Как диспетчеризация приборов учета воды экономит деньги ТСЖ

143
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Бугров Юрий
председатель ТСЖ «ОТРАДА-12»
Семнадцать лет назад мало кто задумывался о стоимости водоснабжения. Но тарифы растут, плата за «коммуналку» увеличивается, и это заставляет пересматривать отношение к потреблению ресурсов. Собственники начали искать способы снизить плату за ЖКУ, причем не всегда законные.

Как в одном ТСЖ устранили хищения воды и уменьшили плату за ОДН за счет диспетчеризации приборов учета — читайте в этой статье.

Про ТСЖ

ТСЖ «ОТРАДА-12» — 168-квартирный дом в Северо-Восточном административном округе Москвы. Дом был передан жильцам в 2000 году, тогда же были установлены и приборы учета. Однако в расчетах за потребленные ресурсы их использовали не все. Часть жителей оплачивала потребление воды по нормативам. Были и те, кто занижал показания приборов, вмешивался в их работу.

Расходы на общедомовые нужды (ОДН) выросли до внушительных размеров: только за 5 месяцев 2016 года ТСЖ заплатило 403 665 руб., т. е. в месяц за «общую» воду расходовалось 80 000 руб.! Товарищество не могло компенсировать даже часть этой суммы за счет жителей. Руководству ТСЖ приходилось изыскивать средства для выплат ресурсоснабжающим организациям, экономя на других статьях расходов на обслуживание дома.

Правление ТСЖ было заинтересовано в ответственном и бережном отношении собственников к ресурсам и снижении трат на ОДН. Для этого требовалось исключить:

  • погрешность устаревших приборов учета, доходившую до 10 % от нормы;
  • превышение норматива в «резиновых» квартирах, где фактически проживают несколько человек при одном прописанном;
  • разброс в сроках сдачи показаний. С общедомового прибора учета показания снимаются 30-го числа, а собственники помещений отправляли данные, когда им удобно;
  • хищения воды. Врезки и магниты в некоторых квартирах уменьшали данные о расходе, разница уходила в строку ОДН;
  • недостоверные данные, переданные ошибочно или умышленно.

В 2016 году правление решило подобрать технологию для диспетчеризации приборов учета воды. Изучили профильные ресурсы и остановились на автоматизированной системе контроля и учета воды (АСКУВ) «СТРИЖ». АСКУВ на базе LPWAN-технологии привлекла простотой и экономичностью. Изучали систему и консультировались с производителем две недели. В ноябре 2016 года в доме началось внедрение беспроводной диспетчеризации учета воды. Другие системы не испытывали — правление не могло тратить средства дома на эксперименты.

Оснащение дома приборами учета 

Один из элементов автоматизированной системы — беспроводные счетчики «Аква-1». Их установили в 40 квартирах. Монтаж устройств не отличается от установки обычных водомеров и занял в среднем не более 15 минут.

Устанавливали приборы учета сантехники из штата ТСЖ. Они самостоятельно справились с монтажом.

Раз в сутки «Аква-1» передает статистику потребления воды по радиоканалу на базовую радиостанцию. Станцию «Мини-БС» установили на крыше дома. Ее радиуса действия хватило на покрытие трехкилометровой зоны в городских условиях, а чувствительности — для приема сигнала со счетчиков из квартирных стояков многоэтажного дома.

Деньги правление сэкономило не только на монтаже устройств. Не понадобилось покупать специальную программу или разрабатывать свое ПО для отображения показаний. Удаленное, или «облачное», программное обеспечение — личный кабинет «СТРИЖ.Онлайн» — входит в комплект системы диспетчеризации.

«Резиновая» квартира

Через две недели после ввода АСКУВ в эксплуатацию подтвердились подозрения по «резиновой» квартире. В ней обнаружилось пятикратное превышение расхода воды относительно норматива. Официально там был прописан один человек, а по факту постоянно находилось семеро.

Квартира сдавалась в аренду, и собственник в графе «Расход водоснабжения» указывал по 1 м³ горячей и холодной воды. До внедрения беспроводной диспетчеризации приборов учета правление отказывалось принимать явно заниженные цифры и было вынуждено начислять плату по нормативу. После установки счетчика в личный кабинет ТСЖ «Отрада-12» начали поступать реальные показания, которые в четыре раза превышали среднее значение.

Через месяц арендаторы решили схитрить и замедлить крыльчатку водомера магнитом. Новый счетчик немедленно оповестил диспетчера о воздействии на прибор магнитного поля. Правление провело ревизию и подтвердило, что механизм счетчика был остановлен магнитом. Сейчас решается вопрос о привлечении к ответственности собственника квартиры.

Диспетчеризация счетчиков воды и расплата за хищение ресурсов

ТСЖ использует опыт руководителя соседней УО, эксплуатирующей АСКУВ. Там также получили оповещение из личного кабинета и уличили в использовании магнитов жильцов из трех квартир. Инспекция подтвердила: к счетчикам были приложены магниты.

Руководитель УО предъявил каждому собственнику досудебную претензию на сумму 15 тыс. руб. Должники предпочли выплатить компенсацию добровольно, так как дальнейшее судебное разбирательство грозило им выплатами в размере свыше 300 тыс. руб. — за потребление воды, рассчитанное по сечению трубы.

Бюджет УО пополнили выплаты от штрафа. А психологический эффект от круглосуточного контроля и мгновенных оповещений остановил других жителей от использования магнитов и других способов «скрутки» показаний.

Справка

Расплата за обман

С 1 января 2017 года за манипуляции с приборами учета потребитель может заплатить больше, чем «сэкономил». Если ИПУ установлен в помещении, куда доступ возможен только с ведома потребителя, значит, он знал и о несанкционированном вмешательстве в работу прибора. Исполнитель КУ вправе составить акт и доначислить потребителю плату за КУ. При этом объем потребления рассчитывают по нормативам потребления КУ и применяют повышающий коэффициент 10. Такие условия установлены п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Справились с различием в сроках сдачи показаний

Ранее показания с обычных водомеров жители сдавали кто и когда хочет. Часть собственников не платила по три месяца. У некоторых задолженность копилась в течение двух лет!

Сейчас расход воды контролируется в режиме онлайн круглосуточно, 7 дней в неделю. В расчетный день, 25-го числа, бухгалтер ТСЖ в три клика выгружает отчет за текущий месяц.

Вместе с заменой старых приборов учета на счетчики повышенного класса точности решилась и проблема с погрешностью.

Сэкономили и упростили работу

С введением АСКУВ в ТСЖ устранили погрешность устаревших приборов учета, выявили «резиновые» квартиры, пресекли воровство и хищения воды.

Ушел в прошлое разброс в сроках сдачи показаний собственниками: все данные передаются точно в срок, все цифры на 100 % достоверны.

Показания и отчетность выгружаются автоматически. Жителям больше не нужно залезать в труднодоступные места.

С июля по ноябрь 2016 года ТСЖ потратило на ОДН 403 665 руб. Правление каждый месяц выплачивало по 80 000 руб. за неучтенную воду. После внедрения АСКУВ с декабря 2016 по апрель 2017 года небаланс составил 202 335 — 40 457 руб. ежемесячно. Снижение по отношению к аналогичному периоду почти вдвое!

Автоматизированный сбор показаний счетчиков облегчил и работу бухгалтерии. Показания из квартир с «умными» счетчиками бухгалтер рассчитывает в электронном виде с помощью личного кабинета. Ни жители, ни сотрудники правления не тратят время на переписку показаний на бумагу.

Диспетчеризации приборов учета – только начало!

Сейчас в МКД установлено 60 счетчиков воды со встроенным модулем «СТРИЖ». Если бы «умных» счетчиков сразу установили больше, ситуация поменялась бы значительней: ОДН стремился бы к нормальным показателям. Но в то время ТСЖиспытывало финансовые затруднения. В 2017–2018 годах правление планирует докупить счетчики и полностью оснастить дом «умными» приборами учета.

При дальнейшем масштабировании диспетчеризации приборов учета в доме не потребуется дополнительных концентраторов или репитеров для приема сигнала с новых устройств. Емкость и универсальность установленной базовой станции позволяет оснастить все квартиры «умными» приборами учета воды и счетчиками электроэнергии, установить беспроводные датчики протечки, задымления и т. п. Информацию с этих устройств (сигнализацию или показания) будет принимать все та же станция. И правление ТСЖ будет контролировать энергопотребление дома по-прежнему в личном кабинете.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!