Энергоаудит нужен и энергоснабжающим, и энергопотребляющим организации

3667
В условиях современной России для большинства предприятий различных отраслей экономики и социальной сферы одной из крупнейших статей расходов являются затраты на электрическую и тепловую энергию. В связи с этим возникла объективная необходимость в более рациональном использовании топливно-энергетических ресурсов тепловой и электрической энергии путем повсеместного внедрения энергоэффективных технологий, учета фактически потребляемых тепловой энергии, холодной и горячей воды, газа, электроэнергии.

По ряду экспертных оценок для российской промышленности в целом характерны расходы на энергообеспечение в размере 30–50% от собственного бюджета. При этом существенная часть таких расходов возникает в результате крайне низкой эффективности использования тепловой и электрической энергии, когда в ряде энергоемких отраслей потребление энергии на единицу выпускаемой продукции в 2–5 раз превосходит показатели экономически развитых стран. Крайне высок в стране уровень потерь электрической и тепловой энергии, достигающий во многих регионах 30% от общего объема потребления и более.

Низкая эффективность использования теплоэнергетических ресурсов (далее – ТЭР) вызвана отсутствием должного приборного учета (что приводит к колоссальным потерям тепловой энергии и теплоносителя в протяженных и сильно разветвленных городских тепловых сетях), а также низкой надежностью централизованных теплоснабжающих систем. Реформирование ЖКХ ведет к прекращению государственного дотирования энергетических предприятий и потребителей их продукции, что обусловливает необходимость приведения тарифов на энергетическую продукцию в соответствие с фактическими затратами на ее производство. В связи с этим остро встает вопрос о проведении мероприятий, позволяющих снижать затраты на производство путем энергосбережения и энергетической эффективности использования ТЭР. Этим и вызвана объективная необходимость обеспечения рационального энергоиспользования путем повсеместного внедрения энергоэффективных технологий, разработки и реализации программ энергосбережения.

Однако пока не проведено обследование, любые количественные прогнозы безосновательны и недостоверны. Стоимость этих работ достаточно высока, многие ресурсоснабжающие организации и предприятия, для которых энергоаудит обязателен по закону, прежде экономили на его проведении. И это объяснимо: качественно выполнить энергетическое обследование могут только специально подготовленные, высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы, и дешево их работа цениться не может. “Экономная” экономика принесла свои плоды – энергоаудит проводился “для галочки”, а сама идея была дискредитирована и, по сути, имела нулевой полезный выход.

К сведению

По экспертным оценкам утечка теплоносителя из сетей достигает 20% транспортируемого расхода, тепловые потери в сетях доходят до 30% отпущенной энергии. Крупнейшим потребителем ТЭР (свыше 40% выработки тепловой энергии в России) является ЖКХ. Ежегодная потребность в расходах на него колеблется в пределах 45–60% от муниципальных бюджетов.

В настоящее время ситуация с адекватной оценкой значимости и необходимости проведения энергетических обследований стала меняться, особенно после введения соответствующих законодательных мер и требований к энергоаудиту. Появился устойчивый спрос на энергетические обследования, и, как следствие, выросли требования к энергоаудиторам и кругу решаемых ими задач.

Законодательная необходимость проведения энергоаудита

Энергоаудит хозяйствующих субъектов и ресурсоснабжающих организаций в настоящее время является требованием законодательства в области энергосбережения и проводится для установления показателей эффективного использования ТЭР.

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” установлено правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Законодательство определяет следующие основные принципы:

  • эффективное и рациональное использование ТЭР;
  • поддержку и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • использование ТЭР с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Основными целями энергетического обследования являются:

  • получение объективных данных об объеме используемых ТЭР;
  • определение показателей энергетической эффективности;
  • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостная оценка.

В соответствии с действующим законодательством деятельность по проведению энергетического обследования могут осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (далее – СРО) в области энергетического обследования, создание и функционирование которых должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”.

Проведение энергетического обследования является обязательным для органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц, а также для организаций:

  • с участием государства или муниципального образования;
  • осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, нефти, нефтепродуктов, тепловой и электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа;
  • совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн руб. за календарный год;
  • проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Организации, для которых энергетическое обследование является обязательным, должны организовать и провести первое обследование до 31 декабря 2012 г., а последующие проводить, как минимум, раз в пять лет.

Полный текст статьи читайте в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера" № 11/2010.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях