предупреждать образование наледи при температуре до -20 °С.
    • «Айсмелт Power», реагент класса люкс быстрого воздействия. Эффективен в диапазоне температур до - 31 °С. Действие основано на проникновении в структуру льда для разрушения внутренних связей и связей с поверхностью покрытия. Принцип схож с работой теплового сверла.

Характеристика

Противогололедный материал

ICEMELT

ICEMELT MIX

ICEMELT POWER

Температурный диапазон, оС

до -25

до -20

до -31

Средние нормы расхода, г/м2

70

70

70

Быстродействие, мин

15-60

15-120

15-30

  1. Реагенты от Zirax жидкого типа.

Реагент «Премелт» – материал, обеспечивающий качественную работу в режиме смачивания. Раствор применяется в паре с сухим реагентом, распределяемым вдоль поверхности дороги.

Смачивание позволяет обеспечивать:

  • увлажнение соли, равномерно распределяемой по поверхности полотна;
  • отличное сцепление с покрытием;
  • моментальный эффект;
  • уменьшение расхода реагента на 40 %.
  1. УЗПМ.

Уральский завод противогололедных материалов сегодня предлагает огромный ассортимент качественных современных реагентов. Производство контролируется экологическими службами, что позволяет составам отвечать современным требованиям времени. Данные противогололедные материалы предназначены для использования на подъемах, мостах, тротуарах. К продукции, которую предлагает УЗПМ, относятся:

  1. «Бионорд», универсальный состав, содержащий мраморную крошку. Компонент не только не нарушает состав почвы, но и показывает отличное сцепление с дорожным покрытием.
  2. «Бионорд-Мосты», состав, предназначенный для покрытия эстакад, тоннелей, мостов. Смесь имеет свойство полного растворения, отличается отсутствием негативного влияния на бетонные конструкции.

Завод проводит весь спектр испытаний своих материалов, предлагая потребителям только лучшие образцы, отвечающие стандартам качества.

  1. Green Ride.

Компания Green Ride предлагает приобрести противогололедный материал последнего поколения. В его основу положен «Бишофит» – компонент, безопасный для окружающей среды и колес автомобилей. К наиболее популярным составам от Green Ride относятся:

  1. RockMelt Salt, эффективная смесь для борьбы со снегом и льдом. Отлично подходит для хозяйств, содержащих домашних животных. На тщательно очищенную поверхность наносится реагент, впитывающийся определенное время. Остатки наледи удаляются лопатой.
  2. RockMelt Mix, состав для обработки пешеходных дорог гранулированного типа. Подходит для дворовых территорий, лестниц, плиточных покрытий.
  3. GreenRide, готовый реагент без вредных примесей, используется в любых климатических зонах, при равномерном распределении по поверхности показывает отличную очистительную способность.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией





    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

    Рассылка




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×

    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!