Муниципальный жилищный контроль – есть ли польза?

33
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
С целью контроля соблюдения положений Жилищного Кодекса РФ и других нормативных актов, касающихся отрасли ЖКХ, на разных уровнях власти формируются специальные надзорные органы, начиная с муниципальных образований и заканчивая государственными. С начала 2013 г. указанные функции местного масштаба возложены на муниципальный жилищный контроль, действующий как независимый отдел в ОМС или входящий в состав структурных подразделений жилищно-коммунального хозяйства.

Что представляет собой муниципальный жилищный контроль

С учетом заселенности конкретной территории органы муниципального жилищного контроля (далее – МЖК) могут иметь форму секторов и отделов либо существовать в виде единственного государственного инспектора по жилищным вопросам.

Муниципальный жилищный контроль представляет собой вид деятельности структурного подразделения органов местного самоуправления, направленный на систематические проверки субъектов на предмет соблюдения ими законодательных норм, действующих в сфере ЖКХ.

Следовательно, главной задачей МЖК является осуществление соблюдения лицензионного контроля над юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами, которые занимаются управлением многоквартирных домов. К ним относятся также жилищные кооперативы и ТСЖ (товарищества собственников жилья).

Методика работы контролеров подразумевает:

  • проверки соблюдения нормативов и требований законодательства, действующего в жилищно-коммунальной сфере, и принятого на разных уровнях власти;
  • составление предписаний по фактам выявленных нарушений и назначение сроков для их полного устранения;
  • сбор информации и повторные проверки соблюдения ранее направленных предписаний;
  • информирование органов жилищного надзора о правонарушениях с предоставлением материалов по каждому случаю.

Выполняя свои функции, муниципальный жилищный контроль тесно взаимодействует с территориальными структурами государственного жилнадзора. Базовым законом, определяющим создание, принцип деятельности, функции и права МЖК, является Жилищный Кодекс. В статье 20 этого документа изложены основные положения, касающиеся работы МЖК.

Регламент проведения проверок и оформления документации согласуется с главой 21 КоАП РФ и законами федерального уровня:

  • № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • №59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • №294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поэтапный порядок подготовки плана регулярных проверок принят Постановлением правительства от 30.06.2010 № 489. В процессе проверок работники муниципального жилищного контроля используют и другие правовые акты, действие которых распространяется на жилищно-коммунальную отрасль.

В ревизионную деятельность МЖК входят плановые и внеплановые проверки субъектов собственности, проводимые в строго установленном порядке. Плановые рейды осуществляются согласно утвержденному графику после издания локального приказа руководителя организации о начале и сроках проверки, а также назначения ответственных за мероприятие лиц. Как отмечалось выше, порядок их проведения установлен статьей 20 ЖК. Подобные плановые проверки осуществляются раз в год.

Право на первую проверку наступает по прошествии года с начала деятельности субъекта, управляющего МКД. Очередная проверка планируется только спустя год после предшествующего рейда контролеров. Внеплановые мероприятия разрешены десятой статьей ФЗ №294 от 26.12.2008. Законным основанием для незапланированных мероприятий могут стать:

  • обращения либо жалобы граждан и юридических лиц;
  • информация, полученная от государственных органов;
  • самостоятельно обнаруженные нарушения закона.

Входящая информация принимается и в письменном, и в электронном виде. Чтобы отправить обращение или жалобу в муниципальный жилищный контроль по интернету, нужно зайти на официальный портал государственных услуг.

Проверки одобряются, если в направленной информации указаны сведения о правонарушениях, имеющих место:

  • при выборе претендента на место управляющей организации либо оформлении с ней должного договора;
  • в процессе утверждения содержания данного соглашения;
  • при невыполнении или недобросовестном исполнении УК взятых на себя обязательств, оговоренных ст.162 Кодекса;
  • в ходе обслуживания имущества жилфонда и ремонта общей собственности, особенно в части несоблюдения безопасности жилых домов;
  • при расчете коммунальных платежей жильцам курируемого многоквартирного здания;
  • в финансовых отношениях и предполагаемых растратах учредителей либо должностных лиц управляющей организации.

О назначении незапланированных рейдов проверяемый субъект заранее не оповещается, в то время как для плановых проверок это условие обязательно. К тому же, не нужно получать одобрение прокуратуры. Рейды по жалобам на неэффективную деятельность управляющих организаций проводятся при условии, что заявитель ранее обращался в свою компанию, но указанные им нарушения и недочеты не были исправлены вовремя.

Когда обращение направляется напрямую в муниципальный жилищный контроль в обход обслуживающей МКД компании, заявителю предлагают соблюдать официальный порядок подачи петиций либо исполнение документа делегируется лицу, уполномоченному на ликвидацию указанных недостатков. Можно направлять жалобы сразу в несколько инстанций. Так, по поводу хищений одновременно обращаются в жилконтроль и прокуратуру, по недобросовестному предоставлению коммунальных услуг — кроме МЖК еще и в Роспотребнадзор.

На рассмотрение обращений граждан организации жилищного контроля отводится 20 дней. За это время выносится решение о целесообразности проверки, осуществляется перенаправление документа исполнителю или оформление отказа заявителю. При подаче обращения через сайт государственных услуг, ответ направляется почтовой связью или сообщается корреспонденту по телефону, если он указан в заявлении.

Общественный, государственный и муниципальный жилищный контроль

В нашей стране практикуется трехуровневый принцип контроля над деятельностью организаций — поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

I-й уровень. Сюда входят общественные и некоммерческие организации разного рода. Наиболее удобной для владельцев МКД коллективной организацией является домовой совет. Только туда им следует направлять свои заявления и жалобы в первую очередь. Дополнительно действуют структуры по защите прав потребителей, также осуществляющие публичный контроль. Они разъясняют гражданам основы действующего права, способствуют выявлению нарушений, дают квалифицированные советы, помогают составлять заявления в другие инстанции, наделенные соответствующими полномочиями.

II-й уровень. Это контролирующие службы муниципалитета, в компетенцию которых входит местный контроль. К ним относятся администрации городов и районов.

Негласно муниципальный жилищный контроль осуществляется в многоквартирных жилых домах с помещениями, входящими в собственность муниципалитета. Тем не менее отдельные регионы передают своим ОМС некоторые функции Государственной жилинспекции, как органа контроля более высокого уровня (см. п.III). При таком варианте МЖК должен устанавливаться для всего жилого фонда.

Помимо контроля над работой управляющих организаций и поставщиков коммунальных ресурсов, рассмотрения жалоб потребителей услуг ЖКХ, на администрацию местного уровня возлагается межевание придомовых участков земли, оформление разрешительных документов на признание жилого помещения нежилым, согласование перепланировки и реконструкции жилья, подписание договоров о социальном найме и внесение правок, выписка разрешений на порубку деревьев. Как правило, обязанности администрации публикуются на ее официальном портале.

III-й уровень. Эта ступень отводится государственному жилищному надзору и лицензионному контролю. Что это означает? Государственный жилнадзор призван предупреждать, обнаруживать и пресекать правонарушения по оказанию жилищно-коммунальных услуг (статья 20 ЖК). Лицензионный контроль обеспечивает деятельность управляющих организаций в полном соответствии с условиями лицензий. До мая 2015г. каждая УО получила официальную лицензию на работы по управлению многоквартирными жилыми зданиями.

Эти две функции – жилищный надзор и лицензионный контроль – выполняет государственная жилинспекция. Именно она следит за правильным содержанием общедомовой собственности владельцев помещений в МКД; контролирует качество, масштабы и порядок оказания услуг ЖКХ (например, подача газа и тепла, водо- и электроснабжение, водоотвод) согласно официальным нормам; следит за сезонной подготовкой жилого фонда к эксплуатации; проверяет правильность перевода жилья в нежилые помещения. Кроме того, данная структура выполняет ряд других обязанностей.

Когда следует обращаться в ГЖИ? В любой сложной ситуации, когда на первом и втором уровне вопрос не разрешим. Это нужно сделать, если:

  • управляющая организация не справляется со своими функциями;
  • нет отопления в здании, когда на улице холода;
  • систематически подается слабый напор воды;
  • в других случаях, когда УК не торопится устранить проблему.

Государственный жилищный надзор и органы, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, находятся в подчинении Главного государственного жилинспектора РФ.

Что касается тарифов на услуги ЖКХ, то они принадлежат к компетенции специально уполномоченного государством органа субъекта РФ, который в каждом регионе носит свое название:

  • Управление по тарифам и ценам,
  • Региональная Служба (или Департамент) по тарифам,
  • Региональная энергетическая комиссия и др.

Какова польза от этих организаций для домового совета МКД? Туда следует обращаться за разъяснениями по тарифам и их структуре. Допустим, вы увидели разницу между тарифами на один из поставляемых ресурсов (к примеру, горячую воду) в своем регионе и цифрами, указанными в вашей платежной квитанции. В этом случае вы можете получить подробные разъяснения в государственных органах этого типа.

Есть такая структура как Федеральная служба по тарифам, которая следит за выполнением функций региональными органами власти, формирующими тарифы на коммунальные ресурсы.

Часто задают вопрос, как происходит взаимодействие органов, осуществляющих государственный жилнадзор и муниципальный жилищный контроль? Согласно ст.20 ЖК (часть 2), последний принадлежит к компетенции администраций регионального уровня. Кроме того, МЖК реализуется органами самоуправления на местах, которые в ходе выполнения этой задачи взаимодействуют с вышестоящей организацией – госжилнадзором региона.

Во исполнение части 2.3 той же статьи координация работы организаций ГЖН и МЖК с учетом лицензионного контроля лежит на главном государственном жилинспекторе РФ. Назначение работников на эту должность и увольнение с нее является прерогативой Правительства и проводится по инициативе полномочного органа федеральной исполнительной власти.

Дополнительно администрации субъектов РФ вправе уполномочивать ОМСУ на проведение проверок, касающихся лицензионного контроля, относительно ИП и юридических лиц, которые имеют лицензию на управление МКД.

Муниципальный жилищный контроль: полномочия и область проверок

Жилищный Кодекс РФ (ст.20) определяет права и возможности, которыми обладает муниципальный жилищный контроль при осуществлении своих функций. Его сотрудники наделены следующими полномочиями:

  • запросы информации от организаций для проведения плановых проверок;
  • осмотр помещений общей собственности, частного жилья (с одобрения владельцев), проведение экспертизы и определение состояния имущества иным способом (при наличии служебного удостоверения сотрудника, выполняющего муниципальный жилищный контроль и имеющего распоряжение на выполнение проверки);
  • проверка документации, протоколов общих сборов, договоров и заключений, касающихся деятельности управляющей организации;
  • составление и вручение предписаний (по итогам проверок) об устранении выявленных нарушений либо принятии обязательных мер, предписанных нормативными актами;
  • оформление протоколов с указанием административных правонарушений в отношении лицензирования;
  • уведомление правоохранительных органов о преступном характере найденных нарушений с последующим расследованием и уголовным судопроизводством по виновным лицам;
  • привлечение к сотрудничеству администраций, Роспотребнадзора, прокуратуры и иных органов контроля.

Как правило, все наоборот: прокуратура либо какой-то надзорный орган, информированный о нарушении, задействует для разбирательства и проведения проверки муниципальный жилищный контроль, поскольку именно его сотрудники профессионально владеют жилищным правом и способны организовать максимально эффективные мероприятия.

В процессе проверки изучаются несколько направлений деятельности:

  • присутствие лицензии на управление жилыми комплексами;
  • корректность оформления учредительных документов;
  • сбережение и пользование общим имуществом и придомовой территорией;
  • санитарный уровень помещений, включая муниципальную часть коллективной собственности;
  • степень реализации сезонных работ по подготовке здания к отопительному (летнему) сезону, включая общедомовую собственность;
  • инженерная безопасность газовых магистралей и оборудования, своевременность его ремонта и обязательных проверок;
  • полнота, качество и актуальность предоставления услуг ЖКХ;
  • сроки проведения и качество обязательных работ по поддержанию жилого фонда.

Кроме того, лицо, проводящее муниципальный жилищный контроль, имеет право на функции:

  • организация собрания собственников МКД для избрания новой управляющей организации и денонсирования той, что выбрана незаконно или не вправе вести деятельность подобного рода;
  • инициация проверок по информации о правонарушениях в управлении МКД, поступившей из разных источников;
  • контроль законности при найме помещений в жилых домах социального типа.

Органы МЖК могут выступать истцами в судебных заседаниях по вопросам:

  • аннуляции решений общих сборов собственников МКД при условии нарушения Жилищного кодекса;
  • признания недействительности подписанных договоров управления и прочих соглашений, если выбор управляющей организации проходил в разрез с правовыми нормами, а предписание по ликвидации нарушений на день заключения договора не выполнялось;
  • отстаивания интересов владельцев (нанимателей) жилья при нарушении лицензионных положений управляющей компанией.

Муниципальный жилищный контроль в лице уполномоченных органов не только вскрывает нарушения и налагает взыскания, но также предотвращает и возможные действия, способные вызвать негативные последствия. Деятельность МЖК основана на плотном сотрудничестве с организациями жилнадзора и муниципальными жилищными инспекциями. Одной из первостепенных задач этих организаций является защита прав проживающих и регулирование отношений собственников МКД, управляющих организаций и коммунальных служб района.

Как регулирует административный регламент муниципальный жилищный контроль

Административный регламент устанавливает сроки и порядок действий управления МЖК в каждом муниципальном образовании. Он содержит название исполнительного органа местного самоуправления (обычно это городская администрация, сельский или поселковый совет и др.).

Муниципальный жилищный контроль в городском поселении в форме проверок осуществляется должностными лицами ОМС, которые называются муниципальными жилищными инспекторами. Их деятельность тесно связана с работой правоохранителей, исполнительных органов центральной власти и ОМС в рамках компетенции последних.

Административный регламент включает список нормативно-правовых актов, которые координируют реализацию муниципальной деятельности, их полные реквизиты и официальные источники публикации, обязанности и полномочия чиновников при проведении муниципального контроля и лиц, подверженных контрольным мероприятиям.

В итоге выполнения муниципальной миссии составляется:

  • акт о ходе проверки;
  • предписание о ликвидации нарушений (при выявлении таковых) с определением времени для их устранения.

Следующий раздел регламента, обычно, отражает требования, предъявляемые при проведении МЖК. Здесь размещается детальное описание рабочего времени, режима приема граждан, инструкций для телефонных консультаций и остальных важных моментов, присущих деятельности инспекторов.

Муниципальная деятельность осуществляется бесплатно, поскольку не допускает привлечения сторонних организаций для оказания платных услуг, связанных с ее проведением. Порядок и сроки проведения управленческих процедур, а также формы их регистрации – все это входит в Административный регламент.

Данный документ регулирует межведомственное информационное сотрудничество c государственными институтами и местными органами власти по сбору сведений, требуемых для реализации муниципальной деятельности.

Дополнительно регламент устанавливает порядок (до)судебного обжалования действий или, наоборот, бездействия представительского органа в области муниципального жилищного контроля.

Изучение нормативных документов, касающихся осуществления МЖК, вызывает массу вопросов, которые, в первую очередь, связаны с амбивалентностью формулировок.

Приведем примеры. Как гласит ст.20 Жилищного Кодекса (часть 5), «должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право» «беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на них многоквартирные дома», «помещения общего пользования в многоквартирных домах, с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования», а также реализовать другие полномочия. Определение перечисленных прав вызывает, по меньшей мере, недоумение.

Первое: не разделяется правомочность государственных и муниципальных представителей жилищных инспекций. Здесь вполне можно предположить, что названные полномочия, допустим, возможность беспрепятственно посещать помещения МКД, одинаково доступны жилищным инспекторам и государственного, и муниципального подчинения.

Второе: даже если принимать во внимание общую формулировку определения «муниципальный жилищный контроль», выходит, что муниципальный жилинспектор может попадать в квартиру с разрешения собственника (статья не упоминает нанимателя!), а владельцем муниципального жилья является муниципалитет. Следовательно, по закону инспектор муниципалитета имеет право свободно приходить к нанимателю социального жилья в любое время дня и ночи и, заручившись одобрением собственника, запросто проникать в квартиру.

Такие методы прямо противоречат статье 3 Кодекса (часть 2), которая запрещает, кому бы то ни было самовольно проникать в жилое помещение без разрешения законно проживающих там граждан. Если, конечно, это не вызвано выполнением судебного решения или особыми целями, также предусмотренными российским Жилищным кодексом.

На практике при разработке положений, регулирующих муниципальный жилищный контроль, органы МСУ элементарно копируют федеральные законы. Для примера приведем постановление главы администрации городского округа Красноармейск МО №426 от 27.08.2012 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля в городском округе Красноармейск Московской области». Документы идут вразрез не только с Жилищным кодексом, они нарушают даже Конституцию РФ, статья 25 которой объявляет любое жилище неприкосновенным. Никто не может проникать в квартиру вопреки воле ее жильцов, кроме случаев, предусмотренных федеральным правом либо для выполнения судебного решения.

Неприкосновенность жилища, задекларированная в качестве конституционного принципа, подразумевает невозможность посещать его без согласия проживающих в нем граждан. Для доступа внутрь квартиры посторонних лиц требуется четко выраженное согласие ее законных обитателей.

Как правило, в административных регламентах вышеуказанная норма, просто дублируется, что вызывает большое сожаление.

Эффективен ли муниципальный жилищный контроль

Чиновники исполнительных органов власти местного уровня считают весьма полезным осуществление надзора за деятельностью управляющих организаций в коммунальной сфере.

Так, Красноярская городская администрация в июне прошлого года отрапортовала, что с января по май представители муниципального жилищного контроля при департаменте городского хозяйства осуществили 236 проверок управляющих организаций, по итогам которых обнаружены 153 нарушения и выданы 83 предписания. К нарушителям управления МКД применены штрафные санкции в сумме 120 000 руб.

Начальник отдела МЖК Е. Кяшкин разъяснил, что незапланированные проверки, чаще всего проводятся на основе жалоб граждан, обратившихся в департамент. Как правило, владельцы помещений в МКД сетуют на недобросовестное содержание коллективного имущества (текут крыши, не ухожены подвалы, не вывозится мусор, не убирается придомовая территория). Многие недочеты устраняются управляющими компаниям по факту предписания. Но иногда приходится передавать протоколы об административно-правовых нарушениях в мировые суды, а документы о несоблюдении жилищного права отправлять в краевую Службу строительного надзора и жилконтроля.

С начала прошлого года мировые судьи г. Красноярска получили 34 протокола об АПН, среди которых по вопросам:

  • несвоевременного выполнения официального предписания (ст.19.5 КоАП, ч.1) – 27 шт.;
  • уклонения от проверок или создания помех для их проведения уполномоченным лицом (ст.19.41, КоАП, ч.1) – 7 шт.

Кроме того, в краевую Службу СНЖК поступили материалы по двум фактам нарушения жилищного права, выявленных в ходе проверок.

Начальник отдела, осуществляющего муниципальный жилищный контроль, убежден, что деятельность его подразделения является важной составляющей системы надзора за работой управляющих компаний. До 2013 года, когда образовался данный отдел, городская администрация практически не имела конкретного рычага влияния на УО, поэтому приходилось задействовать службу строительного надзора. Сейчас на местном уровне механизм четко отлажен. Работники отдела откликаются на каждый факт нарушений, описанных в обращениях граждан, и выезжают на внеплановые проверки. При подтверждении факта правонарушения контролеры составляют предписание о его ликвидации соответствующей управляющей компанией.

Мнение эксперта

Муниципальный жилищный контроль решает множество проблем

Е. Ю. Мусинова,
начальник муниципальной жилищной инспекции мэрии г. Ярославля, главный муниципальный жилищный инспектор

В январе 2013 г. в мэрии Ярославля была создана муниципальная жилищная инспекция (сокращенно МЖИ). Подразделение входит в основную структуру мэрии и наделено полномочиями организовывать и проводить муниципальный жилищный контроль администрации на городской территории.

Данная структура осуществляет проверки соблюдения федерального законодательства и местных нормативных актов при пользовании жилфондом муниципалитета гражданами, частными предпринимателями и юридическими лицами

Служба эксплуатационного контроля отслеживает процесс эксплуатации коллективного имущества владельцев помещений МКД и его техническое состояние, выполнение условий содержания общей собственности, своевременность проведения ремонта и обслуживания здания, если все его помещения, включая нежилые, или некоторые из них находятся на балансе муниципалитета.

Отдел муниципального жилищного контроля за содержанием ведомственного жилья и соблюдением норм предоставления услуг ЖКХ отслеживает:

  • выполнение правил оказания КУ нанимателям квартир муниципального жилищного фонда;
  • готовность МЖФ к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний сезон;
  • соблюдение законодательных норм в части энергосбережения и роста энергетической эффективности применительно к муниципальному жилью.

Отдел организационного контроля курирует вопросы выполнения юридическими лицами и частными предпринимателями, которые обслуживают здание МКД, положений оформленных договоров управления без учета форм собственности на его помещения.

На отдел кадровой и правовой работы возложены обязанности по ревизии:

  • эксплуатации муниципального жилфонда и правильного использования подотчетных ему жилых помещений;
  • обеспечения органами МСУ соблюдения требований по недопущению последствий несанкционированной перепланировки или переустройства квартир;
  • правомерности образования и работы ТСЖ с Ярославлем в составе учредителей, легитимности выбора владельцами помещений многоэтажки организации или ИП, которые будут контролировать состояние здания, для подписания договора управления, если в праве на коллективную собственность доля Ярославля меньше 50 %;
  • проведения анализа выполнения владельцами помещений высотки жилищного права в части избрания способа управления без учета форм собственности на имущество МКД.

Муниципальная жилищная инспекция плотно взаимодействует с департаментом городского хозяйства при мэрии г. Ярославля, местными администрациями и областным департаментом госжилнадзора в соответствии с установленным административным регламентом.

Довольно часто граждане обращаются в инспекцию по проблемам обслуживания и содержания своими управляющими компаниями жилищного фонда. В жилищном законодательстве к этим вопросам относят протекание крыш, ужасное состояние подвалов и неисправность внутренних инженерных коммуникаций (тепло-, электро- и водоснабжения, водоотводы), готовность муниципального жилого здания к осенне-зимней эксплуатации (47%). Другие жалобщики говорят о некачественном оказании коммунальных услуг, антисанитарном состоянии придомовой территории и коллективной собственности МКД. Многие требуют разъяснений по начислению оплаты за оказанные им услуги ЖКХ (включая общедомовые нужды), а также консультаций по вопросам действующего жилищного права, легитимности деятельности ТСЖ, эксплуатации муниципального жилфонда, правильности пользования квартирами МЖФ, выполнения ОГСУ нормативов по недопущению последствий незаконного переустройства или перепланировки жилья.

В целях профилактики и устранения нарушений закона МЖИ организует систематические совещания с работниками управляющих компаний и организаций. По итогам рассмотрения обращений граждан, анализа проверок и статистики обнаруженных нарушений обсуждаются проблемы, наметившиеся в деятельности УО и характер вскрытых нарушений, формируются рекомендации по предотвращению дальнейших недоработок в коммунальной сфере.

Таким образом, профилактика в целях недопущения нарушений закона управляющими компаниями является важнейшей тенденцией деятельности МЖИ.

Самым лучшим результатом, имеющим большое социальное значение, считается не процесс реализации контрольных мероприятий, а его положительное влияние на УО, стремящиеся устранить обнаруженные недочеты в работе. В настоящее время отмечена позитивная динамика показателей.

Тем не менее, некоторые правоведы-скептики находят в современном законодательстве массу проблемных нюансов. Так, статьей 20 Кодекса (пункты 2-5) лица, которые представляют муниципальный жилищный контроль и госжилнадзор, имеют право на: запрос и получение информации (включая документы) от интересуемых их субъектов; доступ в помещения МКД и прилегающие территории; выдачу предписаний о пресечении и устранении обнаруженных нарушений, а также принятие мер по гарантированному соблюдению закона; оформление протоколов по фактам АП; изучение обстоятельств указанных прецедентов и принятие мер по их предупреждению; отправка материалов по правонарушениям в официальные органы для возбуждения криминальных дел по совершенным преступлениям; предпринимать иные требуемые действия.

Однако КоАП РФ не предусматривает для МЖК ведения административного производства по каким-либо правонарушениям. Следовательно, заявленное Жилищным кодексом право для МЖК частично имеет декларативный характер.

К тому же, Кодекс не дает конкретного разделения полномочий, масштабов компетенции и объекта проверок между структурами, которые проводят государственный жилнадзор и муниципальный жилищный контроль, так как деятельность обоих ведомств, прежде всего, призвана инициировать и проводить проверки выполнения законодательных нормативов в сфере ЖКХ. Положения указанного правового акта наделяют практически равными полномочиями чиновников ГЖН и МЖК.

Описанная ситуация обуславливает определение области муниципального жилконтроля в подзаконных актах аналогично сфере государственного жилнадзора с упоминанием того, что деятельность органов МЖК охватывает территорию определенного муниципального образования.

В конечном счете, сигналы граждан о правонарушениях, адресованные ГЖН по отдельно взятому субъекту РФ, как правило, отправляются по принадлежности в территориальный орган МЖК, где расположен подконтрольный объект, с целью проверки и вынесения решения в пределах его компетенции. Такой порядок предопределяет вовсе не эффективный надзор в жилищном хозяйстве, а скорее дублирование полномочий государственных органов местными. Кроме того, это указывает на малоэффективное распределение обязанностей.

Вместе с тем, ряд местных подзаконных нормативов утверждает именно этот порядок осуществления перекрестных проверок, при котором орган ГЖН отсылает заявление в муниципальный жилищный контроль на рассмотрение и принятие мер согласно компетенции.

Чаще всего в правовом поле разных уровней сглаживается, казалось бы, очень важное различие между централизованным жилищным надзором и местным муниципальным контролем – вид собственности квартирного фонда, который подвергается проверкам. Несмотря на полномочия МЖК проверять законность деятельности УО по обслуживанию ведомственного жилищного фонда, иногда в правовом смысле эти мероприятия никак не связаны с присутствием в МКД помещений, которыми владеет муниципалитет.

Например, согласно ст.165 Жилищного Кодекса (часть 1.1) по обращению владельцев помещений многоэтажки, главы домового совета МКД, руководства ТСЖ или жилищного кооператива, других предусмотренных по тексту субъектов по вопросу недобросовестности УО местный орган самоуправления в течение 5-ти дней внепланово выходит на проверку выявленного факта.

Если в ходе проверки подтверждено халатное отношение управляющей компании к условиям договора на управление МКД, то в срок до 15-ти дней со времени регистрации обращения, ОМСУ проводит сбор собственников помещений этой высотки для расторжения подписанного ранее соглашения с не оправдавшей доверия организацией. Здесь же ставится вопрос об избрании нового куратора или замене способа управления жилым зданием.

Отдельные подзаконные акты и нормативы, утвержденные ОМСУ, даже непосредственно указывают, что муниципальный жилищный контроль (например, в сельском поселении), наделяется определенными полномочиями, независимо от вида собственности квартирного фонда. Вдобавок, судя по формальной интерпретации права, ГЖН может применяться и к муниципальному фонду жилья, что опять же значительно размывает обсуждаемое нами различие.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!