Комитет по земельным ресурсам: история создания и современные функции

165
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Регулирование отношений в сфере эксплуатации земельных ресурсов (далее ЗР) и их координация в отраслях экономики возложены на Роскомзем — Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Подобные структуры существуют и в территориальных органах исполнительной власти каждого субъекта РФ. Давайте рассмотрим основные функции данных организаций, условия их создания и принципы деятельности.

С какой целью был создан комитет по земельным ресурсам

Структура официальных органов, заведующих земельными ресурсами, насчитывает несколько уровней:

  • федеральный (вся территория Российской Федерации);
  • территориальные субъекты (республика, область, край, автономный округ, город областного значения);
  • муниципальные образования (город, район, населенный пункт).

Немного истории

Отдельные органы, наделенные особой компетенцией, руководили земельным фондом России. В их состав входили:

  • Минсельхоз и его региональные управления, которые охраняли государственный земельный фонд и следили за его рациональным использованием;
  • министерства ЖКХ бывших союзных республик и автономий, осуществляющие контроль над разумной эксплуатацией своих земель и их сохранностью;
  • Государственный строительный комитет СССР со своими территориальными управлениями проводил планировку участков земли в городах и других населенных пунктах;
  • прочие причастные ведомства.

Во время земельной реформы 1990-х в России возникла централизованная система профильных органов, в компетенцию которых входило руководство земельным фондом. Высшую ступень этой вертикали занимал Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам РСФСР, который позднее получил название Роскомзем (комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ). Данный орган осуществлял государственный надзор за земельно-правовыми связями. К системе управления земельным фондом принадлежали региональные комитеты по ЗР и землеустройству нашей страны, а также подчиненные Роскомзему организации, которые выполняли обеспечительные функции.

В годы своего существования Роскомзем обеспечивал:

  • реализацию политики государства по рациональному применению и охране ЗР, улучшению плодородности почвы, предотвращению ее вырождаемости;
  • государственный надзор за процессами приватизации земли;
  • мониторинг состояния земель;
  • управление государственным земельным кадастром;
  • осуществление землеустройства и т. п.

Позднее Роскомзем был реорганизован в Минземстрой России — Министерство РФ по земельной политике, строительству и ЖКХ (Указ № 483 от 30.04.98 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Он стал исполнительным органом власти и принял на себя обязанности упраздненных Роскомзема, Госстроя и Роскартографии.

Аналогичным Указом Президента № 1142 от 22.09.98 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» был ликвидирован Минземстрой России с передачей его обязательств в части руководства земельным фондом страны Государственному земельному комитету Федерации.

Как развивался комитет по земельным ресурсам

В 1998 году был сделан шаг к административному соединению федеральных органов исполнительной власти, причастных к образованию объектов имущественной недвижимости, что облегчило бы урегулирование имеющихся межведомственных разногласий. На основании вышеупомянутого Указа главы государства № 483 итогом слияния Роскомзема, Госстроя и Роскартографии стало образование Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое проработало около четырех месяцев и осенью того же года было вновь распущено по Указу № 1142.

Земельная служба опять получила самостоятельность и стала именоваться Государственным земельным комитетом РФ с полномочиями органа исполнительной власти. Вскоре Госкомзем снова был реформирован Указом Президента № 651 от 25.05.1999 и получил название Государственный комитет РФ по земельной политике.

В декабре 1998 г. своим постановлением № 1475 Правительство страны утвердило предельную численность штата в количестве 159 единиц для сотрудников ЦА Госкомзема России и 10 014 единиц — для работников его региональных структур.

В состав территориальных подразделений Госкомзема входили республиканские, краевые, областные, и окружные комитеты по земельным ресурсам (всего 89 организаций), которым подчинялись 2 190 комитетов в городах и районах. Помимо их, в структуру Министерства были включены шесть подотчетных руководящих учреждений:

  • РосНИИземпроект (Российский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт земельных ресурсов);
  • Госземкадастрсъемка (ВИСХАГИ) Государственный ПИИ земельно-кадастровых съемок;
  • РосИМЗ (Российский институт мониторинга земель и экосистем);
  • ФКЦ «Земля» (Федеральный кадастровый центр);
  • Госцентр «Землемер»;
  • ВЦ Госкомзема России.

В то время назрела необходимость производственной структуры, которая формировала бы единый земельный кадастр (ГЗК), тем самым размежевав функции госуправления в земельных комитетах и практическую деятельность. Самым разумным решением данного вопроса стало образование таких федеральных госучреждений, как земельные кадастровые палаты по субъектам РФ, основанные приказом Госкомзема России № 64 от 28.09.1999. Данные учреждения организовывали собственные филиалы в городах и районах. Их финансирование должно было осуществляться из федерального, региональных и местных бюджетов, а также из прибыли от хозрасчетной деятельности.

Директивой Госкомзема № 19 от 08.02.2000 установлено, что за подготовку работ по ГЗК для субъекта РФ отвечает соответственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. В связи с этим главы комитетов получили полномочия на следующие функции:

  • утверждение годовой сметы доходов (затрат) земельной кадастровой палаты во внебюджетной деятельности;
  • проведение плановых ревизий работы палаты по графику, одобренному Госкомземом России;
  • инициирование реорганизации палаты и формирование ликвидационной комиссии с согласованием ликвидационного баланса;
  • принятие отчетов о проделанной работе;
  • обсуждение и согласование годовых отчетов о деятельности палаты.

Для земельных кадастровых палат предусмотрен ряд видов деятельности, перечисленных ниже:

1. Ведение ГЗК на муниципальном уровне, включая:

  • единый кадастровый учет участков земли;
  • добавление в кадастр данных о существовании объектов недвижимости, находящихся на ЗУ и их базовых параметрах;
  • занесение в базу информации о зонировании площадей в пределах муниципальных образований, с описанием имеющихся там участков земли;
  • описание земель ОМСУ в объемах, достаточных для формирования кадастра на уровне федерального субъекта;
  • предоставление информации по запросам физических (юридических) лиц об интересующих их участках земли.

2. Ведение ГЗК на уровне субъекта РФ, включая:

  • внесение в ГЗК данных о рамках муниципальных образований и характеристик входящих туда земель, одобренных муниципалитетом в должном порядке;
  • внесение в кадастр информации о разделении территории субъекта РФ в масштабах, требуемых для формирования базы на федеральном уровне;
  • описание земель субъекта РФ в масштабах, требуемых для кадастра федерального уровня.

3. Подготовка и выдача отчетов и справок по вопросам государственного управления в области ведения ГЗК.

4. Подготовка и представление государственных статистических отчетов о состоянии и использовании земель, предусмотренных установленным порядком.

5. Обмен сведениями с владельцами государственных информационных ресурсов, содержащих данные о территориальном зонировании и характеристиках включенных земель, о недвижимых объектах, которые находятся на ЗУ, в том числе:

  • разработка и согласование порядка обмена сведениями;
  • составление и рассылка запросов для сбора сведений, вносимых в базу ГЗК;
  • сбор и обработка информации, требуемой для формирования кадастра;
  • предоставление информации ГЗК согласно запросам физических (юридических) лиц или порядку (объему), установленному официальным регламентом и требуемому для заполнения других государственных (ведомственных) реестров, кадастров.

6. Подготовка и выдача сведений о земельных участках налоговым органам в установленном порядке.

Для земельных кадастровых палат предусмотрен широкий спектр деятельности, соответствующей их основному назначению и носящий характер предпринимательства.

1. По договору с органами местного самоуправления или их поручению:

  • ведение земельного реестра для участков, являющихся собственностью муниципалитета;
  • подготовка аналитической информации о состоянии и эксплуатации ЗУ в пределах местных образований в размерах, превышающих регламентные с целью формирования Госземкадастра на уровне федерального субъекта;
  • разработка проектной документации для управления участками земли, которые принадлежат муниципальному образованию, в том числе подготовка проектов решений, составление планов, договоров об аренде и купле-продаже и др.;
  • подготовка инициатив по базовым ставкам налога на землю, арендной плате за эксплуатацию ЗУ, принадлежащих муниципальному образованию;
  • работа над проектами нормативно-правовых документов ОМСУ, регулирующих земельные отношения и находящихся в компетенции данных органов.

2. По договору с органами государственной власти субъекта Федерации или по их поручению:

  • ведение земельного реестра для участков, являющихся региональной собственностью;
  • подготовка аналитической информации о состоянии и эксплуатации ЗУ в пределах региона в размере, превышающем регламентный с целью формирования Госземкадастра на уровне федерации;
  • работа над проектами нормативно-правовых документов региональной власти, регулирующих земельные отношения и находящихся в компетенции данных органов;
  • подготовка инициатив по базовым ставкам налога на землю, арендной плате за эксплуатацию ЗУ, принадлежащих региону, в том числе подготовка проектов решений, составление планов, договоров об аренде и купле-продаже и др.

3. Осуществлять землеустроительную деятельность с небольшими объемами работ, включая:

  • проектирование устройства земель, территориальное землеустройство, включая внутрихозяйственное;
  • определение границ ЗУ и их отдельно взятых частей.

4. Подготовка и выпуск информационно-аналитической продукции по установленным видам деятельности.

5. Обследование небольших участков земли и подготовка экспертных заключений по вопросам:

  • соразмерности фактически используемого участка земли с установленным при регистрации в кадастре;
  • сообразности вида использования ЗУ тому, который фигурирует в документах ГЗК;
  • ухудшения качественных показателей земель, отраженных в документации кадастра.

6. Участие в организации и проведении торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков, а также на право заключения договоров аренды.

7. Участие в организации и проведении оценки в области недвижимости, включая массовую (кадастровую) оценку земель.

8. Осуществление методической и учебно-просветительской деятельности в области ведения ГЗК.

9. Осуществление иной предпринимательской деятельности для достижения целей ведения ГЗК.

Какую роль играет комитет по земельным ресурсам в современной организационной структуре ведения ГЗК

Для повышения эффективности федеральной исполнительной власти 17.05.2000 были внесены существенные изменения в ее структуру (Указ № 867 Президента РФ). Тогда вместо ликвидированного Госкомзема России образовался новый федеральный орган, именуемый Службой земельного кадастра России (или Росземкадастр).

Постановление Правительства РФ № 537 от 18.71.2000 гласит, что «Росземкадастр является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель».

С целью осуществления вышеназванных функций Росземкадастр принял в свое управление территориальные земельные органы упраздненного комитета по земельным ресурсам. Вдобавок под его начало перешли все организации, ранее подчиненные Госкомзему страны.

Главными целями Федеральной службы земельного кадастра России стали:

  • централизованное управление ЗР и участие в реализации земельной реформы согласно предоставленной компетенции;
  • «ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции — государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и объектах недвижимого имущества (кроме технического учета), прочно связанных с ними, в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному и муниципальному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель и иной связанной с использованием земель деятельности»;
  • правительственный контроль над охраной и эксплуатацией земель;
  • подготовка и проведение землеустройства, мониторинг ЗР, планирование и составление прогнозов для обоснованного пользования землей (в рамках компетенции);
  • «участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель»;
  • обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования;
  • содействие развитию международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению Службы».

«В целях упорядочения деятельности по ведению государственного земельного кадастра Росземкадастром непосредственно и его территориальными органами — комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по соответствующим субъектам Российской Федерации и земельными кадастровыми палатами по соответствующим кадастровым округам и в соответствии с Положением о Федеральной службе земельного кадастра России, а также на основании приказа комитета по управлению земельными ресурсами, то есть Росземкадастра № П/166 от 26.09.2001 установлено следующее:

  • «контрольные, регулирующие и другие управленческие полномочия организации ведения государственного земельного кадастра на территории соответствующего кадастрового округа, входящие в компетенцию Росземкадастра, осуществляют комитеты по земельным ресурсам и землеустройству соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, специальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром непосредственно в части ведения государственного земельного кадастра в кадастровом округе «Общероссийский», а в части ведения государственного земельного кадастра в остальных кадастровых округах — через соответствующие земельные кадастровые палаты.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О предельной численности и фонде оплаты органов труда работников центральных аппаратов и территориальных органов исполнительной власти», принятому от 16.02.2000, максимальная численность сотрудников территориальных организаций Росземкадастра на начало 2001 года достигала 8995 штатных единиц (в сравнении с 18 595 работников в 1993 года).

Управление ЗР (землями) подразумевает координационную деятельность полномочных органов государственной власти по организации их разумного использования и охраны всеми участниками земельных отношений.

Система управления земельными ресурсами России объединена в единое целое.

С учетом компетенции на заведование земельным фондом, предоставленной органам государственной власти, последние распределяются по двум группам, куда входят управления:

  • общей компетенции — государственные и муниципальные управления ЗР, которые занимаются тотальным руководством и организацией земельно-правовых отношений;
  • специальной компетенции — государственные и муниципальные организации по вопросам земельного фонда, которые имеют ограниченные полномочия в этой области и занимаются деятельностью в рамках одного из видов управления (землеустройство, мониторинг, ведение ГЗК и т. д.).

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству проводит государственную политику в сфере обоснованной эксплуатации и охраны земли, поддержания и восстановления плодородности почв, совершенствования природной среды; контролирует приватизацию земель; реализует государственный контроль над рациональностью использования и сохранностью земель; формирует и наполняет ГЗК; осуществляет мониторинг земельного фонда; готовит и выполняет функции землеустройства.

Кроме того, на министерство возложена разработка правительственных программ по целесообразному использованию и охране ЗР; контроль над расходованием средств, выделяемых бюджетом на землеустройство; государственная землеустроительная экспертиза; организация размежевания земель; составление рекомендаций и инструкций по госуправлению земельными связями; проверка соблюдения земельного права всеми причастными к данным вопросам субъектами (юридическими и физическими лицами).

Виды и задачи управления земельными ресурсами на различных административно-территориальных уровнях

Государственное управление подразумевает общее (тотальное) руководство и отраслевое (ведомственное) регулирование.

Общим управлением, которое носит территориальный характер, занимаются государственные организации с общими или специальными полномочиями. Оно охватывает все земли, принадлежащие конкретной территории (Федерации, области, городу, административной единице) без учета их категории и наличия субъектов права на ЗУ.

Отраслевое заведование ЗР, возложенное на министерства, федеральные службы и комитеты по управлению земельными ресурсами, основано на принципе подведомственной зависимости предприятий или организаций, получивших эти ЗУ в свое пользование.

Данный способ управления независим от территориальной расположенности ведомственных земель. Он характеризуется некомпактным размещением ЗР отдельного министерства, государственного комитета либо федеральной службы (допустим, Министерства природных ресурсов России).

Функции местного руководства осуществляют органы МСУ, причем оно может являться общим и специальным. Данный вид управления действует на территории муниципального образования (город, административный район, сельский округ, поселение) в рамках правового поля.

Внутрихозяйственное управление землей — прерогатива собственников, владельцев и временных пользователей ЗУ. Формирование государственной системы управления ЗР — важнейшая задача, решая которую, мы создадим эффективный механизм регламентации земельных отношений.

Управление ЗР на уровне каждой территории осуществляют законодательные и исполнительные структуры местной власти.

Из-за разницы целей эксплуатации земель профильные министерства, учреждения и ведомства, курирующие земельные вопросы, могут заниматься общей либо узкоспециализированной деятельностью. Ее задачи и ориентиры, выполняемые всеми органами управления, могут заметно различаться в связи с несхожестью условий жизнедеятельности отдельно взятых регионов и планов их развития.

Это требует обязательного разграничения задач для регионов и ведомств, чтобы четко обозначить важность и место для всех руководящих субъектов каждого региона, не допустить дублирования их функций либо пробелов в какой-то нише управления по важным вопросам землепользования.

Органы, управляющие ЗР и подчиненные им структуры:

Органы и организации

Полномочия

Что выдает

МУП «Центр геодезии и землеустройства»

Межевание земельных участков

Межевой план Акт о согласовании границ

ФГУ «Земельная кадастровая палата»

Кадастровый учет земельных участков

Кадастровый паспорт Выписки из ГКН

Росреестр (территориальный отдел областного управления)

Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними

Свидетельство о государственной регистрации права (собственности, аренды и др.) Выписки из ЕГРП

Администрация (города, поселка, района, области)

Распределение и перераспределение земельных ресурсов

Постановления и решения (о предоставлении земельных участков, о переводе, об изъятии и др.)

КУМИ (КУГИ)

Приватизация земли

Договор купли-продажи (аренды) земельного участка

Земельный комитет

Земельный учет и контроль. Сбор и выдача земельно-правовой информации

Справки, копии, акты

Какие функции выполняет районный и городской комитет по земельным ресурсам при инвентаризации земель

Целью инвентаризации земель является корректировка или определение местонахождения:

  • объектов землеустройства РФ;
  • их рубежей (без прикрепления к местности).

Как упоминалось выше, инвентаризация ЗР осуществляется, когда «существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках».

Данный вид учета может проводиться на территории:

  • Российской Федерации;
  • ее отдельных субъектов;
  • любого образования с местным самоуправлением;
  • административно-территориальной единицы;
  • отдельных зон;
  • земель некоторых категорий.

На сегодняшний день де-юре сохраняют силу ряд ведомственных нормативов (Роскомзема), которые регламентируют порядок инвентаризации определенных категорий земли для возможной выдачи ее гражданам под собственные жилые застройки, выращивание садов, индивидуальное подсобное хозяйство и другие цели. Указанные документы не отменялись и могут использоваться там, где не вступают в противоречие с действующим правом.

Директива Роскомзема № 38 от 02.08.1993 «О проведении инвентаризации земель» обязует государственные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству республик, входящих в состав РФ, краевые и областные комитеты по ЗР выполнять следующие функции:

  • готовить и проводить инвентаризацию земель в назначенные сроки. За надобностью привлекать проектно-изыскательские организации РосНИИземпроекта для подготовки материалов по картографии и прочим вопросам, для проведения учета земельных ресурсов и оформления отчетов по данным мероприятиям;
  • в течение месяца подавать предложения органам исполнительной власти о членстве комиссий по инвентаризации ЗР с введением в их состав сотрудников подрядных проектно-исследовательских структур;
  • выделять земли, нуждающиеся в инвентаризации, уточнять перечень соответствующих работ по описанию ЗУ и составлять план их выполнения по административным единицам вместе с учреждениями исполнительной власти, принимая во внимание местные особенности;
  • представлять Роскомзему ежегодные сведения о проведении инвентаризации земель одновременно с отчетом об имеющихся и выделенных ЗУ.

Упомянутый выше приказ был издан на основании Постановления Правительства № 659 от 12.07.1993 (редакция 27.12.1994 г.) «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам».

Еще одно насущное направление работы в землеустройстве — инвентаризация ЗР населенных пунктов. Главные условия, состав и порядок проведения подобных мероприятий при описании муниципальных и поселковых земель (населенных пунктов) обозначены во «Временном руководстве по инвентаризации земель населенных пунктов», принятом комитетом по управлению земельными ресурсами (Роскомземом) 17.05.1993 года.

Перечень первостепенных задач для инвентаризации ЗР населенных пунктов:

  • определение всех собственников (пользователей) земли с закреплением установившихся границ занятых участков;
  • обнаружение незанятых и необоснованно используемых ЗУ с вынесением соответствующего решения;
  • нахождение границ землевладений, уточнение рубежей городской черты, перенесение их на местность с последующим закреплением.

Для проведения инвентаризации земли на указанных территориях Временное руководство Роскомзема от 17.05.1993 устанавливает следующий порядок:

1.5. Перед началом проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов совместно с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводят организационные мероприятия».

  1. Все работы по инвентаризации земель населенных пунктов технологически разбиваются на два этапа:
  • I этап — подготовительный;
  • II этап — производственный.
    1. Исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1:500 — 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети.
    2. Финансирование работ по инвентаризации земель населенных пунктов производится из средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В отдельных случаях для ускорения выдачи свидетельств на земельные участки проведение инвентаризационных работ может выполняться по прямым договорам с землепользователями за счет их средств.
    3. Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (далее — райкомземы, горкомземы), выполняющие функцию заказчика, заключают договоры с подрядчиком. В качестве подрядчика, как правило, привлекаются государственные организации, имеющие лицензии и обладающие опытом проведения съемочных работ в условиях города. В качестве соисполнителей (субподрядчиков) могут привлекаться только предприятия и организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.

2.1 Советы министров республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей по предложениям республиканских, краевых и областных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству принимают решения о порядке, очередности и сроках проведения инвентаризации земель населенных пунктов на территории своих регионов.

2.2. Общее руководство и организация работ по инвентаризации земель населенных пунктов в регионе возлагаются на республиканские, краевые, областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Непосредственная организация и руководство работами по проведению инвентаризации земель населенных пунктов в соответствии с законодательством возлагаются на администрацию городов и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Организация и руководство работ по проведению инвентаризации земель городов и поселков районного подчинения возлагаются на администрацию района и районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

2.3. Администрации районов, городов:

  • принимают соответствующие постановления о проведении инвентаризации земель населенных пунктов и организуют их публикацию в средствах массовой информации;
  • передают соответствующим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству права по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов, открывают им расчетные счета и наделяют их полномочиями заказчика на эти работы;
  • утверждают состав районной, городской и поселковой комиссии по инвентаризации земель;
  • определяют роль городских и поселковых служб, организаций, органов управления, исполнителей в проведении работ по инвентаризации земель, устанавливают порядок, ответственных, сроки проведения работ, систему контроля и отчетности;
  • устанавливают ответственность городских и поселковых служб, юридических и физических лиц в предоставлении материалов и информации, необходимых для проведения инвентаризации;
  • утверждают результаты законченной инвентаризации земель по кварталам и массивам;
  • согласовывают результаты инвентаризации в целом и представляют их на утверждение местным Советам народных депутатов.

В городах с районным делением в соответствии с установленным законодательством ряд полномочий городская администрация может передавать городским районам.

2.4. Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют:

  • подготовку проекта постановления главы местной администрации о проведении инвентаризации городских, поселковых земель;
  • формирование состава районной, городской, поселковой комиссии по инвентаризации земель;
    разработку плана и графика проведения работ по инвентаризации земель;
  • разработку и утверждение технических заданий на выполнение работ по инвентаризации земель и заключение на их основе договора с подрядчиком;
  • организацию контроля и приемку работ у подрядчика;
  • рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, массиву, по городу, поселку в целом и подготовку предложений по совершенствованию земельных отношений и землепользования и представление их на утверждение администрации города, района, поселка;
  • организацию системы хранения материалов инвентаризации на бумажной основе и на магнитных носителях.

2.5. В состав районных, городских, поселковых комиссий по инвентаризации земель включаются представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, налоговой инспекции, Управления (Отдела) по архитектуре и градостроительству, Бюро технической инвентаризации, Отдела охраны окружающей среды, а также члены депутатской комиссии по земельной реформе.

2.6. На районную, городскую, поселковую комиссию по инвентаризации земель возлагается:

  • рассмотрение спорных вопросов между землепользователями (землевладельцами) и подготовка по ним предложений и проектов решений местной администрации;
  • рассмотрение подготовленных землеустроительных дел по каждому кварталу, массиву;
  • рассмотрение Сводных отчетов по итогам инвентаризации земель;
  • подготовка предложений для администрации города, поселка по совершенствованию земельных отношений и землепользования;
  • проведение широкой разъяснительной кампании в средствах массовой информации о целях, задачах проведения инвентаризации земель.

2.7. Подрядчик осуществляет:

  • составление по поручению заказчика технического задания на выполнение инвентаризации земель населенных пунктов;
  • проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;
  • сдачу заказчику выполненной работы на бумажной основе и на магнитных носителях.
    Подрядчик несет полную ответственность за качество самостоятельно выполненных работ и работ, принятых от субподрядчиков.

3.1. Подготовительные работы при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:

  • сбор, изучение и анализ материалов;
  • анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
  • подготовка рабочего инвентаризационного плана (схемы).

3.3. Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и время производства).

3.4. На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание (ТЗ) на проведение инвентаризации земель населенных пунктов, в котором должен быть предусмотрен порядок выполнения следующих работ:

  • разбивки территории населенного пункта на кварталы (массивы);
  • выбора технологии проведения производственного этапа инвентаризации;
  • создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);
  • составления землеустроительного дела квартала (массива);
  • обследования городской геодезической сети;
  • установления городской черты.

3.5. В зависимости от величины населенного пункта выбирается общая структура разбивки его на территории, которая должна учитывать существующее административно-территориальное деление и особенности территории населенного пункта. Небольшие населенные пункты в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конкретное землепользование (землевладение), а в качестве рабочей кадастровой единицы должен выступать квартал либо любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами (например: городской парк, промышленная, коммунальная зона, массив земель сельскохозяйственного использования и т. п.). Система кварталов или массивов должна объединяться в районы, префектуры (в зависимости от административного деления города).

Нумерация кварталов, массивов, а также землепользований (землевладений) выполняется в соответствии с указаниями по ведению регистрационной (поземельной) книги.

3.6. В техническом задании должно быть дано описание технологии проведения производственного этапа инвентаризации. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (района, квартала, массива).



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44