Регулирование тарифов на электроэнергию для населения и юридических лиц

291
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Время от времени большинство граждан интересуется, кто утверждает и определяет, а также каким образом осуществляется регулирование тарифов на электроэнергию. Владея информацией по данным вопросам, представителям УО или ТСЖ несложно будет разобраться, что берется за основу при расчете стоимости электричества, потребленного собственниками обслуживаемого МКД.

О регулировании тарифов на электроэнергию из истории

Историю становления государственного регулирования электроэнергетики можно условно разделить на три периода.

Первый этап — дореволюционный — проходил при отсутствии массового потребления электроэнергии и мизерной правовой базе. Отсчет этой фазы развития стартовал в XIX столетии и продлился до национализации всей промышленности (1918 г.) советской властью. На данной стадии системного государственного регулирования отрасли электроэнергетики не было, так как электростанции и другие сооружения такого плана принадлежали частному капиталу. Участие государства в этом процессе было косвенным и заключалось в надзоре за безопасным потреблением электроэнергии, соблюдением законности эксплуатации, проведением своевременных изменений, а также в одобрении разработок в этой области.

Отсутствовало и договорное регулирование тарифов на электроэнергию, поскольку договоры на энергоснабжение не заключались. Вместо них официально оформляли подряд или куплю-продажу. Впервые государственный нормативный документ в электроэнергетике разработали в 1885 г. Это были «Временные правила канализации электрического тока большой силы и устройства проводов и прочих приспособлений для электрического освещения». Прямой надзор за положением дел в электроэнергетике до 1917 г. вменялся в обязанности Русскому техническому обществу (ИРТО) в лице его 4-го отдела.

Позднее (1891 г.) был обнародован следующий юридический документ — «Правила относительно мер предосторожности при устройстве и пользовании электрическим освещением». К сожалению, он почти не относился к области госрегулирования энергетики, а освещал лишь технические моменты потребления электроэнергии. Зато с 1828 г. ВУЗы дореволюционной России стали обучать студентов наукам, имеющим отношение к электротехнике и подобным дисциплинам.

В 1917 г. ведущий инженер того времени П. Гуревич написал статью, которая называлась «Основные вопросы электрической политики в послевоенную эпоху в России». Он утверждал, что отечественная электроэнергетика требует государственного управления, которое можно осуществлять двумя методами:

  1. Установление торговой монополии с возложением на государство обязательств по сбыту электроэнергии. При таком управлении производители электроэнергии не контролировались и могли на свое усмотрение определять цены и проводить регулирование тарифов на электроэнергию. Вдобавок при таком способе регулирования развитие электроэнергетики было бы проблематичным, так как производители не горели желанием внедрять передовые технологии, отвечающие времени;
  2. Установление одновременно торговой и производственной монополии — кардинальный, зато эффективный метод. Его применение требовало от государства грандиозных денег на выкуп всех электростанций и построек, пребывающих во владении частных лиц. К тому же государству необходимо было бы искать новых абонентов и заниматься их подключением.

Фактически организовать полноценное управление отраслью электроэнергетики без участия государства было бы невозможно.

Следует заметить, что 80-е годы позапрошлого века, когда в России зарождалась электротехника, вплоть до 1935 г. организация процесса протекала довольно сложно, даже на фоне весомых научных открытий русских ученых, таких как А. Лодыгин, П. Яблочков, М. Доливо-Добровольский. Страна стояла на пороге научно-технической революции, но все же была отсталой. Поэтому вопросы электрификации государства легли на плечи советской власти.

С 1918 года начался второй этап развития системы государственного регулирования электроэнергетической отрасли, завершившийся в 1992 году. Еще на заре ХХ века перспективами электрификации живо интересовался В. И. Ленин. Поэтому на посту политического лидера он утвердил соответствующий план ГОЭЛРО по государственной электрификации страны. Научную теорию В. И. Ленина отражали два документа: «Набросок плана научно-технических работ» (1918 г.) и письмо Глебу Кржижановскому (1920 г.).

В разработке плана принимали участие около 200 передовых специалистов советской власти. Он стал программой невиданного ранее масштаба, а по уникальности превосходил все доселе существующие документы. Советское правительство видело в энергетике инструмент для решения массы научно-технических, социальных, политических и организационных проблем.

Воплощение в жизнь плана ГОЭЛРО преобразовало всю страну. За десятилетие неустанного труда была воздвигнута крупная энергетическая база, переоборудованы все имеющиеся электростанции, возведены гидравлические (10 объектов) и тепловые (20) электростанции суммарной мощностью 1 750 МВт. Запущены в эксплуатацию новые электросети, связавшие электростанции с глобальными потребителями энергии.

Одним из первых нормативных документов, регулирующих процессы в советской электроэнергетике, стало «Положение о взаимоотношениях электрических станций, подстанций и распределительных сетей с потребителями электрической энергии», принятое в 1929 г. Взаимодействие производителей и поставщиков с потребителями электроэнергии регламентировало «Положение о взаимоотношениях между энергосистемами и потребителями энергии» (1934 г.).

Социалистическая фаза развития энергетической промышленности в СССР растянулась на 1930–1990 гг., что позволяет условно разбить ее на 12 пятилеток. Внедренный к началу 30-х годов план ГОЭЛРО открыл возможности для дальнейшего становления грандиозной отрасли и создания в энергетике новых развитых сфер деятельности за последующие шесть десятилетий. Например, в системе Минэнерго трудились около 1,5 млн граждан, в электротехнической промышленности — до 1 млн трудящихся. За это время была создана весомая научно-техническая база. Непрерывно наращивалась мощность электростанций (увеличилась в 115 раз) и повышалась выработка электроэнергии (в 200 раз).

По условиям развития и строительным темпам наша страна в разы опережала энергетические системы прогрессивных государств Европы и Азии. В течение 60–80-х годов Советский Союз ежегодно расходовал на усовершенствование отрасли 4–6 млрд долларов. И это было оправдано, так как план ГОЭЛРО требовал выполнения конкретной задачи — повысить темпы роста электроэнергетики, чтобы на несколько порядков обогнать другие отрасли.

Поставленная цель была актуальной до 80-х гг., когда кризис социалистической экономики не снизил ритм развития страны. В этот период были сделаны первые шаги по сооружению атомных электростанций, бывали случаи приостановки возведения мощных ГЭС с последующим возобновлением в конце 70-х. До этого времени главным видом топлива был уголь, затем пришла эра мазута — топлива на основе нефти, которая к концу 70-х завершилась ускоренным ростом строительства АЭС и ТЭС.

Важнейшим достижением всемирной электроэнергетики стало строительство уникальных гидро- и тепловых электростанций, создание сетей на 500 (750) кВт и появление трансконтинентальных ЛЭП напряженностью до 1 150 кВт. Фактически, благодаря плану ГОЭЛРО СССР очень быстро превратилась в величайшую энергодержаву, однако недостатки социалистической модели экономики заставили ее со временем уступить свое первенство другим развитым странам.

Стоит заметить, что принимаемые законы и нормативы по урегулированию сферы электроэнергетики не имели должной эффективности и практически не работали из-за своей ведомственной принадлежности. Чаще всего правовые акты разрабатывались под началом Министерства энергетики и электрификации Советского Союза людьми, которые не владели квалифицированными навыками в области законотворчества. Другими словами, несмотря на серьезный прогресс и большие технические достижения, со стороны государственного контроля электроэнергетика продолжала быть плохо управляемой отраслью.

Также нужно заметить, что именно в СССР не одно поколение ученых, инженеров, проектировщиков и управленцев трудилось над созданием грандиозного энергетического объединения, охватившего территорию всей страны. Оно превратило огромное государство, которое раскинулось на множество часовых поясов, в единое энергетическое пространство. Образование ЕЭС позволило экономичнее и рациональнее использовать ресурсы.

В течение 45 лет со дня введения в строй (конец 50-х годов) первой ЛЭП мощностью 400 кВ, которая протянулась на 1 000 км (от Куйбышева до Москвы) была сформирована самая крупная в мире энергосистема мощностью 193 млн кВт. Она соединила в своем составе больше 400 ТЭС, почти 100 ГЭС и 10 атомных электростанций, а также 45 тыс. км сверхвольтажных ЛЭП.

Образование единого энергетического пространства повлекло за собой создание уникальных диспетчерских и противоаварийных систем для эффективной координации всех энергетических потоков страны. Накопленный опыт позволил практически внедрить режимы, планировать и контролировать потоки мощности. Уже к 1989 г. Советский Союз экспортировал максимальное количество электроэнергии, достигающее 33,6 млрд кВт⋅ч, в государства, которые входили в состав СЭВ.

Третий период — современный этап развития электроэнергетической отрасли — стартовал после кардинальных нововведений 90-х годов XX века. Он продолжается и сейчас. Указом Президента России в 1992 г. учреждается Российское ОАО энергетики и электрификации «Единые энергетические системы России». В начале нового тысячелетия (2001 г.) российское правительство М. Касьянова вырабатывает и принимает план реформирования электроэнергетики страны. Смысл реформ заключается в необходимости демонополизации производства электроэнергии, формировании конкурентоспособного энергетического рынка и совершенствовании единой инфраструктуры отрасли.

Современная наука, исследующая энергоснабжение, вполне аргументированно критикует последствия реформы, разделившей его на три составляющие — генерацию, сети и сбыт.

Тем не менее распределение отрасли по видам деятельности задумано не просто так. Такое размежевание позволило ослабить монопольное давление на потребителя, предоставило ему право выбора своего поставщика электроэнергии и возможность влияния на качество получаемых услуг. При отсутствии конкуренции на рынке розничной электроэнергии это было бы невозможно, поскольку там условия для потребителя не обсуждаются.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что формирование электроэнергетики как отрасли народного хозяйства плюс планомерное регулирование тарифов на электроэнергию происходило именно во времена СССР. Созданный и полностью реализованный план ГОЭЛРО помог сформировать энергетическую отрасль страны и поднять ее уровень до ранее невиданных мировых масштабов.

Государственное регулирование тарифов на электроэнергию в России в наши дни

Список товаров и услуг в нашей стране, попадающий под политику ценового (тарифного) регулирования на уровне внутреннего рынка, установлен Постановлением Правительства № 239 от 07.03.95 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Здесь же определяются и полномочия государственных (муниципальных) органов власти в части регулирования тарифов на электроэнергию, продукты нефтепереработки, газ и тепло. В соответствии с упомянутым нормативным актом определение стоимости указанных ресурсов поручено федеральной власти. Таким образом:

  • Правительство России издает законодательные акты, ФСТ России (служба по тарифам) утверждает максимальные цены на энергоресурсы, принимая во внимание предложения от регионов;
  • каждый субъект РФ принимает местные нормативы, в которых назначает надбавки и определяет цены энергоресурсов для потребительского рынка своей территории;
  • муниципальные органы власти на уровне муниципалитетов проводят мониторинговый контроль выполнения законодательных и нормативных актов в вопросах соблюдения тарифов на энергоресурсы.

Помимо вышеупомянутого Постановления № 239, существуют и другие нормативы, которые предлагают виды регламентации стоимости энергоресурсов для потребителей. Среди них:

  • Постановление Правительства № 1629 от 27.12.97 г. «О совершенствовании порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию»;
  • ФЗ № 69 от 31.03.99 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства № 1205 от 31.12.2010 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ» и т. д.

Для примера рассмотрим регулирование тарифов на электроэнергию в Ульяновской области. Этот вопрос здесь возложен на Министерство экономики как на областной орган исполнительной государственной власти. В него входит специальный департамент, обязанностью которого является установка тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию, а также надбавок (тарифов) для ЖКХ. Эта структура контролирует работу поставщиков электроэнергии, обслуживающих Ульяновскую область, и другие виды деятельности, требующие государственного управления.

Установление тарифов на энергоносители в 2011 г. осуществлялось в области с учетом диапазона цен, определенных ФСТ, а именно:

  • газ — 2 054–2 249 рублей за 1 000 кубометров;
  • электричество — 235–238 копеек за кВТ (включая НДС).

Изменение цен тепловой и электроэнергии на территории Ульяновской области хорошо видно из диаграммы ниже.

Регулирование тарифов на электроэнергию для населения и юридических лиц

График 1. Средняя стоимость электроэнергии и тепла за период 2009-2011 гг. (в рублях)

По представленным показателям Ульяновской области видно, что среднестатистические тарифы на электроэнергию в 2011 г. оказались ниже, чем аналогичные в Приволжском ФО и РФ в целом, зато тепло выросло в цене.

Одновременно наблюдался аналогичный рост стоимости указанных энергоносителей:

  • тарифы на электроэнергию за эти годы возросли на 21 % в Ульяновской области, на 22 % в Приволжье и на 23,4 % по стране;
  • цена отопления повысилась на 32 % в Ульяновской области, на 30 % в Приволжье и на 24 % по РФ.

Итак, итоги проведенного анализа показали, что некая неустойчивость тарифов на энергоносители в Ульяновской области не очень отличается от нормативных показателей по стране в целом. Мы видим, что за выбранный период темпы удорожания ресурсов и поставляемых услуг примерно одинаковы с Приволжским ФО и РФ.

Период регулирования тарифов на электроэнергию

За последние несколько лет намного изменилась юридическая и нормативная база, регулирующая процессы в электроэнергетике, однако изменения коснулись всех сторон отношений. Одним из препятствий в отрасли стала проблема определения «периода регулирования», который затрагивал финансовые стороны заинтересованных субъектов.

В первую очередь, это вызвано тем, что действующее до сих пор законодательство четко определяло «период регулирования» без неоднозначного толкования. Например, «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», принятые Постановлением Правительства № 109 от 26.02.2004 г., пунктом 2 устанавливают в качестве расчетного периода регулирования календарный год, когда исчисляются тарифы (или цены).

В пункте 6 «Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (отмененное постановление № 109 от 26.02.2004 г.), было указано, что тарифы с их ограничениями вступают в силу с начала следующего года и действуют до его окончания. Следовательно, по общепринятым канонам тарифы утверждались до начала тарифного года и вводились в действие на все 12 месяцев, но не более.

В связи с важнейшими изменениями правового поля электроэнергетики в последнее время претерпел изменения и базисный понятийный аппарат, повлиявший на связи отраслевых субъектов. Что до уточнения понятия периода регулирования тарифов на электроэнергию, то данный вопрос чиновники решили творчески и заменили одновариантные формулировки на те, которые можно понимать и истолковывать двояко. Эту возможность не упустили субъекты электроэнергетики с наиболее прочными позициями на рынке розницы, а проще говоря, гарантирующие поставщики.

Сущность расхождений в объяснении «периода регулирования» заключается в следующем.

Статья 3 ФЗ № 35 от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» лишилась ранее используемого толкования расчетного периода для регулирования. Одновременно в ст. 23 (п. 5) упомянутого закона сохранилась прежняя норма, по которой время действия принятых тарифов (цен) должно длиться не менее 12 месяцев подряд.

В Постановлении № 1178 (п. 2) от 29.12.2011 г. «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» предусмотрена норма, сходная с положением ст. 23 (п. 5) Закона «Об электроэнергетике», где период регулирования определяется календарным годом, на который принимаются тарифы (цены), если это не противоречит решениям Правительства РФ.

Стало быть, отсутствие нормативного уточнения времени отсчета указанных 12-ти месяцев было вызвано недоразумением между субъектами электроэнергетической отрасли.

Некоторые гарантирующие поставщики основывались на том, что регулятивный период действует с 1 июля расчетного года по 30 июня следующего. Поэтому, получая уведомительные отказы потребителей от обслуживания (т. е. исполнения условий договора со своей стороны) с 1 января, они требуют возмещения сумм, рассчитанных на основании п. 85 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», принятых постановлением № 442 от 04.05.2012 г.

Но при таком положении дел стороны не принимали в расчет Постановление № 1178 от 29.12.2011 г., упомянутого выше, в части Правил госрегулирования тарифов (цен) на электроэнергию. Там говорится (п. 7), что цены и уровни их ограничения начинают действовать с самого начала расчетного года вплоть до его завершения, то есть 12 месяцев подряд. Тем не менее и эта норма не уточняет, что тарифы принимаются именно на календарный год.

Чтобы внести полную ясность в данное положение, нужно уточнить, что понимается под расчетным (очередным) годом. Пунктом 2 «Основ ценообразования» установлено, что «период регулирования» включает не менее 12 месяцев, на которые исчисляются цены (тарифы), если правительственными нормативами не предусмотрено другое.

Здесь же в п. 11 говорится, что «регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации».

Кроме того, заметим, что процессы тарификации и ценообразования тесно связаны с возможностями бюджета, что вытекает из Правил госрегулирования тарифов на электроэнергию. Со своей стороны в бюджетных нормативах существует трактовка «очередной финансовый год», что означает год, наступающий за текущим финансовым периодом (годом). Последний в свою очередь объясняется как год исполнения бюджета, а также формирование и принятие бюджетного проекта на будущий финансовый период (т. е. очередной финансовый год + плановый период).

Вдобавок бюджетное законодательство конкретно ссылается на то, что в нашей стране бюджетный (финансовый) год равен календарному и занимает период 01.01–31.12 включительно (ст. 12 Бюджетного кодекса).

А посему заключаем, что «период регулирования» электроэнергетической отрасли аналогичен календарному году. Отсюда следует, что согласно общим правилам, тарифы и цены принимаются на то же время — с 1 января по 31 декабря очередного года.

В нашей стране правительственное регулирование тарифов на электроэнергию и другие энергоносители проводится с использованием нормативно-правовой документации, которую готовит ФСТ (Федеральная служба по тарифам). В качестве главного регуляторного инструмента, не допускающего резкого колебания цифр, применяется ограничение предельного уровня либо коэффициента повышения цен. В то же время, регулирование цен проводится только в некоторых отраслях, производящих и поставляющих энергетические ресурсы.

По большому счету, наблюдая за ходом государственного упорядочения стоимости энергоресурсов в Российской Федерации, можно заметить последовательный уход государства от непосредственного управления ценообразованием на подобные виды ресурсов и услуг. Но все же цены на них постоянно растут, опережая официальные индексы инфляции. Это требует непременного вмешательства органов государственного управления в формирование ценовой политики производителей и поставщиков энергоносителей. Сегодня данный вопрос все еще остается актуальным, но принимает иные формы. Для его рационализации можно принять ряд дополнительных мер:

  • подписание долгосрочных соглашений о поставке энергоресурсов (включая население) с фиксацией поэтапного удорожания, связанного с возможным ростом инфляции;
  • декларирование стоимости энергоносителей производящими субъектами хозяйствования, равно как и поставщиками ресурсов на рынок;
  • сохранение прав государства на сдерживание стоимости энергоносителей при несоблюдении предприятиями общепринятых норм ценообразования.

В то время как отношение государства к процессу формирования цен на энергоносители постепенно меняется, эти ресурсы все же остаются социально-значимыми товарами. Они в любом случае, хотя и в разной степени, находятся под контролем органов власти.

До тех пор, пока регулирование российского рынка не начнет работать эффективно, поднимать вопрос об отстранении государства от ценовой политики преждевременно. Вместе с тем менять подходы в этой сфере необходимо. Поскольку сейчас в ней существует масса законодательных актов по государственному упорядочению цен (тарифов), нам кажется, назрела необходимость принятия закона «О ценообразовании» на федеральном уровне. Он должен отражать ключевые вопросы о составляющих и структуре стоимости, способах ее формирования, общих требованиях к ее корректировке, обязанностях и правах всех уровней государственной власти. Такой законопроект поможет уладить все вопросы, назревшие сейчас в данной отрасли, включая регулирование тарифов на электроэнергию и другие социально важные носители.

Методы регулирования тарифов на электроэнергию

Управляемые цены (тарифы) могут формироваться в цифровом виде либо как формулы или порядок исчисления таковых величин. В процессе государственного регулирования стоимости энергоносителей должны применяться следующие основные правила:

  • экономическое обоснование расчетных (ожидаемых) себестоимости и прибыли при калькуляции, а затем утверждении тарифов (цен);
  • обеспечение финансового обоснования расходов коммерческих структур на выработку, передачу и реализацию электроэнергии;
  • итоговый учет работы организаций, работающих в регулируемых сферах экономики, по результатам их деятельности за ранее утвержденный ценовой (тарифный) период;
  • контроль над соблюдением законодательства об улучшении энергоэффективности и сбережении энергии (включая необходимость создания и внедрения программ по данным вопросам), осуществлением учета и контроля потребляемых энергетических ресурсов, а также уменьшением их потерь;
  • прозрачность и доступность процесса тарифного регулирования для потребителей, включая население;
  • необходимость раздельного учета субъектами, которые ведут регулируемую деятельность, объема выпускаемой продукции (услуг), расходов и прибыли от производства, поставки и сбыта электроэнергии.

Сегодняшние методы регулирования тарифов на электроэнергию можно классифицировать по двум большим группам:

  1. Методы регулирования на основе экономически обоснованных затрат регулируемой организации. Альтернативные названия: cost-of-serviceregulation — COSR (регулировка стоимости обслуживания), cost-plusregulation («затраты +»); revenue requirement method (управление нужной валовой выручкой); rate-of-returnregulation (установка нормы прибыли); revenueassetsbase — RAB (координация возврата на капитал);
  2. Методы стимулирующего регулирования (incentiveregulation).

Мировая практика применяет комбинированные способы управления, когда компания целиком координируется методом экономически рассчитанных затрат, в то время как для некоторых ее издержек применяется стимулирующее регулирование. Для примера: стимулирование эффективного расхода топлива, поощрение снижения капитальных затрат, «развязка» для стабилизации масштабов продаж и сумм прибыли подконтрольной компании, что повышает мотивацию к внедрению энергосберегающих программ для потребителей.

В каждой стране практические методы регулирования тарифов на электроэнергию и другие энергоносители по отношению к данным группам представлены в самых разных вариантах. Далее поговорим об их характерных чертах.

  • Регулирование на основе экономически обоснованных затрат

При управлении, основанном на экономической аргументации затрат, уполномоченный государством орган рассчитывает потребность в необходимом валовом доходе курируемой компании с учетом эксплуатационных расходов и конкретной суммы прибыли. Формируемая впоследствии система тарифов устанавливает, каким способом контролируемая валовая выручка станет поступать от каждой категории пользователей. Вместе с тем не следует допускать ценовой дискриминации некоторых потребителей, а также перекрестного субсидирования тарифов.

Устанавливая цены, управляющий орган выбирает такую схему тарификации, при которой валовый доход компании (TR), поступающий от потребителей электричества (или иных регулируемых услуг), составлял сумму предусмотренных общих затрат и дохода определенной компании, то есть:

TR=TC+TE

Главная цель координирующего органа при расчете суммы разрешенных эксплуатационных расходов (OE) заключается в вычленении из тарифов затрат, не относящихся к обслуживанию потребителей. В то же время он должен предусмотреть обязательную сумму расходов, чтобы гарантировать стабильную деятельность компании.

Одобряемый координатором общий размер разрешенной прибыли организации (TE) реально оценивает стоимость обслуживания капитала, вложенного инвесторами в управляемую компанию. При ее расчете основанием служит таксирование тарифной базы данного субъекта (RB), умноженное на «объективную» норму дохода (ROR), то есть:

TE = RB*ROR

Под тарифной базой (RB) понимается принимаемая координатором стоимость всех активов компании (материальных, нематериальных), задействованных в обеспечении потребителей за исключением накопленного износа.

Показатель RB подразумевает несколько этапов, когда:

  • из цены имущества компании вычитается невоспроизводимая собственность (допустим, земля) плюс средства, не предназначенные для обслуживания потребителей;
  • оценивается сумма материальной (по элементам) и нематериальной собственности (к примеру, владение франшизой, право на бренд и др.), применяемой для оказания услуг потребителям;
  • рассчитанная сумма снижается на аргументированное число образовавшейся амортизации.

Оценивание тарифной базы считается важной и самой конфронтационной стадией регулирования. Именно здесь имеет место стимуляция контролируемых компаний к повышению оценки реальной стоимости имущества за счет метода экономически доказанных затрат.

Следующий важный этап состоит в определении «справедливой» нормы дохода (ROR). Она рассчитывается делением общей прибыли на ценность капитала компании и выражается в процентах от данной стоимости. Рассчитывая ROR, управляющие органы часто пользуются своеобразным «методом стоимости капитала». При этом в роли ROR выступает практически средняя (по источникам создания капитала) стоимость содержания некоторых долей собственности (дивиденды по различным видам акций, суммы процентов по облигациям).

В конце исчисляется (TR) — размер достаточной валовой выручки управляемой компании:

TR = TC = RB*ROR + OE + AD + TX

Затем определяется средний тариф на обслуживание компании:

Средний тариф = TR/Прогнозируемый объем поставки

Преимущества этого метода:

  • сокращение финансовых рисков контролируемых организаций;
  • минимизация стоимости их капитала;
  • предупреждение получения чрезмерной прибыли управляемой компанией.

Недостатки данной методики:

  • недостаточная мотивация регулируемой компании к удешевлению собственных услуг и более эффективной деятельности;
  • интерес управляемого субъекта к преувеличению своей тарифной базы, а значит, к неумеренным инвестициям в собственные накопительные активы, так как норма прибыли обычно превышает размеры привлекаемых средств (эффект Аверха-Джонсона);
  • недостаточное стимулирование управляемой организации к совершенствованию уровня своих услуг, поскольку она максимально нацелена на требования координатора, а не на удовлетворение потребности клиентов;
  • возложение большей части инвестиционных рисков регулируемого субъекта на его потребительскую сеть.

  • Стимулирующее регулирование

Один из вариантов подхода к регулированию тарифов на электроэнергию и теплоносители на базе экономически рассчитанных затрат — это методы координации со стимулами к получению конкретных количественных и качественных результатов работы определенной компании. Они позволяют связать какие-то материальные стимулы с приоритетными характеристиками эффективности организации, нацеленными на уменьшение расходов (цен, тарифов) и улучшение качества оказываемых услуг.

К данному виду стимулирующих методик по обыкновению относят регулирование:

  • по итогам (PBR — performance based regulation);
  • по эталонам (YR — yardstick regulation);
  • границ изменения стоимости либо валового дохода выручки (CR — cap regulation).

Схожими чертами для указанных методов регулирования считаются следующие признаки:

  • акцентирование удешевления тарифов (цен) и уменьшение ограничений некоторых статей расходов;
  • распределение достигнутого экономического роста между контролируемой компанией и ее потребительской аудиторией;
  • возможность получения акционерами управляемой организации дополнительного дохода на инвестированные средства сверх прибыли, ограниченной координирующим органом.

Главное отличие этих подходов к регулированию заключается в разности способов принятия формата регулятивных решений. Так, в случае PBR он определяется с учетом ранее полученных результатов самой управляемой компании, при выборе YR и СR — устанавливается по внешним (относительно подконтрольной организации) данным.

Преимущества данных методов регулирования:

  • поощрение снижения эксплуатационных издержек и расходов на ремонт;
  • удешевление участия в самом процессе регулирования;
  • возможность моделирования прессинга конкурентов на управляемые компании, действующие в монопольных условиях;
  • возможность повышения гонорара компании за более продуктивную деятельность;
  • минимизация вероятности признания регулирующим органом некоторых затрат (доходов) подконтрольной организации неоправданно понесенными (полученными).

Минусы указанных методов координирования:

  • наращивание прибыли путем излишнего урезания затрат может ухудшить состояние технических средств производства, что требует постоянного контроля управляющего органа;
  • при ошибочном выборе целевых показателей эффективности финансовые интересы могут несправедливо распределяться между координируемой компанией и потребителями, то есть выгоды одной стороны вызовут убытки другой и наоборот;
  • расчет целевых показателей эффективности, основанный на внешних данных (характеристиках других компаний), приводит к неполному возмещению расходов регулируемой компании;
  • повышение финансовых рисков управляемого субъекта увеличивает стоимость привлекаемых финансовых средств.

Регулирование тарифов на электроэнергию для юридических лиц и населения

Сегодня территория России разделена на два вида зон. Одна из них вводит тарифы, основанные на ценах оптового рынка энергетических ресурсов, которые никак не регулируются государством.

Другая зона является неценовой, где стоимость, как обычно, регулируется уполномоченными организациями — структурными подразделениями региональных органов власти. Подобная практика применяется во многих областях, среди которых:

  • Калининградская;
  • Амурская;
  • Архангельская;
  • ЕАО;
  • Дальний Восток;
  • Хабаровский край;
  • Приморье.

В других зонах, куда входят остальные подразделенные регионы страны, федеральным центром закреплен только порядок расчета и регулирования тарифов на электроэнергию и энергоресурсы для юрлиц. Установление цен возложено на специализированные организации (подразделения энергосбыта или гарантирующих поставщиков), с каждой из которых конкретный потребитель подписывает договор об оказании услуг.

Ежемесячно действующие тарифы на получаемую электроэнергию для юридических лиц, оформивших договор, освещаются на официальных порталах поставщиков. Закон обязывает их публиковать подобную информацию для потребителей не позднее 15-го числа месяца, наступающего за расчетным периодом.

Порядок формирования цен утвержден еще 29.12.2011 г. Постановлением Правительства № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)». Контроль над правильностью расчета возложен на Антимонопольную службу Российской Федерации.

В общем, для обеих зон тарифы рассчитываются по одинаковому принципу. В стоимость ресурса, получаемого конечным потребителем, входят четыре составляющих:

  • оптовая рыночная стоимость;
  • цена за передачу на фиксированное расстояние;
  • инфраструктурные затраты;
  • надбавка поставщика.

Для зон с неконтролируемыми тарифами местными властями продолжает учитываться стоимость:

  • передачи электроэнергии;
  • надбавок гарантирующих поставщиков;
  • услуг инфраструктурных организаций.

Цены оптового рынка ежемесячно регулирует ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» с последующей публикацией их на официальном сайте организации для каждого региона страны.

Стоимость электроэнергии для конечного потребителя существенно колеблется в зависимости от выбора:

  • ценовой категории того или иного предприятия;
  • размера предельной мощности;
  • допустимого напряжения.

В 2012 г. на профильном рынке энергетики возникло понятие «ценовые категории». В сущности, оно и означает тарифы (цены) для юридических лиц. Сейчас количество категорий равно шести.

С учетом объемов потребляемого электричества, клиент может выбрать оптимально выгодную категорию. Рациональный подход к данному вопросу обеспечит в будущем 30%-ную экономию на таких расходах

  • 1-я категория

Данный вариант предусматривает регулирование тарифов на электроэнергию, исходя из месячного потребления ресурсов. Сегодня в эту категорию входит основная масса юридических лиц. К ней же причисляются все остальные субъекты, официально не поставившие в известность поставщика о своем выборе ценовой принадлежности.

  • 2-я категория

Тут действует повременной расчет для конкретного времени суток. К завершению месяца итоги суммируются и отражаются в счетах за электричество. В этом случае установлены три зоны:

  • ночь;
  • пик;
  • полупик.

В ночное время стоимость электричества минимальна, но при пиковых нагрузках в электросети киловатт энергии обойдется намного дороже среднего показателя.

Способ тарификации по этой категории чаще всего выбирают промышленные предприятия с ночным режимом деятельности. Однако для перехода на данный вариант оплаты они должны установить специальные приборы для учета раздельного расхода электричества в ночное и дневное время.

  • С 3-й по 6-ю категории

Здесь кроме стоимости использованного электричества берется в расчет также поставляемая мощность. Тем не менее для этих групп потребителей электроэнергия, обычно, намного дешевле, чем в двух предыдущих.

В любых случаях может применяться одно- или двухставочный тариф. Первый включает:

  • стоимость кВт⋅ч;
  • расходы на доставку.

Для других случаев работает двухставочная расценка, где стоимость учитывается по частям:

  • за электричество;
  • за мощность.

Вдобавок некоторые категории предпочитают пользоваться отдельными почасовыми ставками для каждых суток.

Сегодня на территории России стоимость электричества в каждом регионе несколько отличается. Допустим, Москва приняла следующие тарифы:

Для 1-й категории цен:

  • 4,7 рубля — менее 150 кВт;
  • 4,69 рубля — до 670 кВт;
  • 4,65 рубля — до 10 МВт.

Для 2-й категории:

  • 3,69 рубля — менее 150 кВт;
  • 3,69 рубля — до 670 кВт;
  • 3,66 рубля — до 10 МВт.

Для категорий 3 и 5:

  • 4,04 рубля — менее 150 кВт
  • 4,03 рубля — до 670 кВт;
  • 4,00 рубля — до 10 МВт.

Для категорий 4 и 6:

  • 1,63 рубль — менее 150 кВт
  • 1,62 рубль — до 670 кВт;
  • 1,59 рубль — до 10 МВт.

Следует заметить, что при регулировании тарифов на электроэнергию берутся в расчет цены потребительской категории НН (не более 10 КВт).

Саратов. В этом регионе двухставочный тариф учитывает:

  • расходы на обслуживание электросетей — 1 890 040 рублей за МВт потребляемой мощности;
  • возмещение энергетических потерь — 748,64 рублей за МВт.

Тариф с одной ставкой составляет 3,27 рубля.

Крымэнерго. Система тарификации полуострова заметно отличается от остальных. Здесь все юридические лица, потребляющие энергию, распределяются на два класса: I-й — более 35 КВт, II-й — ниже.

Тариф с одной ставкой — 3,83 рубля (I) и 4,88 рубля (II).

Двухставочные расценки (соответственно):

  • 5,75 рублей и 7,32 рублей — дневной;
  • 1,53 рубль и 1,95 рубль — ночной.

Для Санкт-Петербурга:

  • 4,12 рубля — одна ставка;
  • 4,29 рубля (день) и 2,47 рубля (ночь) — две ставки.

Регулирование тарифов на электроэнергию в 2017 году в России

Прогноз социально-экономического роста государства до 2017 г. допускает повышение затрат россиян по оплате электроэнергии в 2015–17 гг. на 20 млрд руб. Повышение тарифов для населения за этот период могло бы составить 5–6 % годовых. 

Из-за инфляции возникла необходимость в регулировании тарифов на электроэнергию в виде индексации для населения, принятой Правительством на срок до этого года включительно. Тарифы подверглись корректировке с учетом предполагаемой инфляции прошлого года:

  • 6% установлено с 01.07.2015;
  • 5% — с 01.07.2016;
  • 4,5% — с 01.07.2017.

Причем ранее обещанная скидка (30 % от инфляции) отменяется. В свою очередь государство устанавливает верхнюю и нижнюю границы тарифов.

Тарифы этого года распределены по категориям потребителей, времени суток и параметрам напряжения. Сейчас, как и в прошлом году, можно оплачивать электричество как обычно (по тарифу с одной ставкой) либо с использованием дифференцированной (2- и 3-зонной) цены.

Был обнародован проект постановления Правительства России об абонентской плате. В нем планируется упразднить социальные тарифы на свет, принятые регионами, и оставить без изменений льготы для инвалидов, многодетных семей и пенсионеров. 

Ошибочно полагать, что все бремя российской электроэнергетики ложится на плечи граждан. Государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики», намечающая стратегию развития до 2030 г., предполагает в текущем году выделение из федерального бюджета 77 931 842 000 рублей ассигнований в данную отрасль. При этом ожидаемое в этом году электропотребление России должно достигнуть около 1200–1300 млрд кВт⋅ч, в то время как годовой прирост составляет 2,6-3,3 %. Экспорт энергии текущего года составляет более 47 млн кВт⋅ч (9 850 МВт). Запас мощности в централизованном энергоснабжении страны удержится на уровне 34 200–35 700 МВт. Суммарная нуждаемость в инвестициях на период 2016–2020 гг. будет около 5,7 трлн рублей. 



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44