Система управления ЖКХ требует срочной реорганизации

39
Фото © shutterstock.com
Фото © shutterstock.com
Распад Советского Союза и перестройка привели к реформированию экономики и переходу от командно-административной системы управления к рыночным отношениям. Но это преобразование затронуло не все сферы, нуждавшиеся в новом подходе. Например, система управления ЖКХ до сих пор остается жесткой, бюрократической, неэффективной. Она все еще работает по старым схемам, не отвечающим требованиям современного рынка.

В статье вы узнаете:

  • Какие проблемы были свойственны системе управления ЖКХ в прошлом.
  • С какими проблемами система управления ЖКХ сталкивается сегодня.
  • Почему систему управления ЖКХ необходимо реорганизовать.
  • Какими путями необходимо достигать совершенствования системы управления ЖКХ.
  • Как диспетчеризация поможет совершенствовать систему управления ЖКХ.

О том, с какими проблемами сталкивается сегодня система управления ЖКХ и о возможных путях их решения, мы поговорим в этой статье.

С какими проблемами сталкивалась система управления ЖКХ в прошлом

В наследство от плановой, или административно-командной, экономики системе управления ЖКХ досталась жестко централизованная иерархическая структура. В общих чертах она выглядит так:

Система управления ЖКХ требует срочной реорганизации

В соответствии с этой иерархией управление основывалось на подчинении двум структурам: Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и местному самоуправлению. Такое устройство работало за счет права Минжилкомхоза РСФСР самостоятельно выбирать и назначать руководителей каждой отрасли, а также выделять денежные ресурсы и обеспечивать отделения материально-технической базой в соответствии с государственными планами. Ни одно из предприятий системы управления ЖКХ в России того периода не было независимым. Любое финансирование лишь покрывало убытки и, как правило, поступало из общественных фондов. Подобный подход к управлению коммунальным хозяйством в государстве был оправдан лишь существующей на тот момент экономической системой.

Управленческая структура была организована таким образом, чтобы все явления и процессы жилищных хозяйств регулировались центром, находящимся на верхнем уровне власти. Хотя сами хозяйства в то же время принадлежали к зоне ответственности локальных Советов, самостоятельность этим организациям была недоступна. Например, некоторые предприятия ЖКХ не являлись даже юридическими лицами. Следовательно, принятие решений на местах было невозможным. При такой системе управления ЖКХ абсолютное большинство вопросов решалось верхушкой структуры. Централизованный характер жилищно-коммунальных хозяйств подтверждает также и тот факт, что услуги ЖКХ предоставлялись на монопольной основе, и целесообразность данного подхода была обусловлена вовсе не технологическими факторами, как в случае с водопроводом и теплоснабжением. Подобный подход к управлению сферой ЖКХ исключал конкурентные взаимоотношения даже в области эксплуатации жилых помещений. При этом законодательство не ограничивало монополию коммунальных организаций.

Когда в перестройку командно-административная система перестала функционировать, ее место заняли рыночные отношения и свободная конкуренция, имущество коммунальных хозяйств и обязанность обеспечивать граждан услугами ЖКХ перешли к муниципальным властям. Муниципалитеты были вынуждены самостоятельно создавать систему управления ЖКХ на местах. Предприятия переживали банкротства, реформы, реорганизацию, а затем возникали новые комитеты, отделы и организации, регулирующие оказание жилищно-коммунальных услуг в регионах страны. Это привело к формированию собственной управленческой структуры в каждом отдельном муниципальном образовании.

Система управления ЖКХ требует срочной реорганизации

Как система управления ЖКХ города работает сегодня

Нынешняя структура ЖКХ также является не слишком эффективной. Во-первых, денежные потоки управляются нерационально, их движение плохо контролируется и недостаточно прозрачно для оптимизации процессов. Во-вторых, в области ремонта и техобслуживания жилого фонда слишком мала доля участия организаций среднего и малого бизнеса, а также гражданских объединений. В-третьих, линейно-функциональная система управления ЖКХ имеет еще одно слабое место: как только рынок расширяется, а объем оказываемых услуг увеличивается, руководство на верхних ступенях иерархии оказывается перегружено задачами.

Одновременно с этим доля руководителей в структуре слишком высока. На каждую тысячу жителей в Российской Федерации приходится три сотрудника жилищно-коммунального хозяйства. Среди них на одного представителя высшего руководства в данной области приходится 8,4 сотрудника (из которых рабочих – 4,58 человека, специалистов – 3,06 человека и всех остальных – 0,76 человека). Показатель плановой трудоемкости одного сотрудника ЖКХ в месяц составляет 60 %.

Еще одной серьезной проблемой системы управления ЖКХ в России является повсеместное применение давно устаревших методов работы, которые не дают развиваться рыночной конкуренции в области жилищного хозяйства, а это, в свою очередь, мешает привлечению инвестиций, повышению качества оказываемых услуг и уменьшению их себестоимости.

Опыт других стран показывает, что поддержка рыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг приводит к их качественному улучшению. В Германии инвесторы были привлечены в эту область продажей акций, что вызвало появление десятков предприятий, вступивших в конкурентную борьбу с муниципалитетом. Голландия выработала свой механизм развития ЖКХ: там создаются ассоциации собственников жилья (примерно как ТСЖ в России), которые голосованием назначают правление. А выбранное руководство разрабатывает план, считает и расписывает бюджет примерно на десять лет, нанимает специалиста, ответственного за техническую пригодность дома в течение всего периода его эксплуатации ассоциацией.

Почему необходима реорганизация системы управления ЖКХ

На данный момент рынок коммунальных услуг в России сформирован вокруг государственных унитарных предприятий, общее число которых по всем регионам страны превышает 11 600 организаций. При этом интересы учредителей далеко не всегда удовлетворяются работой этих муниципальных предприятий, а сама организационно-правовая форма и законодательная база жилищно-коммунального хозяйствования часто усложняют деятельность МУП. Негативные последствия подобных явлений говорят в пользу того, что в системе управления ЖКХ в России форма управления хозяйственными обществами была бы предпочтительнее – они более управляемы, чем унитарные предприятия, лучше поддаются контролю и имеют ограничение по долговым обязательствам.

Реформирование имеющихся организаций требует научного подхода и системности процессов. Это может быть реализовано через создание холдинговой структуры управления ЖКХ. Это позволит одновременно интегрировать предприятия коммунальной сферы в рыночные отношения и сформировать единую политику для проведения реформ в жилищном комплексе.

Движение к рыночному механизму взаимодействия в системе управления ЖКХ требует обязательного проведения таких мероприятий, как:

  • последовательное реформирование предприятий, обслуживающих сферу жилищного хозяйства;
  • уничтожение препятствий и барьеров, усложняющих или вовсе запрещающих гражданам создавать управляющие компании и товарищества собственников;
  • обеспечение одинакового доступа всех игроков на рынке к инфраструктуре ЖКХ, возможность войти в число компаний, оказывающих ЖКУ;
  • организация открытых аукционов для того, чтобы многоквартирные дома, жители которых не смогли выбрать форму управления, могли определиться с управляющей компанией. При этом вся информация о предлагаемой системе управления ЖКХ и стоимости услуг предприятия должна быть оглашена заранее.

Для формирования рыночного механизма в области жилищно-коммунальных услуг в соответствии с предлагаемым планом понадобятся следующие шаги:

1. Первый уровень: городской

На данном уровне власти должны сформулировать и зафиксировать требования к договору доверительного управления, условия его заключения и расторжения (например, в силу невыполнения взятых на себя обязательств).

Местное самоуправление как орган, формирующий заказ в системе управления ЖКХ на муниципальном уровне, обязано разработать и поддерживать единый инструмент финансирования жилищного фонда города.

2. Второй уровень: районный

Управляющие компании должны оказывать услуги и отвечать за работы в области капитального ремонта и эксплуатации зданий и коммуникаций жилищного фонда отдельного региона или района. Органы власти могут покупать блокирующий, или, иными словами, контрольный, пакет акций и влиять на решения и работу предприятий, реально конкурирующих в условиях рынка.

В свою очередь, эти компании получат право независимо от интересов администрации подписывать контракты с потребителями услуг. В такой системе управления ЖКХ предполагается конкурсное участие в распределении муниципальных заказов, допускающее к борьбе все профильные предприятия на этом рынке услуг.

3. Третий уровень: жилой дом

Здесь также рекомендуется осуществлять конкурсный отбор управляющих домом. Выбранный руководитель ТСЖ, дома или жилого комплекса определяет подрядчиков, обозначает стоимость работ и контролирует, чтобы оплачивалась только реальная деятельность, а не простой рабочей силы, чем часто грешит современное управление многоквартирным домом в системе ЖКХ.

Стимулирование рыночной конкуренции на уровне жилых комплексов и даже отдельных домов ведет к развитию малого бизнеса в сфере ЖКУ, а последствиями этого становятся: оптимизация расходов на модернизацию и ремонт, рост производительности. Интересным ходом может стать привлечение жильцов-должников к работам по улучшению жилищного фонда: либо появится дополнительный трудовой ресурс, либо платежи станут поступать регулярнее.

Как должно проходить совершенствование системы управления ЖКХ

Созданию экономических отношений рыночного склада в сфере жилищно-коммунального хозяйствования будет способствовать изменение организационно-правовой формы унитарных предприятий. Предлагается их акционирование с целью создания коммунальных акционерных обществ и выведения компаний из-под управления местных властей. При этом муниципалитет сохраняет рычаг воздействия на образованные АО, так как владеет долей имущества из уставного капитала организации. Но в то же время городское самоуправление не сможет вмешиваться в оперативное регулирование и процессы компании и перестанет быть центральной силой в системе управления ЖКХ.

Важной составляющей процесса акционирования является гарантия того, что коммунальное акционерное общество выполнит все свои обязательства, будет по-прежнему функциональным предприятием и обеспечит качественное обслуживание жилищного фонда. А также то, что АО, действуя на основании публичного договора, будет оказывать услуги каждому обратившемуся потребителю и жителю. Так как публичный характер взаимоотношений подразумевает, что компания в системе управления ЖКХ обязана оказывать свои профильные услуги всякому, кто захочет заключить с ней договор, не отказывая никому, не выбирая одних клиентов в ущерб другим. Исключением могут быть только случаи, когда АО не имеет технической возможности оказать услугу.

Преобразование государственных предприятий в сфере ЖКУ в акционерные общества – процесс, приводящий:

  • к достижению целей муниципального самоуправления в области ЖКХ силами АО (модернизация инженерных сетей, капитальный и текущий ремонт жилья и т.д.);
  • сознательности и ответственности коммунальных хозяйств как самостоятельных субъектов за результаты своей работы и эффективность затрат;
  • возникновению интереса частных инвесторов в отношении системы управления ЖКХ в России.

Государственные предприятия данной сферы предлагается преобразовывать в открытые акционерные общества, которые будут считаться правопреемниками изначально существовавших МУП. Унитарное предприятие по закону может передать вновь созданному АО свои права и обязанности посредством передаточного акта.

В появляющемся акционерном обществе следует определить соотношение заемных и собственных средств в уставном капитале, а для этого нужно выяснить, какой объем инвестиций будет направлен в АО. К финансированию системы управления ЖКХ в стране важно привлечь те градообразующие предприятия, которые в постперестроечный период передали муниципалитету жилые здания, инженерные коммуникации и социальные учреждения (ясли и садики, профессиональные училища, гостиницы и т. д.)

Повлиять на структуру уставного капитала коммунальных акционерных обществ может и внесение в него городского имущества.

Муниципальное образование как материнская компания должно владеть частью акций коммунального АО. Для эффективного воздействия на работу предприятия эта доля должна составлять не менее двадцати пяти процентов от общего пакета и одной акции дополнительно.

Следует отметить, что не стоит допускать приватизации сотрудниками имущества жилищно-коммунальных организаций. Это может привести к тому, что иные коммерческие структуры (в том числе криминальные) получат возможность выкупить акции у нелояльных членов коллектива (например, у тех, кого не устраивает заработная плата). А приобретение этих акций позволит им влиять на систему управления ЖКХ на муниципальном уровне.

Согласно фактам владельцы акций из числа рядовых сотрудников не объединены общим интересом и не видят своей выгоды в улучшении предприятия, качества его услуг и производства. Потому более разумно продавать часть акций на льготных условиях руководителям компании. Это должно стимулировать их стремление к финансовой независимости предприятия.

Система управления ЖКХ обычно имеет линейно-функциональную структуру и жесткую иерархию руководства. Однако такое устройство проигрывает на большом рынке при росте объема услуг, так как приводит к чрезмерной нагрузке на высший менеджмент. Чтобы устранить этот недостаток, рекомендуется изменить организационную форму предприятия и его структуру с целью перераспределить обязанности и зоны ответственности сотрудников. Оптимальной в данной сфере представляется матричная организация процессов, так как она более пригодна для развития компании и имеет очевидные достоинства. О них поговорим подробнее.

Во-первых, матричная структура дает возможность сокращать иерархические цепочки и создавать рабочие группы для управления многоквартирным домом в системе ЖКХ по принципу территориальной близости.

Во-вторых, матрица позволяет задействовать только ту часть команды, которая нужна здесь и сейчас. Допустим, есть многоквартирный дом, перешедший в оперативное управление с комплексом дополнительных ЖКУ. В таком случае обслуживание дома потребует участия разных отделов и сотрудников: бухгалтера, управляющего домом, рабочих групп (ремонтной, санитарной и др.). За жизнеобеспечение здания в целом будет отвечать управдом, а за решение отдельных вопросов – руководители подходящих групп. С другой стороны, если по договору дому требуется только обеспечение эксплуатационных требований и техобслуживание, то необходимость привлекать всех участников управленческой цепи исчезает, позволяя экономить трудовые ресурсы.

В-третьих, система управления ЖКХ, имеющая матричную структуру, приспособлена для быстрого перераспределения рабочих групп с целью устранения экстренных ситуаций.

В-четвертых, она позволяет в случае увольнения или болезни сотрудников оперативно страховать и заменять рабочие группы, не вырывая звеньев из цепи и не затрагивая всей управленческой вертикали.

Для увеличения доходности компаний жилищно-коммунального комплекса можно перевести их на упрощенную систему налогообложения. При этом между разными управленческими уровнями ЖКХ возникнут более прозрачные финансовые отношения. Холдинг в рамках системы управления ЖКХ должен привлекать и включать активы других участников рынка жилищно-коммунальных услуг: местных предприятий энергоснабжения, ремонтных и строительных фирм, компаний, занимающихся благоустройством и санитарной обработкой и др.

Речь идет о такой модели организации жилищного фонда, которая включает в себя обязательное выстраивание конструктивных и взаимовыгодных отношений с жильцами. Здесь они играют две существенные роли: они и совладельцы имущества, и потребители коммунальных услуг. В связи с этим значимым становится формирование и правовое подтверждение института объединения собственников жилья в товарищества, общества и т. д.

Поскольку форма открытого акционерного общества позволяет коллективным владельцам жилых помещений становиться акционерами, то их интересы будут учитываться при управлении многоквартирным домом в системе ЖКХ. По плану уставной капитал предприятия должен состоять из следующих долей:

  • 9 % – инвестиции от частных лиц (в том числе и вложение интеллектуальной собственности, например технологий управления);
  • 40 % – финансовые вложения компаний-инвесторов;
  • 51 % – недвижимое имущество, внесенное местным самоуправлением.

Если управляющая компания оказывает другим организациям (например, предприятиям газо-, энерго- или водоснабжения) услугу по сбору платежей с жильцов здания, то плата за предоставленную услугу перечисляется на лицевой счет предприятия. Управляющая компания оформляет договоры с организациями, предоставляющими ЖКУ.

В системе управления ЖКХ первостепенным вопросом для управляющих компаний является отслеживание актуального состояния жилых зданий, составление планов текущего или капитального ремонта фондов, изучение новинок и открытий в области энергосбережения, разработки строительных материалов и др. В настоящее время цены на энергетические ресурсы постоянно растут, а значит, внедрение новых технологий вот-вот станет необходимым для удержания размеров оплаты на приемлемом уровне.

Для того чтобы аварийные ремонтные мероприятия могли быть достаточно и своевременно финансированы, в системе управления ЖКХ обязателен к осуществлению непрерывный мониторинг жилищного фонда и основанное на данных наблюдениях долгосрочное планирование профилактических ремонтов.

Местное самоуправление должно организовать деятельность подразделений, работающих для создания и поддержки товариществ собственников жилья, совместно владеющих недвижимостью. В составе таких подразделений будут полезны методические и консультационные кабинеты, помогающие передавать опыт ТСЖ и других подобных объединений. В этой области нужны следующие виды помощи от местной администрации:

  • обучение и развитие профессиональных навыков у работников, управдомов, бухгалтеров, членов правления в товариществах собственников жилья;
  • информирование населения через СМИ о системе управления ЖКХ, о позитивных результатах работы ТСЖ и кондоминиумов, а также об актуальных законах;
  • оптимизация финансовых процессов, финансирование товариществ собственников. Поиск материальной поддержки ремонта и эксплуатации жилищного фонда, помощь в переходе на самостоятельное финансирование;
  • разработка и оформление методики определения трат на эксплуатацию жилых помещений, установление нормативных показателей;
  • предоставление льготных условий товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам и прочим объединениям при пользовании общими владениями и землями. Это должно подталкивать их к коммерческой деятельности в системе управления ЖКХ города;
  • построение схемы накопления отчислений на капитальный ремонт и амортизацию жилых многоквартирных зданий. А также масштабное информирование владельцев жилья о факторах, влияющих на норматив затрат на капремонт и восстановление сооружений. Разъяснение потребителям необходимости делать вклад в состояние жилищного фонда;
  • передача в пользование нежилых помещений, в которых товарищества могут организовать полноценную и непрерывную работу ТСЖ.

При местном самоуправлении должны быть созданы органы, помогающие работе и управлению ТСЖ. Их основными задачами будут:

  • помощь в создании товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, в оформлении документации и предложений по системе управления ЖКХ на муниципальном уровне;
  • услуги по созданию бизнес-планов и регистрационного пакета документов для домовладельцев, проявивших инициативу;
  • аутсорсинговое ведение финансовой и бухгалтерской отчетности товариществ;
  • консультирование объединяющихся владельцев жилья по управленческим, экономическим и юридическим вопросам;
  • подготовка управдомов, бухгалтеров и правления ТСЖ;
  • проведение тренингов и обучающих семинаров по вопросам создания, оформления и функционирования ТСЖ;
  • разработка и распространение информационных материалов;
  • проведение конкурсов для управляющих компаний;
  • создание и подготовка программ системы управления ЖКХ для той части фонда, что является общим долевым имуществом;
  • агитирование собственников.

Предложенное реформирование организаций жилищно-коммунальной сферы приведет к сокращению числа руководителей приблизительно на 23 %, а это, в свою очередь, уменьшит расходы.

Описанные преобразования и факторы говорят о том, что акционирование предприятий, переход в рыночную сферу и стимулирование работы ТСЖ должны не только уменьшить конечную стоимость жилищных услуг, но и привести к росту качества обслуживания, так как коммунальным АО придется отчитываться перед владельцами.

Мнение эксперта

Главная задача реформирования системы управления ЖКХ – диспетчеризация

А. И. Селезнев, 
эксперт-консультант

В вопросе реорганизации и улучшения структуры управления ЖКХ не последнее место занимает проблема технического уровня. Оснащение инженерных сетей и сооружений техникой, которая позволит производить точный и грамотный анализ расхода ресурсов, обеспечивать безопасность, контролировать работу систем, приведет к сокращению расходов на энергию и амортизацию, а также к росту эффективности и результативности управления имеющимися материальными ресурсами.

То, о чем мы говорим, есть диспетчеризация инженерных объектов жилищно-коммунальной сферы. Она должна создать единую интерактивную структуру, состоящую из пульта управления и автоматизированных сетей.

Использование каких инструментов диспетчеризации ускорит реорганизацию системы управления ЖКХ

Создание единой автоматизированной системы невозможно без современных высоких технологий, которые позволяют контролировать и учитывать все процессы.

1. Модернизированная Ethernet-технология («эфирная сеть»)

Информация для системы управления ЖКХ может передаваться посредством пакетов данных по технологии Ethernet. Этот принцип организации сетей был разработан в 70-х годах двадцатого века и с тех пор модернизируется. Изначально концепция работы заключалась в том, что пакетные данные отправлялись в общий эфир с указанием ПК-адресата, таким образом информация доходила до всего оборудования в сети, но обрабатывалась только назначенным получателем. Этот принцип напоминает радиовещание: все станции передают сигналы на приемники, домашнее радио получает их все, но за раз обрабатывает и воспроизводит только один.

В настоящее время почти все пакеты информации отправляются через коммутаторы, увеличивающие уровень безопасности и скорость обмена данными. Существуют разнообразные технологии, вроде Ethernet-транспорта, Ethernet-интерфейса и сервисов, используемых в своих специфических областях. Например, Ethernet-транспорт экономит материальные средства и время на развертывание пакетно-ориентированных сервисов.

Технология Ethernet для системы управления ЖКХ может быть полезна благодаря следующим особенностям:

  • относительно простое использование;
  • снижение трудозатрат на применение;
  • выгодное соотношение стоимости технологии и скорости отправки данных;
  • оптимизация расходования электроэнергии, в том числе на охлаждение работающей аппаратуры;
  • экономическая выгода за счет низкой стоимости Ethernet-технологии в установке, тестировании, обучении сотрудников работе с ней, а также в эксплуатации и капитальных расходах (согласно статистическим исследованиям использование данного вида диспетчеризации в системах управления ЖКХ на муниципальном уровне оказывается на 61–63 % дешевле, чем применение VPLS и MPLS для городских сетей);
  • безопасность и стабильность использования (например, диспетчерская панель в сети Ethernet светодиодная, а это не только экономически выгодно, но и просто и эффективно расходует энергоресурсы. При этом число звеньев в цепи передачи данных существенно сокращено благодаря отсутствию излишнего интерфейса, что минимизирует шанс внезапной поломки аппаратуры);
  • устойчивость и производительность в экстремальных условиях (например, при работе рядом с агрессивными препаратами, в жестких климатических условиях или с чрезвычайно сильным электромагнитным полем). При обстоятельствах, усложняющих передачу данных в системе управления ЖКХ, вводится ограничение на расстояние до наблюдаемого объекта (до полукилометра от пульта диспетчера) и пробрасывается кабель Ethernet из оптоволокна.

Однако Ethernet-технология имеет и свои слабые места, работа над которыми активно ведется производителями, формирующими новые стандарты (такие как IEEE802.1aq Shortest Path Bridging, идущий на смену старому Spanning Tree Protocol). Основными недостатками на сегодняшний день являются: наличие порога по количеству пользователей в сети, нехватка готовой технологии для отслеживания и анализа сервисов, а также отсутствие инструментов, ограничивающих многоадресный трафик.

2. Мобильная аварийная диспетчеризация

Применяется на различных объектах жилищно-коммунального хозяйства в аварийных ситуациях (например, в котельных), использует следующие технологии:

  • Обычные сети GSM и короткие текстовые сообщения (SMS). Сначала определяется перечень значимых состояний котельной, возможных аварий и проч., затем настраивается основной номер адресата и страховочные телефоны для дублирования сведений о происшествии. В случае аварии или любого иного события из сформированного списка объект наблюдения отправляет сообщение о нем диспетчеру. Для автоматизации системы управления ЖКХ в гористой местности, в лесу, тайге и при других сложных условиях этот вид диспетчеризации подходит оптимально: он использует беспроводную связь, не требует особого оборудования или программного обеспечения, прост в настройке и применении.
  • Беспроводные 3G-, 4G-, GPRS-сети и мобильная связь. Плюсами технологии являются ее невысокая стоимость, легкость внедрения, отсутствие требований к расстоянию между диспетчером и объектом мониторинга, высокая производительность и скорость работы. Также стоит отметить хороший уровень безопасности и защиты технологии от незаконных подключений к сети.

Однако главным и существенным минусом мобильной диспетчеризации становится существование территорий, где покрытие сети слишком слабое, а потому связь либо не настраивается в принципе, либо пропадает непредсказуемо.

3. Wi-Fi-технологии мобильной диспетчеризации

Однако недостатки предыдущего способа централизации системы управления ЖКХ устраняются технологиями Wi-Fi, которые могут быть применены так же, как и сети сотовой связи.

Мобильная диспетчеризация посредством Wi-Fi – это беспроводной многофункциональный канал передачи данных, который можно применять не только для работы диспетчерского пульта, но и для любого скоростного обмена информацией и цифрового воздействия на объекты, находящиеся друг от друга не далее 30 километров. Wi-Fi не имеет зон слишком слабого покрытия, как та же сеть GSM. Однако и эта технология не идеальна. Во-первых, ситуацию усложняет то, что антенны, настраивающие беспроводной мост, должны находиться в прямой видимости относительно друг друга. Во-вторых, стоимость и эксплуатационные расходы растут вместе с расстояниями между объектами системы управления ЖКХ, которым требуется диспетчеризация. Чем дальше друг от друга сооружения, тем более мощные и дорогие антенны понадобятся для обмена данными.

4. Компьютерно-телефонная интернет-диспетчеризация

Этот вид централизации и автоматизации технологических процессов в области ЖКХ должен включать в себя такие инструменты, как Интернет и локальные сети, IT-технологии, IP-телефонию и прочие достижения в сфере связи. Кроме того, вариантами такой диспетчеризации могут быть мобильные и Wi-Fi-технологии, 3G- и 4G-доступ в сеть, беспроводная связь GPRS, системы и контроллеры, применяемые в «умном доме».

Все это применяется для централизованного сбора и передачи информации о функционировании инженерных систем жилищного фонда.

Достоинства данного вида диспетчеризации:

  • скорость оповещений об экстренных случаях и непредвиденных ситуациях;
  • рост эффективности работы инженерной инфраструктуры за счет оптимизации системы управления ЖКХ;
  • относительная простота в регулировании режимов и функций контрольно-измерительной аппаратуры, возможность создать наиболее удобную схему доступа к инструментам контроля и управления коммунальными системами конкретных объектов;
  • интеллектуализация аккумулируемых и анализируемых данных (возможность преобразовать информацию в формат таблиц, диаграмм, графиков, мнемосхем и др.), хранение данных в компактных и удобных систематизированных архивах.

5. Единая комплексная автоматизированная инженерная система управления и автоматизации (аббревиатура – ЕАИС)

Под ЕАИС для системы управления ЖКХ понимают программное обеспечение в комплексе с аппаратурой, позволяющей с диспетчерского пульта быстро и эффективно управлять работой разнообразных систем жилого комплекса и собирать с них информацию. Речь идет о таких вещах, как тепло-, электро- и водоснабжение, системы вентиляции зданий, лифты, пожарные сигнализации и многое другое.

ЕАИС может сочетаться с масштабными системами вроде «Системы-112» или «Безопасного города».

Централизация посредством единой автоматизированной инженерной системы, во-первых, позволяет экономить ресурсы, например находить благодаря анализу самые энергозатратные места в цепи и оптимизировать расходы. Во-вторых, ЕАИС снижает роль человеческого фактора в работе аппаратуры, максимально автоматизируя все идущие процессы и переводя управление на диспетчерский пункт.

Благодаря непрерывному мониторингу работы инженерных домовых систем постоянно перепроверяются рабочие параметры на соответствие нормативным показателям. Единая система управления ЖКХ может вовремя прогнозировать сбои и аварии и предупреждать оператора о вероятных поломках.

Так как ЕАИС включает в себя возможность архивировать и сохранять данные о текущих процессах и чрезвычайных происшествиях, то это может пригодиться для формирования отчетов и проведения анализа с целью выработать наиболее реальные нормативы, отметить предельные показатели, найти слабые места в инженерных цепочках и оптимизировать применение оборудования.

6. Единая управленческая диспетчеризация

Этот способ заключается в создании и функционировании общего диспетчерского пункта, который может наблюдать непрерывно и круглосуточно за любым подключенным к нему объектом жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации. Уже сейчас существует практика организации подобных точек централизации. Их создатели предлагают управляющим компаниям и другим поставщикам ЖКУ подключать свои инженерные коммуникации к единому пункту мониторинга, чтобы не только своевременно реагировать на события на объекте, но и иметь доступ к техподдержке, которая в будет в состоянии наладить и поддерживать систему управления ЖКХ и его объектами на любой территории.

7. Модернизированные WEB-контроллеры «умного дома»

Технология «умного дома» успешно масштабируется и на такие сферы, как система управления ЖКХ. Применяемые в ней контроллеры могут совмещаться с Ethernet и через локальные сети или Интернет создавать прямой и быстрый доступ к инженерным системам жилищного фонда: следить за ними, контролировать состояние и работу оборудования.

Настройка контроллера и подключение необходимых пользователю параметров дают диспетчеру возможность доступа к аппаратуре в режиме реального времени. При этом в качестве пульта управления может использоваться практически любой цифровой гаджет: персональный компьютер, смартфон, планшет, ноутбук. Контроль над системой управления ЖКХ и инженерными сетями может осуществляться без установки дополнительного ПО – просто через браузер.

Серьезным достоинством этого варианта диспетчеризации является безопасность: контроллер не содержит никакой операционной системы, а это значит, что он недоступен для хакеров, вирусов, защищен от зависания программ и т. д. Потому направленные оборудованию команды будут получены и исполнены здесь и сейчас.

8. Интернет-ориентированные технологии диспетчеризации 

В основном это такая автоматизированная система управления ЖКХ, где применяется технология web-сервера. Сервер получает запрос клиента, обрабатывает его и обращается к масштабной базе данных. Затем, получив информацию, отправляет пользователю уведомления и сведения. Диспетчер может получить все необходимые ему данные через сеть Интернет, используя стандартную аппаратуру (компьютеры, планшеты, смартфоны) и простое программное обеспечение.

Главные достоинства интернет-ориентированной централизации систем жилищно-коммунальной сферы заключаются в следующем:

  • Гибкость технологии и широкие возможности подстройки к требованиям потребителя.
  • Высокий уровень защиты информации: рабочие данные архивируются и блокируются от незаконного прочтения шифрованием, права доступа настраиваются в соответствии с требованиями организации и позволяют запускать идентификацию диспетчера с целью определения его прав на управление объектами ЖКХ и на обработку информации о них.
  • Значительная скорость работы и производительность.
  • Доступность и простота использования: диспетчеры и руководство компании могут легко в любой момент получить доступ к наблюдаемым объектам системы управления ЖКХ через сеть Интернет.
  • Оперативность сбора, обработки, анализа данных и отправки уведомлений.

9. Спутниковая диспетчеризация

Используется спутниковая связь и наземные станции для централизации управления и мониторинга любых объектов на труднодоступных территориях и в сложных климатических условиях (север, тундра, пустыни, горы, тайга, лесистая местность и т. п.).

10. Электронная диспетчеризация 

Основана на отправке и получении оцифрованных данных посредством электрических сетей. Очевидным преимуществом технологии является быстрота: по такому каналу информация может проходить со скоростью до 200 Мбит/сек.

Технологии диспетчеризации развиваются и набирают обороты, их разработчики и издатели пытаются интегрировать диспетчерские системы в масштабные комплексы автоматизированного управления. Дальнейшая эксплуатация и модернизация таких объединений должна быть полезна не только для системы управления ЖКХ в России, но и для экономики в целом. Это обусловливается общими тенденциями рынка, двигающегося в сторону автоматизации, уменьшения трудовых затрат, внедрения новых технологий и индивидуализации предложений для конечного потребителя услуг.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль