Нормы благоустройства территории МКД: ответственные стороны и источники формирования средств

337
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
При выборе жилья в новостройке или уже эксплуатируемом многоквартирном доме мы учитываем множество нюансов: стоимость, состояние жилого и общих помещений, наличие лифтов, а также уровень развития инфраструктуры. Важную роль играет и обустроенность придомовой территории.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое благоустройство территории.
  • Для чего производится благоустройство территории.
  • Как происходит благоустройство территорий общего пользования.
  • Какое значение имеет озеленение в благоустройстве МКД. 
  • Кто ответственен за благоустройство МКД.
  • Какой перечень работ включает в себя благоустройство МКД. 
  • Как формируются средства на благоустройство МКД.
  • Какие региональные программы благоустройства существуют.

Сегодня озеленению и облагораживанию придомовых участков придается большое значение. Рассмотрим некоторые нормы благоустройства территории.

С какой целью разрабатываются нормы благоустройства территории

Благоустроенность территории вокруг МКД предусматривает большой комплекс мер, целью которых является создание и поддержание придомового участка земли на благоприятном эстетическом, санитарном и экологическом уровне. Очевидно, что такой важный аспект находится на контроле у государства.

Директивой Минрегиона России были даны рекомендации относительно благоустроенности территории муниципального образования, где предусмотрены общие характеристики и базовый набор элементов комфорта для формирования благоприятной, удобной и безопасной среды. Как видим, присмотр за территориями вменяется в обязанности исполнительных органов муниципальной, районной и поселковой власти. Она выполняет функции заказчика всех работ, проводимых в данном направлении.

Основываясь на этих предложениях, все административные единицы утверждают собственные нормы и правила благоустройства территорий муниципальных образований согласно утвержденным градостроительным актам. Они включают основные положения о благоустройстве и обслуживании участков земли, устанавливают зоны и назначают руководящих лиц.

В последнее время на большей части России постепенно растет заинтересованность в облагораживании окружающего пространства. В итоге видоизменяется облик улиц, появляются новые парковые зоны и скверы, реконструируются старые зеленые массивы, причем все ландшафтные работы выполняются на высшем уровне. Это указывает на то, что местным властям весьма удобно во всем контролировать собственноручно принятые нормы благоустройства, для того чтобы облик их административных территорий преобразился и кардинально улучшился.

Благоустройство земли преследует целью создание здоровых и комфортных условий проживания граждан на данной территории. Все возрастающее значение в реализации этих задач отводится пространственной структуре, ландшафтному дизайну и внешней благоустроенности.

Перед началом процесса облагораживания территории проводится предпроектная подготовка в виде ландшафтного проектирования, которое происходит в три этапа:

  • исследование и анализ территории;
  • создание концепции (эскиза);
  • разработка проекта озеленения и благоустройства, формирование пакета документов.

Ландшафтное проектирование является важной стадией процесса, так как оно влияет на эффективность будущих работ. Продуманный проект ландшафта, создаваемый на долгие годы, гарантирует отсутствие дальнейших проблем, таких как сложности с уходом и потребность в переделках.

На начальной фазе благоустройства ведутся работы по прокладыванию дорожек, образованию коммуникационных систем, обустройству площадок и созданию других благ цивилизации.

Нормы благоустройства территории предусматривают ряд мероприятий:

  • Архитектурные и планировочные работы подразумевают разделение оборудуемого участка на зоны, уборку и вывоз мусора (включая строительный), если площадка находится у новостройки, увоз и обновление старого грунта, выкапывание лунок для посадки деревьев.
  • Ландшафтное освещение предполагает подсвечивание дорожек, площадок (в том числе детских), скамеек, беседок, водоемов и древесных крон. Все коммуникации проходят в верхних слоях земли, скрываются в ветвях и прочно закрепляются, поэтому в дневное время правильно установленные светильники не видны. В ходе планировки обязательно рассчитываются затраты электроэнергии, мощность освещения, предельные нагрузки, примерная влажность.
  • Создание системы полива предусматривает: рытье траншей для трубопроводов; сборку оборудования и системных узлов, как того требует спецификация прокладывания водопровода к источнику воды; подключение разбрызгивателей к трубам; регулировку площади орошения, программирование управляющих устройств. Таким образом, создается система для полного охвата. Разбрызгиватели выбираются по типу орошаемого участка земли (цветники и газоны, деревья и кусты), его размера, показателей давления в системе подачи воды, а также структуры почвы.
  • Расположение малых архитектурных форм — это сооружение небольших построек в функциональных и декоративных целях, таких как: беседки и павильоны; каскады и фонтаны; мосты и балюстрады; ограды и лестницы; ворота и решетки; цветочницы, вазы и перголы; скамейки и скульптуры для игр и декораций.

Благоустройство территории и нормы проектирования территорий общего пользования

Создание архитектурной композиции для благоустройства территории сада, парка, сквера и прочих озеленяемых участков обуславливает разделение их на части с соблюдением определенных пропорций этих частей, сооружение на них площадок и построек, высаживание зеленых насаждений, особое расположение дорог и специальные формы элементов, входящих в структуру данной территории. Важным аспектом построения плана становится организация пространства и его перспективы, другими словами, вид из разных точек.

Иногда некоторые участки озелененной площади могут ограничиваться постройками или растительностью, создавая замкнутые перспективы. Бывает, что пространственная организация некоторых зон открывает взгляду распахнутые, глубокие ракурсы. В садово-парковом мастерстве композиция плана строится при помощи разнообразных приемов.

Первый из них именуется регулярным, или геометрическим, реже — классическим. Для него характерен ряд ключевых признаков:

  • строгое размежевание территории на геометрически правильные части с четкими очертаниями, как правило, расположенные симметрично;
  • превалирование широких прямых дорог;
  • правильные, четкие формы площадок, цветников и водоемов;
  • симметричность высадки растений в цветниках, аллеях, на площадках;
  • стриженые деревья и кусты с формованными кронами.

Регулярная планировка весьма распространена в зеленом строительстве. Чаще всего она используется на бульварах и в скверах, для благоустройства и озеленения участков около учреждений, в архитектурных композициях парков.

Ярким примером регулярной планировки для благоустройства территории муниципального сквера может служить зеленая зона на столичной площади имени Свердлова. Ее территория поделена на симметричные и практически равные части с идентичной планировочной схемой.

Идеальная геометрия площадки с фонтаном в сочетании с засадкой сквера деревьями и стрижеными кустами по периметру акцентируют полную регулярность плана.

Второй прием планировки — пейзажный (реже живописный, ландшафтный) — имеет несколько характерных свойств:

  • господство извилистых дорог и тропинок;
  • анормальная форма площадок и водоемов;
  • свободное расположение растительности (цветов, кустов и деревьев).

Пейзажное проектирование очень широко используется для создания масштабных зеленых массивов.

Третий способ планировки зеленых зон состоит в комбинации регулярного и пейзажного вариантов.

При выборе одного из приемов проектирования территории берут за основу те весомые критерии, которые влияют на его характер (своеобразием природы и назначением территории либо ее отдельно взятых частей).

С учетом природных особенностей для регулярного проектирования идеально подойдет участок с гладким рельефом, где удобно прокладывать широкие прямые аллеи и производить симметричное деление частей. Намного сложнее внедрять этот способ на территории с пересеченной местностью, которая нуждается в выравнивании поверхности, формировании террас, сооружении лестниц и подпорных стен. Иными словами, в выполнении очень масштабных работ по благоустройству территории.

Участок с неравномерным рельефом можно освоить и малыми силами, используя пейзажную планировку. Возводя сооружения и прокладывая дороги на подобной территории с учетом низин и возвышений ландшафта, в некоторых случаях можно сотворить даже более эффектное сочетание архитектурной и планировочной композиций.

Так, в процессе распланировки земли с плотным растительным массивом регулярный способ может повлечь за собой множественные вырубки насаждений, тогда как пейзажный прием обойдется минимальными порубками.

Создание прямолинейных аллей вполне осуществимо на ровных берегах природных водоемов, но не рекомендуется на извилистых и ухабистых берегах озер, рек или прудов.

Важным фактором, влияющим на выбор вида планировки для благоустройства территорий, является целевое назначение территории и отдельных ее частей. Где-то возводят сооружения для большого количества посетителей, в других местах устраивают прогулочные и развлекательные зоны. Разумеется, к объектам многочисленных посещений должны прокладываться прямые широкие дороги для комфортной связи их со входами. Для зон отдыха предусматриваются более узкие и извилистые тропинки.

Для разнообразных площадок и сооружений, организованных в зеленой зоне, подойдут участки с различными естественными условиями. Допустим, спортивные площадки и места для массовых игр сообразно устраивать на ровных полянах, а уютные беседки и читальни могут находиться на пересеченной местности. Обширный выставочный павильон не должен располагаться на склоне холма, однако данный участок может служить основой для стадионных трибун или зрительских мест в театре открытого типа.

Озелененные участки различного назначения в населенном пункте должны иметь удельный вес (степень озеленения площади застройки) минимум 40 %, а в жилом районе занимать от 25 % земли с учетом общего масштаба благоустроенной территории квартала.

Примечание: для административных единиц с предприятиями, нуждающимися в организации защитных санитарных зон шириной от 1 км, степень озелененности застроенной земли нужно повышать как минимум на 15 %.

Суммарная площадь территорий жилого квартала, подлежащих благоустройству и озеленению, включает засаженные участки в составе МКД (или комплекса зданий) и озелененные зоны коллективного пользования. В состав озелененных и благоустроенных земель полностью входит территория микрорайона (исключение составляют участки застройки жилых строений, площади общественных учреждений, спортивные площадки, проезды, стоянки). К отдельным участкам озелененных земель относятся детские площадки для игр и отдыха, а также пешеходные тропинки (при их удельном весе в общем размере участка до 30 %).

Характеристики общего баланса ландшафтно-рекреационной территории

Территории

Баланс территории, %

Открытые пространства:

зеленые насаждения

65-75

аллеи и дороги

10-15

площадки

8-12

сооружения

5-7

Зона природных ландшафтов:

древесно-кустарниковые насаждения, открытые луговые пространства и водоемы

93-97

дорожно-транспортная сеть, спортивные и игровые площадки

2-5

обслуживающие сооружения и хозяйственные постройки

2

Объемы озелененных земель общего пользования (скверы, бульвары, сады, парки), созданных в населенных пунктах (муниципальных округах и поселениях).

Озелененные территории общего пользования

Площадь озелененных территорий, м2/чел.

городских населенных пунктов

сельских населенных пунктов

крупнейших

средних

малых

Общегородские

10

7

8 (10)*

12

Жилых районов

6

6

* В скобках указаны цифры для малых административных единиц с населением не более 20 000 чел. 

Примечания:

  • масштабы озеленения площадей общего назначения в населенных пунктах (лесо)степных зон можно расширить на 10–20 %;
  • площадь озеленения общего назначения небольших и средних городов и сельских поселений, окруженных лесами, а также расположенных недалеко от больших рек и озер, можно сокращать на 20 %, но не более.

Полный объем озелененных земель общего пользования (скверы, бульвары, сады, парки и т.п.) минимально должен составлять (м2/чел.):

  • города и поселки городского типа: крупные — 16, средние — 13, мелкие — 8;
  • сельские населенные пункты — 12.

Для высаживания деревьев в грунт нормы благоустройства территории административной единицы составляют 50 % и более.

Озелененные территории общего пользования

Минимальная площадь, га

Городские парки

15

Парки планировочных районов

10

Сады жилых зон

3

Скверы

0,5

При реконструкции обозначенные показатели могут уменьшаться.

В конкретных случаях соотношение типовых параметров может изменяться с учетом предназначения объекта, его расположения на плане города, трафика посетителей, природных особенностей и др.

Территория, свободная от деревьев и кустов, используется для цветников и газонов. При этом обобщение проектных расчетов и практики определения площадей для цветочного оформления позволяет обозначить следующие нормы благоустройства территории по среднему удельному весу (% к Sобщ озелененной территории):

  • 1 % — для парка более 10 гектаров;
  • 2 % — для парка менее 10 гектаров и городского (районного) сада;
  • 3–5 % — для сквера и бульвара;
  • 0,5 % — для остальных категорий насаждений (кроме защитных зон).

Все скверы, парки и бульвары, зеленые зоны около учреждений и прочие облагороженные участки должны благоустраиваться и оборудоваться с учетом их предназначения для проведения культмассовых и образовательных мероприятий, спорта и отдыха, прогулок и развлечений. Вместе с тем, каждая озелененная территория должна олицетворять собой полноценное произведение искусства.

Нормы благоустройства придомовых территорий

Что такое придомовая территория, известно каждому жителю многоэтажки. Это участок земли, находящийся под зданием МКД и вокруг него вместе со всей размещенной там инфраструктурой. Он имеет четко определенные границы и принадлежит к общедомовой собственности.

Сведения об указанной территории внесены в технический паспорт строения, полученный в БТИ. Данное понятие и нормы благоустройства придомовых территорий отражены в приказе Минземстроя РФ № 59 от 26.08.98 г., который касается размеров земельного участка.

Что означает благоустройство общей территории, принадлежащей собственникам МКД? Обустройство участка перед вводом здания в эксплуатацию — это обязанность застройщика. Однако подобные услуги, предоставленные одновременно со сдачей дома, встречаются нечасто. Благоустройство придомовой территории многоэтажного жилого дома включает целый ряд мероприятий, направленных на улучшение экологических условий и санитарных норм вокруг него.

К тому же, благоустроенность дворовой площади МКД нужна для того, чтобы придать участку земли и размещенным на нем объектам эстетически привлекательный вид. С этой целью может потребоваться создание малых архитектурных форм, работа по изменению ландшафта и рельефа местности.

Озеленение придомового пространства жилой многоэтажки является важным мероприятием, в результате которого двор приобретает живописный вид, а строение получает статус экологичного.

Увы, но чаще всего придомовая территория новостройки не оформляется, застройщики не придают значения важности данного фактора. Поэтому собственники квартир в высотках вместе с жильем получают неприглядный пустырь, полный строительного мусора, вместо красиво засаженных клумб и аккуратно стриженых кустов. И сразу же возникает вопрос: как благоустроить придомовую территорию и двор?

Озеленение включает в себя комплекс действий по облагораживанию определенной территории зелеными насаждениями согласно ландшафтному проекту (высаживание деревьев, разбивка газонов, создание живой изгороди, цветников и т.п.).

Другими словами, озеленение придомовой территории подразумевает совокупность мероприятий по улучшению внешнего вида участка земли. Перечень данных работ составляется не владельцами помещений многоэтажки, а застройщиком либо сотрудниками управляющей компании. Он утвержден документом Госстроя МДК 2-03.2003 — «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда».

Положение 3.8 указанных Правил освещает вопросы озеленения. Здесь собственники могут найти важные сведения о работах, которые должны вестись для совершенствования придомовой территории МКД. А при обнаружении ошибок, допущенных в этом процессе, жильцы вправе тут же устранить их, пока это возможно.

Основные нормы благоустройства территории в части озеленения:

  • все виды работ производятся только после очищения территории от строительного мусора и других отходов;
  • порубка имеющихся на участке деревьев без соответствующего разрешения запрещена;
  • не следует выбирать для посадки женские виды деревьев (тополь, шелковицу и прочие насаждения), засоряющие воздух на придомовой территории;
  • планирование комплекса систематических работ по уничтожению вредителей и профилактике их появления на растениях.

Зеленые насаждения, появившиеся на территории благодаря озеленению, не просто придают ей привлекательный вид. Они имеют массу полезных свойств:

  • повышают содержание кислорода в воздухе;
  • снижают концентрацию выхлопных газов и вредных веществ;
  • задерживают пыль;
  • ослабляют действие ветра и уменьшают шум. 

По завершению озеленения работы около дома продолжаются, поскольку нормы благоустройства территории предписывают содержание ее в должном порядке и регулярный уход. Утвержденные правила должны соблюдать все юридические и физические лица, владеющие строениями, землей либо объектами на данном участке или использующие их.

Официальные Правила содержат большой запрещающий список работ, способных нанести ущерб зеленым насаждениям и вызвать оскудение земли. Все эти требования затрагивают не только представителей коммунальных служб, но и собственников МКД.

Кроме принципов озеленения директива МДК 2-03.2003 утверждает правила для благоустройства придомовых территорий многоэтажных жилых домов.

Нормы и правила по благоустройству территорий МКД, касающиеся ограничений

Следует знать, что озеленение и благоустройство придомовой площади МКД в некоторых случаях строго ограничены.

Как известно, участок вокруг дома можно ограждать. Тем не менее, данная помеха не должна полностью загораживать проезд (проход) к зданию или во двор. В противном случае управляющая организация может квалифицировать это как стремление не допустить технический персонал к ремонту или осмотру инженерных сетей и снести мешающий забор.

Ограждение ни в коем случае не должно ограничивать вольное передвижение по территории обитателей соседних домов. Часты случаи нарушения норм и правил по благоустройству территорий МКД, когда собственники помещений соседних зданий обращались в муниципалитет за наложением сервитута на огороженную площадь. Таким образом, они получают возможность принудительно передвигаться по ограниченной смежной территории. В подобных случаях ограда либо убирается полностью, либо реконструируется для образования сквозного прохода.

Большое значение придается тому, чтобы при планировке обустройства придомового участка МКД не возникало полного перекрывания двора. При этом парковку и площадку для детишек ограждать разрешено. Собственники жилья могут запретить посторонним автомобилям въезд на свою общую территорию. Но данное табу не относится к специальному транспорту полиции, скорой медицинской помощи, МЧС и службы газа. По закону их работники имеют право доступа на все территории.

Благоустройство дворовых территорий: нормы 2017 года и ответственные за процесс

У большинства владельцев жилья возникает вопрос, на кого возложена ответственность за благоустройство дворовых территории по нормам 2017 года? На кого жаловаться, если реальность совсем не отвечает вашим ожиданиям? Кто должен благоустраивать придомовой участок земли?

Чтобы отыскать ответственного, нужно просмотреть договор на приемку МКД жильцами или управляющей компании от застройщика. Если там оговорено обустройство придомовой территории исполнителем строительных работ (застройщиком), не следует подписывать акт передачи, пока желаемые мероприятия не будут реализованы.

Застройщик должен обустраивать двор многоквартирной высотки, только если это обстоятельство предусмотрено актом передачи здания и договором купли-продажи жилой недвижимости. В противном случае, к большому сожалению, собственники МКД не вправе настаивать на окончании работ по повышению комфортабельности их дворов.

Тогда все заботы о благоустройстве дворовой территории многоэтажки возлагаются на ее жильцов и управляющую компанию (ТСЖ, ЖСК). Владельцы помещений в МКД должны перечислять средства на усовершенствование своей придомовой площади. А организация, уполномоченная содержать и управлять зданием, должна проводить на собранные деньги необходимые работы.

Вопросами выполнения требований по обустройству придомовых участков земли занимается городская (районная) Госжилинспекция на соответствующей территории. Полное или частичное не предоставление подобных услуг чревато принятием административных мер, согласно ст.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ (пункт 2). Субъекты, игнорирующие закон, получают штрафные санкции в таких размерах: юридические лица — 50 тыс. руб., уполномоченный представитель управляющей компании — 5 тыс. руб.

В то же время владельцы жилья могут проверять качество услуг управляющей организации, а также целевое использование денег, направленных на благоустройство дворовой территории.

Если проведенные работы плохого качества или не соответствуют заданной цели, собственникам следует потребовать от ТСЖ соблюдения своих обязанностей с обсуждением данного вопроса на внеочередном собрании жителей МКД. Когда лица, в обязанности которых входит благоустройство и содержание придомового участка, не проявляют активности, собственники могут взять инициативу в свои руки.

Все неотложные работы по обустройству территории вокруг многоэтажного здания (разрушение части дворового покрытия дорог, повреждение элементов детской площадки, опасное для здоровья детей, и др.) владельцы помещений МКД могут оплатить из собственных средств, после чего предъявить претензию своей управляющей компании согласно платежным документам (Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Нормы благоустройства придомовых территорий и мероприятий, выполняемых управляющей компанией

Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в части технической эксплуатации жилого фонда утверждены следующие нормы благоустройства придомовых территорий МКД:

  • установка мусорных баков для различных видов ТБО;
  • очищение участка от мусора и атмосферных осадков (опавшие листья, снег, лед, талые воды);
  • обустройство мест для отдыха и поддержание их на должном уровне;
  • обеспечение безопасности для здоровья и жизни людей;
  • содержание в надлежащем состоянии мест общего пользования;
  • уход за подземными парковками для поддержания их в рабочем состоянии;
  • дезинсекция, дезинфекция, дератизация объектов, принадлежащих МКД;
  • облагораживание и обслуживание газонов;
  • озеленение территории цветущими растениями в сочетании с сезонным уходом;
  • монтаж ограждений и их элементов на дворовом участке;
  • обустройство детских площадок;
  • уход за летними площадками и находящимися там объектами;
  • совершенствование и поддержание целостности фасада здания, ворот, скамеек и др.

Проекты благоустройства придомовых территорий МКД одобряются владельцами жилья на общих собраниях жильцов дома.

Благоустройство таких зданий в форме текущего ремонта подразумевает ремонт и восстановление участков поврежденных дорог, тропинок, ограждений, спортивных сооружений и элементов детских площадок.

К категории капитальных ремонтов относят мероприятия по благоустройству и озеленению площадей вокруг жилых многоэтажек, куда входят:

  • асфальтирование дорог;
  • установка ограждений и сооружение построек;
  • организация зеленых зон;
  • обустройство и оснащение спортивных, хозяйственных и детских комплексов.

Перечисленный выше список работ может быть рассмотрен на общем собрании собственников МКД и увеличен в соответствии с финансовыми возможностями. Для принятия решений по ряду вопросов в части облагораживания придомовой зоны потребуется поддержка двух третей участников общего собрания жильцов. По действующим нормативам в категорию благоустройства входят решения о передаче части территории в аренду для установки киоска, организации автостоянки и др. Прибыль, полученная от подобных операций, по резолюции собрания может направляться на благоустройство придомовой территории МКД, платежи за услуги ЖКХ и остальные коллективные нужды.

Уборкой земельной площади вокруг МКД занимаются:

  • организации, оформившие договор с управляющей компанией на обслуживание территорий;
  • другие компании, действующие на договорной основе, которые ведут поиск исполнителей и отвечают за их работу перед собственниками помещений МКД.

Для выбора любого из названных вариантов потребуется письменное одобрение, принятое на общем сборе жильцов. О вынесенном решении нужно сообщить в управляющую организацию, направив туда правильно оформленный подтверждающий документ. Независимо от формы выбора, оформляется договор с перечислением обязанностей и ответственности сторон.

Данное соглашение должно вмещать основные пункты:

  • фактический адрес МКД;
  • реквизиты управляющей компании;
  • полный список услуг со всеми нюансами;
  • обязанности и права сторон;
  • стоимость предлагаемых услуг;
  • форма ответственности за нарушение договорных обязательств;
  • срок действия соглашения и способы его продления.

Жилищный Кодекс утверждает нормы и правила для тарификации услуг (работ) по благоустройству территории РФ и, в частности, придомовых участков МКД. Сумма платежа варьируется с учетом жилой площади каждого владельца. При оказании некачественных услуг за регулярную оплату жильцы вправе подать претензию своей управляющей компании по поводу перерасчета выплат в сторону снижения. Каким образом должен убираться придомовой участок вокруг многоэтажки, разъясняют следующие документы:

  • федеральное законодательство;
  • жилищное право и его нормативы;
  • регламент технической эксплуатации МКД.

Этот список можно дополнить региональными нормативами, которые устанавливают взаимоотношения обслуживающих организаций с владельцами жилья. Документы такого рода обычно утверждают ряд обязательных и дополнительных мероприятий, добавочных услуг относительно благоустройства придомовых территорий жилых многоэтажек, их порядок и сроки выполнения, принцип тарификации и прочие серьезные вопросы.

В то же время местные акты должны соответствовать общегосударственным нормам. Контроль над этим соответствием и связь документов с реальностью осуществляют местные органы исполнительной власти, специальные комитеты и владельцы жилья.

Каталог тарифов на обслуживание территории, принадлежащей МКД, пересчитывается с учетом сезонных условий.

В теплый сезон проводятся основные работы по:

  • сбору мусора на прилегающем участке;
  • обслуживанию газонов и клумб, уходу за кустами;
  • подметанию дорожек;
  • стрижке травы;
  • опорожнению урн;
  • содержанию в чистоте площадок с мусорными баками;
  • поливу зеленых насаждений возле дома;
  • очищению песка на детских площадках;
  • покраске скамеек, объектов игровых площадок, ландшафтных форм и прочих сооружений для сохранения их эстетичности;
  • орошению тротуаров при температуре более 30°C.

Зимой, кроме сотрудников, для благоустройства придомовых территорий многоэтажек привлекаются снегоуборочные машины. В это время актуальны следующие работы:

  • сгребание снега и удаление оледенений с пешеходных дорожек и автоподъездов;
  • очищение козырьков, кровли и выступающих частей зданий от снега и льда;
  • ограждение опасных зон до прибытия спецтехники;
  • рыхление снега на газонах;
  • очищение мусорных урн;
  • освобождение входов в подвалы МКД;
  • устранение обледенений на участках вокруг канализационных люков;
  • наведение порядка на спортивных площадках;
  • удаление наледи с тротуаров путем посыпания их соответствующими составами.

Нормы благоустройства территорий обязывают жилищно-коммунальные службы дважды в день снимать снежный покров, превышающий 20 мм и раз в день посыпать солью пешеходные дорожки.

Обслуживание придомового участка входит в перечень обязательных мероприятий по содержанию жилого фонда в нормальном состоянии.

Услуги такого рода являются нераздельной частью общего комплекса мер по содержанию многоквартирных зданий, принадлежащих им территорий, созданию достойных условий эксплуатации жилищного пространства целиком.

Благоустройство придомовых территорий жилых высоток предусматривает озеленение, возведение конструкций для ландшафтного дизайна или практического использования (лавочки, цветочные клумбы, декоративные формы и др.). Перед заключением договора с обслуживающей организацией владельцы квартир составляют список необходимых работ и утверждают его на общем собрании. Там же обсуждается и стоимость этих услуг.

Когда придомовые участки не убираются и благоустройство не проводится при соблюдении договорных обязательств со стороны собственников МКД, они могут подать обращение в несколько инстанций, среди которых:

  • управляющая компания;
  • жилищная инспекция;
  • общество защиты прав потребителей;
  • участковая инспекция;
  • судебные органы.

Собственники помещений МКД вправе расторгнуть договор с управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК), не соблюдающей качество выполнения своих обязательств, чтобы найти более ответственную организацию для обслуживания придомового участка земли. После выбора подходящей компании для содержания МКД на должном уровне заключается новый договор по той же процедуре, что и предыдущий.

Наиболее частые расходы по нормам благоустройства придомовой территории многоквартирного дома

Расходы, возникающие при оплате перечисленных выше работ, считаются затратами на благоустройство. Так, письмом Минфина РФ от 27.01.2012 г. № 03-03-06/1/35 разъяснялся вопрос об учете подобных издержек при исчислении налога на прибыль, для чего следует основываться на общепризнанной трактовке данного понятия.

Министерство рассматривает расходы на нормы благоустройства территории как траты на организацию практически комфортного и привлекательно оформленного пространства на территории управляющей компании (управляющей организации), не относящиеся к ведению предпринимательской деятельности.

В последнее время для обустройства прилегающего участка максимально востребованы следующие виды работ:

  • ремонт и восстановление асфальтированных дорожных покрытий (укладка плитки);
  • создание приятного ландшафта в виде озеленения и организации клумб (газонов);
  • монтаж ограждений, установление скамеек, сооружение ландшафтных объектов и небольших архитектурных форм (статуэтки, фонтаны и др.).

Право принуждения предприятий и организаций к благоустройству и озеленению территорий чаще всего принадлежит органам МСУ. Поэтому для обоснования расходов на посадку деревьев и кустов, организацию клумб (газонов) и обслуживание данных объектов можно использовать письменную директиву муниципальных властей.

Для объяснения затрат на благоустройство можно приложить арендный договор, где среди обязательных условий прописано и благоустройство придомовой территории. В большинстве случаев налоговые службы не придают значения таким аргументам. Тем не менее, в судебных процессах компании обычно выигрывают спор.

Так, признаны полностью обоснованными издержки на обустройство территорий Западно-Сибирского округа в виде: приобретения газонокосилок, уход за клумбами и обработка травяного покрова. Главным доводом послужил договор, где одним из условий был предусмотрен уход за прилегающим участком земли МКД. Подобные примеры наблюдаются и в судебной практике других регионов.

Суд СЗФО признал законность снижения налога на прибыль по причине озеленения, основываясь на том, что мероприятия по внешнему благоустройству оплачивались самой управляющей компанией, а значит, деньги из муниципального бюджета и целевых источников на них не выделялись. В подобном случае статья 256 (п.2, п/п. 4) Налогового кодекса РФ не является непреложной для исполнения. Кроме этого, судебный вердикт гласил, что затраты на обустройство территории обоснованы, так как имеют прямую связь с основными функциями компании — элементы благоустройства направлены на обеспечение работы базовых производственных объектов и создание должных санитарно-гигиенических норм.

Кто должен платить за благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

Все виды работ, осуществляемые на территории коллективного имущества МКД, оплачиваются его владельцами или арендаторами жилья. В то же время возможно благоустройство дворов собственными силами жильцов, если среди них нашлись инициаторы.

Иногда работы по облагораживанию придомовых участков выполняются за счет средств местного (федерального) бюджета в процессе претворения специальных программ.

Наиболее популярной и эффективной считается программа благоустройства придомовых территорий жилых многоэтажек Тульской области, реализованная в 2014–2016 гг. и утвержденная Постановлением № 135 региональной администрации.

Она предусматривала финансирование расходов на:

  • озеленение территорий;
  • оборудование детских площадок;
  • ремонт и переустройство фасадов (ограждений);
  • организацию зеленых зон;
  • создание и благоустройство скверов для отдыха.

Как правило, государство не всегда субсидирует эти программы, поэтому деньги выделяются из местных бюджетов. Узнать, предусмотрена ли в вашем населенном пункте такая программа, можно на портале городской администрации.

Чтобы стать ее участником, нужно заполнить форму заявления, выданного в администрации, с приложением требуемой технической документации о состоянии здания и придомовой территории. Заявление подается от имени всех собственников МКД и должно содержать их подписи. Документ оформляется в электронном виде и распечатывается на чистом листе бумаги формата А4.

Там же уполномоченный сотрудник предоставит список необходимых документов, куда обязательно войдет межевание (определение строгих границ территории).

Нужно помнить, что собственники не вправе полноценно распоряжаться неприватизированным участком и обустраивать его, как им хочется, кроме озеленения клумб. Процедура приватизации и выдача разрешения не передачу придомового участка сообществу собственников возложена на городской совет и проводится после утверждения проекта, обозначения границ его территории и оформления акта на право собственности. В завершение процесса имущественные права регистрируются в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости).

В 2017 году стартовал масштабный федеральный проект «Наш двор», рассчитанный на пять лет. На реализацию данных мероприятий из бюджета выделено 20,5 млрд рублей, большая часть которых (70 %) пойдет на благоустройство придомовых территорий МКД.

Эта программа осуществляется параллельно с проведением капитального ремонта жилого фонда и его инженерных сетей. Чтобы попасть в список объектов, охваченных проектом, проводится общее собрание жильцов, где составляется и утверждается перечень мероприятий по обустройству дворового участка.

Если все владельцы жилья согласны не просто использовать предоставленные удобства, но и поддерживать их на должном уровне, избирается главный представитель от данного жилого комплекса. Его функцией станет подача заявления в государственные органы для рассмотрения ее общественной комиссией, которая подбирает самые интересные проекты и впоследствии оказывает помощь в их реализации.

При этом нужно учитывать вероятность некоторых вложений со стороны жильцов для получения позитивного результата. Или определенная сумма направляется на осуществление проекта, или собственники жилья непосредственно участвуют в благоустройстве и озеленении своей дворовой территории.

Мнение эксперта

Как отразить в учете муниципальный грант, выданный на благоустройство территории

Е. И. Жукова,
эксперт журнала, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ

Статья 154 (в части пункта 2) действующего Налогового кодекса устанавливает, что НДС не начисляется на суммы льгот, которыми располагают определенные потребители согласно законодательству РФ. Это распространяется и на субсидии, выплачиваемые из бюджета страны на основании налога цен, установленных плательщиком и корректируемых государством. При выделении субсидии для капремонта МКД по закону № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. Фондом помощи в переустройстве ЖКХ затраты на благоустройство придомовых территорий облагаются налогами. НДС исчисляется по правилам статей 146 (часть 1, п.1) и 154 (часть 1, 2) Налогового кодекса РФ.

Финансирование такого рода не является помощью, которая выделяется на основании принятия цен, контролируемых государством, а также не относится к разряду льгот, установленных некоторым потребителям. Кроме того, целевое назначение необлагаемой финансовой помощи может связываться с выделением финансирования субъектам РФ, включая государственное образование, но только не управляющим организациям ЖКХ.

Субсидии, получаемые управляющей компанией, равно как и средства владельцев МКД, облагаются НДС с учетом расходов на осуществление ремонта. Компания, получившая субсидию, может делегировать проведение некоторых работ другим организациям. Когда подрядчики являются плательщиками НДС, они представляют свои счета с расчетом данного налога. При государственном субсидировании налоги на оплату работ (услуг) из этих средств не применяются.

Однако при выделении субсидии из муниципального бюджета отчисления на налоги вполне возможны. В разъяснении Минфина России от 15.04.2016 г. № 02-01-11/21926 указано, что финансовые средства, выделенные налогоплательщику в качестве субсидии из государственной казны на компенсацию расходов на оплату работ (товаров), налогами не облагаются. Поскольку эти денежные ресурсы не имеют отношения к оплате товаров (услуг), продаваемых самим налогоплательщиком.

При выдаче субсидии для оплаты полученных услуг (товаров), продаваемых налогоплательщиком, НДС применяется на общих основаниях. Такое же мнение выражает и Верховный суд. Так, постановление от 11.03.2014 г. № ВАС-1897/14 гласит, что мероприятия компании, направленные на ремонт и содержание муниципального имущества МКД, переданного под руководство управляющей компании, не являются работами (услугами), входящими в перечень товаров, стоимость которых контролирует государство.

Поскольку управляющая компания не придерживалась положений Налогового кодекса РФ (в части вышеупомянутых статей 146 и 154) в использовании цен, принятых на уровне государства, суд первой инстанции и далее кассационный суд постановили, что подобное финансирование принадлежит к базе, облагаемой НДС. Все действия, выполняемые управляющей компанией, не имеют отношения к работам льготных категорий, равно как и их стоимость не контролируется государством, следовательно, НДС исчисляется на общих основаниях.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль