Переустройство жилого помещения: порядок согласования и последствия самовольного переустройства

26
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Практически любой домовладелец периодически пытается что-то переделать или отремонтировать в своих помещениях. При этом владелец квартиры в многоквартирном доме должен знать, что несогласованная модификация имеющейся планировки и переустройство жилого помещения способны привести к неблагоприятным последствиям: деформации, разрушению стен, затоплению и т. д.

Жилищный кодекс позволяет осуществить перемену планировки и переустройство.

Существуют следующие виды переустройства (переоборудования) жилых помещений:

  • замена газовой плиты или кухонного очага бытовой электроплитой;
  • перенос газового, сантехнического и нагревательного оборудования;
  • организация новых либо переоборудование имеющихся санузлов;
  • проведение новых либо замена имеющихся трубопровода, электрической сети и устройств для монтажа мощной стиральной машины, душевой кабины и иного современного сантехнического и бытового оборудования.

Перепланировка жилого помещения подразумевает трансформацию его очертаний. В итоге появляется потребность в изменениях технического паспорта жилого помещения. Эксплуатационное назначение помещений при изменении планировки сохраняется. В ситуации переоборудования помещение подготавливается к новому функциональному применению. Работы по реконструкции, осуществляемые одновременно с деятельностью по смене планировки и переоборудованию помещений, подразумевают ряд изменений в несущих конструкциях и/или в архитектурном виде строения. В то же время существуют определенные требования нормативных документов в санитарно-гигиенической, строительной, эксплуатационно-технической и экологической части, которые нельзя игнорировать в ходе мероприятий. Запрещены действия, оказывающие влияние на архитектурный вид строений (монтаж козырька, балкона, эркера, перестройка имеющихся балконов и лоджий в эркеры, организация мансард и пр.) и требующие оформления и осуществления согласно порядку переустройства помещения в жилом доме.

Действия, включаемые в понятие "перепланировка жилых помещений":

  • изменение местоположения дверных проемов;
  • изменение местоположения и демонтаж перегородок;
  • создание дополнительных санузлов и кухонь;
  • разукрупнение либо укрупнение многокомнатных квартир;
  • устранение кухонь, не обеспеченных достаточным уровнем дневного освещения и отдельным входом;
  • увеличение жилой площади посредством нежилых помещений;
  • создание либо переоборудование имеющихся тамбуров.

Переустройство и перепланировка жилых помещений многоквартирного дома, а также нежилых помещений выполняются для повышения степени комфорта и благоустройства.

Каждый субъект нашей страны самостоятельно определяет порядок переустройства и перепланировки жилых помещений.

Нормативные документы субъекта Российской Федерации определяют границы возможных мероприятий по переустройству помещений в жилых домах серийного производства, обусловленных их конструктивными отличиями.

В каком порядке проходит согласование переустройства и/или перепланировки жилого помещения

По действующим законам переустройство и/или изменение планировки жилого помещения выполняется при обязательном следовании требованиям законодательства с согласия органа местного самоуправления (далее – орган, выполняющий согласование) и опирается на принятое им решение.

Согласно части 2 и части 3 статьи 26 Жилищного кодекса, перепланировка и переустройство жилых помещений осуществляется собственником этого помещения либо уполномоченным им лицом (заявителем) после предоставления в орган, выполняющий согласование, по месту расположения переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения ряда документов:

  • заявление о переустройстве и/или перепланировке жилого помещения. Форма заявления утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения").
  • документы, определяющие права на переустраиваемое и/или подлежащее смене планировки жилое помещение (подлинники либо нотариально заверенные копии): договор купли-продажи, договор приватизации, свидетельство о праве собственности и пр.;
  • разработанный проектной организацией с оформлением согласно порядку проект переустройства и/или перепланировки указанного жилого помещения;
  • технический паспорт переустраиваемого и/или подлежащего смене планировки жилого помещения;
  • письменное согласие каждого члена семьи нанимателя (включая отсутствующих в данный момент), занимающих переустраиваемое и/или перепланируемое жилое помещение по договору социального найма (в ситуации подачи заявления уполномоченным наймодателем на представление документов нанимателем переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
  • подтверждение от органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о разрешении осуществления переустройства и/или изменения планировки жилого помещения в случае причисления жилого помещения либо всего дома к памятникам архитектуры, истории или культуры.

Орган, выполняющий согласование, не может запрашивать иные документы, кроме перечисленных. Заявителю предоставляется расписка о принятии указанных документов, включающая их перечень и дату поступления в орган, выполняющий согласование.

Таким образом, правом осуществления переустройства и/или изменения планировки жилого помещения обладают лишь собственники указанного помещения либо уполномоченное ими лицо. И не могут этого делать наниматели, арендаторы и иные пользователи жилых помещений, кроме случая, когда наниматель переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения по договору социального найма уполномочен наймодателем на осуществление необходимых действий.

Заявитель подает в орган, выполняющий согласование, заявление о переустройстве жилого помещения.

Заявление о переустройстве и приложения к нему направляются в следующие службы:

  • санитарно-эпидемиологическую службу;
  • УГПС по месту жительства;
  • межведомственную комиссию района.

Решение о согласовании либо об отказе в согласовании переустройства принимается по итогам рассмотрения заявления и других документов, поданных в орган, выполняющий согласование, в сроки не более сорока пяти суток с даты поступления документов в указанный орган.

Соответственно, на рассмотрение заявления о переустройстве и документов, перечисленных в части 2 статьи 26 ЖК РФ, устанавливается определенный срок императивной нормой части 4 этой статьи.

Орган, выполняющий согласование, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о согласовании выдаёт либо отправляет заявителю документ, подтверждающий принятие решения. Форма и содержание этого документа определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Форма данного документа определена Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".

Указанный документ является юридическим основанием, на базе которого можно осуществлять переустройство и/или изменение планировки жилого помещения с обязательным следованием проекту, подававшемуся на согласование заявителем.

Согласно части 1 статьи 28 ЖК РФ, в завершение переустройства и/или перепланировки жилого помещения оформляется акт приемочной комиссии.

Таким образом, начало работ по переустройству и/или изменению планировки жилого помещения связано с получением документа, доказывающего утверждение решения о согласовании указанных действий в закрепленном порядке (статья 26 ЖК РФ). Юридическое и фактическое завершение данных работ подтверждается актом приемочной комиссии.

Указанный акт о переустройстве жилого помещения направляется органом, выполняющим согласование, в орган либо организацию, ведущую государственный учет объектов недвижимого имущества.

Соответственно, в ч. 2 ст. 28 Кодекса установлена обязанность органа местного самоуправления, выполнившего согласование переустройства и/или изменения планировки жилого помещения, передать акт приемочной комиссии, предусмотренный частью 1 данной статьи, в орган, ведущий учет объектов недвижимого имущества.

Согласование переустройства жилого помещения с ТСЖ

Принимая во внимание, что изменение планировки либо переустройство жилого помещения в многоквартирном доме может коснуться общего имущества (несущих конструкций, стен), а также то, что ТСЖ представляет собой законного представителя собственников на основании статей 135 и 138 ЖК РФ, согласование ТСЖ проекта смены планировки требуется в силу следующей нормы:

При уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме в связи с реконструкцией, либо если реконструкцию, переустройство и/или изменением планировки помещений нельзя осуществить, не присоединив к ним части общего имущества в многоквартирном доме. В таком случае требуется согласие всех собственников помещений в указанном здании (часть 2 статьи 40 ЖК РФ).

Помимо этого, нет потребности в согласии собственников помещений многоквартирного дома при осуществлении изменения планировки и переустройстве жилых помещений.

Соответственно, хотя в части 2 статьи 23 Кодекса не предусмотрено право органа местного самоуправления запрашивать у заявителя согласие всех собственников многоквартирного дома или решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, такое возможно в случае осуществления реконструкции, выполняемой с присоединением части общего имущества в многоквартирном доме.

Тем не менее пункт 3 статьи 26 ЖК Российской Федерации ограничивает право органа, выполняющего согласование, запрашивать иные документы, помимо определенных в части 2 статьи 26 ЖК Российской Федерации.

Противоречия о праве органа, выполняющего согласование, запрашивать согласие всех собственников либо, при формальном подходе к этой проблеме, затребовать документы согласно перечню, предусмотренному в статье 26 ЖК РФ, не утихают. Существуют примеры различных судебных решений, и единообразия в точке зрения судов на порядок согласования переустройства и перепланировки жилого помещения пока не наблюдается.

Причины отказа в перепланировке и переустройстве жилых помещений

Существует несколько причин, вызывающих отказ в согласовании переустройства и (или) изменения планировки жилого помещения:

  • нарушение в проекте норм, установленных законами РФ;
  • представление неполного перечня документов заявителем;
  • представление документов не в надлежащий орган.

Решение об отказе, аналогично решению о согласовании, после принятия направляется либо выдаётся заявителю в 3-дневный срок. В рамках указанного решения обязательно наличие объяснения причины отказа.

В результате осуществления работ по переустройству либо смене планировки жилого помещения следует оформить акт приемочной комиссии, формируемый и предоставляемый органом местного самоуправления, осуществившим согласование. Далее указанный акт передается в структуру либо орган, ведущий государственный учет объектов недвижимого имущества.

В законодательстве нашей страны имеется перечень запретов на действия по изменению планировки и/или переустройству помещений в жилых домах.

Запрещено следующее переустройство помещений:

  • ухудшающее условия проживания граждан и эксплуатации дома, либо усложняющее доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
  • в жилых зданиях, стоящих на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
  • помещений, относящихся к непригодным для проживания;
  • устраняющее либо снижающее каналы естественной вентиляции;
  • увеличивающее нагрузку на несущие конструкции.

Также под запретом находится устройство ниш, дверных проемов, отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах в жилых зданиях типовых серий. Запрещено штробление под электропроводку под внутренними стеновыми панелями и в горизонтальных швах. Создание дополнительных проемов в стеновых панелях смежных по высоте помещений разрешено лишь при согласовании с проектной организацией либо автором проекта жилого здания.

Соответственно, переустройство и изменение планировки жилых помещений включает лишь объединение жилых комнат либо соседних квартир, смену санитарно-технического оборудования и прочего. Без наличия согласования допустим лишь косметический ремонт.

Самовольное переустройство и перепланировка жилых помещений при отсутствии специального разрешения является поводом для обращения в суд. В итоге суд обяжет собственника вернуть помещению прежний облик в определенные сроки. Хотя возможен вариант судебного решения в пользу переустройства либо изменения планировки жилья. Такое бывает в случаях сохранения в результате выполненных мероприятий прав и интересов граждан и отсутствии угрозы для их жизни и здоровья.

Данное жилье может быть реализовано через публичные торги в случае невыполнения постановления суда о придании жилому помещению былого облика. В итоге торгов из полученных средств вычитаются судебные издержки, и оставшаяся сумма отдается владельцу. Далее восстанавливать жилое помещение обязан новый собственник. При переустройстве жилого помещения, проведенного нанимателем, занимающим площадь по договору соцнайма, этот договор найма расторгают и налагают обязанности по приданию жилому помещению надлежащего вида.

Как оспорить отказ в переустройстве и перепланировке жилого помещения

Решение об отказе в согласовании переустройства и/или изменении планировки жилого помещения отправляется заявителю в 3-дневный срок с даты его принятия. Данное решение можно обжаловать в суде в 3-месячный срок с даты его получения. В приведенном решении должны объясняться причины отказа с приведением перечня нарушений, установленных в ст. 27 ЖК РФ, т.е. должно присутствовать обоснование отказа. Гражданское судопроизводство, касающееся изменения планировки и/или переустройства жилого помещения обычно осуществляется в рамках искового производства в судах общей юрисдикции.

При составлении иска в попытке оспорить решение об отказе в согласовании переустройства и/или изменения планировки жилого помещения следует обязательно указать ряд аспектов:

  • привести решение об отказе с перечнем причин, обусловивших отказ;
  • прояснить обстоятельства, указывающие на соблюдение/несоблюдение сроков принятия решения;
  • указать обстоятельства, доказывающие, по вашему мнению, необоснованность решения.

Исковое заявление по оспариванию решения об отказе в согласовании переустройства и/или изменения планировки жилого помещения принято комплектовать рядом приложений:

  • документы, подтверждающие право владения указанным жилым помещением (подлинники либо нотариально заверенные копии);
  • разработанный и соответствующе оформленный проект переустройства и/или изменения планировки указанного жилого помещения;
  • техпаспорт реконструируемого и/или меняющего планировку жилого помещения;
  • письменное согласие каждого члена семьи нанимателя, занимающего переустраиваемое и/или меняющее планировку жилое помещение по договору соцнайма.

При отнесении данного помещения либо здания к памятникам архитектуры, истории или культуры следует комплект документов дополнить заключением органа, занимающегося охраной памятников архитектуры, истории и культуры, о разрешении осуществления переустройства и/или изменения планировки жилого помещения.

Очень часто трудности процедуры согласования проекта и следования определенным ЖК РФ нормам приводят владельцев жилых помещений к самовольным мероприятиям по переустройству и/или изменению планировки жилого помещения.

Каковы последствия самовольного переустройства жилого помещения

Изменение планировки либо функциональное переустройство жилого помещения относится к самовольным в том случае, если оно проводилось без разрешения уполномоченных муниципальных органов или в процессе его осуществления были допущены нарушения согласованного проекта перепланировки.

За самовольно проведенную перепланировку помещения предусмотрена административная ответственность согласно нормам действующего законодательства.

Самовольное переустройство жилого помещения – это как действие, подпадающее под статью 7.21 КоАП, так и действие, квалифицируемое с позиции правоприменительных органов в рамках ст. 19.1 как самоуправство.

Принимая в расчет существенную социальную угрозу таких действий, как самовольное изменение планировки жилых помещений в многоквартирных домах, и, помня о возможном нарушении покоя соседей по дому и ухудшении условий нормального проживания остальных жителей, в рамках закона предусмотрена более серьезная ответственность за подобные нарушения (к примеру, штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей), чем ответственность за нарушение правил переоборудования жилых домов, квалифицируемое по части 1 статьи 7.21 (1-1,5 тысяч рублей).

При обнаружении самовольно переустроенной перепланировки муниципальные органы должны назначить срок, в течение которого помещение следует вернуть в прежнее состояние. Данные действия поручаются либо собственнику жилой недвижимости, либо съемщику жилья, проживающему в помещении по договору соцнайма.

Подав заявление в судебные органы, собственник самовольно переустроенного жилья или съемщик, может опротестовать решение муниципальных органов и потребовать сохранение изменений в планировке.

Суд может разрешить сохранение новой планировки, если проведенное переустройство помещения не привело к нарушению прав других граждан, не несет в себе угрозы их здоровью и жизни.

В ситуации неспособности ответчика, на которого была возложена обязанность по возвращению жилого помещения в былой вид, выполнить данную задачу в отведенный, срок муниципальный орган вправе подать судебный иск.

В результате судебного разбирательства могут быть приняты следующие решения:

  • При самовольной смене планировки домовладельцем жилое помещение выставляется на открытые торги. Полученные от продажи средства передаются бывшему собственнику за вычетом суммы, необходимой для выполнения судебного решения. Новый домовладелец должен выполнить решение суда для придания помещению былого состояния.
  • При самовольной смене планировки помещения квартиросъемщиком следует расторжение договора социального найма. При этом возвращать былое состояние помещения придется владельцу недвижимости. При невыполнении обязательств собственником помещение реализуют в ходе открытого аукциона с дальнейшей выплатой компенсации бывшему домовладельцу.

В случае получения в ходе купли-продажи жилого помещения, в котором ранее сделали самовольное переустройство, ответственность за придание жилью требуемого состояния по Жилищному кодексу возлагается на покупателя.

В связи с этим отягчается положение новых владельцев либо арендаторов, которые помимо прав собственности нагружаются дополнительной ответственностью, включающей значительные денежные расходы на осуществление требуемых работ.

Поэтому большое значение имеет заблаговременное детальное изучение документов на приобретаемое жилье. В рамках такой проверки можно обнаружить наличие изменений в планировке квартиры и выявить законность данных перемен.

Мнение эксперта

Что делать с самовольными переустройствами собственниками системы водоотведения

Т. К. Любимцева,
юрист

Распространено мнение, что если собственник поменял канализационные стояки в границах своей квартиры, то должен обслуживать их самостоятельно, и именно он несет ответственность за их ненадлежащее состояние. Так ли это?

Напомним, что основополагающий признак отнесения оборудования к общему имуществу МКД – его предназначенность для обслуживания более одного помещения в МКД. При замене собственником квартиры части стояка этот признак не утрачивается, стояки продолжают обслуживать не одну, а несколько квартир, поэтому и ответственность за их содержание продолжает нести УО (ТСЖ).

Исключить стояки из перечня общего имущества не представляется возможным. Помимо этого, общее имущество представляет собой единый, целостный объект. Правами на данный объект обладают одновременно несколько субъектов: владельцы квартир и нежилых помещений (статья 290 ГК РФ и статья 37 ЖК РФ). Общее имущество невозможно поделить между правообладателями, не представляется возможным выделение в натуре долей в общем имуществе МКД, т. е. невозможно выявить подобъектной принадлежности общего имущества конкретным лицам. Участник общей долевой собственности не может заявлять о выделении ему в собственность и пользование части общего имущества МКД согласно размеру имеющейся доли.

Домовладелец обременен ответственностью за содержание имущества, если другое не прописано в законе либо договоре, согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ. В части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ указано, что на владельца жилого помещения возлагается ответственность за содержание указанного помещения и общего имущества владельцев помещений в соответствующем МКД, если указанное помещение представляет собой квартиру. Владелец жилого помещения должен содержать его в надлежащем состоянии и следовать правилам пользования жилыми помещениями, правилам содержания общего имущества собственников помещений в МКД, блюсти права и законные интересы соседей (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ).

В ст. 29 ЖК РФ указана ответственность, наступающая при самовольном переустройстве помещения.

Потребитель не вправе несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (подп. "е" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг).

Целесообразно включить в договор управления домом пункт об обязанности собственника помещения без письменного согласования с УО не производить работ на инженерных сетях дома, самовольно не присоединяться к внутридомовым инженерным системам, не допускать перепланировок, переустройств и переоборудования расположенных внутри помещения сетей водоотведения.

Рекомендуем также закрепить в договоре управления домом, что при проведении собственником помещения работ по замене общедомовых стояков, расположенных в квартире, инициатива приемки данных работ УО должна исходить от собственника.

Переустройство жилого помещения: примеры судебной практики

Пример 1. С целью осуществления переустройства либо изменения планировки жилого помещения правообладатель указанного помещения либо уполномоченное им лицо должно направить в орган, выполняющий согласование, по месту нахождения указанного жилого помещения, документы согласно пунктам 1-6 части 2 статьи 26 ЖК РФ.

Образцом может послужить следующее дело. Согласно исковому заявлению, направленному в суд общей юрисдикции от гр. А. М. Кирьяка, он указывал на необходимость обязать гражданку О. М. Удину восстановить в былое состояние инженерные теплоснабжающие сети квартиры <...>, по адресу <...>, в срок до одного месяца, а ТСЖ обязать отменить решения, позволяющие гражданке О. М. Удиной выполнить самовольное переоборудование инженерных теплоснабжающих сетей в указанной квартире.

Состав дела: гражданка О. М. Удина, апеллируя к разрешению руководящего состава правления ТСЖ, реализовала самовольное переустройство инженерных теплоснабжающих сетей в квартире. В результате сети квартиры были выведены из общедомовой системы отопления, а в квартире был произведен монтаж личной отопительной системы с использованием газа.

Подтверждая выдвинутые требования, гражданин А. М. Кирьяк отметил недопустимость самовольного переустройства инженерных сетей, не имея на это нужного согласования, что закреплено в положениях главы 4 ЖК РФ. Указанное согласование переустройства инженерных теплоснабжающих сетей квартиры О. М. Удина не осуществляла. В нарушение закона ТСЖ выдало разрешение О. М. Удиной на выполнение переустройства инженерных теплоснабжающих сетей квартиры.

При передаче дела на новое рассмотрение судебная коллегия подчеркивала отсутствие у ответчицы О. М. Удиной подтверждения получения специального разрешения на монтаж в квартире газового котла от следующих служб: пожарного надзора и газового хозяйства. Также не предоставлен разрешенный органом, выполняющим согласование, проект сделанного в жилье ответчицы переоборудования инженерных теплоснабжающих сетей и монтажа газового отопительного оборудования (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 03 мая 2012 г. N 33-6478/2012).

Приведенные выводы судебной коллегии неоспоримы, т. к. переоборудование квартир при отсутствии обязательных согласований может вызвать нарушения работоспособности инженерных систем и имеющегося оборудования и сделать хуже условия эксплуатации и проживания граждан дома либо квартиры, что не разрешается согласно установленным законам.

Пример 2. В ряде случаев происходит не самовольное переустройство либо изменение планировки жилого помещения, а возникновение иного объекта жилой недвижимости (самовольная постройка).

Примером дела о самовольной постройке может служить гражданское дело гр. А. С. Османа, желающего посредством суда получить признание права собственности на самовольную пристройку (называя это самовольной перепланировкой), апеллируя к отсутствию признаков нарушения прав и интересов граждан и отсутствию угрозы для их жизни и здоровья.

Таким образом, гражданин А. С. Осман подал исковое заявление в суд с просьбой сохранения жилого помещения в новом состоянии с измененной планировкой.

Состав дела: гражданин Осман собственными силами и за свой счет выполнил в своей квартире некоторые работы: демонтаж имеющихся деревянных перегородок, устройство новых перегородок из газобетона в других местах, устройство внутренних инженерных сетей квартиры, возведение пристройки с изолированным входом с улицы, в которой поместился входной тамбур, санузел и прихожая.

В доказательной базе гр. А. С. Осман опирался на то, что указанная реконструкция помещения в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 и пунктом 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ представляет собой переустройство и изменение планировки жилого помещения с переменой границ. Работы по переустройству и изменению планировки квартиры были выполнены свыше 6 лет назад. За истекший период от жильцов не поступало никаких заявлений в соответствующие органы касательно попрания их законных прав и угрозы жизни и здоровью, связанных с приведенным переустройством и изменением планировки квартиры. Также не было никаких замечаний к владельцу квартиры.

Суд вынес отказ в удовлетворении выдвинутых требований, так как: возведение пристройки и изолированного входа с техническими решениями расположено вне границ квартиры, которой владеет истец. Таким образом, произведенные работы расцениваются не как изменение планировки либо переустройство, возможное право на которое доступно в границах жилой площади, принадлежащей истцу, а как возведение нового объекта недвижимости – квартиры. А это представляется нарушением изначального проекта жилого дома, являющегося градостроительным сооружением (определение Ленинградского областного суда от 23.11.2011 г. N 33-5727/2011).

Указанные выводы бесспорны, т. к. согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка может проявляться в виде жилого дома либо иного строения и сооружения, или недвижимого имущества, возведенного на земельном участке, не предназначенном для данных целей согласно определению закона и других правовых актов. Также к самовольным постройкам относятся строения, выполненные в отсутствие требуемых разрешений либо с серьезными отклонениями от градостроительных и строительных норм и правил. В указанном примере А. С. Осман вышел за границы принадлежащей ему жилой площади и возвел функционально автономный объект, обладающий самостоятельной ценностью.

Пример 3. Отказ в согласовании проекта переустройства либо перемены планировки жилого помещения может последовать при несоответствии проекта переустраиваемого жилого помещения нормам законодательства.

Образцом по данному проблемному варианту переустройства возможно считать следующее гражданское дело: гражданка С. Н. Калмыкова направила исковое заявление в суд с целью признания противозаконными действий Мосжилинспекции по отказу согласования в изменении планировки и переустройстве квартиры N <...> по адресу <...>, а также признания законности изменений планировки.

Состав дела: С. Н. Калмыкова подала заявление в Мосжилинспекцию ВАО г. Москвы с целью согласовать проект изменения планировки квартиры, заключающийся в выделении кухни из общей площади жилой комнаты. 08.10.2009 г. последовал отказ согласования переустройства и перепланировки от 07.10.2009 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ.

В доказательство своей правоты С. Н. Калмыкова привела пункт 2.6 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" (утвержденный постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 г. N 78), включающий обязательные правила при проектировании жилых помещений. В данном документе признается возможным расположение кухни над жилыми комнатами.

Вынося отказ на данное заявление, суд опирался на требования к жилым помещениям, приведенным в разделе 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47). Пункт 24 указанного положения запрещает размещение санузла и кухни над жилыми комнатами. Подобное размещение санузла в верхнем уровне над кухней разрешено в квартирах, имеющих два уровня, в связи с чем не могут быть приняты во внимание ссылки С. Н. Калмыковой на СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" (определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 ноября 2010 г. N 33-33845).

Указанные выводы суда неоспоримы, т. к. Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 обладает большей юридической силой и было принято позднее во исполнение положений ст. 15 ЖК РФ; также СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" на дату рассмотрения иска по факту утратил свою силу, сменившись изданием СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!