Как проводится проверка общедомовых приборов учета

149
Как проводится проверка общедомовых приборов учета
Проверка общедомовых приборов учета считается мероприятием гораздо более важным, чем проверка индивидуальных счетчиков, поскольку правильность работы ОДПУ напрямую влияет на сумму, которую необходимо будет уплатить собственникам жилья. Обычно в каждом из подъездов жилого дома находится один экземпляр контрольно-измерительного оборудования тепловой энергии. В случае его внезапного выхода из строя, негативные последствия возникнут у всего подъезда.

В этой статье вы узнаете:

  • Какие особенности имеет проверка общедомовых приборов учета.
  • Зачем нужна проверка общедомовых приборов учета.
  • Как происходит проверка общедомовых приборов учета.
  • Кто ответственен за проверку общедомовых приборов учета.

Какие особенности имеет проверка общедомовых приборов учета

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 года №344 помещения без ОДПУ облагаются дополнительными повышающими коэффициентами, которые к 2017 году достигли уровня, более чем в полтора раза превышающего предыдущий.

Общедомовые приборы учета позволяют определять объем затраченных ресурсов и устанавливать настоящее числовое значение коммунального ресурса. Оснащение общими приборами учета многоэтажек помогает контролировать ресурсоснабжение и производить оплату ресурсов по факту потребления.

На величину оплаты ресурсов по ОДПУ влияют два фактора: числовое значение ресурса и его стоимость на сегодняшний день. Квартирные собственники могут влиять на первое значение путем снижения затрат коммунальных ресурсов.

Эксплуатация общедомовых приборов учета позволяет:

  • вычислить реальные объемы затраченного ресурса;
  • вносить плату за фактический показатель по вышеуказанным исчислениям;
  • установить границу между потерями ресурса поставщиком и жильцом.

Выбор ОДПУ осуществляется в зависимости от его конструкции и особенностей его установки. В настоящее время рассматриваемые приборы подразделяются на:

  1. Тахеометрический общедомовой прибор учета

С помощью данного прибора представляется возможным:

  • рассчитать объем потребляемого ресурса;
  • определить, какой вместимостью обладает механический или крыльчатый теплоноситель.

К положительным качествам прибора можно отнести его относительно низкую цену. Для применения прибора потребуется фильтр, который обезопасит его от загрязнений.

Важным преимуществом считается срок службы прибора – при наличии специальной батареи он будет работоспособен на протяжении пяти лет. В число достоинств можно включить условия эксплуатации устройства учета – она возможна при высокой влажности, в связи с отсутствием у прибора электронных деталей.

Отрицательными моментами эксплуатации прибора можно назвать: невозможность использования при повышенной жесткости трубопроводной воды; быстрое загрязнение фильтра при наличии каких-либо примесей в теплоносителе, вследствие чего давление теплоносителя будет понижаться и в конечном счете приведет к поломке устройства. Из-за указанных недостатков такие приборы применяются преимущественно в частных домах.

  1. Электромагнитный общедомовой прибор учета

Принцип действия прибора основывается на работе возникающего электрического тока, проходящего через магнитное поле, заключенное в теплоносителе. Данное устройство требует регулярного техобслуживания и устанавливается только специалистом.

Отсутствие своевременного технического обслуживания приведет к загрязнению расходомера, и снять показания прибора учета будет невозможно. Это происходит из-за высокого уровня железа в теплоносителе или неполадок с проводкой.

Систематическое техобслуживание избавит от возможных трудностей в работе с устройством, ведь данные, снятые с таких приборов, характеризуются высокой точностью.

  1. Вихревой общедомовой прибор учета

Принцип действия прибора основан на завихрении, возникающем на препятствующих участках работы теплоносителя. Частота завихрений напрямую взаимосвязана с количеством существующего теплоносителя.

Применение устройства возможно лишь при соответствующих технических возможностях установки прибора. Устройство закрепляется и на параллельных и на перпендикулярных полутрубах, но на некотором расстоянии от него должен находится прямой трубопровод. Для эффективной работы необходимо приобрести фильтр в связи с тем, что устройства данного типа отрицательно реагируют на примеси, загрязнения и смену давления в теплоносителе, однако все эти факторы не оказывают влияния на чистоту данных прибора учета тепловой энергии.

Для работы вихревому прибору требуется одна батарейка на пять лет.

Особенностью прибора является система управления, позволяющая работникам жилищно-коммунального хозяйства принимать данные с устройства с помощью удаленной операции. Устройство обладает интерфейсом, обеспечивающим передачу информации о возникающих неполадках, благодаря чему можно осуществлять своевременный ремонт и поддерживать необходимый уровень обслуживания общедомового прибора учета.

  1. Ультразвуковой общедомовой прибор учета

Данный вид устройства учета осуществляет свою работу с помощью ультразвуковой волны, которую пропускает теплоноситель. От того, с какой скоростью проходит вода в трубопроводе, зависит скорость движения волны.

Установка и использование прибора учета находятся в прямой зависимости:

  • от отсутствия загрязнений в трубах;
  • высокой степени чистоты проходящей воды;
  • наличия бесперебойного давления;
  • отсутствия в агрегате воздуха.

Потребуется также установить дополнительные компоненты, позволяющие теплоносителю проходить по всей системе отопления. Соблюдение указанных требований будет способствовать оптимальной работе прибора, при которой можно быть абсолютно уверенным в точности его данных.

Установка и проверка общедомовых приборов учета: вопрос финансирования и административной ответственности

Наличие или отсутствие общедомовых приборов учета в МКД проверяется жилищными инспекторами. В случае если ОДПУ не будет обнаружен, инспекция имеет право выдать предписание об установке или наложить штраф. С чем это связано?

С 6 августа 2017 года надзор за установкой ОДПУ в рамках энергосбережения осуществляет ГЖИ, а не Федеральная антимонопольная служба России, сотрудники которой скорее осуществляли проверки путем изучения документации, после чего накладывали штрафы на ресурсников. Теперь наделенные полномочиями жилищные инспекторы проверяют и выписывают предписания привычным для них УО и жилищным объединениям.

  • Почему управляющим организациям выгодно устанавливать ОДПУ

Если приборы учета отсутствуют – потребление ресурсов исчисляется согласно нормативам потребления ресурсов, в связи с чем стоимость услуг оказывается более высокой.

Нормативные изменения в августе повлекли за собой необходимость оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и услуг. Какова же причина обязательной установки данной системы?

Во-первых, монтаж системы возможен за счет средств капремонта в том случае, если субъектом РФ эта возможность будет включена в перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, что регламентировано ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.

Во-вторых, оснащение МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета, с помощью которой можно одномоментно снимать показания, позволяет производить расчет платы, исходя из показаний системы учета, и собственникам жилой недвижимости не придется принимать решение по данному вопросу на собрании.

  • Кто принимает решение об установке ОДПУ

Оснащение всех МКД приборами учета было запланировано Правительством еще в конце нулевых годов и установлен крайний срок – 1 июля 2013 года. На ресурсоснабжающие организации (РСО) возложили обязанности по установке ОДПУ согласно поступающим заявкам. В течение уже семи лет можно наблюдать работу РСО по установке ОДПУ на средства собственников жилья в МКД. В свою очередь, отсутствие ОДПУ за неимением финансирования со стороны собственников влечет за собой увеличение долга за потребленные ресурсы.

Таким образом, ОДПУ устанавливается на основании совместно принятого решения на собрании собственников жилья, поскольку входит в состав общего имущества жилого дома.

Общим собранием выбирается один из способов установки ОДПУ в МКД:

  • собственными силами (силами организации, управляющей МКД, и подрядчика);
  • силами РСО.

Первый способ характеризуется быстротой и надежностью – собственники осуществляют сбор средств, а УО покупает устройство и устанавливает его.

При выборе второго варианта, когда собственники решают установить устройство учета силами РСО, УО необходимо собрать нужные документы и подать заявку в РСО с целью установки ОДПУ. Но нужно отметить, что покупка прибора также происходит за счет собственников.

  • Как профинансировать установку ОДПУ

В обязанности УО не входит установка ОДПУ в МКД за свой счет. Выделяют три источника финансирования оснащения МКД ОДПУ:

  • целевые средства владельцев квартир в МКД;
  • средства фонда капитального ремонта;
  • бюджетные средства регионального или муниципального уровня.
  • Что делать, если собственники бездействуют

Мы рекомендуем проявить инициативу и для начала выяснить у собственников, каким способом, по их мнению, необходимо произвести оплату установки прибора.

Организация мероприятий по установке, скорее всего, будет возложена на УО в связи с тем, что собственников не слишком интересуют эти вопросы. Следует инициировать общее собрание, на повестке которого рассмотреть вопрос оснащения МКД общедомовыми приборами учета.

В том случае, если вы являетесь управляющей организацией и работаете по договору управления МКД (иному договору с собственниками помещений в МКД), то общий сбор может быть инициирован на основании ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ. Жилищные объединения (ТСЖ, ЖК, ЖСК) не обладают указанными полномочиями, однако, согласно ч. 6 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, они могут провести собрание на основании заявления собственников. Можно составить заявление-просьбу и собрать подписи членов правления жилищного объединения (собственников помещений в МКД). Далее заявление необходимо подписать у других владельцев жилья: нужно набрать 10 % голосов от общего количества голосов собственников в МКД, после чего приступать к подготовке общего собрания.

  • Административная ответственность

Жилищная инспекция имеет право выписать штраф ресурсоснабжающей организации по результатам проверки. Необходимо отметить, что штрафные санкции устанавливаются не только ввиду отсутствия прибора учета, но и за отказ его установить. Часть 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на юрлиц, размер которого варьируется от 50 до 100 тысяч рублей.

Условием привлечения РСО к ответственности является наличие заявления на установку ОДПУ, которая не была произведена по субъективным причинам.

Если отсутствие ОДПУ обусловлено тем, что собственники инициативу не проявили, вследствие чего заявку на установку прибора не подали, то привлекать к ответственности некого, УО не может выступать ответчиком по вышеуказанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако инспекторы при проверках делают ссылку на ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, согласно которой лицо, ответственное за содержание МКД, обязано проводить мероприятия по энергосбережению, включенные в региональный перечень, в отношении совместного имущества в МКД. А обязанностью собственников является финансирование указанных мероприятий.

Оснащение МКД приборами учета является обязательным, если данное мероприятие содержится в региональном перечне, но опять же, согласно жилищному законодательству, которое, в свою очередь, указывает на необходимость принятия решения на собрании жильцов. Административная ответственность установлена только для лиц, поставляющих коммунальные ресурсы, а именно для РСО.

Мнение эксперта

Любовь Чеснокова,
главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Мы подготовили три аргумента, которые рекомендуем озвучить жилищному инспектору.

  1. Решение об установке в МКД приборов учета коммунальных ресурсов является компетенцией совместного собрания собственников помещений в МКД, так как ОДПУ включается в состав общего имущества (ч. 1 ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
  2. Подать заявку в РСО для оснащения многоэтажки ОДПУ можно исключительно по результатам общего собрания жильцов МКД.
  3. Административная ответственность за отказ от установки в МКД приборов учета коммунальных ресурсов предусмотрена только для РСО (ч. 12 ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В ответ на предписание сотрудника жилищной инспекции установить ОДПУ мы рекомендуем инициировать общее собрание для решения данного вопроса.

Установка и проверка общедомовых приборов учета: 2 схемы

Нередко у граждан возникает много вопросов, касающихся порядка установки приборов учета: какие именно приборы можно эксплуатировать, как узнать их класс точности, кем осуществляется установка счетчиков, какой пакет документов для этого необходим, влечет ли отсутствие прибора учета наступление ответственности и т. д. Оперативно получить ответы на интересующие вопросы можно у квалифицированного специалиста – поставщика потребляемого ресурса.

Всем известно, что проведение мероприятий по содержанию ОДПУ (установка, замена, обслуживание) является довольно стабильным бизнесом, контролировать который желают как управляющие организации, так и поставщики энергоресурсов, несмотря на то, что надзирающими инстанциями за данной деятельностью являются антимонопольные органы и Роспотребнадзор.

Главная роль в организации оснащения МКД приборами учета принадлежит поставщикам электроэнергии, поскольку они разрабатывают оптимальную схему деятельности в случае поступления обращений потребителей.

Предлагаем к рассмотрению существующие схемы.

  •  «Договор о сотрудничестве»

С целью привлечения потребителей и для того, чтобы они могли сделать заказ на работы по электроснабжению помещений в каком-либо сервисе либо заочно (через интернет-сервис), при помощи «договоров о сотрудничестве» привлекаются компании-партнеры. Такие компании предназначены для решения организационных и финансовых вопросов с клиентами.

Как проводится проверка общедомовых приборов учета

Финансово-правовая схема для гарантирующего поставщика

Результатом указанного алгоритма может быть агентский договор по модели договора поручения, согласно которому заключение соглашений с клиентами будет прерогативой гарантирующего поставщика. В соответствии со ст. 1005 Гражданского кодекса РФ «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала». Данная норма позволяет максимально снизить для ГП риск возможных разногласий по качеству и стоимости проведенных работ, и ГП в данном случае не будет признан платежным агентом, поскольку оплата зачисляется на счет исполнителя, или принципала.

Законодательством установлены определенные нормы, которые гарантирующий поставщик должен соблюдать в случаях проведения мероприятий, касающихся содержания прибора учета энергетических ресурсов (монтаж, замена, эксплуатация), если они осуществляются для собственников жилых домов и помещений в МКД:

  1. Деятельность осуществляется поставщиком электроэнергии (пп. 5, 9 ст. 13 Закона об энергосбережении), который также будет исполнителем услуги, при наличии у него соответствующей заявки (п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149). ГП является продавцом на рынке электроснабжения, предлагая услуги по установке, замене, эксплуатации соответствующего оборудования.
  2. Договор между поставщиком и заказчиком – публичный, в связи с чем поставщик не может отказать обратившимся к нему лицам в его заключении (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 2 Порядка, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).
  3. Поставщиком в обязательной форме осуществляется уведомление потребителей о том, что они имеют право обратиться за установкой приборов учета именно к нему (подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказ Минэнерго России от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов»).
  4. Заказчику во время подписания договора предлагается погасить задолженность по установке прибора путем рассрочки платежа на пять лет с момента заключения соглашения. Исключение составляют случаи, когда потребитель изъявил желание одномоментно внести всю сумму или выбрать меньший период рассрочки (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении).
  5. Монтаж, замена и эксплуатация приборов учета электроэнергии может осуществляться лицами, которые отвечают требованиям, установленным нормативными актами для проведения указанных мероприятий (п. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Работники, выполняющие данные виды деятельности, должны пройти обучение и последующую аттестацию, что указано в п. 2 Положения об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007). Но иметь допуск от саморегулируемой организации не обязательно, так как данный вид работ не влияет на защищенность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

      6. Систематическое оповещение потребителей по поводу имеющихся исполнителей услуг, осуществляющих монтаж приборов учета, также входит в обязанности поставщика, поскольку установка ОДПУ способствует экономии поставляемых в жилой дом энергоресурсов и оптимизации их использования (пп. М3 п. 5 ст. 12, п. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 10 раздела «Система электроснабжения» Перечня мероприятий, утв. приказом Минрегиона России от 02.09.2010 № 394).

То есть существует риск признания соглашения, подписанного гарантирующим поставщиком с исполнителем мероприятий по установке приборов учета, нарушением законодательства о защите конкуренции.

  • Договор субподряда

Представленная ниже схема договорных отношений относится к вариантам, исключающим риски.

Но на практике могут возникнуть трудности применения данной схемы гарантирующим поставщиком из-за ряда причин, к которым следует отнести: необходимость самостоятельного урегулирования с заказчиком организационных вопросов по заключению и исполнению договора об установке прибора учета; невыгодные для поставщика льготные условия по рассрочке платы за монтаж устройства; возможность привлечения к ответственности за нарушение сроков и качества выполнения работ, а также в случае причинения ущерба имуществу иных лиц (соседей, общему имуществу многоквартирного дома).

Рекомендации по выбору схемы сотрудничества

В сложившихся условиях целесообразно фиксировать факт самостоятельного выбора клиентом подрядной организации. В качестве рекомендаций, снижающих риски привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, можно предложить:

  1. В письменной форме ознакомить заказчика:
  • с нормами правовых актов об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, об обязательности приборного учета ресурсов;
  • с льготными условиями оплаты по договорам об установке приборов учета;
  • с перечнем организаций, оказывающих услуги в сфере учета энергоресурсов, в т. ч. с правом обратиться непосредственно к гарантирующему поставщику.

      2. Обращение потребителя с заявлением об установке приборов учета направлять в адрес подрядной организации — партнера.

      3. Не размещать рекламную информацию о компаниях-партнерах на платежных документах.

      4. При очном обслуживании потребителей предоставлять им возможность ознакомиться в полном объеме:

  • с информацией о деятельности компании, предоставляющей услуги, о квалификации и специализации ее сотрудников, о стоимости работ и услуг;
  • с примерными сроками выполнения работ и услуг;
  • с образцами применяемых приборов и оборудования.

      5. Размещать в открытом доступе коммерческие предложения о заключении партнерских договоров о сотрудничестве с любой отвечающей требованиям законодательства компанией. Обеспечить фактическое заключение таких договоров с несколькими основными участниками рынка данных услуг.

Какую схему работы выбрать, оценив приведенные риски, каждая организация вправе решать сама. Главное – не нарушать интересы потребителей коммунальных услуг.

Как часто должна проводиться проверка общедомовых приборов учета

Поскольку учетно-измерительное оборудование во время эксплуатации претерпевает большие нагрузки и обладает достаточно продолжительным сроком службы, осуществить тестирование общедомовых приборов учета намного сложнее, чем проверить индивидуальные аналоги. Проделывать такую работу могут исключительно представители специализированных организаций, которые имеют разрешение на определенный вид деятельности.

Поскольку УО является ответственной за сохранность прибора, в ее обязанности входит своевременный вызов мастера. При проверке могут быть выявлены неисправности, которые окажут непосредственное влияние на размер средств, взыскиваемых с жителей многоквартирного дома, то есть с помощью своевременной замены или ремонта счетчиков можно осуществить экономию денежных средств собственников жилья.

Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах отсутствуют универсальные требования, предъявляемые к тестированию измерительных приборов, которые можно применить ко всем их видам, собственники сооружений и управляющие компании все-таки обязаны проверять рассматриваемые устройства. Систематичность проверок будет определяться типом оборудования, а также интервалами его работы, установленными производителем данной техники.

Лучший способ осуществления своевременных проверок оборудования – заключение договора обслуживания контрольно-измерительных устройств с компанией-подрядчиком, которая будет проделывать необходимые процедуры с оптимальной частотой и уведомлять заказчика о необходимости проведения профилактических работ.

Мнение эксперта

Поверка или проверка общедомовых приборов учета

Иван Молчанов,
ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго»

Рассмотрим отличительные особенности поверки ОДПУ и проверки его показаний. Поверка является метрологическим мероприятием, а ОДПУ — средством измерения объемов потребленных ресурсов.

Действующее законодательство, а именно ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», определяет поверку СИ как систему действий, которые проводятся с целью подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

С технической точки зрения, поверка является, по сути, проверкой устройства с помощью специального оборудования. Поверка проводится в отношении следующих средств измерений: выпускаемых из производства и ремонта, получаемых из-за границы, находящихся в эксплуатации и хранении.

Вышеуказанный нормативный акт относит проведение поверки к компетенции аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250 определен список СИ, проводить поверку которых могут только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Перейдем к проверкам приборов учета. Необходимо проводить проверки ИПУ, в которые входит: диагностика его состояния, установление факта наличия/отсутствия, контроль за достоверностью показаний (п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Кто ответственен за проверку общедомовых приборов учета

Практика показывает, что и по сей день большинство УК не до конца поняли, за чей счет должна осуществляться проверка ОДПУ.

Суммы, затраченные на установку ОДПУ, включаются в список расходов на совместное имущество квартирных собственников. Перечень такого имущества утверждается на собрании владельцев квартир жилого дома (пункт 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

Прямой обязанностью владельца жилой недвижимости является финансирование содержания общего имущества, которое осуществляется пропорционально имеющейся доле в праве общей собственности. К способам такого финансирования относят: взносы на содержание, ремонт жилых помещений, оплату капремонта (ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ). Решается также вопрос включения затрат на ОДН в статью содержания совместного имущества МКД.

К мероприятиям по содержанию и ремонту общего имущества дома законодательство (подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) также относит обеспечение эксплуатации приборов учета водных ресурсов, электроэнергии, газа (сюда же входит техобслуживание, проверка и т. д.).

Контроль над состоянием рассматриваемых устройств осуществляется УК или ТСЖ (в соответствии с избранным способом управления жилым домом). Минстрой России 18 сентября 2015 г. опубликовал письмо № 30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг». Данный документ гласит, что в обязанности исполнителя коммунальных услуг входит поддержание постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и прочего оборудования, предусмотренного перечнем общего имущества собственников помещений МКД, к поставке тех или иных ресурсов с целью предоставления коммунальных услуг жильцам дома. Содержание имущества подразумевает также надлежащую эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.

Вне зависимости от избранного способа управления МКД (УО, ТСЖ, жилищный кооператив и т. д.) обеспечивать надлежащую эксплуатацию приборов учета будет лицо, назначенное ответственным за содержание общего имущества в МКД. Расходы на эксплуатацию входят в оплату содержания жилого помещения. Ответственным за содержание и подготовку к эксплуатации рассматриваемого устройства является исполнитель коммунальных услуг, который по истечении двух месяцев обязан устранить нарушения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приготовить прибор учета к поставкам ресурсов, необходимых для предоставления жителям МКД.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль