Повышение эффективности энергосбережения в масштабах МКД

53
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Несмотря на многие изменения, произошедшие за последние годы в энергосбережении, повышение его эффективности в сфере ЖКХ до сих пор не сдвигается с мертвой точки.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Почему возникла программа повышения эффективности энергосбережения.
  • Есть ли резерв повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ.
  • К чему сводится задача УО в повышении энергоэффективности МКД.
  • Какими методами можно добиться повышения эффективности энергосбережения.
  • Как выбрать методы, подходящие для конкретного МКД.
  • Есть ли государственные программы помощи в повышении эффективности энергосбережения МКД.

Во-первых, до сих пор нет достоверного учета потребляемых энергоресурсов; во-вторых, повсеместно должны проводиться мероприятия по энергосбережению, но проводятся они исключительно на узких участках; и в-третьих, программа энергоэффективного капитального ремонта фактически не работает. Такой подход, исключающий комплексность и слаженность, не дает никакой экономии.

С тех пор, как в силу вступил федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прошло уже порядка 7 лет, но положительных изменений, в частности, повышение эффективности энергосбережения в целом не наблюдается. Мероприятий программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности проводится все еще не так много, как хотелось бы государственным органам в рамках нашей огромной страны.

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2022 года

Внутреннее потребление в России тонн условного топлива достаточно велико, оно составляет порядка 64 % от всего ежегодного производства ТЭР (топливно-энергетических ресурсов).

Проведя анализ потребления вырабатываемой энергии, видим следующее ее распределение по отраслям:

  • 25 % приходится на структуры топливно-энергетического комплекса;
  • 20 % – на строительство, промышленность;
  • 20 % – на ЖКХ;
  • Около 10 % – на транспорт и сельское хозяйство.

Мы должны помнить, что одной из гарантий энергетической безопасности государства является повышение энергоэффективности внутри него. А на сегодняшний день проблема энергосбережения касается не только нашей страны, но и всего мира.

Энергосберегающий потенциал нашей страны оценивается в 360-430 млн тонн, при переводе в нефтяной эквивалент это составляет порядка 230-250 млн т., что можно сравнить с совокупным объемом экспортируемых из России нефти и нефтепродуктов. Исходя из анализа, мы видим, что треть энергетического потенциала сосредоточена в ТЭК, четверть в ЖКХ, еще треть в сфере строительства и промышленности, и совсем малая часть приходится на транспорт и сельское хозяйство.

Для того чтобы повысить энергетическую эффективность, в частности, дать старт экономическим, правовым и организационным основам стимулирования в России, 11 ноября 2009 года Государственной Думой и был принят Федеральный закон РФ № 261-ФЗ 7«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Для ускорения экономического роста страны руководящие органы должны задумываться о проведении различных мероприятий по энергосбережению, ключевым из них является программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Задачи УО в управлении МКД согласно программе энергосбережения и повышения эффективности в ЖКХ

Приборами учета коммунальных ресурсов в нашей стране снабжены далеко не все граждане, как известно, поставить счетчики в своей квартире/доме – удовольствие не из дешевых. Даже тот факт, что это разовое мероприятие, далеко не всех заставляет их в своих квартирах размещать. Инженерные коммуникации обладают достаточно высоким износом, и следствием этого являются высокие потери ресурсов, например, воды, тепла. Жители часто жалуются, что информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности практически недоступна.

Все эти факторы в совокупности влияют на ресурсосбережение. В нашей стране, как говорилось выше, оно находится на достаточно низком уровне.

Чтобы обеспечить высокое ресурсосбережение, для начала необходимо решить важные стратегические задачи: определить, с каких домов начать (по приоритетности), т.е. четко выстроить план самих мероприятий; определиться с источниками финансирования программы по энергосбережению и повышению эффективности в ЖКХ.

В различных правовых документах мы уже можем наблюдать ответы на вышеперечисленные вопросы.

Основные обязанности и ответственность за реализацию мероприятий возложена на ТСЖ и управляющие компании, т. е. лиц, ответственных в первую очередь за содержание многоквартирного дома. Если же управляющая компания в многоквартирном доме отсутствует, ответственность будут нести собственники помещений.

Итак, согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже, чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий».

Но в настоящее время низкий уровень организованности жителей и отсутствие правовых норм, направленных на повышение эффективного использования ресурсов, не даст нам решения проблемы.

Расходование ресурсов в многоквартирных и жилых домах должно быть грамотно распределено на различных этапах эксплуатации этих зданий. Например, на этапе строительства и реконструкции – одни нормы расходования, на этапе проектирования, капитального ремонта и эксплуатации совершенно другие.

Исходя из вышесказанного, на каждой стадии жизненного цикла здания определены свои нормы расходования ресурсов, как-то: удельные расходы на водопотребление, электропотребление, вентиляцию и т. д. Но только при поддержке бюджетных источников в полной мере удастся осуществить все необходимые мероприятия по учету этих ресурсов.

Теперь перейдем к контролю за соблюдением необходимых мероприятий. На местах – это управляющее лицо, назначенное самими жильцами, которое будет обеспечивать своевременность оплаты за расходование ресурсов в определенный промежуток времени. Также в число обязанностей этого лица будет входить грамотный расчет стоимости всех необходимых мероприятий.

Каждый гражданин должен в полной мере представлять, за что он платит, а потому управляющая компания или управляющее лицо должно будет предоставить всю информацию по конкретно проводимому мероприятию. Все сведения и расчеты по энергетической эффективности должны быть нормированы и четко определены, а главное – экономически обоснованы. Важно представлять полную картину по выгодным и невыгодным для граждан условиями, на основании целостной картины принимать итоговые решения, которые бы не вызвали споров, сомнений.

Не все мероприятия сможет финансировать бюджет, часть из них, относящуюся к прямой выгоде граждан, например, дополнительный комфорт проживания, мероприятия, увеличивающие в итоге рыночную стоимость квартир, будут финансировать непосредственно сами граждане. Актуальность проводимых мероприятий также является немаловажным аспектом. Не следует забывать о таких факторах, как участие дома в различных региональных и муниципальных программах. Но все зависит от серьезного подхода лиц, проживающих в конкретном доме, во многом от их платежеспособности и стоимости самих программ.

Помимо всех плюсов, основным, конечно, здесь является экономия в денежном эквиваленте, которую при грамотном распределении и потреблении ресурсов граждане будут ощущать из месяца в месяц.

Соблюдение своего главного интереса, а именно налаживания программ энергосбережения в домах, позволяет управляющим организациям, во-первых, расширять свои возможности и прибыль. Достигается это путем увеличения перечня работ и услуг, которые управляющая компания в состоянии предложить заинтересованным лицам (собственникам помещений) по договору управления.

Во-вторых, грамотная управляющая компания всегда будет востребована, к ней будут обращаться при условии, что она сможет достаточно положительно себя зарекомендовать. В нынешних условиях высокой конкуренции и создания недобросовестных компаний управляющая компания с хорошей репутацией будет иметь несомненные преимущества.

За счет сбора средств по договору с собственниками жилья, направленных на модернизацию энергетических систем для обеспечения энергоэффективности, управляющие компании смогут получать прибыль путем осуществления этих программ.

Без эффективной работы управляющих компаний на местах на самом деле невозможно осуществить те всеобъемлющие задачи по повышению энергоэффективности в многоквартирных домах. Масштаб жилищного фонда вынуждает искать пути решения, направленные на четкое, грамотное распределение ресурсов и повышение эффективного контроля повсеместно.

Мнение эксперта

Обязанности управляющих организаций и собственников помещений

Д.В. Пономарев,
главный специалист Группы компаний «Юрэнерго»

Во-первых, вся необходимая информация по содержанию МКД должна быть донесена до собственников квартир в полном объеме путем размещения ее в подъездах или других помещениях, которые относятся к общему имуществу в данном МКД. Донесение информации может быть осуществлено и другими способами, самое главное – результат.

Все мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности конкретного дома должны быть обговорены участниками, и на основании общего мнения принято решение по предложенным мероприятиям.

Расходы по энергосберегающим мероприятиям несут собственники МКД.

В свою очередь, энергосберегающие организации также должны уведомить собственников МКД о том, что мероприятия необязательны, все работы проводятся исключительно по решению собственников МКД.

Мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности в МКД

К перечню мероприятий по повышению энергоэффективности можно отнести следующие:

1. Повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций:

  • использование наружного остекления, имеющего различные характеристики накопления тепла летом и зимой;
  • применение штукатурок, обладающих теплозащитными свойствами;
  • остекление балконов и лоджий;
  • применение теплоотражающих либо солнцезащитных стекол при остеклении окон, балконов и лоджий;
  • установка окон с функцией отвода воздуха через межстекольное пространство;
  • устранение мостиков холода в стенах и в примыканиях оконных переплетов;
  • тамбуры при входных дверях подъездов и квартир;
  • установка современных стеклопакетов с повышенным уровнем теплового сопротивления;
  • использование теплоизоляционных плит для облицовки наружных стен, технического этажа, кровли, перекрытий над подвалом. Может применяться минеральная вата, вспененное стекло, базальтовое волокно;
  • уменьшение площади остекления до нормативных значений;
  • использование системы проветривания микровентиляции;
  • регулярное информирование жителей о состоянии теплозащиты здания и мерах по экономии тепла.

2. Повышение энергоэффективности системы отопления:

  • замена чугунных радиаторов на алюминиевые;
  • установка радиаторов с запорной арматурой, основанной на технологии терморегуляции;
  • применение систем поквартирного учета тепла (теплосчетчики, индикаторы тепла, температуры);
  • реализация мероприятий по расчету за тепло по количеству установленных секций и месту расположения отопителей;
  • установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления. Эффект 1-3 %;
  • применение регулируемого отпуска тепла (по времени суток, по погодным условиям, по температуре в помещениях);
  • применение контроллеров в управлении работой теплопункта;
  • применение поквартирных контроллеров отпуска тепла;
  • своевременное проведение технического обслуживания отопительной системы;
  • установка фильтров сетевой воды в отопительной системе;
  • дополнительное отопление через отбор тепла от канализационной системы;
  • дополнительное отопление при использовании тепловых насосов в подвальном помещении;
  • дополнительное отопление и подогрев воды при применении солнечной энергии и тепловых аккумуляторов;
  • использование трубопроводов из полимерных материалов с низким коэффициентом теплопроводности;
  • энергосбережение путем теплоизоляции труб;
  • переход при ремонте к индивидуальной системе отопления в каждой квартире;
  • создание и проработка административного регламента по энергосбережению.

3. Повышение качества вентиляции. Снижение издержек на вентиляцию и кондиционирование:

  • применение автоматических гравитационных систем вентиляции;
  • установка проветривателей в помещениях и на окнах;
  • применение систем микровентиляции с подогревом поступающего воздуха и клапанным регулированием подачи;
  • исключение сквозняков в помещениях;
  • применение в системах активной вентиляции двигателей с плавным или ступенчатым регулированием частоты;
  • применение контроллеров в управлении вентсистем;
  • применение водонаполненных охладителей в ограждающих конструкциях для отвода излишнего тепла;
  • подогрев поступающего воздуха за счет охлаждения отводимого воздуха;
  • использование тепловых насосов для выхолаживания отводимого воздуха;
  • использование реверсивных тепловых насосов в подвалах для охлаждения воздуха, подаваемого в приточную вентиляцию;
  • регулярное информирование жителей о состоянии вентсистемы, об исключении сквозняков и непроизводительного продува помещений дома, о режиме комфортного проветривания помещений.

4. Экономия воды (горячей и холодной):

  • установка общедомовых счетчиков горячей и холодной воды;
  • установка квартирных счетчиков расхода воды;
  • установка счетчиков расхода воды в помещениях, имеющих обособленное потребление;
  • теплоизоляция трубопроводов ГВС (подающего и циркуляционного);
  • подогрев подаваемой холодной воды (от теплового насоса, от обратной сетевой воды и т.д);
  • установка экономичных душевых сеток;
  • установка в квартирах клавишных кранов и смесителей;
  • установка шаровых кранов в точках коллективного водоразбора;
  • установка двухсекционных раковин;
  • установка двухрежимных смывных бачков;
  • использование смесителей с автоматическим регулированием температуры воды;
  • регулярное информирование жителей о состоянии расхода воды и мерах по его сокращению.

5. Экономия электрической энергии:

  • замена ламп накаливания в подъездах на люминесцентные энергосберегающие светильники;
  • применение систем микропроцессорного управления частотно-регулируемыми приводами электродвигателей лифтов;
  • замена применяемых люминесцентных уличных светильников на светодиодные светильники;
  • применение фотоакустических реле для управляемого включения источников света в подвалах, технических этажах и подъездах домов;
  • установка компенсаторов реактивной мощности;
  • применение энергоэффективных циркуляционных насосов, частотно-регулируемых приводов;
  • пропаганда применения энергоэффективной бытовой техники класса А+, А++.
  • использование солнечных батарей для освещения здания;
  • регулярное информирование жителей о состоянии электропотребления, способах экономии электрической энергии, мерах по сокращению потребления электрической энергии на обслуживание общедомового имущества.

6. Экономия газа:

  • переход жильцов на программируемое отопления в квартирах;
  • применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками в блок котельных;
  • настойчивые рекомендации по применению газовых горелок с открытым пламенем в экономичном режиме;
  • применение энергоэффективных газовых горелок в топочных устройствах блок котельных;
  • применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками к квартирным системам отопления;
  • использование в быту энергоэффективных газовых плит с керамическими ИК излучателями и программным управлением.

Исходя из средних экономических расчётов, вполне реально снизить затраты по энергообеспечению одного многоквартирного дома примерно в 4 раза, а в целом по районам и областям это огромные цифры, заставляющие задуматься.

Имеет смысл, конечно, проводить работы только в тех домах, которые простоят еще не один год. В этом случае комфорт и окупаемость идут «в ногу», жильцы обязательно оценят все положительные моменты, открывающиеся для них при рациональном учете энергоресурсов.

Быстро повысить энергоэффективность не получится, но начать стоит, а результаты превзойдут все ожидания.

Мнение эксперта

Подход к энергосбережению должен быть комплексным

И.О. Иванов,
старший преподаватель Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы

Если мы говорим о новых домах, то в них четко должны придерживаться энергосберегающих технологий и никак иначе.

Что касается старых домов, то здесь не приходится ждать такой же отдачи, но программу энергосбережения необходимо и дальше осуществлять последовательно и планомерно.

Дома, включённые в программы капитального ремонта, должны придерживаться энергоэффективной программы с максимальным контролем и учетом потребляемых ресурсов в будущем. Повсеместно должны быть установлены приборы учета, только так можно начать прививать культуру потребления коммунальных услуг.

В целом задача к приведению всех МКД к эффективному потреблению ресурсов сейчас кажется очень сложной, единый норматив повышения энергоэффективности практически не может быть применен. Но прекращать работу никак нельзя, иначе в будущем в системе энергосбережения возникнет никак не поддающийся контролю элемент.

Как составить план энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Чтобы понять, какие конкретно энергосберегающие мероприятия нужно проводить в многоквартирном жилом доме, большой необходимости в проведении дорогостоящего энергоаудита вовсе нет (в среднем, примерная стоимость энергоаудита составляет 100 тыс. руб.)

Многолетний практический опыт позволяет применять достоверные показатели (целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности), рассчитанные не за один год, которые помогают при оценке потребления и потерь жилищного фонда. И кроме того, энергоаудит не является обязательной процедурой, которую проводят энергосервисные компании в основном для того, чтобы оценить будущий финансовый доход от своих проектов.

И тем не менее, если необходимость в точной оценке энергопотребления, мест потерь, инженерном оборудовании домов все же есть, то энергоаудит вам, конечно, здесь поможет.

Оптимизацию энергопотребления важно проводить исходя из реальной необходимости в конкретных мероприятиях по повышению энергетической эффективности. Управляющая компания в общем-то и должна заниматься этими вопросами; информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности полностью доступна ей, а оценка оптимизации будет проводиться по ряду показателей:

Критерий 1. Актуальность мероприятия — степень необходимости и срочности проведения.

Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18 (ред. от 20.05.2017) установлены нормативные значения для различных категорий многоквартирных и жилых домов.

В соответствии с уровнем потребления тех или иных ресурсов управляющее лицо должно принимать решения о постановке счетчиков жильцам. Федеральным законом № 261-ФЗ установлена обязательность оснащения домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой и электроэнергии, а также ввода установленных приборов учета в эксплуатацию. Дальнейшее обслуживание счетчиков ложится на плечи жильца, потому как в его собственных интересах осуществлять своевременную сдачу показателей по ним. Таким образом, управляющая компания должна сравнить все имеющиеся показатели по конкретному дому и на основании их сделать выводы о дальнейших мероприятиях по снижению энергозатрат.

На сегодняшний день жилищный фонд находится не в лучшем состоянии. Потому модернизация отдельных элементов и коммуникаций, точечный ремонт и другие мероприятия (не исключающие, а подразумевающие применение современных материалов и технологий) по его совершенствованию приведут к положительным результатам.

Критерий 2. Стоимость мероприятия.

Обычно при расчёте стоимости каких-либо работ применяют определенные нормативы и сметные нормы. Расчётами занимается, как правило, подрядная организация, но можно сделать ту же самую работу и самостоятельно. Это расчетный метод.

Второй метод, о котором поговорим, подразумевает использование данных по аналогичным мероприятиям. Это вся возможная информация по производителям, оборудованию, размещению госзаказов и т. д. Это метод аналогов.

Критерий 3. Эффективность реализации мероприятия.

Эффективность проводимых мероприятий правильнее всего оценивать за определенный период времени нарастающим итогом. От того, насколько точно будет оценена эффективность конкретного мероприятия, судят о дальнейшем его развитии, либо, наоборот, о сведении к нулю затрат на него. Владельцы квартир, конечно, как никто заинтересованы в эффективности проводимых мер.

Эффект от проводимого мероприятия при этом лучше планировать с учетом инфляции, ведь повсеместно год от года происходит только повышение цен и тарифов на услуги ЖКХ.

Для того чтобы оценить эффективность проводимого мероприятия, используют следующие методы:

  • нормативный метод;
  • метод прямого счёта.

Первый подразумевает использование обоснованного количества ресурсных показателей. Ко всем показателям при данном методе можно применить определенную норму, согласно которой происходит расчет потребления.

Второй определяет планируемую эффективность в предстоящем периоде с использованием нормативно-технических документов (например, различные СНИПы).

При расчете эффекта также нужно учитывать соразмерность используемых и полученных значений показателей. Например, производители светодиодной продукции декларируют значительный эффект от ее внедрения, несмотря на значительную ее стоимость. В реальности «всплывают» недостатки: некомфортный световой спектр, быстрое выгорание кластеров. Кроме того, если в доме были установлены люминесцентные лампочки с низкой мощностью (20–40 Вт), которые горели с перебоями, быстрого эффекта от их замены на прогрессивные аналоги не получится.

Критерий 4. Доступность реализации мероприятия для граждан.

Доступность услуг в сфере ЖКХ является самой животрепещущей темой для жильцов многоквартирных домов. Прежде всего потому, что управляющие компании не всегда могут соразмерно возможностям населения оценить предлагаемые услуги.

Тут необходимо грамотно подойти к вопросу цены и срока выплаты.

Также управляющей компании следует провести оценку изменения платежей за определенную услугу до и после проведения определенных мероприятий: их рост или, наоборот, снижение.

Когда мы видим построчно, как меняется тариф на каждую из услуг, предоставляемую нам ЖКХ, то легче представить, за что платятся и куда тратятся деньги. Поэтому рекомендуем провести УО такой наглядный анализ всех показателей и проводимых ими мер заранее.

Мероприятия по модернизации и энергоэффективности в зависимости от степени их сложности являются малозатратными и дорогостоящими. Если первые из них все же возможно осуществить за счет собственных средств жильцов либо специальных фондов, то дорогостоящие требуют посторонней помощи, в частности, кредитов и займов, а это не всегда удобно и эффективно, потому как требует погашения с процентами.

Все неизведанное всегда страшно применять на практике, а потому управляющая компания должна будет постараться доказать жильцам в полной мере необходимость проведения тех или иных мероприятий. Условия должны быть непременно выгодными и эффективными, кроме того, их итоговая доступность и актуальность не должна вызывать никаких сомнений.

Критерий 5. Источники финансирования.

Исходя из предоставляемых данных, в большинстве муниципальных образований те средства и платежи, которые поступают за содержание и ремонт жилого помещения, настолько малы, что едва покрывают работы, которые идут на содержание общего имущества. В основном размеры таких плат экономически не обоснованы.

Таким образом, никаких надежд на данные средства нет, программы по энергосбережению нужно реализовывать с помощью других источников.

Все же, как было сказано выше, рассчитывать можно на точечные быстроокупаемые меры, как-то: использование энергосберегающих ламп и датчиков движения, тепловая изоляция и др.

Если обратиться к другим источникам финансирования, то тут в теории мы можем рассматривать:

  • финансирование от ЭСКО (энергосервисных компаний);
  • заемные средства;
  • средства, выделяемые для капитальных ремонтов в рамках региональных и муниципальных программ.

Сразу обговорим некоторые пункты. Заемными средствами управляющая компания, конечно, может воспользоваться, но больше шансов у ТСЖ, т. к. управляющая организация с юридической точки зрения всего лишь стороннее коммерческое лицо. Товарищество собственников жилья же – юридическое лицо, некоммерческая организация, созданная на основе объединения собственников помещений (исходя из определения) для совместного управления теми помещениями этого дома и землями, которые находятся в совместном владении и пользовании (и далее по тексту).

В нашей стране финансовая помощь оказывается таким образом, чтобы иметь наиболее выгодные результаты для участников, помогающих и финансирующих то или иное мероприятие. К сожалению, оказание помощи ТСЖ не является привлекательным вложением денег, нет ни стимулов, ни гарантий.

На помощь ЭСКО многоквартирным домам сейчас также вряд ли придется рассчитывать. Возможно, единственным источником получения финансов остаются банки. Некоторые из них действительно готовы предоставить управляющим лицам кредиты на различных условиях, с которыми необходимо ознакомиться заранее.

Повышение эффективности энергосбережения МКД и экономическая поддержка при капитальном ремонте

Финансовую поддержку государства все же можно получить. В 2009 году был принят Закон № 261-ФЗ, который предусматривает включение мероприятий по обеспечению энергоэффективности зданий в состав работ по капитальному ремонту.

Также Минстроем России разработан полезный проект по проведению энергоэффективного капитального ремонта.

Минстрой России разработал проект постановления правительства (ПП РФ № 18 от 17.01.2017 г) о предоставлении финансовой поддержки на проведение энергоэффективного капитального ремонта. В проекте сказано, что финансирование будет происходить за счет средств Фонда ЖКХ. Достаточно большие средства планируется выделить на его реализацию (около 200 млн рублей); деньги будут направлены на покрытие какой-то части затрат при осуществлении капремонта или на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитам.

Важными аспектами для получения финансовой помощи являются следующие условия:

  • дома не должны подлежать реконструкции, сносу, быть аварийными;
  • в домах должны быть установлены общедомовые счетчики учета ресурсов;
  • в результате проведения капремонта в доме потребление энергоресурсов должно снизиться не менее чем на 10 %.

Все вышеперечисленные условия должны будут повысить энергоэффективность домов, подлежащих ремонту, и в будущем существенно повлиять на сокращение расходов жильцов по коммунальным платежам.

Деньги будут предоставляться Фондом на срок кредитного договора, но не более чем на 5 лет.

5 млн рублей – максимальная сумма выплат, она должна составлять не более половины общей стоимости капремонта дома.

Разберем ситуацию на примере погашения кредита, взятого на капитальный ремонт жильцами: заявку жильцы подают, чтобы впоследствии данный кредит погасить на льготных условиях. Напомним, что жители всех без исключений регионов России могут получить такую же поддержку в отношении капремонта своих домов. Муниципальная программа энергосбережения и повышение энергетической эффективности уже работает.

Пошаговое описание процедуры подачи заявки с последующим получением финансирования:

  • Жильцы подают заявку в муниципальные органы.
  • Муниципальные органы отправляют заявку в региональные органы.
  • Региональные органы отправляет ее далее в Фонд ЖКХ. Фондом ЖКХ непосредственно принимается итоговое решение о выделении средств.
  • Если решение принято положительное, денежные средства направляются в субъект РФ.
  • Субъект перечисляет деньги в местный бюджет.

На местном уровне средства распределяются так, чтобы дом, ожидающий помощи, обязательно получил эти средства. Подтвердить целевое их использование и показать энергоэффективность проводимых работ нужно будет по итогу проводимых мероприятий.

По результатам проведения капремонта каждому дому будет присвоен соответствующий класс энергоэффективности.

  • Классы шкалы энергоэффективности начинаются с латинской буквы G (самый низкий класс) в том случае, если расход энергетических ресурсов превышает норму в 1,5 раза и более.

Самым высоким классом домов являются дома с энергопотреблением, составляющим менее 40 % от базовых норм.

Энергопотребление рассчитывается исходя из этажности домов, показателей уличных температур и дней в отопительном периоде.

  • Высокие классы, такие как B, А, А+, А++, присваиваются только тем домам, которые обеспечены индивидуальными приборами учета энергопотребления (счетчиками), освещением лестничных площадок, лифтов, подвалов и чердаков энергоэффективными лампами (светодиодами), а также приборами автоматического регулирования температуры воздуха в здании.

Чтобы присвоить дому класс энергоэффективности, необходимо обратиться в органы жилищной инспекции с декларацией, в которой будут отражены показатели приборов учета на начало и конец года.

Планируется также размещение информации о фактическом и нормативном потреблении ресурсов каждого конкретного дома. Жильцы в целях уменьшения стоимости его содержания смогут самостоятельно принимать решение об изменении класса энергоэффективности дома.

По средним расчётам, чтобы отремонтировать 12-этажный жилой дом, потребуются денежные средства в размере 8,5 млн рублей.

Программа энергоэффективных капремонтов дает первые результаты: в Ростовской области по ней смогли отремонтировать более двухсот домов. Расходы на ЖКХ в таких домах сократились примерно на 30 %.

Чтобы участвовать в программе капитального ремонта, дому должно быть не больше 60-и лет и не меньше 5. Заявки по осуществлению энергоэффективного капремонта, а также по возмещению части затраченных средств на этот ремонт подавать можно уже в настоящий момент. Чтобы нигде не ошибиться и грамотно рассчитать все шаги, вы можете воспользоваться методикой, разработанной Фондом содействия реформированию ЖКХ. Ее можно увидеть на сайте http://fondgkh.ru/ в разделе «Как получить финансирование / Финансовая поддержка капитального ремонта в 2017 году».

В помощь гражданам была разработана специальная программа «Помощник ЭКР», которую можно найти на сайте Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. «Помощником ЭКР» и его компонентами можно пользоваться бесплатно, без лицензионных отчислений неограниченное время.

При входе в Помощник вам нужно будет внести сведения о доме, в котором планируется проведение ремонта, а «Помощник ЭКР», в свою очередь, предоставит информацию по оптимальным экономически эффективным мероприятиям.

В результате все показанные Помощником ЭКР данные могут использоваться жильцами для дальнейшего оформления заявки на включение в капитальный ремонт.

Мнение эксперта

Энергосбережение – вопрос не только средств, но и культуры жильцов

Иванов И.О., 
старший преподаватель Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы

Главной причиной того, что собственники неохотно поддерживают программу энергосбережения и новых энергосберегающих технологий, является отсутствие культуры экономии и рациональной траты ресурсов.

Услуги в полной мере оказываются собственникам в виде того же тепла, воды, но сколько из того, что потребили жители МКД, действительно было использовано, а не «улетело в форточку» в прямом смысле слова – до этого нет никому дела.

Также причина кроется в несостыковках между платой за фактически оказанную услугу и реальным объемом потребления. Да, действительно, в нашей стране не так давно появилась система прибороучета потребляемых услуг, не все привыкли к экономии. Потому пока не сможем наладить уже имеющуюся систему, вряд ли сможем «перескочить» к системе новых технологий, за которыми, несомненно, наше будущее.

Многие страны давно и с успехом пользуются энергосберегающими приборами, солнечными батареями и другими техническими уже не новинками. Осознанный подход властей и жильцов в совокупности дает положительные результаты много лет. Будем надеяться, что и в нашей стране осознанность окажет верх над культом растрат.

Информация об экспертах

Д.В. Пономарев, главный специалист Группы компаний «Юрэнерго». ООО «ЗАО «Юрэнерго» является управляющей компанией Группы компаний «Юрэнерго» и одним из лидеров российского рынка юридических, консалтинговых, экспертных и энергоаудиторских услуг. История компании началась в 1995 году. За 20 лет успешной работы Клиентами «Юрэнерго» стали более 5000 предприятий, государственных и муниципальных учреждений и организаций, в интересах которых успешно выполнено более 20000 проектов.

И.О. Иванов, старший преподаватель Московского городского университета управления (МГУУ) правительства Москвы.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль