Муниципальные котельные: кризис теплоснабжающих организаций

87
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
В нашей стране проблема реорганизации сферы теплоснабжения для повышения ее экономической эффективности имела определенные нюансы на каждом этапе своего развития и находилась под контролем представителей разных уровней управления. Попытки наладить ситуацию в данной отрасли предпринимались постоянно, но не имели результата без полной организационной поддержки, финансового и материально технического обеспечения. Даже сегодня муниципальные котельные в основном являются убыточными и нуждаются в модернизации.

Как происходит передача котельной в муниципальную собственность

Сейчас все чаще призывают к необходимости продуктивного управления муниципальной и государственной собственностью. Правовое поле, покрывающее вопросы покупки и управления общим имуществом, непрерывно расширяется, а юридическая практика набирает обороты.

Тем не менее даже сейчас не урегулирован ряд проблем этой сферы, включающий и многосторонний вопрос признания бесхозного имущества собственностью местного муниципалитета, который объединяет несколько важных моментов:

  • финансовый – расходы на содержание, затраты на ремонт, реконструкцию или утилизацию имущества (в определенных случаях они могут быть внушительными);
  • экономический – вовлечение подобных объектов в экономический оборот, оказание каких-то публичных услуг, выпуск товаров и др.;
  • социальный – в основном наблюдается при наличии в населенных пунктах множества бесхозных объектов недвижимости;
  • юридический – правовые ограничения для нахождения некоторых категорий имущества на балансе муниципалитета и его отдельных образований, процессуальные процедуры для перехода бесхозных объектов в городскую собственность и квалификация действий по оформлению имущественных прав на таковые как обязанности (полномочия) ОМСУ.

Принято считать, что бесхозным является имущество, не имеющее владельца или хозяин которого неизвестен. К этой категории собственности относятся почтовые отправления с истекшим сроком хранения, невостребованные находки и пр. Однако существует еще один вид имущества – выморочное, которое появляется при отсутствии наследников у умерших граждан. Его нужно отличать от бесхозных объектов недвижимости.

На государственном уровне бесхозная собственность попадает в правовое поле следующих законодательных актов:

  • Гражданский кодекс РФ в части статьи 225 – «Бесхозяйные вещи».
  • Налоговый кодекс Российской Федерации.
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ (в редакции ФЗ №7 от 09.02.2009), глава 33 «Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь».
  • ФЗ №122 от 21.07.97 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (редакция 07.04.2010).
  • Постановление Правительства №580 от 17.09.2003 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (редакция постановления №627 от 12.11.2004).
  • Постановление Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.91 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

На основании Гражданского кодекса (ст. 225 п.1) «бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался». Тем не менее сам по себе отказ от владения объектом не означает аннуляции обязанностей и прав его хозяина до того момента, когда право собственности перейдет к другому лицу (ст.236 Кодекса).

Проблема получения права муниципальной собственности, касающегося бесхозных объектов, принципиальна для муниципальных образований, поскольку в первую очередь таковыми чаще всего становятся:

  • составляющие коммунальной инфраструктуры, включая ЛЭП;
  • трансформаторные подстанции, газовые сети, части водопроводных систем;
  • котельные, теплотрассы, канализационные коммуникации;
  • участки земли;
  • гидротехнические сооружения;
  • (не)жилые помещения и дома;
  • проезды и дороги.

Как проводится конкурс по передаче в аренду муниципальных котельных

Федеральная антимонопольная служба России утвердила два вида официальных торгов – это конкурс и аукцион. Следуя логике организации, самым конкурентоспособным будет аукцион. Конкурс проводится в отношении имущества, утвержденного приказом ФАС №67 от 10.02.2010.

На практике основная масса торгов имеет форму аукциона. Что служит предметом торга?

Упомянутый приказ отвечает на данный вопрос, поясняя, что считается объектом торга: стоимость прав на заключение договора с неизменной ценой аренды либо сумма арендного платежа.

Объявление о проведении конкурса отражает следующую информацию: стартовую (минимальную) цену договора (стоимость лота) с определением (если нужно) начальной цены договора (лота) за 1 ед. площади муниципального (федерального) имущества, право владения которым делегируется договором, в сумме помесячного или годового платежа за возможность пользования (владения) объектом (к примеру, муниципальной котельной), в сумме платежа за возможность оформления договора на бесплатное пользования данным имуществом.

Конкурс выигрывает тот, кто предложил оптимальные условия реализации договора, а его заявка участника зарегистрирована под номером один.

Что касается списка имущества, выставляемого на торги в виде конкурса, то он весьма ограничен. В отношении организаторов подобных мероприятий можно сказать, что обычно конкурсные торги (тендеры) проводятся по объектам ЖКХ, объектам систем коммунальных услуг (муниципальные котельные) и т.п. После внесения основательных поправок в текущее законодательство вступили в силу два нормативных акта:

  • объекты теплоснабжения (ФЗ №190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении», ст.28.1);
  • объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (ФЗ №413 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», ст. 41.1).

До этого осуществлялись торги по аренде данных объектов. Действовали два федеральных отраслевых закона (№190 и №416), которые определяли другой способ передачи муниципальной (государственной) собственности. Согласно этим документам объекты водоснабжения, теплоснабжения (включая муниципальные котельные) и водоотведения свободно передавались в пользование. До начала 2015 года была возможна трехлетняя аренда, если с начала эксплуатации объекта прошло 5 лет и более. Теперь (с 01.01.2015) все эти объекты передаются во владение (пользование) не по договору, а путем составления концессионных соглашений после организации специальных торгов.

В какой-то степени порядок данных торгов установлен нормами упомянутых законов. Обычно такой вид публичных торгов проводится в форме конкурса, поскольку они немного сложнее и требуют оформления многочисленной документации. Кроме того, используется метод индексации, согласуемый с уполномоченным органом.

Как сейчас поступают местные органы власти? Допустим, возводится частная котельная. Проходят концессионные торги, составляется договор, по которому системы теплоснабжения передаются в концессию. Поскольку основная масса территориальных единиц России построена в СССР, данные системы распродаются. Как только с текущего года ФАС переведет их на ФЗ №44, произойдет приватизация этой собственности. С позиций права владеющее общество считается частной структурой. Это уже запущенный процесс.

Какова общая эффективность работы муниципальных котельных

По видам собственности теплоснабжающие предприятия России подразделяются на:

  • ТЭЦ и ТЭС, принадлежащие отраслевой электроэнергетике (357 ед., в т.ч. 319 – отпускающие тепло), и 133 000-160 000 – котельные из общей государственной численности (190 000-242 000), из них почти 6 500 обладают мощностью от 20 МВт);
  • ведомственные ТЭС и котельные (164 объекта отпускающие тепло);
  • муниципальные котельные (57 000 или приблизительно 30 % из общегосударственного масштаба);
  • автономные тепловые генераторы (свыше 600 000).

Ежегодная реализация тепла в России суммарно составляет 2 060 000. Гкал/год, в том числе 1 086 000 Гкал/год приходится на жилой сектор и бюджетные организации. Промышленность и производства (здания и технологии) используют порядка 974 Гкал за год. Энергетические предприятия муниципального уровня реализуют 372 000 000 Гкал теплоты, производимой в своих котельных, и 220 000 000 Гкал тепла от автономных источников.

К сожалению, физический износ теплового оборудования большей части котельных составляет 56,7 %.

В отличие от котельных установок с маломощными котлами КПД современных газовых котельных, оснащенных мощным оборудованием (производительностью от 4 Гкал/ч или 1.1 МВт), довольно высок. Эффективность угольных котельных, как правило, достигает 20-60 %.

Муниципальные котельные, функционирующие на газе, в среднем производят за год 44 % тепла (среднее значение по стране, которое в регионах варьируется) или 163 700 000 Гкал. Установки, для работы которых требуется жидкое или твердое топливо, выдают 40 900 000 и 167 400 000 Гкал в год. Общая нуждаемость в топливе котельными муниципального уровня достигает почти 30 % от общего объема, необходимого для теплоснабжения.

Основываясь на вышесказанном и учитывая переводной коэффициент 1.15, расход газа в данных объектах теплоснабжения можно принять на уровне 32,7 млрд. кубометров (исключительно в части выработки тепла). Последующие вычисления возможной экономии газа городскими котельными зависят от технического состояния котлов, их численности, анализа энергосбережения после внедрения каких-либо технологий, направленных на рациональное использование топливных ресурсов.

Причинами, вызывающими излишнее потребление топлива, являются:

  • моральный (физический) износ котельного оборудования;
  • некачественная работа автоматики или ее отсутствие;
  • дефекты газовых горелок;
  • неотлаженный тепловой режим котлоагрегатов;
  • образование отложений на поверхностях нагрева;
  • низкий уровень теплоизоляции объектов;
  • отсутствие счетчиков, учитывающих расход энергоресурсов;
  • неподходящая тепловая схема;
  • отсутствие подогревателей-экономайзеров;
  • неплотность газоходов.

С учетом вида муниципальной котельной затраты условного топлива относительно 1 Гкал выделенного тепла достигают 0.159-0.180 тонн (при КПД котла 87-80 %).

Для газовых котельных малой и средней производительности возможно повышение КПД (брутто) до 85-92 %. Таким образом, устранение причин перерасхода топлива может сэкономить 0,004-0,024 т.у.т./Гкал.

Паспортный КПД (брутто) водонагревательных установок (до 10 Гкал/ч), применяемых, в том числе, в муниципальных газовых котельных, составляет 89,8-94 %, а в использующих мазут – не более 86,7-91,1 %.

Данные о численности котлов, установленных в муниципальных котельных, и их рапсределении по степени мощности отсутствуют в открытых источниках информации.

Реальное расходование тепла теплоснабжающими предприятиями для собственных нужд укладывается в 5-10 % от произведенного. Принимая во внимание собственные потребности, загрузку производственного оборудования, степень механического износа и прочие факторы, КПД (нетто) различных котельных составляет:

  • районные и квартальные теплообъекты – 81 и 76 % соответственно;
  • групповые котельные – 66–64.5 %;
  • маломощные теплообъекты и угольные котельные – не более 60 %.

Мнение эксперта

Сфера теплоснабжения – одна из самых расточительных в России

Семенов М.Э.,
советник генерального директора ООО «РКС-Холдинг

Благодаря Федеральному закону «О теплоснабжении», вступившему в силу летом 2010г., централизованное теплоснабжение стало самостоятельной отраслью народного хозяйства. Были отрегулированы экономические отношения, создаваемые в процессе производства, передачи и потребления тепловой энергии (мощности); сформированы предпосылки для модернизации теплоснабжающих систем; регламентированы полномочия государственных органов власти и местного самоуправления по обеспечению контроля в данной сфере; установлены права и обязанности клиентов.

Ежегодно свыше 50 % топлива, потребляемого страной, уходит на теплоснабжения и теплоэлектроэнергетику. Наша страна лидирует во всем мире по расширению теплофикации, размаху тепловых сетей, потреблению топлива в централизованных системах теплоснабжения. Последнее формирует благоприятную среду для жизнедеятельности граждан в условиях сурового климата.

Одновременно, эта отрасль стала одной из самых расточительных, где часто не соблюдаются принципы энергетической эффективности и энергосбережения. Огромная энергоемкость теплоэнергетики ощутимо влияет на показатели энергозатратности российской экономики.

В сравнении с бытностью Советского Союза продуктивность потребления топлива на ТЭС несущественно снизилась. Главная причина этого – снижение значимости когенерации, на которую в нынешнем централизованном теплоснабжении приходится 44,9 % со склонностью к снижению.

Теплоэлектроцентрали отрасли лишаются тепловой нагрузки по целому ряду причин: промышленность переключается на автономные источники, наращивает обороты и конкурентоспособность малая тепловая электрогенерация, муниципалитеты возводят новые котельные. Большинство старых и непродуктивных ТЭЦ, особенно после обособления сфер электроэнергии и тепла, приносят убытки. Крупные энергопроизводители стараются сбыть их с рук или устанавливают для них режим вынужденной генерации.

Те потребители, которые остались в централизованной системе, испытывают постоянно нарастающую нагрузку по их обслуживанию. Это обуславливает периодический рост тарифов на электроэнергию и теплоснабжение, размеры которых сдерживаются неэкономическими методами. В итоге дополнительные расходы ложатся на местные бюджеты. Большая социальная ответственность, возложенная на сферу теплоснабжения, в сочетании с минимальными гарантиями фундаментальности этого бизнеса не прельщает потенциальных инвесторов.

Государственное управление вопросами становления современной теплоэнергетики и поставок тепла возложено на ряд органов федеральной исполнительной власти, включая Минстрой, Минэнерго, ФАС и Ростехнадзор.

Развитие теплоснабжения в России берет курс на расширение сети малых муниципальных котельных, что экономически более выгодно и преследует главную цель реформы теплоэнергетики.

Мероприятия по энергосбережению

Данный комплекс мер можно разбить по двум направлениям: экономия топлива муниципальными котельными и сохранение тепловой энергии в процессе ее подачи, распределения и конечного потребления пользователями.

Второе направление включает целую серию действий по эффективному сбережению тепла.

  1. Работа отопительной системы в дежурном режиме в нерабочее время суток, включая выходные и праздничные дни, поможет сэкономить до 15 % энергии относительно теплоснабжения дома.
  2. Переход на пофасадную регулировку отопительных систем дает до 3 % экономии для теплоснабжения здания.
  3. Ночное уменьшение температуры в жилых помещениях обеспечивает до 3 % сэкономленного тепла в домах.
  4. Очищение теплообменников и котлов от накипи (отложений) на 30 % уменьшает перерасход топлива и даже более.
  5. Возобновление целостности изоляции на теплотрассах и магистралях ГВС ведет к снижению теплопотерь на 7-9 % относительно общего потребления.
  6. Наличие терморегуляторов в системах ГВС экономит до 50 % тепловой энергии, а установка подобных приборов в системах отопление позволит сохранить примерно 15 % тепла.
  7. Монтаж теплоотражателя между стеной и нагревательным прибором в виде теплоизоляционной прокладки с отражательным слоем гарантирует сохранение 2-3 % от общедомового энергопотребления.
  8. Тепловой экран (отражающая пленка), помещенный между оконными рамами, поможет снизить теплопотребление до 10 %.
  9. Использование более производительной водозаборной арматуры повышает экономию горячей воды до 20 %.
  10. Специальный отвод конденсата способствует эффективной работе парового оборудования благодаря уменьшению на 5-10 % части пролетного пара.
  11. Переключение теплоносителя отопительной системы с «пара» на «горячую воду» обеспечивает до 30 % экономии тепла.
  12. Сокращение проникновения холодного воздуха в обогреваемые помещения избавляет от дополнительного перерасхода до 15 ккал/м3, затрачиваемых на его нагрев.
  13. Поступление энергии от вторичных источников, включая постоянный продув котлов с выпариванием из деаэраторов низкопотенциального тепла (в системах вентиляции, отопления, ГВС, хладообразования и т.п.).
  14. Внедрение пластинчатых теплообменников вместо трубчатых с использованием энергетически эффективных радиаторов для получения эффекта экономии тепла на уровне 5-10 %.

Изучая, как работают муниципальные котельные, можно сделать следующий вывод: несмотря на паспортный КПД котлов в пределах 90-92 %, фактический коэффициент по итогам экспресс-анализа составляет всего 64-90 %. Причем нижняя граница КПД принадлежит котлам без автоматических горелок (показатель менее 80 %). Практическая экономия газа от перехода на автоматизированные горелки может составить более 10 %. После внедрения современных котлов с КПД до 90 % взамен старых моделей НР17 (18) возможная экономия будет составлять 30 %. Котлы с автоматизированными горелками фактически сокращают потребления газа на 5 %.

Анализ функционирования около 3000 котлов на предприятиях ПАО «Газпром» позволил предположить, по характеру профилактических мер по энергосбережению все котельные установки условно можно поделить на три группы, которые:

  • невозможно заменить либо реконструировать (не более 30 % от общей численности);
  • нуждаются в настройке теплового режима, восстановлении тепловой изоляции, установке или усовершенствовании приборов учета (около 50 %);
  • устарели морально и физически, ввиду чего требуют замены на блочные автоматизированные котельные (10 %) или независимое газовое отопление (10 %).

Изложенные оценки состояния технической базы котлов касаются ведомственных теплоснабжающих предприятий. Под эти же результаты попадают и муниципальные котельные с небольшой поправкой на процентный износ котельного оборудования.

Обследование технического уровня котельных установок, имеющих муниципальную принадлежность, осуществлялось на основании данных статистики и информации по износу этих объектов. Допускалось, что под переоборудование попадает 56,7 % котельных (износ плюс моральное устаревание), остальная их часть делится на 2 группы с учетом планируемых энергосберегающих мер в соотношении, утвержденном по итогам обзора.

По стандартным энергосберегающим мероприятиям, необходимым для каждого объекта, все котельные условно выделены в три группы:

  • оборудованные морально и физически отжившими котлами, которые нуждаются в замене (они производят 56,7 % теплоты);
  • имеющие удовлетворительное техническое состояние и КПД (нетто), приближающееся к показателю в 90 % (такие объекты вырабатывают около 15 % теплоты);
  • требующие настройки теплового режима агрегатов, установки новых газовых горелок с автоматизированным управлением, восстановления теплоизоляции, переоборудования узлов учета более совершенными измерительными приборами (на их долю приходится 27 % вырабатываемой теплоты).

Замещение старых котельных агрегатов современными с поддержанием темпов выработки на том же уровне позволит сэкономить до 10 % топлива. Для дополнительного сбережения необходимо снижать потребность в объемах тепловой энергии, применяя новейшие приборы учета, переходя на автоматизированный отпуск теплоты и т.д.

По результатам работы муниципальных котельных в течение нескольких последних лет отмечено, что внедрение в них и системах теплоснабжения современных счетчиков для учета потребленных ресурсов (тепла, газа, воды и пара) и средств автоматизированной передачи тепла одновременно с модернизацией оборудования вызывает фактическое сокращение теплопотребления. В итоге сбережение топлива (из разных источников) повышается на 8-10 % либо 5-15 %, что в среднем составляет около 10 %.

Количество теплоты, производимой котельными, которые требуют усовершенствования модулей учета и автоматизации систем теплоснабжения, достигает 83,8 %. Принимая во внимание эту цифру и объем выработки энергии тепла с использованием газа, можно дополнительно сэкономить 3,32-3,69 % топлива.

Из расчета условного топлива это составит ежегодно 3 760 000-4 380 000 т.у.т.

Как повысить эффективность работы муниципальных котельных

В последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости ликвидации «класса» больших отопительных котельных, функционирующих на газе, для реорганизации этих объектов в мини-ТЭЦ. Дело в том, что системы центрального теплоснабжения от котельных в сочетании со всеми инженерными коммуникациями являются важнейшей базой для процесса когенерации. Иными словами, мини-ТЭЦ, в основу которых легли муниципальные котельные, уже имеют развернутую сеть потребителей тепла. По этой причине активное развитие «теплофикационного ресурса» на местном уровне весьма привлекательно для инвесторов.

Что касается слабой «тепловой» эффективности централизованного теплоснабжения в сравнении с ограниченными газовыми теплогенераторами, не лишне заметить: дальнейшая участь самого принципа централизации отопления во многом определяется возможностью преобразования данного вида котельных в мини-ТЭЦ.

Под влиянием неминуемой конкуренции с поставщиками газа, развивающими доходность собственного бизнеса за счет продажи конечной услуги (т.е. локального теплоснабжения), централизация отопления в газифицированных городах станет конкурентоспособной только в виде когенерационных источников. Исключение составляют субъекты с высокой концентрацией тепловых нагрузок, где, прежде всего, решаются экологические задачи путем повышения плотности сжигания топлива.

Это интересно!

Результаты расчетов говорят о том, что в условиях нашей страны при действии монопольных тарифов на электроэнергию капиталовложения на развитие локальных систем ее производства и распределения по комбинированному циклу окупятся очень быстро.

Вместе с тем можно уверенно заявить, что еще довольно долго прогнозируемое удорожание природного газа не поменяет корреляцию цен на электроэнергию и топливо для конечного потребителя настолько, что локализация их совместной выработки (когенерации) с использованием газа потеряет всякую выгоду.

Главной целью реконструкции муниципальных котельных стало покрытие электрической нагрузки собственных нужд. Проводя технико-экономическую аргументацию проекта по организации мини-ТЭЦ в России, следует брать в расчет отсутствие правовой основы для официальной реализации электроэнергии от подобных источников во внешнюю сеть либо посредством заключения прямых договоров. Она ни в коем случае не запрещена и даже вполне соответствует современным принципам реформирования энергетики. Однако не имеет и должной поддержки со стороны государства в том виде, как это демонстрируют правительства Дании, Германии, Молдовы и прочих стран. Обеспечение электроэнергией лишь собственных нужд котельных, которые станут основой для будущих мини-ТЭЦ, поможет миновать проблемы неизбежные сегодня при сбыте ресурсов через электросети общего назначения.

Вдобавок, покрытие собственных нужд максимально выгодно, поскольку экономит средства на покупку электроэнергии (разумеется, кроме оплаты мощности поставщику ресурса, так как фиксированное распределение электричества и одновременное обслуживание сети муниципальных котельных необходимы).

Из дохода от реализации электроэнергии по договорным поставкам напрямую оплачивается: использование распределительной сети для передачи электроэнергии; оформление соответствующих лицензий; содержание собственной службы электроснабжения и др. Поставка электроэнергии в общую энергетическую систему выгодна еще меньше. Нужно последовательно накапливать опыт по производству электроэнергии, учиться преодолевать эксплуатационные проблемы, решать вопросы учетного характера и т.п.

Итак, следуя общему принципу реализации долгосрочных программ и в зависимости от уровня экономической целесообразности этапов, следует выделить первостепенной стадию введения электрогенерирующей мощности с нагрузкой, покрывающей индивидуальные нужды котельной. Это необходимо даже при планировании увеличения электрических мощностей модернизируемой котельной для последующей продажи электроэнергии.

Для последовательного увеличения мощности с технической точки зрения потребуется газопоршневое оборудование, которое на стартовом этапе развития коммунальной энергетики чаще всего оказывается идеальным решением для поставленных задач.

Определенной особенностью, связанной с созданием мини-ТЭЦ на объектах, где существуют муниципальные котельные, в частности на стадии обеспечения нагрузками собственных нужд, становится тот факт, что, несмотря на их использование в качестве ключевых источников электричества для котельных, в основном они не считаются автономными ресурсами, которые обособлены от единой электросети.

Электрогенераторы на базе ведомственных котельных должны вводиться в общую сеть городского энергоснабжения, а электрообеспечение каждой котельной обязано (!) зависеть от нее. Тем не менее эти очевидные аргументы до сей поры оставались без внимания.

Принципиальные выводы о конститутивной принадлежности мини-ТЭЦ, образуемых из муниципальных котельных для производства электроэнергии на собственные нужды, к единой электросети таковы:

Муниципальные котельные: кризис теплоснабжающих организаций

  • малые теплоцентрали не должны полностью обеспечивать электрическую потребность котельной;
  • уровень восполнения нагрузки рассчитывается согласно технико-экономическим показателям при условии непрерывного подключения к электросетям и, разумеется, систематической оплаты заявленной мощности соответствующей электроснабжающей компании;
  • одновременное функционирование с общей электросетью предоставляет принципиальную возможность внедрения асинхронных генераторов, несмотря на то, что все известные нам российские технические проекты по развитию мини-ТЭЦ рассчитаны на агрегаты синхронного типа.

Мнение эксперта

Какой источник тепловой энергии может быть «альтернативной котельной»

Моглячев А.В.,
кандидат экономических наук, эксперт

Перспектива социально-экономического становления России в области теплоснабжения предусматривает переход на расчет справедливой стоимости тепловой энергии, отпускаемой построенным источником альтернативного теплоснабжения. Это так называемая цена «альтернативной котельной». Следовательно, возникает потребность в разработке планомерных подходов к современному методу регулирования.

Основой для передовых приемов упорядочения тарифов лучше считать методику ценообразования, применяемую в строительстве, поскольку аналогов ей не существует ни в одной из отраслей народного хозяйства и сфер деятельности Российской Федерации.

В качестве одного из вариантов можно предложить «альтернативную котельную», то есть котельную установку малой энергетики мощностью не более 20 Гкал/час. Их внедрение предусматривает «Концепция развития и использования возможностей малой и нетрадиционной энергетики в энергетическом балансе России», созданная в 1993г. Минэнерго России.

По сути «альтернативная котельная» предлагает своего рода уход от централизованного отопления. Допустим, возведение модульной котельной для конкретного МКД или предприятия, комплекса зданий либо предприятий.

Нужно понимать, что переход на котельную другого типа ни в коем случае не лимитирует ее производительность собственным потреблением. Владелец такого объекта может даже начать торговлю тепловой энергией, преобразовав свой частный источник ресурса в централизованную теплосеть, ценовая категория которой в итоге будет определяться стоимостью альтернативной котельной. В дальнейшем новые потребители смогут отказаться от централизованной поставки тепла.

Итак, малая энергетика не может полностью заменить большую энергетику. В некоторых случаях у нее отсутствуют важные преимущества. В обсуждаемой модели развитие малой энергетики не является самоцелью, это лишь некая попытка отступления от предельной цены.

Пример, как могут работать муниципальные котельные на пеллетах

Возможно ли в условиях современной экономики сделать из нерентабельных объектов теплоснабжения, часто встречающихся в небольших населенных пунктах, процветающий очаг благополучия и даже испытательную площадку для внедрения технических инноваций? В ряде случаев это вполне реалистичная задача даже в местах с ограниченным выбором вида топлива. На чем же основана формула «средства от головной боли» для коммунальщиков?

На необъятных просторах нашей родины еще работает множество разномастных муниципальных котельных, остро нуждающихся в модернизации, которая абсолютно не под силу местным органам власти из-за низкой платежеспособности населения. Люди воспринимают в штыки даже суммы годового перерасчета платы за отопление по показаниям собственных приборов учета, когда требуется доплата за излишне полученные ( и все равно недостаточные!) объемы тепла в размере 4 000-18 000 рублей и более с учетом типа здания.

Все это на фоне низкого уровня доходов граждан, когда в некоторых отраслях зарплата не только остается на уровне 7 500 рублей, но иногда доходит до 5 500-6 000 и ниже. Поэтому дальнейший скачок тарифа может спровоцировать социальный взрыв.

Что делать, если многие обитатели МКД, лишенные печного отопления и иных заместительных источников тепла, реально привязаны к единственной теплоснабжающей компании с ее ветхим и ненадежным котельным оборудованием?

Говорят, что качественного отопления в котельной, подающей тепло во все строения городка Белохолуницкой больницы, не существовало с начала сдачи объекта в эксплуатацию, а это почти 30 лет. Еще в 2012 году собственники некоторых МКД жаловались на плохое отопление уполномоченному по правам граждан, который посетил этот район Кировской области. Ранней весной 2015-го помещения стационара ЦРБ остыли почти до 8 °С, а обстановка накалилась так, что освещать плачевное положение замерзающих пациентов пришлось областному телевидению.

Причина этому — «древние» котлы на мазуте с их низкой эффективностью, давно отставшей от заявленной производителем. Вдобавок несколько поставок жидкого топлива плохого качества привели к засору форсунок, и для их очищения приходилось периодически останавливать оборудование. Чуть позже нашли дополнительную причину сбоев в распределении теплоносителя, но она относилась к другому разряду проблем.

Контроль деятельности подобных объектов со стороны областной администрации фактически перемен не сулит. «План спасения» аварийной котельной возник в областном центре на одном из заседаний у градоначальника, где присутствовал Андрей Чарушин – глава Приволжской Ассоциации Биоэнергетики. После этого муниципальная котельная обрела нового инвестора в лице ООО «ВБТ — Холуница», управляемого Чарушиным.

Появившись на объекте 22 сентября, инвестор продемонстрировал «техническое чудо» и уже 28-го запустил отопление в совершенно разрушенной тогда котельной.

Последняя эксплуатирующая организация в начале сезона всего лишь заменила 120 метров старой теплотрассы от «проблематичного» жилого здания до котельной на средства городского бюджета. Как показали обследования специалистов, на этом участке снижение температуры теплоносителя достигло 15 °С, что частично и вызвало «похолодание» в квартирах. Но только частично.

Новый инвестор заменил котлы на мазуте новым оборудованием, которое использует для работы местное топливо. Устройства максимально приемлемы по цене, размещению, но основное их преимущество — стабильная теплотворность и экологическая чистота.

Один из ветхих котлов снабдили современной горелкой на пеллетах (гранулах из древесины), чтобы получить мощность 0,5 МВт.

Муниципальные котельные: кризис теплоснабжающих организаций

Спасительные пеллеты — «новое поколение» топлива

Выбранный вид топлива в области, где почти 30 % населения занимается лесным бизнесом, весьма доступно. Было рассчитано, что на полный сезон потребуется 370 тонн пеллет, а только один из трех местных производителей изготавливал 400т этой продукции каждый месяц.

По мнению специалистов, древесина содержит гораздо меньше серы, чем тот же мазут. А экологически чище пеллет может быть только природный газ, которого пока еще нет в Белохолуницком районе и неизвестно, появится ли он там в дальнейшем.

Модернизация котельного оборудования под местное топливо помогла охладить уходящие газы и подняла производительность котла. Даже невооруженным глазом видно, что «дымок», вьющийся из трубы котельной, работающей на всю мощность, практически прозрачен. Исчезли также посторонние запахи, не дающие покоя местным жителям в бытность применения подозрительного мазута. Все емкости, которые до 2016 года хранили жидкое топливо, были выкопаны и реконструированы в пожарные резервуары, которые в райцентре в большом дефиците.

Муниципальные котельные: кризис теплоснабжающих организаций

Цистерны из-под мазута, превращенные в пожарные водоемы (2016 г.)

Муниципальные котельные на пеллетах – находка для местного лесопромышленного комплекса, так как вместо привычного загрязнения окружающей среды, ненужные отходы теперь «решают» важные социальные задачи. Тем временем лесопромышленники экономят на утилизации отходов своих производств и избавлены от проблем с природоохранными органами.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль