Регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами

2840
В результате реформирования жилищной сферы, начавшегося с массовой приватизации жилого фонда, огромное количество квартиросъемщиков стали собственниками своих квартир, что привело к изменению отношений собственности в пределах каждого дома. Действующим жилищным законодательством на собственников помещений возложена обязанность управления многоквартирным домом (далее – МКД), содержания и ремонта не только своих квартир (помещений), но и общего имущества в доме, а также своевременной оплаты коммунальных и жилищных услуг.

В результате реформирования жилищной сферы, начавшегося с массовой приватизации жилого фонда, огромное количество квартиросъемщиков стали собственниками своих квартир, что привело к изменению отношений собственности в пределах каждого дома. Действующим жилищным законодательством на собственников помещений возложена обязанность управления многоквартирным домом (далее – МКД), содержания и ремонта не только своих квартир (помещений), но и общего имущества в доме, а также своевременной оплаты коммунальных и жилищных услуг.

Благодаря реализации положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) созданы условия для формирования и развития рыночных отношений в сфере управления многоквартирными домами и предоставления жилищных услуг, практически реализованы положения о выборе способа управления многоквартирным домом, в массовом порядке создаются управляющие организации (УО), товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), иные специализированные жилищные кооперативы.

По состоянию на 1 июля 2010 г. по данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), доля площади МКД, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления, составила около 97%. При этом приоритет отдается УО. Доля площади МКД, которыми управляют УО, составляет около 70%. Создано более 11 тысяч УО, из которых более 80% – коммерческие организации. Под управлением объединений собственников находится 23% площади МКД.

Следует отметить, что в настоящее время все еще отсутствует необходимое законодательное регулирование, которое определяло бы минимальные требования к качеству и стоимости оказываемых услуг, гарантиям, надежности и профессионализму лиц, осуществляющих управление МКД. В таких условиях возникает немало проблем, связанных с безответственным отношением к содержанию и ремонту общего имущества в МКД, со злоупотреблениями и недобросовестностью управляющих, с правовой незащищенностью собственников жилья, а также их нежеланием и неготовностью исполнять обязанности по содержанию и ремонту, возложенные на них жилищным законодательством.

За 20 лет доля жилищного фонда, находящаяся в частной собственности, увеличилась в 2,5 раза (с 33 до 82,4%). При этом около 80% от общего количества многоквартирных домов находится в собственности граждан.

Обсуждение вопросов регулирования деятельности управления многоквартирными домами продолжается уже около года при участии представителей министерств и ведомств, Государственной Думы, общественных и иных организаций. Предлагается несколько вариантов решения данной задачи. Один из них – это создание института допуска управляющих организаций к осуществлению деятельности управления МКД. Идея такого подхода основана на введении обязательного регулирования деятельности управления МКД как социально значимой и влияющей на безопасность неопределенного круга лиц. В качестве механизма такого регулирования рассматривается саморегулирование, главным регулятивным элементом которого является солидарная ответственность членов в форме компенсационного фонда.

Более того, в рыночной экономике деятельность саморегулируемых организаций (СРО) зарекомендовала себя как лучший механизм выработки единых стандартов деятельности управляющих организаций и осуществления контроля за их соблюдением. Эффективно решается в рамках СРО и вопрос профессиональной ответственности УО, в частности, путем предоставления финансовых гарантий в целях обеспечения ответственности. Членство в СРО при этом является обязательным, иначе от УО не добиться гарантированного выполнения обязательств перед потребителями (гражданами) и качественного результата. А граждане должны быть обеспечены, по крайней мере, минимальным обязательным набором услуг по управлению и содержанию общего имущества в МКД по адекватной цене. Управляющие организации, являясь профессиональными участниками рынка способными нести ответственность, в том числе с привлечением системы СРО, могут обеспечить надлежащее выполнение основных работ, влияющих на безопасность МКД при его эксплуатации. В настоящее время уже идет процесс объединения управляющих организаций на добровольной основе в СРО согласно Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”. 29 января 2010 г. была создана ассоциация “Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью”. По состоянию на 22 сентября 2010 г. членами НОСО УН были уже 33 СРО управляющих недвижимостью, осуществляющие деятельность на территории 41 субъекта РФ и объединяющие более 1133 УО (таблица).

Создание СРО в сфере управления МКД

Период

Количество СРО в сфере управления МКД в России (данные Росреестра)

СРО в составе НОСО УН

2009 г.:

Июнь

1

0

Сентябрь

2

0

Октябрь

2

0

Ноябрь

8

0

Декабрь

18

0

2010 г.:

Январь

20

18

Март

27

21

Май

36

26

Июль

42

30

Сентябрь

45

33

Деятельность по управлению МКД связана с риском причинения вреда как самому дому, так и его жильцам и иным лицам, кроме того, она определяет качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и влияет на стоимость этих услуг для граждан.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль