Нормативы потребления коммунальных услуг в 2017 году

237
В данной статье мы поговорим о том, что такое нормативы потребления коммунальных услуг, как их определяют, как часто они подвергаются пересмотру, а также представим другую полезную информацию.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Как рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг.
  • По каким формулам рассчитываются нормативы коммунальных услуг.
  • Кто устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг.
  • Почему разнятся нормативы потребления коммунальных услуг.

Чем определяются нормативы потребления коммунальных услуг

Далеко не каждый дом и квартира оборудованы приборами учета ресурсов (счетчиками). Если они отсутствуют, тогда жильцам начисляют суммы, рассчитанные по количеству проживающих, или учитываются квадратные метры площади жилья. Другими словами, они платят по нормативам.

Периодически нормативы меняют. Именно поэтому важно понимать, что такое нормативы потребления коммунальных услуг и как они формируются, что служит основанием для данных изменений и как часто это повторяется; а также почему в одном и том же регионе жильцы могут получать квитанции с совершенно разными суммами.

Стоит отметить, что нормативы потребления коммунальных услуг могут быть действительно разными даже на соседних улицах.

Пример. В начале 2013 года в Республике Хакасия утвердили новые нормативы потребления коммунальных услуг. Изменения также затронули сферу электроэнергии. Важно понимать, что для собственника однокомнатной квартиры с установленной электроплитой месячный норматив составляет 268 кВт. А для владельца дома при равных условиях – 763 кВт. Это определяется тем, что на нормативы, кроме всего прочего, оказывают влияние конструктивные особенности зданий.

Что понимают под нормативом потребления коммунальных услуг? Норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунальных ресурсов, применяемым для выявления размера оплаты коммунальной услуги при отсутствии приборов учета.

Почему нормативы потребления по отоплению различаются в разных городах

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются:

  • средней температурой наружного воздуха за отопительный период;
  • расчетной температурой наружного воздуха с целью проектирования;
  • продолжительностью отопительного периода, отличающегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8 °С и ниже.

Из-за климатических показателей в населенных пунктах одного региона России могут быть большие различия в потреблении тепловой энергии на отопление при прочих равных условиях. Климатические условия определяют, основываясь на информации, предоставляемой гидрометеорологической службой, за предыдущие 5 отопительных периодов подряд.

Например, в Вологодской области выделяют пять температурных зон, отличающихся друг от друга климатическими условиями, и, следовательно, нормативы на отопление при этом тоже разные. К тому же нормативы отличаются по конструктивным и техническим характеристикам (этажностью зданий, годом постройки).

Как устанавливаются нормативы, как ведется расчет

Нормативы потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) устанавливаются в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 27.02.2017). Расчет производится по формулам данных Правил.

Как часто пересматриваются нормативы

Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг – минимум 3 года, и на протяжении этого срока нормативы потребления коммунальных услуг не пересматриваются, исключения составляют случаи, предусмотренные Правилами.

Нормативы потребления коммунальных услуг пересматриваются, если:

  • изменяются конструктивные и технические параметры, степень благоустройства МКД или жилого дома, климатические условия, при которых объем потребления коммунальных ресурсов (холодная, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) в МКД или жилом доме меняется более чем на 5 %;
  • вносятся изменения в Правила в части.

Норматив потребления коммунальных услуг на ОДН

Под общедомовыми нуждами (сокращено ОДН) понимают платежный ресурс в системе жилищно-коммунального хозяйства, высчитываемый в соответствии с состоянием части ресурсов, расходуемых на обслуживание и содержание МКД. Так, к примеру, по электроэнергии в сумму общедомовых нужд вносят плату:

  • за энергию, потребляемую домофонами;
  • за освещение мест общественного пользования (такие помещения, как тамбуры, подъездные лестничные площадки и приподъездные территории;
  • технологические потери;
  • за энергию, потребляемую лифтами и иным электрическим оборудованием, используемым в общедомовых нуждах. Оно может быть представлено видеокамерами, насосами, системами автоматического теплорегулирования и т. д.

За холодную воду в сумму ОДН входят затраты, связанные:

  • с поливом газонов и палисадников;
  • мытьем лестничных площадок;
  • внутридомовыми потерями в водосетях;
  • промывкой коммуникационных сетей.

За горячую воду в сумму общедомовых нужд входят расходы, связанные:

  • с внутридомовыми потерями в водосетях;
  • со сбросом воды в стояке в случае, если в МКД ремонтируются радиаторы;
  • с технологическим проливом системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовкой системы отопления.

Тепловая энергия ОДН расходуется на отопление помещений.

Способы расчета ОДН, согласно Постановлению № 354, разнятся, в зависимости от того, присутствуют или отсутствуют в МКД общедомовые приборы учета. В том случае, когда дом оборудован теплосчетчиками, ОДН будут рассчитываться, исходя из того, какова разница между объемом, указанным на приборе учета.

Данную разницу равномерно распределяют между собственниками жилых помещений в соответствии с занимаемой площадью. Таким образом, расходы на ОДН на трехкомнатную квартиру будут больше, чем на двух- или однокомнатную; также данный показатель определяется количеством жильцов на жилплощади.

Нормативы потребления электроэнергии, отопления и водоснабжения определяются и утверждаются органом местного самоуправления по каждому отдельному региону.

Когда предоставляют коммунальную услугу низкого качества и (или) с перерывами, длительность которых превышает законодательно установленные, сокращают размер оплаты вплоть до освобождения от внесения платы за квартиру и ОДН.

Тем не менее, когда жилец временно отсутствует (находится в отпуске, командировке и т. д.), в этом случае размер платы за коммунальные услуги на ОДН не подлежит перерасчету.

Когда потребителю устанавливают скидку на оплату коммунальных услуг, то она распространяется и на ОДН – при расчете применяют соответствующую скидку. Когда предоставляются компенсации и субсидии отдельным категориям граждан, размер платы за к/у не сокращается. Сумма данных субсидий и компенсаций начисляется непосредственно лицам, для которых они предназначены.

Формулы расчета

Размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на ОДН выглядит следующим образом:

Piодн = Viодн х Tкр, где

  • Viодн – объем коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН в МКД на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
  • Tкр – тариф на данный коммунальный ресурс, который был установлен в соответствии с законодательством РФ.

В том случае, когда МКД оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ):

Объем электроэнергии, израсходованный за расчетный период времени на ОДН, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, рассчитывают по формуле, которая выглядит следующим образом:

Нормативы потребления коммунальных услуг , где

  • Vд – объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в МКД, выявленный в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В ситуациях, которые предусмотрены п. 59 (1) Правил, для расчета размера оплаты к/у используют объем (количество) коммунального ресурса, высчитанный согласно положениям вышеуказанного пункта;
  • Vuнеж.– объем (количество) коммунального ресурса, использованного за расчетный период времени в u-м нежилом помещении, который определен согласно п. 43 Правил;
  • Vvжил.п.– объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в v-м жилом помещении, в котором не предусмотрен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета;
  • Vwжил.п– объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период времени в w-м жилом помещении (квартире), которое оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) счетчиком коммунального ресурса, которым определяется, исходя из показаний данного прибора учета. В ситуациях, указанных в п. 59 Правил, размер оплаты к/у высчитывается на основе объема (количества) коммунального ресурса, определенного в соответствии с положениями вышеуказанного пункта;
  • Vкр – определяется согласно п. 54 Правил; объем определенного вида коммунального ресурса (электрической энергии, газа), потребленного за расчетный период времени исполнителем в процессе производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), также использованный исполнителем с целью предоставления потребителю коммунальной услуги по электро- и (или) газоснабжению;
  • Si – общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в МКД;
  • Sоб– общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД.

Нормативы потребления коммунальных услуг – перерасчет платы по результатам проверки ИПУ

Жильцы многоквартирных домов желают получать коммунальные услуги бесперебойно, но далеко не всегда хотят их оплачивать. Многие предпочли бы платить меньшую сумму, но не за счет экономии того или иного ресурса, а за счет эксплуатации определенного оборудования, влияющего на работу счетчиков.

В соответствии с законом управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК – другими словами, исполнители КУ в МКД – осуществляют периодические проверки работы ИПУ. Данное обязательство закреплено в пп. 82–84 Правил предоставления к/у собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В качестве исполнителя КУ в МКД вы должны осуществлять ряд проверок, а именно контролировать:

  • состояние счетчиков, установленных в помещениях собственников (ИПУ);
  • достоверность показаний ИПУ.

Проверки работы индивидуальных приборов учета бывают нескольких видов, периодичность их приведена в таблице:

Нормативы потребления коммунальных услуг

Удостоверьтесь, что жильцы не вмешивается в работу ИПУ и не занижают показания, которые предоставляют. Результат проверки ИПУ оформляется в виде акта, на его основании высчитывают плату за КУ.

Особенности расчета и перерасчета оплаты коммунальных услуг по результатам проверки зависят от различных обстоятельств:

  • если потребитель впускает вас в квартиру, проверка счетчиков произведена успешно;
  • или собственник квартиры не допустил вас в помещение, проверка не осуществилась.

Расчет платы за КУ, если потребитель не предоставил показания ИПУ, а срок проверки приборов учета еще не наступил

Порядок расчета определяется видом коммунальной услуги.

Когда мы говорим о любой КУ, которой пользуются собственники жилых и нежилых помещений (за исключением отопления), то оплата зависит от:

  • высчитанного среднемесячного количества потребления КУ, которое потребитель определил по показаниям счетчиков за период не менее полугода;
  • за фактическое время работы ИПУ, но не менее 3 месяцев — если период работы счетчиков составил от 3 месяцев до полугода;
  • опираясь на нормативы потребления соответствующих КУ — если время работы ИПУ составило менее 3 месяцев.

Плату за отопление в том случае, когда для того, чтобы рассчитать размер платы за эту КУ, необходимо использовать показания ИПУ, следует определить:

  • ориентируясь на среднемесячный за отопительный период объем потребления;
  • за фактическое время работы ИПУ, но не меньше чем за 3 месяца отопительного периода;
  • ориентируясь на нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению — если период работы счетчиков составил менее 3 месяцев отопительного периода.

Необходимо соблюдать вышеуказанные правила расчета:

  • с начала расчетного периода, за который собственник жилого помещения не передал вам показания счетчиков;
  • до расчетного периода времени (включительно), за который собственник жилого помещения передал показания приборов учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Данный порядок указан в п. 59 Правил предоставления КУ.

Когда данные указанные периоды истекли, следует рассчитывать плату за КУ по пп. 42 и 43 Правил предоставления КУ, ориентируясь на нормативы потребления коммунальных услуг. Вышеуказанное правило установлено п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг.

После того как потребитель передал показания ИПУ или по результатам проверки состояния и показаний приборов учета, следует произвести перерасчет размера оплаты предоставленных услуг.

Как произвести перерасчет платы за КУ, если проверка ИПУ состоялась

Если в ходе проверки ИПУ вы установили, что счетчик исправен, пломбы на нем в целости и сохранности, но вы обнаружили расхождения между показаниями ИПУ и сведениями об объемом потребляемых КУ, которые предоставил потребитель, следует:

  • произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги;
  • направить пользователю требование внести доначисленную оплату либо уведомить о размере переплаты. Это необходимо сделать до 10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена проверка.

Излишне уплаченные потребителями суммы должны подлежать зачету при оплате последующих расчетных периодов. Перерасчет размера оплаты производится на основании зафиксированных в ходе проверки показаний ПУ.

В том случае, когда потребитель не доказывает иного, объем КУ в размере выявленной разницы в показаниях считают потребленным в течение того расчетного периода, когда была осуществлена проверка.

Как рассчитать плату за КУ, если потребитель не предоставил допуск в жилое помещение для проверки ИПУ

В том случае, когда потребитель не впустил вас в квартиру для осуществления проверки приборов учета, следует оформить акт об отказе в допуске в 2 экземплярах (согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг).

Оплату КУ (помимо отопления), которые были предоставлены в жилое или нежилое помещение, определяют:

  • исходя из высчитанного среднемесячного количества потребления КУ, которое потребитель выявил по показаниям ИПУ за период не менее полугода;
  • за фактический период работы ИПУ, но не менее трех месяцев — если период работы ИПУ составил от трех до шести месяцев;
  • исходя из нормативов потребления КУ — если период работы ИПУ составил меньше трех месяцев.

Плату за отопление определите:

  • исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда при определении размера платы за отопление нужно использовать показания ИПУ;
  • за фактический период работы ИПУ, но не менее трех месяцев отопительного периода — если период работы ИПУ составил меньше чем отопительный период, но более трех месяцев этого периода;
  • исходя из норматива потребления КУ по отоплению — если период работы ИПУ составил меньше трех месяцев отопительного периода.

Такой расчет вы можете применять не более трех расчетных периодов подряд в сроки:

  • начиная с даты, когда вы составили акт об отказе в допуске к прибору учета;
  • до даты проведения проверки ИПУ.

Такой порядок определен подп. «в» п. 59, п. 59 (2) Правил предоставления коммунальных услуг.

По истечении трех расчетных периодов с даты составления акта вы вправе рассчитывать плату за КУ исходя из норматива потребления КУ с учетом (п. 85 (3) Правил предоставления коммунальных услуг):

  • количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении;
  • повышающего коэффициента, величина которого равна 1,5, начиная с 1‑го числа месяца, в котором вы составили акт об отказе в допуске к прибору учета.

Если у вас нет информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах, то рассчитайте объем КУ с учетом количества собственников такого помещения.

По результатам проверки произведите перерасчет.

Мнение эксперта

А. А. Хохлов,
руководитель юридического департамента Bon ton realty

Долг за жилищно-коммунальные услуги – это следствие, необходимо выяснять причины его возникновения. В этом и заключается задача УО. Необходимо искоренять саму причину проблем, иначе долг будет расти, а вопрос останется нерешенным. Решать задачу надо комплексно и системно.

Цель УО состоит не в том, чтобы бесконечно судиться, взыскивать долги через судебных приставов и гордиться количеством победных судебных дел в отчетах, а в создании благоприятных условий проживания. За это УО получает средства в виде платы за жилищно-коммунальные услуги.

Если потребители ваших услуг не оплачивают, хотят поменять УО или способ управления домом, может быть проблема в качестве услуги, которую им оказывают?

Меняя подход к управлению, необходимо собрать информацию у жителей дома о причинах задолженности. Узнав и поняв причины, их можно устранить. Это и повысит качество услуг в доме, и приведет к снижению процента задолженности. Не придется нанимать огромный штат юристов и забрасывать исками суды, не будет самой необходимости постоянно судиться.

Нормативы потребления коммунальных услуг – штрафы в пользу потребителей коммунальных услуг

С введением штрафов в пользу потребителя существенно возрастает ценность доказывания факта ненадлежащего качества коммунальной услуги. Увеличится количество требований о перерасчетах и уплате штрафов.

С 28 декабря 2015 г. вступили в силу изменения в ст. 157 Жилищного кодекса РФ. Введены штрафы в пользу потребителей при предоставлении коммунальных услуг (КУ) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Потребители КУ охотнее будут требовать уплаты штрафов в свою пользу, а также понуждать специалистов Госжилнадзора к поиску лиц, виновных в допущенных нарушениях, и воздействовать на решения судебных инстанций.

Сложившаяся в России некая «презумпция вины» исполнителей КУ, а также усиленно продвигаемая СМИ «концепция вражды между исполнителями и потребителями КУ» приводят к уверенности большей части потребителей, а также представителей надзорных, судебных инстанций, органов государственной власти и местного самоуправления в повальной недобросовестности УО, ТСЖ, ЖСК. Но большинство потребителей безоговорочно верят в злой умысел исполнителей КУ и в то, что они незаконно взимают и присваивают себе денежные средства, которые (исходя из «презумпции вины»), безусловно, подлежат возврату потребителям.

В итоге различного рода штрафы с УО (как в пользу потребителей, так и в пользу бюджетов), понуждения их за свой счет исполнять дополнительные работы и услуги весьма приветствуются потребителями, воспринимаются как неотвратимое наказание заведомо виновного лица.

Надзорные и судебные инстанции часто разделяют такую точку зрения. Да и органы государственной власти прилагают заметные усилия для дискредитации исполнителей КУ и для создания необоснованной дополнительной финансовой нагрузки и увеличения их финансовых рисков.

Пример

В пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354), установлено, что при отсутствии решения общего собрания собственников помещений МКД о распределении объема КУ на общедомовые нужды (ОДН) между потребителями «объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств».

Никто не отрицает, что сам исполнитель не потребляет КУ на ОДН, их потребляют собственники МКД, но оплачивать сверхнормативное потребление должны именно УО. По мнению правительства, такой порядок оплаты коммунальных услуг справедлив. Правда, в том же п. 44 имеется оговорка относительно исполнителей КУ — ресурсоснабжающих организаций (РСО). Вот в этих случаях потребители сами оплачивают КУ на ОДН в полном объеме, а РСО никаких дополнительных расходов не несет и нести не может. РСО в любом случае должны получить стоимость предоставленных коммунальных ресурсов, и оплату этих ресурсов (по крайней мере, в части сверхнормативного потребления КУ на ОДН) должны произвести либо потребители, либо организации, управляющие МКД.

Интересен источник финансовых средств для оплаты сверхнормативного потребления КУ на ОДН: «собственные средства» исполнителя КУ. Под собственными средствами принято понимать уставный капитал и чистую прибыль предприятия. У ТСЖ и ЖСК, например, чистая прибыль отсутствует в силу того, что это некоммерческие организации. Уставный капитал НКО также может не формироваться, то есть быть равным нулю.

Если рассматривать коммерческие УО, то у них возможна чистая прибыль от деятельности по содержанию и текущему ремонту общего имущества и управлению МКД. Однако практически все УО в России задолжали РСО. Следовательно, ни о какой чистой прибыли и речи быть не может. А уставный капитал чаще всего не превышает 10 тыс. руб. Ввиду слабой прогнозируемости объемов сверхнормативного потребления КУ на ОДН высокий финансовый риск УО при исполнении обязанности по оплате этих объемов очевиден. И чем крупнее УО, чем большим количеством МКД она управляет, тем выше эти финансовые риски.

Пример

Мировой судья в Дзержинском районе Оренбурга признал незаконным сбор УО «Урал» «целевых взносов» с собственников помещений на покрытие долга перед «Оренбург Водоканалом». УО задолжала за сверхнормативное потребление холодного водоснабжения.

Прокурорская проверка отметила, что директор УО в нарушение требований Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг вместо погашения долга за счет собственных средств дал распоряжение подчиненным о начислении данной задолженности в графе «целевые взносы» собственникам помещений.

С собственников помещений МКД, находящихся в ведении УО, незаконно собрали 2 млн руб. Их перечислили водоканалу. Постановлением прокурора Дзержинского района Оренбурга в отношении директора УО возбуждено административное дело о нарушении установленного порядка регулирования цен, и его оштрафовали на 50 тыс. руб. По представлению прокурора района производится перерасчет платежей, незаконно начисленных гражданам как «целевые взносы».

Все эти проблемы и «несправедливости» законодательства в отношении УО не принято афишировать. Наоборот, широко пропагандируется создание различного рода организаций, задача которых — уличение исполнителей КУ в нарушениях и преступлениях. Создаются телефонные и интернетные горячие линии, принимающие жалобы на исполнителей КУ. Чиновники, политики и кандидаты на выборные должности органов госвласти и местного самоуправления повсеместно объявляют УО и ТСЖ ворами и обещают «навести порядок» в ЖКХ.

Пропаганда идеи недобросовестности исполнителей КУ не может оставить равнодушными большинство потребителей, которые с некоторым даже удовольствием принимают «концепцию вражды между исполнителями и потребителями», объявляя себя лицами, угнетенными незаконными действиями УО и ТСЖ. Особенно должники за КУ.

Психология потребителя

Потребители, полагающие, что предоставленная им услуга не соответствует установленным параметрам качества, и желающие получить определенную «сатисфакцию», считают, что борьба с исполнителями КУ — дело правое и «борцы за правду» добиваются справедливого наказания виновника, а не просто хотят получить личную выгоду в виде перерасчета или штрафа. Но будет ли соответствовать результат затраченным усилиям?

Право потребителя на перерасчет стоимости КУ ненадлежащего качества и (или) поставляемых перерывами, превышающими установленную продолжительность, давно закреплено действующим законодательством РФ. Однако размер перерасчета зачастую весьма незначителен.

Перерасчетам активно сопротивляются РСО. Если исполнитель КУ произвел перерасчет потребителю, ему затруднительно обязать РСО произвести аналогичный перерасчет в рамках договора ресурсоснабжения. Суды даже при наличии должным образом оформленных документов, подтверждающих нарушение качества услуги по вине РСО и произведенный перерасчет потребителям, исходят из «презумпции вины» исполнителя и отклоняют иски. Во избежание необоснованных финансовых потерь исполнитель КУ стремится уклониться от перерасчетов.

Продолжительность периода нарушения качества услуги чаще всего устанавливается минимально возможной по ряду причин:

  • сложно установить факт предоставления КУ ненадлежащего качества и (или) с большими перерывами (даты и время начала нарушения, период нарушения);
  • невозможно контролировать надлежащее оформление исполнителем КУ необходимых документов (записи в Журнале регистрации обращений потребителей, составление актов и т. п.) и сроки ликвидации нарушений качества услуги;
  • исполнители КУ и РСО заинтересованы в минимизации периода нарушения.

Управляющие МКД оформляют документы с «нужными округлениями и допущениями» и стремятся устранить нарушения по заявлению потребителя в кратчайшие сроки. Если потребитель не заявил о некачественной услуге, УО не считает необходимым устранять неполадки и делать перерасчет, даже если ей известно о таком нарушении.

В итоге потребитель вынужден затратить существенные усилия, чтобы установить факт ненадлежащего качества или превышения продолжительности перерыва предоставления КУ, добиться соблюдения норм законодательства и получить требуемый перерасчет. Затраченные усилия — это время, деньги, нервы. В результате практически все потребители, имеющие представление о процедуре перерасчета, отказываются от предъявления требований.

Потребители, которые не разбираются в процедуре перерасчетов, либо не предъявляют требований, либо нарушают установленный законодательством порядок и не достигают результатов.

С введением штрафов в пользу потребителя существенно возрастает ценность доказывания факта ненадлежащего качества КУ или превышения продолжительности перерыва ее предоставления. Количество обращений о перерасчете (и уплате штрафа) существенно возрастет. Ведь теперь потребитель может претендовать не только на несущественный перерасчет стоимости КУ, но дополнительно получить денежные средства в виде штрафа. Более того, «удачная операция» по взысканию штрафа с исполнителя КУ обязательно приведет к «обмену положительным опытом» с соседями, друзьями, знакомыми, что повлечет за собой цепную реакцию увеличения требований о перерасчетах и уплате штрафов в пользу потребителей.

Потребители-мошенники

Из общей массы потребителей, требующих перерасчеты, выделяются лица, которые фабрикуют факты нарушения качества услуг. Многие УО, ТСЖ, ЖСК сталкиваются с такими.

Пример

При потопе в квартире выяснилось, что пострадавший лишился огромного количества техники, мебели, других предметов интерьера, которые якобы не подлежат использованию после залива. Так, полуразрушенный стол, который владелец квартиры планировал в скором времени выбросить, после залива документально может превратиться в новый кухонный гарнитур, и даже с припиской «две штуки».

Довольно часто можно столкнуться с тем, что владельцы жилых помещений несанкционированно переоборудуют элементы общего имущества — стояки холодного и горячего водоснабжения, отопления и т. д. В случае аварий и порчи имущества по причине несоблюдения технических регламентов при ремонте владельцы помещений уверяют в том, что они не имеют отношения к переоборудованию и на полной ответственности УО, ТСЖ, ЖСК. По закону именно исполнители КУ несут ответственность за состояние общедомовых систем, но никак не собственники помещений, в которых расположены отдельные элементы этих систем.

Такие владельцы помещений стремятся получить личную выгоду, они с легкостью идут на составление фальшивых актов о нарушениях, готовы представить лживые свидетельства в суде, если это принесет им финансовую или иную выгоду.

Данные действия являются абсолютным мошенничеством. Представляется весьма вероятным, что введение штрафов в пользу потребителей будет применяться мошенниками, которые наверняка уже продумывают хитроумные схемы в целях незаконного личного обогащения.

Решения органов ГЖН

ЖК РФ наделил органы Госжилнадзора (ГЖН) полномочиями по установлению виновных при выявлении факта нарушения предоставления качества КУ. Важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

В населенных пунктах, не являющихся региональными центрами, представителей ГЖН нет. Методические рекомендации по определению численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 07.07.1999 № 41, устанавливают нормативную численность, например, инспекторов из расчета один человек на 2 млн кв. м жилищного фонда (общая численность сотрудников ГЖН, включая руководящий состав, отделы информационно-экономического и нормативно-правового обеспечения, установлена из расчета менее 1 человека на 1 млн кв. м жилищного фонда).

Позицию ГЖН можно спрогнозировать с высокой точностью – в нарушениях качества коммунальных услуг практически всегда виновен исполнитель (УО, ТСЖ, ЖСК).

Так, населенный пункт, в котором проживает менее 100 тысяч человек, не может претендовать на то, что вопросами его ЖКХ может заниматься хотя бы один инспектор. При этом количество жалоб потребителей на нарушения качества предоставляемых КУ может быть достаточно велико. Физически один инспектор не может обслужить 60–80 тыс. потребителей КУ.

И речь даже не идет о том, что представитель ГЖН будет выезжать на место – этого никто даже не предполагает. Маловероятно даже, что заявления потребителей вообще могут быть более или менее подробно рассмотрены. Вероятнее, что решения принимаются поверхностно, виновные назначаются быстро и просто, без детальных разбирательств. Для подробных разбирательств не предусмотрены ни человеческие, ни временные, ни финансовые ресурсы.

И выбор виновного из двух организаций: РСО и исполнитель КУ – представляется вполне очевидным. Особенно учитывая два важных фактора.

  1. Любой государственный служащий помнит, что банкротство, реорганизация УО, ТСЖ, ЖСК не вызовет такого резонанса, как банкротство или прекращение деятельности одной из РСО. Смена УО проходит незаметно для большинства жителей, чего нельзя сказать об исчезновении воды, отопления, электричества.
  2. Исходя из «презумпции вины исполнителя КУ» многие инспекторы подсознательно считают УО заведомо виновными. Они психологически готовы к вынесению соответствующих решений и любые сомнения трактуют не в пользу исполнителей КУ.

Позиция ГЖН представляется прогнозируемой с высокой точностью – в нарушениях качества КУ почти всегда будет виноват исполнитель (УО, ТСЖ, ЖСК).

Мнение эксперта

Д. Ю. Нифонтов,
руководитель проекта ЖКХ ЦДО «Акато»

Изменениям должны подлежать ряд законодательных, подзаконных, иных правовых актов. Для этого следует разработать жизнеспособную стратегию, в рамках которой сформировать четкие предложения. Для этого целесообразно взаимодействовать с органами государственной власти, участвовать в совещаниях, заседаниях экспертных сообществ, общественных обсуждениях.

Специфика управления МКД характеризуется:

  • сложностью и противоречивостью жилищного законодательства;
  • отсутствием у УО ресурсов для законотворческой и нормотворческой деятельности;
  • разобщенностью исполнителей КУ.

Давайте внесем некоторую ясность.

Жилищное законодательство зачастую характеризуется противоречивостью, часто неправомерностью и необоснованными толкованиями органами власти и местного самоуправления, а также многочисленными экспертами жилищной сферы, в результате чего усугубляется напряженность в отрасли ЖКХ. В итоге сложно формировать предложения по оптимизации этих норм.

Большинство УО работают в условиях высокого дефицита всех видов ресурсов и высоких кредиторских задолженностей. Даже если выделяются отдельные специалисты и их обеспечивают разработками – это еще не гарантирует эффективности в решении данной проблемы.

Многие УО, ТСЖ, ЖСК осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, при которой невозможно объединение, обмен информацией, взаимные консультации и т. п. Попытки внедрения идей саморегулирования исполнителей КУ, разработка СРО предприятий и организаций сферы ЖКХ, деятельность которых направлена на отстаивание интересов своих членов, обернулись провалом. Практически не существует организаций, способных взаимодействовать с властями от имени исполнителей КУ.

Первые два фактора в действительности довольно трудно преодолеть в короткие сроки, но ликвидировать разобщенность исполнителей КУ, объединить их в составе представительной компании, которая будет способна эффективно защищать интересы УО, ТСЖ, ЖСК перед контролирующими инстанциями – это разумная и вполне реализуемая идея. Рекомендуем УО, ТСЖ, ЖСК активнее выстраивать конструктивные взаимоотношения с собственниками помещений, прежде всего оперативнее и достовернее информировать их.

Имейте в виду, что владельцы помещений являются заказчиками услуг УО, ТСЖ, ЖСК. Они вправе получить подробную достоверную информацию. В том случае, когда потребители не получают необходимой информации, они начинают искать иные источники сведений. А в условиях навязывания стереотипа «концепции вражды» у исполнителям КУ данная информация, как правило, носит отрицательный характер.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 20.11.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44
    Пожалуйста, пройдите регистрацию!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • без ограничений читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • отмечать материалы как "полезные" и они всегда будут в Вашем личном кабинете
    • скачивать формы документов и полезные шаблоны

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль