Управление отходами: проблемы и пути их решения

30
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Твердые бытовые отходы представляют собой предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, то есть это наибольшая часть отходов потребления, угрожающая безопасности жизни и здоровья человека, а также состоянию природы. Однако ТБО можно не только сбрасывать и утилизировать, но и перерабатывать с целью повторного введения в производство. Вот почему так важно организовать правильное управление отходами.

Как происходит управление отходами

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 «отходы: остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и используемые в непосредственной связи с этой деятельностью». Данный ГОСТ регулирует порядок и систему управления отходами.

ТБО бывают двух видов:

  • отходы потребления («остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации») – согласно ГОСТ 30772-2001;
  • отходы производства («остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства») – согласно ГОСТ 30772-2001.

Управление отходами – это наиболее значимый термин в данной сфере деятельности. Он представляет собой всю работу, касающуюся оформления документации по процессам, относящимся к системе оптимизации, перевозок, сброса, обеззараживания, уничтожения, переработки и складирования бытового мусора.

Ключевыми стадиями управления отходами являются:

  • погрузка мусора (работа, касающаяся сбора отходов за конкретно установленные сроки с территории скопления с целью организации дальнейшей деятельности по управлению отходами);
  •  распределение бытового мусора (его скопление или расформирование по установленным группам в соответствии с характеристиками отходов);
  • перевозка бытового мусора (работы, касающиеся его своза на специально предназначенную для того территорию с целью дальнейшей переработки, обезвреживания либо утилизации);
  • сепарация бытового мусора (механизированная обработка неоднородных отходов, имеющая целью их разделение на однородные составляющие согласно ГОСТ 30772-2001);
  • обработка бытового мусора (важнейший этап управления отходами, который заключается в предварительной их подготовке к дальнейшей утилизации, включая сортировку, разборку, очистку в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления»);
  • переработка бытового мусора (использование отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «ОБ отходах производства и потребления»);
  • рециклинг бытового мусора (важнейший этап управления отходами, подразумевающий повторное их применение по прямому назначению);
  • обезвреживание бытового мусора (уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств, включая сжигание или обеззараживание на специализированных установках);
  • захоронение бытового мусора (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления»).

Свалка — объект управления отходами, территория временного размещения бытового мусора.

Объекты размещения бытового мусора — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления».

Существует пять классов бытового мусора, для каждого из которых предусмотрена своя система управления отходами:

  1. представляющие высший уровень опасности (наносят урон окружающей среде, который невозможно устранить);
  2. представляющие высокий уровень опасности (наносят урон окружающей среде, последствия которого негативно сказываются на ней от 10 до 30 лет);
  3. представляющие средний уровень опасности (наносят урон окружающей среде, последствия которого негативно сказываются на ней сроком до 10 лет);
  4. представляющие низкий уровень опасности (наносят урон окружающей среде, последствия которого негативно сказываются на ней сроком до 3 лет);
  5. представляющие наименьший уровень опасности (почти не наносят урона окружающей среде).

Любой бытовой мусор можно классифицировать на три вида, для каждого из которых предусмотрена своя система управления отходами:

  • вторичное сырье – вторичные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве согласно ГОСТ 30772-2001;
  • биоразлагаемые отходы – бытовой мусор, направляемый на обработку и используемый в качестве благоприятных для окружающей среды веществ. Однако доходы от его продажи, как правило, не превышают расходы на процесс переработки, что негативно сказывается при организации управления отходами;
  • неперерабатываемые отходы («хвосты») – бытовой мусор, требующий совершенствования системы управления отходами, так как на сегодняшний день он не может быть пригоден для вторичного потребления (или же расходы на процесс переработки значительно превышают расходы на уничтожение подобного мусора). Данный тип отходов иногда добавляется в продукцию. Проблема их захоронения и уничтожения до сих пор остается нерешенной из-за отсутствия необходимого оборудования.

Стоит отметить, что, если обращать внимание на прибыльность, наиболее оптимальным направлением деятельности выступает процесс управление отходами первого класса.

Основные принципы управления отходами

  1. Бытовой мусор имеет несколько видов. Порядок обращения с каждым видом отходов различен.
  2. Совокупность методов управления отходами, в которые входят уменьшение числа свалок, повторная утилизация, хранение и размещение бытового мусора, процесс его сжигания, – все это необходимо применять для переработки всех особых составляющих элементов отходов. Данные процессы должны четко регулироваться, образовывая взаимосвязь друг с другом.
  3. Региональную систему управления отходами необходимо создавать, принимая во внимание определенные локальные природные и технологические факторы. Навыки переработки бытового мусора нужно усовершенствовать с помощью организации и реализации различных мероприятий.
  4. Совокупность мер по утилизации бытового мусора основывается на заранее спланированных процессах и создает возможности для быстрой ориентировки при непредвиденных обстоятельствах и изменениях в характеристиках отходов, а также при совершенствовании системы управления отходами. Анализ и детальное изучение итогов должны присутствовать в течение всего процесса переработки и реализации новых мероприятий по обращению с бытовым мусором.
  5. Управление отходами в городе должно поддерживаться местными государственными органами, а также гражданами. Только так можно разрешить все вопросы, связанные с бытовым мусором.

Процесс управления отходами содержит в себе не только уже имеющиеся методы переработки бытового мусора, но и принятие мер по уменьшению его массы, повторной обработке и компостированию (способ ликвидации отходов, заключающийся в разложении органических веществ аэробными микроорганизмами). Лишь совокупность ряда связанных между собой процессов приводит к результативному управлению отходами. Вряд ли получится добиться положительных показателей, используя какой-то один метод обращения с бытовым мусором.

В зависимости от природных условий в каждом субъекте Российской Федерации должна существовать своя совокупность способов утилизации ТБО, которая разработана на основании имеющихся навыков и возможностей региона. Планирование программ по управлению отходами базируется на оценке их количества и состава, а также содержит реализацию различных мероприятий, помогающих обзавестись сведениями о настоящих показателях и навыками для дальнейшей организации деятельности.

Когда была разработала система управления отходами

Система управления отходами представляет собой совокупность программ по погрузке, перевозке, обработке, повторному применению ТБО и надзор за выполняемыми операциями. Такое планирование деятельности необходимо для уменьшения показателей загрязнения окружающей среды, а также устранения угроз жизни и здоровью граждан. Таким способом можно не только сохранить природу, но и грамотно организовать бизнес по управлению отходами.

Система управления отходами берет свое начало в 1980-х годах. С ее помощью людям удалось перерабатывать ТБО для вторичного применения. Отношение к данной системе в мире неоднозначно (все зависит от уровня развитости государств и конкретных природных условий). Контроль за переработкой бытового мусора в населенных пунктах осуществляется органами МСУ. Если же подобную деятельности ведут частные компании (юридические лица), вся ответственность за обращение с ТБО возлагается на них.

Безусловно, система управления отходами оперирует современным оборудованием (к примеру, RFID, то есть способом автоматической идентификации объектов, различными навигационными устройствами, а также специализированным программным обеспечением по накоплению информации).

  • Сегодня оборудование вроде автоматической идентификации применяется для накопления данных о погрузке бытовых отходов и перевозки их из населенных пунктов. Сведения крайне важны для создания современных видов контейнеров и других операций.
  • Применение навигационных систем необходимо для анализа результативности погрузки уже расформированных отходов, организуемой на основании согласования со специальной службой по вывозу бытового мусора.
  • Особое программное обеспечение применяется для сбора данных, которые помогают разрабатывать новые меры по управлению отходами.

Есть много подходов к управлению отходами. Они основываются на определенных природных условиях и существующих у субъекта ресурсах. Ниже представлен ряд устоявшихся понятий.

  • Иерархия управления отходами базируется на трех составляющих (уничтожение, повторное применение и обработка). Данные принципы представляют собой начальный этап для создания мер по оптимизации бытового мусора и способов управления отходами. Но подобная иерархия даже сегодня сталкивается с крайне сложной проблемой: как получить больше возможностей для переработки ТБО и их вторичного использования при сокращении количества бытового мусора?
  • Расширение сфер ответственности производителя представляет собой принцип, по которому расходы на процесс управления отходами входят в рыночную стоимость продукции (изначально либо в случаях, когда товар изготовлен с применением вторичного сырья). Данные меры призваны передать ответственность за использование продукции ее изготовителю. А это значит, что компании, занимающиеся производством и реализацией определенного продукта, обязаны контролировать его и после употребления потребителем.
  • Принцип «загрязняешь — плати». Он возлагает ответственность за экологический урон на того, кто его нанес. При реализации программ по управлению отходами изготовитель должен возмещать затраты, связанные с переработкой или захоронением бытового мусора, образующегося в процессе производства товаров и услуг.

Почему система разработана, а проблемы управления отходами остались

Международная практика показывает, что вопрос твердых бытовых отходов должен возлагаться на регион, где и скапливается мусор. Следовательно, данной сферой деятельности должны заниматься ЖКХ и структуры, связанные с процессом управления отходами. Должностные лица, которые возглавляют такие органы, могут грамотно организовывать работу лишь при условии, что они напрямую изучают все операции производства, а также обращения с ТБО. Однако на деле сотрудники, как правило, изучают отдельные процессы, не затрагивая общих принципов управления отходами. В результате получается так, что возведение и введение в эксплуатацию определенного объекта по утилизации бытового мусора базируется на заграничном опыте. Нет никакого сравнительного анализа, а также принятия во внимание специфики отечественных ТБО, что приводит к систематическим нарушениям целостного процесса управления отходами.

Сегодня в населенных пунктах Российской Федерации управление отходами подразумевает лишь своз бытового мусора и его периодическую транспортировку с точек скопления. Ответственность за подобные операции возлагается на должностных лиц органов МСУ. Отходы перевозятся на свалки, однако дальнейшая работа по обращению с ними не имеет должного планирования (мусор не распределяется на группы, что усложняет весь процесс его утилизации, переработки или же хранения). Практически все ТБО направляются на обычные и переполненные полигоны. В развитых государствах (например, в странах ЕС) подобным способом избавляются лишь от 15% бытового мусора. В Российской Федерации этот показатель в несколько раз выше.

Главная международная стратегия разрешения вопроса бытового мусора заключается в том, чтобы снизить количество отходов, подлежащих захоронению. В Российской Федерации обеззараживание бытового мусора – это процесс, который еще недостаточно развит с точки зрения технологий и организации. Государственная политика в сфере управления отходами также находится на низком уровне из-за ряда факторов:

  • нехватки профессиональных сотрудников;
  • нежелания государственных органов принимать какие-либо меры;
  • нехватки опыта по организации процесса управления отходами в соответствии с требованиями законодательства и экологическими аспектами данной деятельности;
  • нехватки научного опыта и отсутствия грамотного планирования: базисные принципы управления отходами до сих пор не созданы, органы власти не предпринимают активных действий, что негативно сказывается на экологической ситуации, здоровье граждан и экономических сферах деятельности.

Заграничные бизнесмены, занимающиеся вкладами в процесс управления бытовым мусором и ведущие переговоры с российскими предпринимателями, представляют свои разработки в качестве самых современных. Это может вызвать сомнения у отечественных клиентов. Важно принять во внимание, что зарубежный предприниматель всегда ориентируется на реализацию своего товара, а не на разработку оптимального процесса управления отходами в определенном населенном пункте Российской Федерации. Стоит также отметить, что в данной сфере деятельности могут образоваться фирмы, не оперирующие изучением вопроса бытового мусора, однако желающие обойти конкурентов. Вот почему создаваемые технологии не решают столь острую проблему ТБО: количество мусора, подлежащего захоронению, не уменьшается, а государственные органы не предпринимают никаких мер для улучшения ситуации. Следовательно, совершенствования управления отходами не происходит.

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод о том, что необходимо перенять международный опыт и внедрять новые способы управления отходами: организация обработки и вторичного использования бытового мусора, создание планов и программ, предполагающих минимальные расходы и безопасное обращение с отходами с целью предотвращения загрязнений окружающей среды. Кроме того, очень важно развивать данную сферу деятельности с точки зрения маркетинга (как не ошибиться в выборе заграничного партнера, например).

Комплексное управление отходами производства и управления: 7 методов

  • Методы термической переработки отходов

Европейские государства стали развивать процесс управления отходами с возведения МСЗ. На территории Европы было сооружено около 500 заводов (изображение № 1). В Российской Федерации мусоросжигание рекомендуется к применению многими специалистами: в 2015 году крайне остро обсуждался вопрос строительства 15 мусоросжигательных заводов по проектам, разработанным в Японии. Однако есть целый ряд способов термической переработки бытового мусора. Каждый из них в скором времени может стать частью процесса управления отходами, поэтому правильным будет разобрать детально несколько основных.

Термическая переработка отходов представляет собой комбинацию операций, при которых бытовой мусор подвергается воздействиям высоких температур для сокращения его количества, обезвреживания или же выработки энергетических ресурсов и других пригодных к вторичному применению веществ. Тепловая переработка применима к отходам, состоящим из органических материалов, которые поддаются горению. Она способствует тому, что масса бытового мусора уменьшается в 3 раза, а объем – в 10. Процесс управления отходами должен содержать в себе термическую переработку как оптимальный способ обеззараживания ультсырья.

Сжигание отходов представляет собой многоступенчатый технологический процесс, направленный на управление отходами. Он позволяет сократить первоначальный объем мусора на 95 %, привести к полному обезвреживанию микроорганизмов, накопленных в отходах, а также получить тепловую энергию от их сжигания. Данный процесс преобладает над остальными термическими способами обработки, так как технические установки для его реализации могут служить более 15 лет. Однако сжигание отходов имеет и значительный минус: при его осуществлении выделяется большое количество газообразных соединений (около 6000 м3 на 1000 кг бытового мусора).

Газификация отходов представляет собой процесс частичного окисления, в результате которого бытовой мусор преобразуется в синтез-газ. Он в свою очередь является уникальным сырьем для получения множества экологически чистых и дорогостоящих продуктов (моторного топлива, различных удобрений, синтетического природного газа, водорода, метанола и т.д.). Такая система управления отходами довольно развита, однако, к сожалению, на практике применяется редко. Если провести аналог со сжиганием, то газификация имеет ряд плюсов для окружающей среды: малое количество выбросов, экологически чистая технология, безопасные побочные продукты и источник получения альтернативного топлива. Главный минус здесь – низкий уровень производительности. Данная технология создана отечественными специалистами, ее испытания выявили благоприятные показатели. Предполагается, что подобный метод управления отходами в скором времени займет твердые позиции на рынке оборудования, предназначенного для обращения с ТБО. Он оптимален при использовании в городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек.

Пиролиз отходов представляет собой процесс разложения бытового мусора под воздействием высоких температур, происходящий без доступа кислорода. Как и газификация, данный метод управления отходами на практике применяется редко, однако в отечественных системах обращения с ТБО он все же присутствует.

Гидрогенизация отходов представляет собой процесс, при котором водород в умеренных температурах и давлении в присутствии катализатора реагирует с ПХБ (полихлорированными бифенилами), восстанавливая трансформаторные масла (то есть топливо). В Российской Федерации данная система управления отходами распространения не получила, хотя и была внесена на рассмотрение государственным органам.

Плазменная переработка отходов представляет собой процесс, при котором бытовой мусор подвергается воздействию высоких температур посредством использования плазмотрона (техническое оборудование, в котором при протекании электрического тока через разрядный промежуток образуется плазма). Подобное устройство позволяет вырабатывать даже синтез-газ. Главный плюс такого способа управления отходами заключается в образовании безопасных для окружающей среды и человека остаточных веществ, а также в более простой системе выделения примесей из промышленных газов. Но существуют и минусы: затруднительный процесс вывода шлаков и низкий уровень производительности. Наиболее эффективной такая технология выступает при ее использовании в утилизации медицинского утильсырья, а также автомобильных покрышек.

Вывод из всего вышесказанного заключается в том, что сегодня самым применяемым и оптимальным способом термической обработки отходов выступает их сжигание. К такому заключению пришли и европейские специалисты, которые проводили анализ на базе определенной балльной методики, содержащей сравнительные показатели способов утилизации по ряду факторов:

  • целостных (степень внедрения и применения того или иного способа управления отходами, прочности устройств, необходимости предварительных работ с ТБО и так далее);
  • экологических (показатели опасности бытового мусора и остаточных веществ, пути их обеззараживания или уничтожения и так далее);
  • экономических (вычисление расходов на осуществление процессов управления отходами).

Стоит учесть, что есть и ряд вполне практичных способов слоевого сжигания ТБО, которое представляет собой размещение мусора на специальных решетках. Показатели говорят о том, что наиболее оптимальными для подобного метода управления отходами выступают решетки Steinmuller, предназначенные для утилизации бытовых отходов с изменяющимися компонентами и уровнем влажности. Такое оборудование обладает качественной системой воздухообмена, что является крайне весомым преимуществом при переработке отходов.

Почему все же управление твердыми отходами путем их сжигания в России – неверный шаг

Уже было сказано о том, что на территории Европейского Союза было построено примерно 500 мусоросжигательных заводов. По среднестатистическим данным производительность единицы объекта составляет около 140 тыс. тонн бытового мусора в год.

Органы власти в Российской Федерации применяют указанные данные о числе мусоросжигательных заводов для объяснения своих планов и разработки системы управления отходами. На территории РФ работают только два мусоросжигательных завода. Следовательно, захоронению подвергаются практически все виды бытового мусора. В Европе же благодаря МСЗ такой проблемы нет: захоронение применяется только к 15% отходов (изображение № 2).

Неверный шаг состоит в том, что не используется оценка объема твердых бытовых отходов (изображение № 2): неграмотно применять статистику мусоросжигательных заводов, не учитывая числа отходов, подлежащих термической обработке, и числа отходов, накапливаемых на территории Российской Федерации. Например, в Германии на завод транспортируют лишь четвертую часть всего бытового мусора, а захоронению подлежит только 15% от него (изображение № 2). Оставшиеся отходы отправляют на вторичное использование, так как в этой стране существует развитое управление отходами, заключающееся в их разделение по определенным критериям. На рисунке можно заметить похожую ситуацию и в других европейских государствах.

Получается, что рекомендации заграничных компаний по возведению в РФ мусоросжигательных заводов можно принять за желание реализовать свои методы управления отходами, практическое применение которых заметно снижается. Международная деятельность по обращению с ТБО демонстрирует неверность курса на строительство подобных объектов, так как затраты на их возведение не приводят к уменьшению объема бытового мусора, подлежащего захоронению. Кроме того, мусоросжигательные заводы функционируют, как правило, около 25 лет (в России – не более 20 лет).

Международная практика доказала, что мусоросжигательные заводы не способны решить вопрос с управлением отходами, поэтому спешно возводить подобные объекты бессмысленно. Совершенствование управления отходами заключается в уменьшении их объема.

Селективный сбор – лучший вариант управления твердыми бытовыми отходами

Уменьшение количества отходов, подлежащих захоронению, привело не к термической переработке, а к разработке мер по распределению вторичного сырья и его повторному применению. В развитых государствах вторичными материальными ресурсами считаются более половины твердых бытовых отходов. Эффективность подобной системы управления отходами зависит от жителей, так как на них возлагается сам процесс разделения мусора по определенным критериям. Таким путем на захоронение направляется в 2 раза меньше отходов, чем без использования селективного сбора.

Селективный сбор представляет собой разделение мусора. Он осуществляется непосредственно на месте скопления отходов, что препятствует образованию в них вредоносных элементов. Такая система управления отходами способствует качественной обработке чистого вторичного сырья и поддержанию благоприятного экологического баланса посредством уменьшения вредоносных выбросов.

Когда необходимо минимизировать объем бытового мусора, подлежащего захоронению, образующиеся после переработки вторичного сырья и вредоносных элементов отходы направляют на термическую утилизацию. Совокупность современных технологий позволяет:

  • сократить затраты на решение вопросов, связанных с твердыми бытовыми отходами;
  • применять бытовой мусор как вторичный материальный ресурс и вторичный энергоресурс;
  • сократить попадание вредоносных веществ в окружающую среду за счет усовершенствования технологий термической переработки;
  • повысить приток кадров.

Термическая утилизация и селективное распределение бытового мусора – это важнейшие составляющие целостной системы управления отходами.

Международный опыт доказал тот факт, что применение затратных процессов по термической обработке имеет смысл только при использовании селективного сбора, который способствует образованию вторичного сырья и исключению попадания вредных веществ в окружающую среду. В этом и заключается грамотно разработанный механизм управления отходами.

В процессе управления отходами главное – это повторное применение сырья, что требует разработки программ по селективному накоплению бытового мусора. Международный опыт показывает – основной задачей подобного сбора является получение энергоресурсов, которые содержатся в ТБО, посредством повторного применения и переработки их как вторичных материальных ресурсов. Термические процессы способствуют уничтожению полезных веществ. Управление отходами должно базироваться на приобретенном опыте, анализе системы обращения с бытовым мусором, изучении соответствующих показателей и других важнейших факторах.

В Российской Федерации уже пытались получить вторичное сырье без организации распределения бытового мусора, то есть с помощью возведения специального оборудования и выделения полезных элементов из общего объема отходов. Однако опыт доказывает, что такой способ не приносит желаемых результатов: имеют место низкий уровень получения ценных ресурсов и вредоносная для здоровья человека деятельность. Попытка подобного управления отходами оказалась совершенно бессмысленной.

Мнение эксперта

Неудачный «эксперимент» по раздельному сбору вторсырья

Л.Я. Шубов,
доктор технических наук, город Москва

В столице неоднократно старались внедрить селективный сбор вторичного сырья среди граждан.

В 2006–2008 годах в Северном административном округе города Москвы активно обсуждалось введение стартовой программы по внедрению системы распределения твердых бытовых отходов (на основании заключения правительства города Москвы от 21 сентября 2006 года 1870-РП).

Система управления отходами в соответствии с данным постановлением включала в себя:

  • закупку техники для селективного сбора твердых бытовых отходов;
  • отбор и разработку документации на дирекцию по эксплуатации зданий для первичного распределения и прессовки вторичных материальных ресурсов (с их дальнейшей перевозкой для использования в производстве с подписанием необходимых контрактов);
  • восстановление контейнерных объектов;
  • организацию маркетинговых программ и так далее.

Отсутствовали основные компоненты – детально разработанная схема организации распределения ТБО, а также план конкретных мероприятий (скорее всего из-за неимения специализированной системы управления отходами по показателям энергоресурсов).

До сих пор органы власти в Российской Федерации не принимают активных мер по управлению отходами, а лишь контролируют процесс размещения специальных контейнеров для распределения вторичного сырья (в столице уже существуют подобные тары). Чиновники считают, что на этом и базируется внедрение системы расформирования бытового мусора. Однако на этом процесс не заканчивается (жители не осведомлены, особые строения для дальнейшего обращения с ТБО не возведены, несколько контейнеров для распределения вторичного сырья на собственной жилплощади никто располагать не станет, проблема управления отходами остается открытой). Конечно, такими темпами ничего не добиться. Органы власти перекладывают ответственность на граждан, однако соцопросы доказывают тот факт, что более половины жителей Российской Федерации желают принять участие в системе систематизации бытового мусора.

Такой подход к управлению отходами в населенных пунктах РФ базируется на следующих факторах:

  • распределение вторичного сырья, уменьшение объема бытового мусора, подлежащего захоронению и термической обработке, – это важнейшие компоненты современной стратегии по управлению отходами;
  • граждане Российской Федерации желают жить в ухоженных населенных пунктах и имеют право получать качественное обслуживание при разрешении вопроса с твердыми бытовыми отходами. Кроме того, население должно быть уверено, что оно не переплачивает за предоставленные услуги (основной элемент реализации программ по управлению отходами подразумевает значительное уменьшение объема ТБО, направляемых на термическую обработку или захоронение);
  • гражданам необходимо понимать, что они играют главную роль в процессе селективного сбора твердых бытовых отходов, отсутствие заинтересованности жителей спровоцирует образование большего количества свалок, что означает последующее загрязнение окружающей среды и повышение выплат за предоставляемые услуги;
  • необходимо снижение выплат за сбор отходов (граждане платят за сбор ТБО, не подлежащих утилизации);
  • требуется включение в систему управления отходами процессов получения вторичных материальных ресурсов;
  • нужно снижение уровня загрязнения окружающей среды посредством работы с вторичным сырьем (работа с первичным сырьем наносит экологии больше вреда);
  • необходима организация управления отходами на основании опыта стран Евросоюза и некоторых населенных пунктов Российской Федерации.

В процессе внедрения в Российской Федерации программ по распределению бытового мусора не стоит полностью перенимать опыт стран Евросоюза, заключающийся в расформировании ТБО по нескольким категориям в определенные контейнеры (например, бумага, пластмасса, стекло и так далее). Данная стратегия по управлению отходами обладает рядом минусов:

  • отсутствие практичности для граждан (на небольшой жилой площади сложно разместить несколько контейнеров);
  • рост затрат на несколько этапов перевозок вторичного сырья;
  • гражданам необходимо следить за тем, какой вид вторичного сырья должен быть распределен в ту или иную тару.

Однако сама система расформирования твердых бытовых отходов показала свою эффективность на территории целого ряда государств.

Самым оптимальным методом распределения вторичного сырья у граждан выступает следующая система, которая носит название «пофракционный сбор»:

  • вторичное сырье сбрасывают в одну специальную тару;
  • оставшийся бытовой мусор выбрасывают в другой контейнер, который предназначается для его перемещения в мусоропровод или уличные тары.

Даная система управления отходами предполагает, что на жилой площади необходимо разместить всего две тары. Вторичное сырье транспортируется на специальные объекты, где оно подвергается более тщательному распределению на типы мусора, упаковывается и направляется на переработку.

Кроме того, эта система управления отходами не теряет положительных факторов сортировки бытового мусора:

  • сокращение объемов отходов, подлежащих захоронению или сжиганию;
  • возможность разрешить вопросы, связанные с отходами, в несколько стадий и с минимальными расходами;
  • отсутствие накопления опасных для окружающей среды и здоровья человека веществ.

Мнение эксперта

Селективный сбор не заработает, если чиновники не хотят, а население не подготовлено

Оксана Борисова,
кандидат технических наук, преподаватель в Российском государственном университете туризма и сервиса, Москва

Распределение отходов – механизм, имеющий несколько этапов. Он не будет действенен, когда:

  • у должностных лиц и работников, занимающихся управлением отходами, нет полной картины представления о деятельности, связанной с бытовым мусором: очень важно улучшать свои профессиональные навыки, обучать новых сотрудников и набираться опыта;
  • граждане не осведомлены – требуется провести спланированную деятельность по передаче населению необходимой информации (осознание значимости селективного сбора ТБО, предоставление сведений о настоящем состоянии окружающей среды, объяснение порядка расформирования бытового мусора и самого оптимального метода его осуществления, то есть пофракционного распределения);
  • управление отходами не подразумевает размещения специальных контейнеров для распределенного вторичного сырья для его дальнейшей транспортировки на объект сортировки;
  • не построены объекты для сортировки ТБО, где проводятся подготовительные этапы вторичного сырья к процессу утилизации; должностные лица не желают заниматься подобной деятельностью, из-за чего управления отходами не происходит;
  • отсутствует комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур и объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования системы управления отходами.

Добавление в процесс утилизации оставшихся (после получения вторичных материальных ресурсов) веществ – это вполне развивающаяся деятельность на рынке управления отходами (стадия № 2). При хорошем бюджете две стадии можно соединить (изображение № 3).

Данная схема целостного управления отходами (изображение № 3) основывается на оценке международной практики и условиях законодательных актов Российской Федерации. Она несет в себе оптимальную организационно-технологическую стратегию обращения с твердыми бытовыми отходами и выступает в качестве отправной точки для разработки в органах МСУ новой и эффективной системы управления отходами по показателям влияния на окружающую среду, энерго- и ресурсоснабжения.

Представленную схему можно применять и для подготовительного анализа на соответствие условий организационно-технологических проектов по разрешению вопроса бытового мусора, фигурирующих на рынке управления отходами. Безусловно, для осуществления положений, содержащихся в данной схеме, необходим тщательный отбор конструктивных организационных, и программных предложений, а также предложений по приобретению того или иного оборудования. Кроме того, очень важна степень профессионализма сотрудников, которые несут ответственность за процесс управления отходами.

Управление коммунальными отходами в России по-новому

С 2017 года стартовала программа по замене своза ТБО к обслуживанию по управлению ТКО. Данное понятие появилось в законодательстве с начала 2016 года. Твердые коммунальные отходы – это бытовой мусор, образующийся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Управление отходами подобного рода – это комуслуга (в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для введения данной программы были необходимы изменения в законодательстве. Начало было положено:

  • установлены Правила обращения с ТКО (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156);
  • изменены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Предоставлять подобное обслуживание управляющие компании и товарищества собственников жилья будут на основании договоров с РО по управлению отходами. Вышеуказанные организации несут ответственность за обслуживание территории скопления бытового мусора, а РО – за предоставление услуг по свозу бытового мусора.

Сбор твердых бытовых отходов больше не является частью деятельности по обслуживанию и проведению ремонтных работ в помещениях общего пользования.

В случаях, когда в многоквартирном доме отсутствуют конструкции для отвода влаги, сбор соответствующих отходов ложится на плечи управляющей компании или же товарищества собственников жилья (согласно подпункту «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, а также пункту 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290).

РО ведет управление отходами, если:

  • в регионе существует фиксированные выплаты на управление отходами;
  • структуры МСУ и РО подписывают соответствующий контракт на обращение с твердыми коммунальными отходами.

Эти требования необходимо соблюсти до 1 января 2019 года. Они утверждены частью 20 статьи 12 ФЗ № 176 от 29 июня 2015 года, а также пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232.

Для работы с региональным оператором необходимо подписать соответствующий контракт на предоставление обслуживания по управлению отходами. В этом случае организации передается право оказывать данную комуслугу своим клиентам. Образец контракта установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156. Договор заключается между РО и управляющей компанией (либо товариществом собственников жилья).

На тип контракта влияет сам порядок обслуживание многоквартирного дома:

  • если это управляющая компания – контракт (на управление) подписывается между ней и владельцами недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также гражданами, чье имущество было передано строительной организацией, или же самой строительной организацией, ТСЖ, ЖСК;
  • если это товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или же жилищно-строительный кооператив – контракт (на обслуживание по управлению отходами) подписывается между указанными организациями и владельцами недвижимого имущества в многоквартирном доме.

В процессе прямого управления многоквартирным домом контракт на обслуживание по обращению с твердыми коммунальными отходами подписывается между РО и владельцами недвижимого имущества в данном строении (данная схема установлена пунктом 148 (4) Правил № 354).

Все положения о вышеуказанном договоре содержатся в пункте 148 (1) Правил № 354.

Основное условие по оказанию обслуживания по управлению отходами – регулярность их сбора. На нее влияет такой фактор, как уличная температура воздуха:

  • в зимний период (при средней температуре за 24 часа от пяти градусов и менее) – минимум один раз в 72 часа;
  • в летний период (при средней температуре за 24 часа от пяти градусов и более) – минимум один раз в 24 часа (каждодневный сбор).

Возможная отсрочка – не дольше:

  • трех суток (всего) ежемесячно;
  • двое суток (сразу) при средней температуре за 24 часа от пяти градусов и менее;
  • сутки (сразу) при средней температуре за 24 часа от пяти градусов и более.

Ежесуточные отсрочки понижают выплаты за управление отходами на 3,3% за установленный срок по оплате предоставляемых услуг (условие утверждено разделом 4 приложения 1 к Правилам № 354).

Коммунальные услуги по управлению отходами не входят в нужды общедомового имущества (согласно пункту 148 (29) вышеуказанных Правил).

Со вступления в силу изменений в законодательстве управляющие компании и товарищества обязаны убрать выплаты за сбор ТБО из перечня взносов за обслуживание многоквартирного дома. «Управление отходами» – это новая графа в счетах по коммунальным услугам.

Сумма выплат за коммунальные услуги по управлению отходами для жильцов вычисляется на основании пунктов 9 (1)– 9(8) приложения 2 к вышеуказанным Правилам. На схему начислений влияют следующие аспекты:

  • установлены ли органами МСУ положения по взносам за управление отходами на основании размера жилплощади;
  • отдельно или нет организуются своз и скопление ТКО на территории многоквартирного дома.

Обслуживать точки скопления бытового мусора должны управляющая компания, ТСЖ, ЖК или ЖСК на основании положений о проведении ремонтных работ в многоквартирном доме. Деятельность по управлению отходами включает в себя:

  • обслуживание точек сбора, чистку мусоропроводов и других систем, направленных на скопление бытовых отходов;
  • назначение своза бытового мусора 1–4-го классов;
  • транспортировку мусора, представляющего высший уровень опасности, компаниям, которые имеют лицензии на управление отходами такого типа.

Мнение эксперта

Финансовое мотивирование регионов

Андрей Чибис,
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Москва

Наиболее острая проблема – это вопрос привлечения субъектов РФ к использованию разработанной системы управления отходами уже сегодня. Не секрет, что денежные средства, вкладываемые в данную отрасль, могут послужить действенным мотиватором. Финансы могут пойти на возведение хранилищ или объектов по утилизации ТКО, что в свою очередь уменьшит взносы собственников.

Согласно данным, полученным весной 2017 года, четыре региона РФ определились с РО, пять – назначили проведение конкурсных мероприятий. Около 35 субъектов Российской Федерации объявили о начале использования разработанной системы управления отходами.

Наиболее значимым аспектом данной системы выступает отправка большего объема бытового мусора на переработку. Чиновниками было сказано, что на данный момент в РФ функционирует около 30 объектов по переработке ТКО. Большинство из них возведены на основании договоров концессии, по которым одна сторона обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением сооружение. Стоит отметить, что объекты качественно исполняют свое предназначение, что привлекает заграничных инвесторов и способствует развитию системы управления отходами.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!