Коммунальные услуги ЖКХ: распутываем гордиев узел

100
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Сегодня специализированные компании предоставляют коммунальные услуги ЖКХ жителям как многоквартирных, так и частных домов. В этой статье мы рассмотрим порядок формирования нормативов и тарифов на услуги жилищно-коммунальной сферы.

Что входит в коммунальные услуги ЖКХ

Жилищные услуги направлены на улучшение условий проживания граждан в своих домах. Определенные работы, которые напрямую связаны с эксплуатацией и поддержанием дома в исправном состоянии, выполняют компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ. Оплата коммунальных услуг (закон РФ подтверждает это) формируется с учетом метража жилого помещения. Чем больше квартира, тем выше сумма платы за жилищные услуги.

Многие собственники жилых помещений уверены, что можно регулировать тарифы на коммунальные услуги ЖКХ. Цены утверждают собственники жилья в МКД в ходе общего собрания. У УК или ТСЖ при этом есть возможность «защиты» тарифов, предлагаемых собственниками.

Если жилье относится к разряду социального, в доме не выбрана форма управления или нет своего тарифа на основную услугу, связанную с ремонтом и содержанием жилья, услуги оплачиваются по тарифам, которые утвердили власти муниципалитета.

Коммунальные услуги – это услуги, в оказании которых участвуют компании-монополисты. Именно эти компании поставляют в дома энергетические и природные ресурсы. Тарифы на КУ регулируются. Плата за них взимается или подушная, по нормативам, установленным властями, или на основании показаний счетчиков (то есть в зависимости от количества израсходованного ресурса).

Поставляют коммунальные услуги ЖКХ потребителям УК и ТСЖ. В их обязанности входит обслуживание внутридомовых инженерных систем, входящих в общедолевую собственность жителей МКД. Бывает так, что ТСЖ или УК предоставляют некачественные услуги или не предоставляют их вовсе. В этом случае производят перерасчет за коммунальные услуги ЖКХ.

Вместе с тем УК и ТСЖ не могут продавать приобретаемые ресурсы с наценкой, поскольку доставка от границы ответственности до жилья собственника производится уже в ходе ремонта и содержания жилья. Отметим, что за неправильное начисление коммунальных услуг ЖКХ для управляющих компаний предусмотрено наказание в виде различных штрафных санкций.

Виды коммунальных услуг ЖКХ

  1. Холодное водоснабжение (ХВС). В холодной воде, предоставляемой пользователю, не должны содержаться опасные болезнетворные микроорганизмы (холера, дизентерия, гепатит), ядовитые химические соединения, например мышьяк или соли тяжелых металлов. На протяжении одного месяца, по закону, подача холодной воды может быть прекращена на срок, суммарно равный 8 часам и до 4 часов при разовом отключении. Если на магистрали произошла авария, подача может быть прекращена на сутки.
  2. Канализование (водоотведение). Услуга поставляется непрерывно, 24 часа в сутки.
  3. Горячее водоснабжение (ГВС). Законодательно допускается подавать горячую воду с такими же перерывами, как и холодную. При этом для горячего водоснабжения установлены температурные нормы. Так, если ресурсоснабжающая организация поставляет воду ниже +40 градусов, пользователи платят за нее как за холодную. Также действует температурный максимум – не более 75 градусов для горячей воды.
  4. Теплоснабжение. В домах и квартирах граждан должна быть комфортная температура. Норматив для жилых помещений – не ниже 18 градусов. Для угловых комнат – не ниже 20. Температура в подъездах: +15 градусов. В подаче отопления допускается перерыв, равный суткам за весь месяц. Допустимы следующие единовременные перерывы при подаче теплоэнергии:
  • не больше 16 часов при условии, что температура в жилых помещениях не опустится ниже 12 градусов;
  • не больше 8 часов при температуре в помещениях 10–12 градусов;
  • не больше 4 часов при температуре в помещениях 8–10 градусов.

    5. Газоснабжение. Подача газа в течение месяца может прекращаться на 4 часа.

    6. Электроснабжение. Перебои с подачей электроснабжения допустимы на 2 часа в месяц при условии, что есть два независимых взаимно резервирующих источника питания. Если есть только один такой источник, перерыв в подаче электроэнергии может составлять 24 часа. Перепадов напряжения при поставке электроэнергии в жилое помещение быть не должно.

Как формируются нормативы потребления коммунальных услуг ЖКХ

Российское Правительство в данный момент недостаточно контролирует то, как в субъектах устанавливаются и применяются нормативы коммунальных услуг ЖКХ. Опишем, какие проблемы вызывает подобная ситуация и что можно сделать, чтобы исправить создавшееся положение.

Выработка норм использования КУ в регионах России неизбежно связана с определенными сложностями. Так, тарифы на коммунальные услуги ЖКХ не могут увеличиваться и выходить за установленные законодательством рамки. В ряде российских субъектов работают инфраструктурные компании. Если субъект наделен в их отношении какими-либо обязательствами по установке тарифов, власть старается и не обойти существующие ограничения, и выполнить обязательства перед этими инфраструктурными компаниями. Как результат – субъекты нередко манипулируют объемами нормативов, пытаясь подогнать их под действующие ограничения.

К сведению. Меньше всего люди платят за ХВС в Ненецком АО по нормативу, равному 1,92 м3 на человека. Больше всего – в Москве по нормативу 6,88 м3.

Норматив на ГВС в Тамбовской области равен 6,04 м3, и этот показатель самый высокий по России. Меньше всего за ГВС люди платят на Алтае – норматив составляет 1,82 м3.

Нередки случаи игнорирования органами исполнительной власти российских субъектов положений Правил установки и определения нормативов потребления КУ, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 № 306. Мало где соблюдают требования, обозначенные в этих Правилах, относительно учета конструкции или техпараметров МКД или жилого дома при формировании нормативов КУ. Нередко все муниципальное образование оплачивает услуги по единому нормативу.

Очень часто нормативы коммунальных услуг ЖКХ существенно отличаются друг от друга без достаточных на то оснований. В соседствующих субъектах, где примерно одинаковые социально-экономические условия, климат, природа, в типовых МКД разница между нормативами может быть довольно большой.

Пример. Норматив для ХВС в Челябинской области равен 6,05 м3 на человека. В соседствующей с ней Тюменской области он составляет 2,81 м3.

Если в домах не установлены счетчики, рассчитать нормативы коммунальных услуг ЖКХ, максимально приближенные к фактическому потреблению, можно методом аналогов. Данный метод не позволяет манипулировать объемами нормативов. Но в регионах таким методом почти не пользуются.

Множество российских регионов не исполняют нормы ФЗ от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». К примеру, не определяются нормативы коммунальных услуг ЖКХ на общедомовые нужды.

В соответствии с законом об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, пользователи могут сами устанавливать счетчики. Однако делают это далеко не все.

Пример. В Ингушетии, Северной Осетии, Псковской и Брянской областях, Ставропольском крае граждане платят за отопление по одному из самых низких в России нормативов – 0,01 Гкал/м2.

Подобные проблемы возникают, главным образом, потому, что федеральные органы исполнительной власти не контролируют, как формируются нормативы коммунальных услуг ЖКХ.

В связи с этим обоснованным будет введение следующих мер:

  • наделение Правительства РФ полномочиями определять ответственный федеральный орган исполнительной власти, который должен будет контролировать, как формируются и применяются нормативы коммунальных услуг ЖКХ в российских регионах;
  • создание в данном органе исполнительной власти специальной комиссии, уполномоченной рассматривать и в досудебном порядке регулировать разногласия, которые появляются при определении и установке нормативов использования КУ;
  • актуализация правил формирования нормативов использования КУ. При актуализации следует учесть, как сегодня население потребляет коммунальные услуги ЖКХ, а также воспользоваться выверенными значениями нормативных показателей, которые применяются в рамках расчета нормативов потребления КУ расчетным методом и методом аналогов.

В данный момент ведется активное обсуждение этих мер в Госдуме. По завершении обсуждения предполагается внедрить данные положения в жизнь.

Что влияет на повышение тарифов на коммунальные услуги ЖКХ

Не всегда на одном и том же уровне остаются тарифы на коммунальные услуги ЖКХ. Цены могут повышаться и из-за внешних, и из-за внутренних обстоятельств. Внешние – это повышение стоимости ресурсов и налоговых ставок. Внутренние – уменьшение полезного отпуска услуг, отсутствие прибыли в рамках деятельности компании, неизбежное увеличение расходов на капремонт, реконструкционные работы и возведение объектов коммунальной инфраструктуры.

Что такое индекс потребительских цен? Это изменения в среднем размере цен на товары и услуги потребительской корзины. Ограничение роста платы населения за КУ значением индекса потребительских цен (или меньшим значением) не способно передать, как все факторы влияют на изменения тарифов в коммунальном комплексе. Однако этим индексом можно пользоваться при расчете тарифов как одним из показателей, отражающих изменения во внешней среде.

Тарифы возрастают, как было отмечено выше, из-за внешних и из-за внутренних факторов. К примеру, наблюдается снижение полезного отпуска воды всем пользователям. Средний показатель по России составляет 1,7 раза за 14 лет, или более 12 % ежегодно (в среднем).

Существует закономерность: когда услуги реализуются в меньшем объеме, возрастают удельные затраты на их создание. Чем больше процент условно-постоянных затрат в структуре расходов компании, тем выше уровень такого воздействия.

Доля постоянных расходов может быть равна 95 % для систем газоснабжения, 90 % – для электроснабжения, 85 % для водоснабжения и водоотведения, 65 % для теплоснабжения. У условно-постоянных затрат есть склонность к относительному росту в совокупных расходах, так как почти все основные фонды коммунального комплекса используются до их окончательного износа. Соответственно, когда в отрасли ЖКХ внедряются новые инфраструктурные проекты, условно-постоянные расходы растут.

К примеру, если организация водоснабжения безубыточна (сегодня это неплохой показатель работы), ценовой операционный леверидж будет равен 0,9 %. То есть, если полезный отпуск воды снижается на 1 %, тарифы приходится повышать на 0,9 %. Конечно, фактор уменьшения полезного отпуска услуг не учитывают в регулировании по формуле «инфляция минус». Так или иначе, из-за этого хозяйствующие субъекты получают меньший доход, а их убытки растут.

Вместе с тем объективное недовольство граждан связано не только с устанавливаемыми значениями индексов изменения суммы платы за коммунальные услуги ЖКХ, но и непосредственно с механизмом данного ограничения.

Левериджем называют показатель, существенно влияющий на итог любого коммерческого предприятия – получение прибыли.

Производственный леверидж демонстрирует то, как соотносятся постоянные и переменные расходы и как это влияет на прибыль компании.

Финансовым левериджем называют соотношение заемного и собственного капитала организации и его влияние на чистую прибыль. Если заемный капитал предприятия достаточно высок, такое предприятие финансово зависимое. Если организация работает исключительно на свои средства, она является финансово независимой.

Мнение эксперта

Особенности ценообразования в коммунальной сфере

А. В. Моглячев, 
к. э. наук, эксперт

Нельзя недооценивать роль цен в экономической сфере. Сегодня ценообразованием в отрасли жилищно-коммунального хозяйства управляет государство. Однако оно лишь устанавливает индексы роста оплаты населением КУ и допустимые отклонения от показателей. В этой ситуации тарифы являются лишь элементами госстатистики и применяют их, чтобы влиять на инфляцию. При этом силу этого влияния переоценивают.

Что делать?

Когда значения индексов роста оплаты населением КУ устанавливают ниже инфляции, это противоречит уровню развития сферы жилищно-коммунального хозяйства. То, как ограничивается рост оплаты гражданами коммунальных услуг в общем и тарифов в частности, не может обеспечить должного разнообразия в вынесении решений по отдельным сферам ЖКХ. В расчет не принимают специфику оказания КУ в городе и в селе.

Благодаря децентрализованной управленческой системе, гибкой при вынесении решений, можно обеспечить достаточное количество воздействий в управлении. Современная экономическая наука гласит, что управление качественно тогда, когда оно разнообразно.

По какой схеме осуществляется оплата коммунальных услуг ЖКХ

Если ресурсоснабжающая организация (РСО), потребители и УК (управляющая компания) взаимодействуют по прямым расчетам, значит, весь процесс предоставления коммунальных услуг организован должным образом: соблюдена платежная дисциплина и договорные обязательства исполняются в полном объеме. В соответствии с законодательством, в 2017 году должны быть повсеместно введены прямые договоры.

Нормы жилищного законодательства гласят, что на порядок оплаты КУ в многоквартирном доме влияет действующий способ управления. Если с потребителями работает управляющая компания, то платить за услуги как владельцы, так и арендаторы жилья в МКД должны непосредственно ей, поскольку она – исполнитель коммунальных услуг. Следовательно, управляющая компания платит за коммунальные ресурсы, поставляемые в МКД ресурсоснабжающей организацией на личные нужды пользователей, а также на ОДН (общедомовые нужды). Это подтверждает Жилищный кодекс РФ и многочисленные примеры из судебной практики.

Исключения из правил

Однако не всегда собственники и арендаторы помещений в МКД платят за коммунальные услуги ЖКХ управляющей компании, а она, в свою очередь, передает средства ресурсоснабжающей организации за комплекс предоставленных ресурсов.

Исключение 1. В многоквартирных домах с непосредственным способом управления каждый собственник квартиры сам заключает договоры на предоставление ГВС, ХВС, водоотведения, электро- и газоснабжения (включая поставку бытового газа в баллонах), теплоснабжения (включая поставку твердого топлива при наличии печного отопления). Следовательно, по п. 2 ст. 64 Жилищного кодекса РФ с каждым владельцем квартиры рассчитываются в отдельном порядке.

Исключение 2. Ресурсоснабжающая организация имеет право (и обязанность) быть исполнителем КУ и напрямую рассчитываться с абонентами в том многоквартирном доме, где еще не определились со способом управления, а также в течение срока со дня прекращения ранее выбранного метода управления МКД до дня начала предоставления коммунальных услуг новой управляющей компанией или ТСЖ (п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354).

Исключение 3. У владельцев нежилых помещений есть возможность заключить договор на поставку ресурсов напрямую с ресурсоснабжающей организацией и платить за услуги ей. При этом собственник помещения все равно должен оплачивать КУ на общедомовые нужды через УО, согласно п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг № 354.

Исключение 4. В соответствии с ФЗ от 29.06.2015 № 176-ФЗ (далее — Закон № 176-ФЗ), с 30 июня 2015 года можно сохранять заключенные прямые договоры (прямые договорные отношения) между пользователями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, даже если присутствует управляющая компания. Прекратить действие подобного договора можно только в том случае, если одна из сторон (РСО или абонент) откажется от него (ч. 17–18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ).

Исключение 5. Владельцы объектов в многоквартирном доме могут решить, что им удобнее оплачивать КУ напрямую ресурсоснабжающей организации (п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, п. 27 Правил № 124*). Такое право есть и у участников кооператива или ТСЖ (п. 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

Следует отметить, что, когда владельцы объектов в МКД оплачивают КУ ресурсоснабжающей организации, это расценивается как исполнение ими своей обязанности оплачивать ту или иную коммунальную услугу управляющей компании.

Когда коммунальные услуги ЖКХ могут быть ограничены или приостановлены

Чтобы не копилась дебиторская задолженность, УК, ТСЖ, ЖК, ЖКС и РСО зачастую приостанавливают оказание КУ гражданам, имеющим долги по оплате. Подобные действия абсолютно законны. Однако, по мнению судов, это – крайняя мера, поскольку ограничивает права пользователя на проживание в безопасных и благоприятных условиях. В связи с этим к ограничению КУ следует прибегать в особых ситуациях и при этом строго соблюдать все требования законодательства.

Владелец помещения, который вынужден пользоваться коммунальными услугами в ограниченном количестве, имеет право на обращение в суд или администрацию, чтобы защитить свои права. При этом по отношению к исполнителю могут быть применены меры наказания за ошибки, связанные с ограничением или временным прекращением подачи коммунальных услуг.

Требования по введению ограничения/приостановления КУ

Правовая основа ограничения/приостановления КУ — разд. XI Правил № 354* и специальные законы, регулирующие разные сферы ресурсоснабжения (к примеру, ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Между положениями специальных законов и Правилами № 354 не должно быть несоответствий по части ограничений и временной остановки подачи коммунальных услуг. Кроме того, положения обязательно должны использоваться с учетом данных Правил (речь идет о Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Ограничивать или приостанавливать КУ – право исполнителя (п. 114 Правил № 354). В роли исполнителя может выступать РСО, УО, ТСЖ или специализированный жилищный кооператив. Это определяется способом, избранным для управления МКД. Применительно к частным домам исполнители коммунальных услуг – это ресурсоснабжающие предприятия.

Ограничение или приостановление коммунальных услуг всегда направлено на конкретного пользователя, который может быть собственником дома или жилья в МКД. От того, кто именно является потребителем КУ, зависит порядок ограничения/приостановления услуг.

Многочисленные судебные разбирательства по делам об ограничении и приостановлении подачи коммунальных услуг помогли выработать общее правило. Управляющие компании и товарищества собственников жилья – это не потребители КУ. Соответственно, ограничивать или приостанавливать подачу КУ пользователям из-за того, что ресурсоснабжающей организации задолжали УО и ТСЖ, неправомерно. Однако в трактовке правового положения дачных и садовых некоммерческих товариществ (ДНТ и СНТ) есть спорные моменты. По мнению арбитражных судов, СНТ и ДНТ – это не хозяйствующие субъекты, у которых есть собственные экономические интересы, отличающиеся от позиций участников товарищества. Положение ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ гласит, что подобные объединения являются специализированными организациями, осуществляющими техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, тепло-, электро-, газо- и водоснабжения применительно к построенным на участках земли жилым объектам садоводов и дачников. Эти организации – не потребители, а исполнители КУ (согласно Постановлению 15-го Арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 по делу № А53-4578/2016).

Пример. По мнению суда, ДНТ не является потребителем, так как не эксплуатирует жилые дома своих участников как собственник или на другом законном основании. Если речь идет о ДНТ, потребители электроэнергии – это каждый отдельный пользователь, принимающее устройство которого соединено с общей электрической сетью объединения. Непосредственно товарищество является лишь посредником между РСО и пользователями и выступает в роли потребителя только по части пользования электроэнергией в общих целях, то есть в целях содержания общего имущества объединения (Постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по делу № А53-24715/2015).

Мнение эксперта

Основание для введения ограничения/приостановления КУ

С. А. Киракосян, 
канд. юрид. наук, доцент филиала КубГУ (г. Новороссийск), независимый эксперт при Минюсте России по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

Ограничить коммунальные услуги можно по причине их неполной оплаты пользователем. Неполная оплата – это задолженность потребителя в отношении одной КУ более чем за два месяца. Для расчетов применяют установленный в данном регионе норматив и тариф на коммунальный ресурс, которые действуют на момент ограничения КУ. В этой ситуации лицо, имеющее задолженность, не заключило с исполнителем коммунальной услуги соответствующее соглашение о погашении долга или заключило, но не следует его условиям. Есть общедомовые и индивидуальные счетчики или нет, при расчетах не учитывается.

Из-за долгов по содержанию жилого помещения ограничить или приостановить КУ нельзя. Соответственно, и долги за ГВС не могут стать основанием для прекращения подачи электричества, газоснабжения, ХВС.

Виды КУ, подлежащих ограничению/приостановлению

Если у собственника жилого дома есть долги по оплате, допускается отключение любых КУ. Исключение составляет лишь отопление. Если должники – собственники квартир в МКД, отключают любые услуги. Исключения – ХВС и отопление (п. 119 Правил № 354)».

Алгоритм действий для исполнителя коммунальных услуг по ограничению/приостановлению коммунальных услуг

Приведенный ниже порядок действий предлагается пользователям КУ – жителям как МКД, так и домов частного сектора.

Как рассчитывают задолженность за коммунальные услуги ЖКХ

Оценивая, можно ли ограничить или приостановить оказание КУ, прежде необходимо рассчитать размер задолженности абонента.

ЭТАП 1. Подготовка информации о размере задолженности потребителя отдельно по каждому виду КУ 

Высчитывая сумму долга, не следует забывать о следующем:

  • расчетный период равен одному календарному месяцу;
  • оплачивать КУ абонент должен не позднее десятого числа месяца, который следует за истекшим, если об иных условиях не сказано в договоре на оказание коммунальных услуг.

Шаг 1. Выявите, в течение какого времени пользователь не платил за коммунальные услуги ЖКХ и с какой периодичностью вносил плату за каждую услугу.

Шаг 2. Рассчитайте, сколько в целом должен абонент, учитывая расчетный период по оплате КУ.

Шаг 3. Проведите анализ полученных результатов.

Если станет ясно, что пользователь, например, всегда платит за КУ один раз в год, но полностью, лучше проконсультировать его, чем ограничивать подачу услуг.

ЭТАП 2. Расчет размера неполной оплаты потребителем КУ отдельно по каждому из видов коммунальных услуг

Шаг 1. Узнайте о нормативе потребления КУ, который действовал на момент ограничения.

Шаг 2. Узнайте о тарифе на коммунальную услугу, действовавшем на момент ограничения.

Шаг 3. Высчитайте сумму неполной оплаты абонентом КУ: произведение норматива потребления КУ и тарифа на данную услугу умножьте на 3.

ЭТАП 3. Принятие решения о направлении потребителю-должнику уведомления об ограничении предоставления ему коммунальной услуги

Полученные данные следует сравнить и решить, можно ли отправить должнику уведомление об ограничении КУ. Если долг абонента больше, чем сумма неполной оплаты коммунальных услуг, уведомление о планируемом ограничении направить можно.

Как взыскать долги через суд за коммунальные услуги ЖКХ

Если задолженность взыскивают в судебном порядке, нужно собрать доказательства и только потом – обратиться в суд. Главная задача – получить исполнительную документацию. На законодательном уровне предусмотрено два варианта ее получения – в рамках приказного и искового производства.

Первое правило

Кредитор может обратиться в суд с целью получить судебный приказ только в том случае, если долг за содержание жилья или КУ не превышает полумиллиона рублей (п. 1 ст. 121 Гражданского процессуального кодекса РФ). Кредитором в данном случае является РСО, УК, ЖК, ТСЖ или другой потребительский кооператив.

В иных ситуациях вопросы, связанные с взысканием долга, рассматривают и решают на основании правил искового производства.

Подготавливая заявление на выдачу судебного приказа, кредитор должен учитывать ряд правил.

  1. Подача заявления в суд осуществляется по месту проживания неплательщика или в орган суда, обозначенный в договоре. В связи с этим лучше отразить в договоре управления МКД положение о договорной подсудности. То есть следует обозначить, что спорные ситуации, связанные с договором управления МКД, нужно решать в суде по месту заключения данного договора или по месту пребывания УК.
  2. В заявлении о выдаче судебного приказа должны быть отражены следующие данные:
  • сведения о кредиторе (наименование и адрес, по которому он ведет свою деятельность);
  • сведения о должнике (ФИО, адрес, а также дата, место рождения и работы – если эта информация известна);
  • список требований и документация, подтверждающая требования кредитора.

В заявление также вносят реквизиты счета кредитора.

В качестве подтверждающей документации могут выступать:

  • договоры, например на управление многоквартирным домом;
  • акты о проведении работ о предоставлении услуг;
  • акты сверки взаиморасчетов;
  • расчет задолженности (выписка из лицевого счета должника с указанием суммы просроченной задолженности);
  • переписка с должником;
  • иная документация, к примеру учредительная документация кредитора, устав ТСЖ, ЖК, ЖСК.

УК непременно должна доказать, что управляет МКД на законных основаниях. Подтверждением правомерности ее действий может стать лицензия на право управлять многоквартирным домом и протокол общего собрания, где отражено, что собственники избрали именно эту компанию управляющей. Можно также предоставить сведения об УК из ГИС ЖКХ – копии страниц.

  1. Заявление дополняют документом об уплате госпошлины. В подобных ситуациях пошлина уплачивается в сниженном объеме – 50 % от обычного размера пошлины, взимаемой при подаче исков для рассмотрения имущественных дел (п. 2 ст. 123 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Следует отметить, что судьи наделены правом отказа принятия заявления и его возврата в ситуациях, описанных в ст. 125 Гражданского процессуального кодекса РФ. Так, судья может отказать, если в заявлении и документации, предоставленной кредитором, прослеживается спор о праве. Именно поэтому в суд необходимо передать безусловные и правильно заверенные доказательства.

Второе правило

Суд решает, выдавать судебный приказ или нет, не проводя заседание, не извещая стороны, не ведя протокол. Вопрос решается на основании документации, переданной кредитором.

Для вынесения решения существуют определенные правила, в частности:

  • на вынесение приказа отводится 5 дней со дня подачи заявления;
  • для изготовления приказа используют специальный бланк; документ подготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в суде, другой передается должнику;
  • в приказе обязательно содержатся вводная и резолютивная части. Приказ отличается от решения тем, что описательная часть в нем отсутствует. В приказе лишь ссылаются на закон, ставший основанием для удовлетворения требований истца.

Об обязательных реквизитах приказа суда сказано в ст. 127 Гражданского процессуального кодекса РФ. Вот некоторые из обязательных реквизитов резолютивной части в приказе:

  • указывается, в каком размере должник обязан выплатить взыскателю госпошлину, если взыскатель уплатил ее при подаче заявления или в доход соответствующего бюджета; при этом по закону взыскатель не должен уплачивать пошлину;
  • реквизиты счета взыскателя, на который абонент, не оплачивавший коммунальные услуги ЖКХ, обязан перевести взыскиваемые с него денежные средства.

Если есть требование по выплате неустойки, в резолютивной части приказа указывают ее сумму. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что меры ответственности за долги по оплате услуг в сфере ЖКХ ужесточились с 01.01.2016. Неустойку взыскивают с владельцев помещений, начиная со второго месяца задолженности, в размере 1/300 ставки рефинансирования. Ужесточение наступает с 91-го дня просрочки оплаты, с начала действия повышенной ставки – 1/130.

Третье правило

Должник получает копию приказа, высланную ему судьей. В определении Конституционного суда РФ от 20.11.2008 № 1035-О-О сказано, что приказ отправляется один раз, на адрес, который указал кредитор (взыскатель). Но период, в течение которого должнику разрешена подача возражения по приказу, отсчитывается с момента получения данного документа. При этом должник может поменять место своего нахождения. В этом случае ему снова направляют приказ, но уже на новый адрес.

Для оспаривания судебного приказа должником предусмотрен срок, составляющий 10 дней с момента получения копии данного документа (ст. 128 Гражданского процессуального кодекса РФ). В подобной ситуации производится отмена приказа на основании ст. 129 Гражданского процессуального кодекса РФ. В определении об отмене приказа судья поясняет взыскателю, что последний может предъявить требование в рамках искового производства. Копии судебного определения об отмене приказа направляют участникам дела не позже чем через 3 дня с момента вынесения решения.

То есть, чтобы защитить свои права и законные интересы, абонент, не оплачивавший коммунальные услуги ЖКХ, должен направить возражения по поводу выполнения судебного приказа судье, от которого получил копию этого документа. Но в существующем процессуальном законодательстве ничего не сказано о том, как извещать ответчика о вынесенном судебном приказе. Велик риск того, что должнику станет об этом известно уже в ходе исполнительного производства.

Для предъявления копии приказа ответчику судьи зачастую отправляют простое письмо. Нередко судьи и вовсе не сообщают должнику о приказе, вынесенном по его делу, или поручают секретарям оповестить его. При этом секретари связываются с должником по телефону, который указал взыскатель.

Четвертое правило

Если в течение 10 дней (законодательно определенного периода) ответчик не направляет в суд возражение, то судья передает кредитору вторую копию приказа с гербовой печатью суда – для исполнения.

По общему правилу взыскатель или его представитель получает приказ на руки в суде или как заказное письмо по почте. Но есть и другие случаи. Если взыскатель выступает с соответствующей просьбой (ходатайством), судья направляет судебный приказ приставу-исполнителю.

Процедура для исполнения судебного приказа определена законодательно. В законе сказано, в течение какого времени приставу-исполнителю нужно отправить исполнительную документацию:

  • в течение 3 дней со дня поступления в отдел судебных приставов (общее правило);
  • незамедлительно, то есть в день, когда исполнительная документация поступила в отдел судебных приставов, если исполнить ее нужно немедленно (требование об обеспечении иска, восстановлении на работе и т. д.).

Коммунальные услуги ЖКХ в ГИС ЖКХ

В апреле 2016 года Центральная избирательная комиссия «Единой России» провела селекторное совещание в формате видеоконференции. В совещании приняли участие субъекты РФ, и главной темой для обсуждения стала «Государственная информационная система ЖКХ: законодательство и практическое применение» в рамках федерального партийного проекта «Управдом». Координировал совещание руководитель проекта, зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ П. Р. Качкаев. Участниками совещания стали представители Минстроя РФ, региональные координаторы и руководители федерального проекта «Школа грамотного потребителя», представители исполнительных органов власти российских регионов, курирующие жилищно-коммунальное хозяйство, а также руководство УК.

С 01.02.2016 началось действие соглашений о практическом применении государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ) в 26 российских регионах. 01.07.2016 систему ввели во всех субъектах, в связи с чем всех поставщиков информации обязали вносить в нее сведения.

По словам зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, в российском законодательстве определено, что регионы должны подписать соглашения о вводе и практической эксплуатации ГИС ЖКХ. По истечении 4 месяцев после подписания соглашений и начала их действия регионы должны в обязательном порядке размещать информацию в системе. За невнесение сведений вводятся существенные административные штрафы.

К сведению

В июле 2014 года в Государственной думе был принят закон о ГИС ЖКЖ. В соответствии с ним, органы власти и специалисты рынка обязательно должны использовать данную систему.

ГИС ЖКХ является единой централизованной информационной системой федерального значения. Система предназначена для сбора и предоставления сведений о сфере ЖКХ: жилом фонде, цене и списке услуг по управлению общедомовым имуществом в МКД, деятельности, связанной с содержанием и ремонтом общедомового имущества, оказании КУ и поставке ресурсов, сумме оплаты КУ и жилья, долгов по платежам, коммунальных объектах и инженерных коммуникациях.

Следует отметить, что закон о вводе ГИС ЖКХ предполагает размещение в системе всей платежной документации. С 01.01.2017 действует правило, согласно которому при отсутствии в системе сведений о сумме оплаты жилья и КУ или несоответствия данной информации той, что отражена на бумаге, квитанцию признают непредставленной на основании требований федерального законодательства. Абонент в этом случае может не платить за потребление коммунальных услуг.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44