Смена председателя ТСЖ: основные причины и порядок действий

544
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Достаточно часто возникают ситуации, требующие смены председателя ТСЖ. Это может быть вызвано следующими причинами: председатель больше не хочет или не может в связи с болезнью заниматься данным видом деятельности, прекратилось право собственности в МКД или из состава членов товарищества вышли собственники. Какое бы событие ни повлекло за собой необходимость смены председателя ТСЖ, этот процесс всегда требует соблюдения установленных правил, включая внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Председатель ТСЖ — это лицо, занимающееся управлением товарищества. Он координирует действия собственников с их согласия, кроме того, делает все необходимое для поддержания и улучшения состояния многоквартирного дома.

Для выбора руководства ТСЖ проводится голосование, на котором выбирается председатель среди всех членов товарищества на определенный срок, указанный в уставе (в пределах двух лет).

Таким образом, для председателя правления ТСЖ членство в нем обязательно. В соответствии со статьей 143 ЖК РФ вступить в товарищество имеет право любой собственник помещения в МКД путем подачи соответствующего заявления.
Получается, что на смену старому председателю ТСЖ может прийти только лицо, которое на праве собственности владеет любым помещением в этом МКД.

Возможно ли, чтобы председатель ТСЖ был собственником, но проживал при этом в другом доме? Да, так как закон не обязывает его проживать там же, где будет занимать данную должность.

Статья 147 запрещает председателю ТСЖ:

  • выступать лицом, с которым ТСЖ подписало договор управления;
  • числиться в управляющей компании;
  • являться членом ревизионной комиссии ТСЖ;
  • передавать какое-либо из своих полномочий и обязанностей другому лицу;
  • заключать трудовой договор с товариществом.

К смене председателя ТСЖ нужно относиться достаточно серьезно, поскольку эта должность требует немалой ответственности.

Председатель ТСЖ должен:

  • знать законодательство Российской Федерации, законодательство своей области и населенного пункта, быть в курсе всех поправок и дополнений к ним;
  • следить за своевременным выполнением перерасчета за коммунальные услуги, если появляется такая необходимость;
  • контролировать работу бухгалтера товарищества;
  • контролировать и регулировать исполнение устава ТСЖ и протоколов, связанных с деятельностью товарищества;
  • контролировать исполнение принятых на общих собраниях членов ТСЖ решений;
  • контролировать санитарное состояние помещений общего пользования;
  • управлять обслуживающим дом персоналом (составлять график работы, объяснять начисление заработной платы и т. п.);
  • если между ТСЖ и какой-либо организацией или частным лицом заключается договор, то председатель обязан следить за ходом его выполнения;
  • подписывать договоры, связанные с проведением ремонта и содержанием общественного имущества с жильцами, у которых нет членства в ТСЖ;
  • контролировать исполнение собственниками своих обязанностей, связанных с ремонтом и содержанием общих помещений в соответствии с их имущественными долями;
  • следить за соблюдением прав владельцев;
  • предотвращать возникновение конфликтов, а также своевременно их устранять, если они все же случились;
  • вести документацию товарищества (отчеты, документы, статистические данные, банковские бумаги);
  • отчитываться на собраниях членов ТСЖ о проделанной работе.

Жильцы дома могут передать все эти обязанности председателю совета МКД, для чего необходимо подписать соответствующий договор с управляющей компанией, государственными структурами или компанией-подрядчиком. В соответствии со статьей 185 ГК РФ на председателя совета МКД можно оформить доверительный документ. В доверенности указываются все собственники, согласившиеся на эту процедуру, подпись в ней ставит только председатель. Кроме того, председатель и правление ТСЖ могут брать кредиты и распоряжаться общедомовым имуществом (например, сдавать в аренду подвалы и технические этажи). Все перечисленные права и обязанности прописывают в уставе товарищества и в должностной инструкции его председателя.

Безусловно, для того чтобы вести все дела, потребуется много времени и сил, кроме того, человек должен обладать определенными навыками. В пункте 11 части 2 статьи 145 ЖК прописано, что члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе.

Проблема заключается в том, следует устанавливать им вознаграждение или нет. Если да, то в каком размере? На эти вопросы должны найти ответы сами собственники помещений в МКД, являющиеся членами товарищества.

Мнение эксперта

Обязательно ли вознаграждение председателю правления ТСЖ

Олег Хороший,
начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

К органам управления ТСЖ относятся общее собрание членов товарищества и правление ТСЖ. Смена председателя требует выборов одного из лиц, являющихся членами правления. Его полномочия практически не отличаются от полномочий генерального директора коммерческой организации. Однако решающее слово всегда у общего собрания членов ТСЖ (пункт 1 статьи 145, пункт 3 статьи 147, статьи 144 и 149 ЖК РФ).

Определяется размер вознаграждения членов правления ТСЖ, включая председателя, общим собранием товарищества. Это осуществляется по желанию.

Таким образом, деятельность правления товарищества может быть как оплачиваемой, так и нет (подпункт 11 пункта 1 статьи 145 ЖК РФ).

В каком случае возможна смена председателя ТСЖ

К сожалению, так сложилось, что в России эффективных председателей крайне мало, однако сейчас эта ситуация понемногу улучшается.

Далее мы расскажем об основных причинах смены председателя ТСЖ.

Деятельность всех товариществ основывается на локальном нормативно-правовом акте – уставе организации, принимаемом при создании ТСЖ.

В уставе организации указывается срок, на который избирается председатель ТСЖ (по общему правилу не более 2 лет). Но, если ввести в данный документ изменения и зарегистрировать их протоколом, то срок может быть увеличен, но для этого обязательно согласие членов правления и собственников.

Важно!

2 года – оптимальный срок, в течение которого выбранный руководитель ТСЖ может показать, что он способен хорошо выполнять все возлагаемые на него обязанности. По истечении установленного периода трудовых отношений между собственниками и председателем в случае нежелания владельцев недвижимости избирать на второй срок руководителя товарищества они имеют право на проведение перевыборов.

Итак, для осуществления смены председателя ТСЖ достаточно, чтобы окончился срок работы по уставу.

Следующая причина смены председателя ТСЖ – его отказ от занимаемой должности. Это может быть вызвано личными причинами, вынуждающими прервать данный вид деятельности.

Кроме того, смена председателя ТСЖ может быть связана с нежеланием собственников видеть на данном посту именно этого человека. Часто это вызвано тем, что он совершил серьезные правонарушения, а, значит, не может далее занимать должность.

Это не все возможные причины смены председателя ТСЖ, но наиболее распространенные. Все оставшиеся носят единичный характер, и нет смысла относить их к общей практике.

Далее рассмотрим возможные основания, чтобы нагляднее была видна основная причина отстранения председателя.

  1. Смена председателя ТСЖ возможна при регулярном, систематическом, неаргументированном уклонении данным лицом от своих прямых обязанностей.
  2. Смена председателя ТСЖ допустима, если он игнорирует, не рассматривает просьбы жильцов.
  3. Смена председателя ТСЖ возможна, если у жильцов есть проверенная информация о расходовании денежных средств не по назначению.
  4. Процесс смены председателя ТСЖ может быть начат при уличении его в факте вымогательства.
  5. Смена председателя ТСЖ может быть связана с нарушением им трудового, уголовного, гражданского, жилищного или налогового законодательства.
  6. Смена председателя ТСЖ требуется, если он попался на факте присвоения общественной собственности.
  7. Смена председателя ТСЖ возможна при обнаружении взяточничества или проведении денежных махинаций.

Не всегда причина смены председателя ТСЖ связана с нарушением закона. Данное лицо также может уйти на пенсию или прекратить свою деятельность по состоянию здоровья или прочим обстоятельствам. Он обязан заранее уведомить жильцов о принятом решении, и по факту его оставления поста проходит голосование за новую кандидатуру.

С чего начинается смена председателя ТСЖ

Смена председателя ТСЖ требует основательной подготовки.

  • Сначала нужно уведомить всех жильцов о планируемом проведении общего собрания. Осуществление выборов другим способом невозможно. Оповещение происходит одним из двух вариантов: личное уведомление жителей о планируемой смене председателя ТСЖ, а также можно повесить на видном месте объявление с соответствующей информацией.
  • Кроме того, очень важно подготовить претендентов на данную должность к выборам. Каждый из них должен ознакомить членов товарищества со своей кандидатурой и написать приветственную предвыборную речь, которую все услышат на собрании.
  • Сотрудники ТСЖ также должны подготовиться к выборам. Секретарю нужно сообщить о необходимости ведения протокола собрания, результаты которого должны быть зафиксированы на бумаге.

Это основные этапы подготовки к выборам нового председателя, далее рассмотрим, из каких моментов состоит процесс переизбрания.

Смена председателя правления ТСЖ: пошаговая инструкция

Не имеет значения, как долго данный председатель занимает свое место. Переизбрание может быть инициировано жильцами в любой момент. Кроме того, потребовать смены председателя ТСЖ могут государственные органы (прокуратура или жилищная инспекция) в случае обнаружения факта совершения им противоправных действий.

Шаг 1. Процедура переизбрания начинается с общего собрания

Процесс переизбрания фиксируется в протоколе, который заполняет секретарь. Проводится голосование. Каждый из участников собрания должен выбрать одного из представленных кандидатов. Нового председателя определяют по большинству голосов.

Важное замечание: для того чтобы выборы можно было считать правомерными, на голосовании должна присутствовать большая часть жильцов.

Обязанностями секретаря являются запись всего хода выборов и подсчет голосов в протоколе. Протокол – это важный документ, требующий серьезного к нему отношения.

Протокол общего собрания – один из основных моментов при перерегистрации товарищества (утверждении его нового устава). Из этого следует необходимость правильного, соответствующего действующему законодательству оформления данного документа. В нем нужно указывать дату проведения, присутствовавших лиц, повестку дня, время начала и окончания, результаты голосования и принятые решения. Необходимость правильного ведения протокола заключается в том, что в дальнейшем только он сможет защитить товарищество от возможного признания проводимой процедуры по смене председателя ТСЖ недействительной.

Судебной практике известно немало примеров, когда оспариваются решения, принятые на собрании членов товарищества. Как правило, основным моментом в них является именно несогласие с протоколом, так как в нем находят ошибки, противоречащие действующему законодательству или учредительным документам.

Шаг 2. Передача дел

После завершения голосования, когда прежний руководитель номинально покинул занимаемый пост, так как уже выбран новый, нужно передать дело избранному лицу. Для этого старый председатель в течение двух недель остается на своем месте.

Кроме того, он должен подготовить отчеты с информацией о выполненной работе, также в них он сообщает о незавершенных делах. Всю документацию необходимо передать вновь избранному лицу и членам правления товарищества. Печать не передается им же до тех пор, пока смена председателя ТСЖ не будет полностью оформлена (с дополнительной регистрацией в налоговой инспекции).

Вновь избранному руководителю нужно ознакомиться с учетными документами и проверить бюджет. По окончании двух недель он должен полностью осознавать всю ответственность своей деятельности.

Шаг 3. Регистрация в налоговой инспекции

Вновь избранному председателю сразу же по факту вступления в должность нужно встать на учет в налоговую службу, иначе у него не будет доступа к денежным средствам товарищества. Для получения регистрации он должен прийти в налоговую инспекцию с паспортом, протоколом, содержащим информацию о ходе выборов нового председателя товарищества на общедомовом собрании, и еще потребуются уставные документы организации.

Далее для регистрации смены председателя ТСЖ нужно заполнение заявления по форме 140001.

Документы рассматриваются в налоговой инспекции в течение недели. Если никаких ошибок в них не обнаруживают, то новый председатель ТСЖ получает регистрацию.

Налоговая служба может отказать в регистрации в случае непредставления всех документов или если в заявлении/протоколе были обнаружены ошибки. В случае возникновения подобной ситуации нужно как можно скорее устранить все неточности.

Шаг 4. Составление приказа о вступлении в должность

Когда новый председатель вошел в курс дела, протокол полностью заполнен, а в налоговой инспекции известно об осуществленной смене, нужно составить еще один документ. Обычно это приказ о вступлении в должность председателя, именно он служит основанием для его работы.

Этот документ нужно делать по единому образцу приказов о вступлении в должность, в нем указывают паспортные данные председателя и контактную информацию о товариществе.

После подписания приказа самим председателем, членами правления ТСЖ, представителями органов и жилищной инспекции новый руководитель официально приступает к своей работе.

И еще: при составлении приказа секретарь должен составить протокол, содержащий информацию о том, кто именно подписал данный документ и тем самым дал свое согласие на вступление нового лица в данную должность.

Пакет документов, состоящий из приказа и протокола, должен храниться в офисе ТСЖ. Ознакомиться с ними может любой желающий.

Как приказ, так и сам протокол должны быть оформлены на чистых и аккуратных листах бумаги в соответствии с установленными формами, содержать информацию о размере заработной платы. Правила оформления можно найти на сайте Жилищной инспекции Российской Федерации.

Шаг 5. Оповещение жильцов о новом председателе

Когда смена председателя ТСЖ будет считаться состоявшейся, а документы будут переданы в налоговую инспекцию, придет время сообщить жильцам МКД о данном событии. Велика вероятность того, что кто-либо из них не был на собрании собственников, а, значит, не в курсе происходящих событий.

Нужно повесить на видном месте приказ о назначении нового председателя. Там же следует указать данные из протокола. У всех желающих должна быть возможность ознакомиться с этой информацией, поэтому есть смысл разместить ее в коридоре подъезда и в офисе товарищества. Процедура смены председателя ТСЖ завершена.

Смена председателя ТСЖ и передача дел

Процесс смены председателя ТСЖ невозможен без акта приема-передачи дел, содержащего следующую информацию:

  • о штатной численности, укомплектованности кадрами, наличии вакантных должностей, качественной характеристике кадров товарищества;
  • о наиболее значимых (как запланированных, так и нет) мероприятиях текущего года, включая те, которые не были завершены на момент передачи дел;
  • об имуществе, числящемся на балансе товарищества;
  • об утвержденной смете доходов и расходов товарищества;
  • об исполнении сметы доходов и расходов средств товарищества в разрезе статей экономической классификации;
  • о состоянии финансовой и кассовой дисциплины товарищества, на основании данных бухгалтерской отчетности (на 1-е число месяца, предшествующего приему-передаче дел);
  • о состоянии договорной работы;
  • о состоянии основных средств;
  • о наличии и состоянии необходимой документации.

К акту приема-передачи прилагаются:

  • лист ознакомления с учредительными документами;
  • результаты последних проведенных мероприятий (годовой инвентаризации, документальной ревизии, инспекторской проверки), а также информация об итогах мероприятий, связанных с устранением допущенных ранее упущений и недостатков, о ходе их устранения;
  • справка о наличии и сохранности печатей, штампов;
  • акт, составленный по итогам инвентаризации кассы;
  • перечень документации.

Акт приема-передачи должен иметь подпись сдающего и принимающего дела должностного лица, председателя и членов комиссии. Если кто-либо считает, что при составлении акта допущена ошибка, то все замечания необходимо оформить письменно и приложить к акту.

В процессе приема-передачи дел могут выявиться какие-либо факты нарушения финансовой дисциплины, несоответствия перечня имущества (например, на балансе ТСЖ его числится меньше, чем на самом деле). В таких случаях председателю нужно вынести эту проблему на общее собрание собственников жилья, где должно быть принято решение о назначении внеплановых проверок и (или) привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Все, что касается приема-передачи дел, нужно сделать в течение двух недель. Один экземпляр акта приема-передачи дел необходимо оставить в ТСЖ, а второй экземпляр передать предыдущему сотруднику.

Возникновение и прекращение полномочий председателя ТСЖ

При смене председателя ТСЖ может получиться следующее недоразумение: не всем понятно, когда именно прежний руководитель теряет свои полномочия и, соответственно, когда они переходят к новому (в момент избрания или после внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ)?

Может быть не понятно, кто из двух председателей (старый или новый) должен ставить свою подпись на финансовых документах, взаимодействовать с банком, принимать выполненные работы, давать распоряжения работникам ТСЖ и получать установленное вознаграждение в период между избранием на должность и внесением изменений в реестр?

Единый государственный реестр юридических лиц содержит следующую информацию: ФИО и должность лица, у которого есть право действовать от имени юридического лица без доверенности, его паспортные данные (или данные прочих документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ) и ИНН (если есть).

При смене председателя ТСЖ юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить соответствующие сведения в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ). Чтобы это сделать, в регистрирующий орган нужно передать заявление с подписью заявителя, заполненное по форме Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» (пункт 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ). Налоговые органы должны внести изменения о смене председателя ТСЖ в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней со дня представления документов (пункт 1 статьи 8, пункт 3 статьи 18 Закона № 129-ФЗ).

Для справки: если в течение трех дней в налоговую инспекцию не будет передана информация (либо сведения окажутся недостоверными) о смене председателя ТСЖ, то последует предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5000 руб. (пункт 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Основные ошибки, допускаемые при смене председателя

Получается, что для окончательной смены председателя придется подождать до 8 рабочих дней. Это время, которое может пройти от принятия решения о передаче полномочий вновь избранному должностному лицу (на общем собрании жильцов или самим правлением ТСЖ) до внесения в реестр его личных данных. Если у налоговой службы возникнут претензии к представленным документам, то необходимо будет устранять все ошибки, что удлинит указанный период. В это время должность будет занимать вновь избранный председатель, поскольку он приобретает полномочия сразу же по итогам выборов.

Обосновывается это следующим образом: по закону при смене председателя вновь избранное лицо не приобретает полномочий (и не теряет) при внесении в ЕГРЮЛ данной информации.

Об этом говорил Президиум ВАС (Письмо ФНС России от 23.08.2006 г. № ГВ-6-14/846, решение ВАС РФ от 29.05.2006 г. № 2817/06, постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 г. № 12580/05, 14310/05, 12049/05). По этому поводу давали разъяснение высшие арбитры: если руководитель на законных основаниях был лишен правомочий, то для восстановления возможности дальнейшего осуществления им деятельности в интересах организации, включая подпись заявления о внесении сведений в реестр о вновь избранном руководителе, у него должна быть доверенность. Таким образом, при смене председателя ТСЖ в 2017 году нужно подписать заявление, составленное по форме Р14001, его должно завизировать избранное или иное лицо, у которого есть доверенность (смещенный председатель это право утрачивает).

Важно!

Правовую позицию Президиума ВАС поддерживает большая часть арбитражных судов. В постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2013 г. № 09АП-24296/2013-АК, Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 г. № А41-3605/12 сделан следующий вывод: если у руководителя больше нет полномочий, то все права на осуществление деятельности от лица организации переходят к вновь избранному лицу при заполнении протокола на процедуре избрания, при этом не имеет значения, были или нет внесены необходимые изменения в реестр. В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 г. № А56-1745/2013 ТСЖ было доказано, что дополнительное соглашение к договору ресурсоснабжения, имеющее подпись председателя, утратившего полномочия раньше срока, не имеет юридической силы (хотя в момент подписания он числился в реестре).

И еще было сказано, что смену председателя ТСЖ можно считать осуществившейся, если выборы происходили на собрании правления. ФАС СЗО (постановление от 21.01.2014 г. № А56-29969/2013) считает, что смена председателя ТСЖ, влекущая за собой передачу полномочий, может основываться на принятии такого решения уполномоченным органом управления товарищества (пункт 2 статьи 145, пункт 1 статьи 149 ЖК РФ). Таким образом, протокол заседания правления об избрании председателя – это документ, на основании которого в случае смены руководителя вновь избранное лицо может осуществлять все необходимые действия без доверенности. Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.06.2012 г. № А51-8204/2010 пояснил, что в случае смены руководителя новый председатель ТСЖ приобретает полномочия сразу же по итогам голосования, и их подтверждает устав товарищества.

При внесении всех необходимых изменений о новом председателе полномочия не появляются, а только подтверждаются. Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 23.06.2009 г. № 09АП-9624/2009-АК) подтверждает, что в случае смены ответственного лица председатель теряет полномочия в тот же момент, когда принимается решение об избрании другого; таким образом, он теряет права на осуществление любых действий от имени ТСЖ. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20.08.2010 г. № А32-52990/2009 объяснил, что лицо, пришедшее на смену старому руководителю, может на законных основаниях осуществлять деятельность от имени товарищества без доверенности, сразу же после завершения выборов (если они были проведены без каких-либо нарушений). В этот же момент смещенный председатель лишается таких прав. Арбитры также сказали, что в случае другого толкования этой нормы в товариществе, сместившем прежнее должностное лицо, могли произойти события, влекущие за собой негативные последствия.

При смене председателя важно уделять достаточное внимание защите участников ТСЖ от неправомерных поступков лица, покидающего эту должность, поскольку оно уже не несет ответственности за осуществление деятельности в интересах товарищества. У него нет прав осуществлять такого рода действия из-за взаимосвязанного, корреспондирующего характера субъективных прав и обязанностей. Запись в ЕГРЮЛ может быть признана юридическим фактом, только если ее внесли после соответствующего указания закона. Таким образом, закон не связывает возникновение правомочий вновь избранного председателя, пришедшего на смену предыдущему, с непосредственно внесением записи в ЕГРЮЛ о лице, которое может без доверенности осуществлять деятельность в интересах юридического лица. Можно сделать вывод о том, что реестр не потребуется для оценки добросовестности и информированности контрагентов соответствующего субъекта.

Встречаются неординарные решения. Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 г. № 17АП-16332/2013-ГК можно увидеть такие пояснения. Государственные реестры – это федеральные информационные ресурсы (абзац 3 пункта 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ). Поэтому любые третьи лица должны обращаться как к руководителю организации к лицу, сведения о котором указаны в реестре. Иначе не будет никакого смысла вести государственный реестр, сведения которого в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

В некоторых судебных актах (таких как определение Московского городского суда от 09.09.2010 г. № 33-28174) содержится информация о том, что полномочия у председателя ТСЖ возникают параллельно с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ (на основании пункта 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ). В норме говорится о том, что изменения в сведениях, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ (сведения ЕГРЮЛ), приобретают юридический вес в день их внесения в реестр.

Это не очень удачная позиция. Поясним: в пункте 3 статьи 1 Закона № 7-ФЗ не идет речи о ТСЖ. Поэтому его применение в отношение ТСЖ невозможно. И еще: статья 23 Закона № 7-ФЗ, о которой мы говорили ранее, имеет название «Государственная регистрация изменений учредительных документов некоммерческой организации».

Данные, внесенные в реестр, не обязательно имеют связь с поправками в учредительных документах. Возможно, в пункте 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ говорится об изменениях в ЕГРЮЛ, касающихся изменений в учредительных документах. В этой норме указано, что они приобретают юридическую силу сразу же после внесения поправок в ЕГРЮЛ. Сведения, которые не должны вноситься в учредительные документы, – данные о руководителе (которому не требуется получать доверенность для осуществления деятельности). Это связано с тем, что их не вносят в учредительные документы юридических лиц (ООО (пункт 3 статьи 89 ГК РФ), АО (статья 98 ГК РФ), жилищных кооперативов (статья 113 ЖК РФ), некоммерческих организаций (пункт 3 статьи 14 Закона № 7-ФЗ)).

Некоторые суды признают возникновение прав у председателя на осуществление деятельности от имени ТСЖ в момент записи в ЕГРЮЛ о нем соответствующей информации (так как он является лицом, которое может на законных основаниях осуществлять деятельность от имени юридического лица без доверенности). Но это неверно, так как является следствием ошибочной трактовки пункта 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ.

Вывод

Таким образом, дискуссии о том, когда же именно появляются полномочия при смене председателя ТСЖ, очень понятны. Лучший вариант – когда выборы происходят в спокойной атмосфере, так как это снизит риск того, что отстраненный руководитель захочет, имея определенный умысел, воспользоваться тем, что сведения о нем еще записаны в ЕГРЮЛ. Он не станет совершать никаких действий, которые каким-то образом могли бы навредить организации. Но, если имеет место «управленческий» конфликт в ТСЖ, то такие проблемы могут возникнуть. Следовательно, органы управления ТСЖ должны полностью понимать и аргументировать в случае необходимости всем заинтересованным лицам (контрагентам, банку, суду и пр.) то, что прежний председатель все свои полномочия теряет сразу же, как выберут нового. В соответствии с законодательством нет связи между возникновением данных полномочий с записью в ЕГРЮЛ информации об избранном лице.

Реестр – это только документ, содержащий соответствующую информацию. При смене председателя ТСЖ вновь избранное лицо приобретает права на осуществление деятельности в момент записи соответствующих сведений в протоколе заседания правления ТСЖ (либо общего собрания членов ТСЖ). Этот документ также подтверждает возникшие правомочия.

Основные ошибки, допускаемые при смене председателя ТСЖ

Ошибка 1. В протоколе избрания очевидно нарушение проведения самой процедуры выборов. Как следствие, избранное лицо теряет свои полномочия и не может подавать заявление о регистрации изменений.

Может быть такое, что в устав внесли изменения, которые не учли при проведении избрания нового председателя, то есть выборы были осуществлены в соответствии со старыми, утратившими свою силу правилами.

Как следствие, составленный протокол избрания не даст права избранному лицу подписать заявление, так как процедура выборов, описанная в исправленном варианте устава, была нарушена. Таким образом, он является неуполномоченным лицом и не может подписывать заявление о регистрации.

Если смена председателя произошла без кворума, значит, выборы не состоялись. Протокол также не даст полномочий на подписание заявления.

Может случиться так, что в процедуру выборов были внесены изменения, не прописанные уставом, например «продление полномочий» или «оставление» председателя правления на новый срок. Если лицо было избрано таким образом, то оно не может иметь полномочий на осуществление соответствующей деятельности, так как его фактически не избирали.

Такие ситуации могут повлечь за собой:

  • принятие мер по отношению к лицу, подготовившему проект решения о государственной регистрации изменений;
  • подачу заявления в суд о признании записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ недействительной.

Ошибка 2. Лицо, подписавшее заявление, указало заведомо недостоверные данные о себе, в том числе приписало себе полномочия руководителя действующего исполнительного органа, которого не существует.

Извлечения из реального искового заявления: 20.07.2012 г. председатель подал заявление в Инспекцию с целью внесения информации в ЕГРЮЛ по форме Р14001. Но в пункте 4.1.1 на странице 02 указал свое положение не как лицо, имеющее полномочие осуществлять деятельность без доверенности от имени организации, а как руководитель постоянно действующего исполнительного органа.

Однако в соответствии с уставом ТСЖ такой орган не предусмотрен. Более того, в уставе не идет речи о такой должности – руководителя постоянно действующего исполнительного органа. Законодательством также не предусмотрено создание товарищества постоянно действующего органа управления.

Председатель правления не может быть руководителем постоянно действующего исполнительного органа, так как подобные органы для товарищества не предусмотрены ни законом, ни уставом данного ТСЖ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ свои права и обязанности юридическое лицо осуществляет посредством своих органов. В случае ТСЖ таковыми являются общее собрание членов ТСЖ (высший орган управления) и правление товарищества (исполнительный орган, это следует из статьи 144 ЖК РФ).

Председатель правления ТСЖ – это лицо, которое обладает полномочиями без доверенности осуществлять возлагаемые на него задачи, прописанные в статье 149 ЖК РФ:

  • осуществлять решения правления;
  • совершать сделки, не требующие обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов ТСЖ;
  • давать распоряжения персоналу ТСЖ — дворникам, сантехнику и электрику, которые те обязательны исполнять;
  • выдавать доверенности (например, на приобретение материалов, необходимых дворникам, сантехнику и электрику);
  • председательствовать на заседании правления;
  • выдавать справки, отвечать на запросы членов ТСЖ.

В соответствии с законодательством он не выполняет руководящих функций по отношению к исполнительному органу ТСЖ.

Поэтому делаем вывод: подача 23.07.2012 г. заявления по форме Р14001 с указанием в позиции 4.1.1 должности, не соответствующей решению правления, уставу, норме закона, является подачей заведомо недостоверных сведений. Такие действия должны повлечь за собой уголовную ответственность (статья 285.3 УК РФ).



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами!