Совершенствование тарифной политики как инструмент модернизации коммунальной инфраструктуры

13035
Цена (тариф) на жилищно-коммунальные услуги – величина не только синтетическая, но и политическая. Она отражает особенности хозяйственно-финансовой деятельности ресурсоснабжающих организаций, учитывая при этом платежеспособность основной группы потребителей коммунальных услуг, т. е. населения.

Цена (тариф) на жилищно-коммунальные услуги – величина не только синтетическая, но и политическая. Она отражает особенности хозяйственно-финансовой деятельности ресурсоснабжающих организаций, учитывая при этом платежеспособность основной группы потребителей коммунальных услуг, т. е. населения.

Рост тарифов на ЖКУ в 2010 г. не раскрывает существа процесса их образования. Возможно, столь резкое увеличение связано исключительно с переходом в муниципальных образованиях к 100-процентной оплате потребителями экономически обоснованных затрат ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО), но возможно также, оно вызвано стремлением РСО к получению дополнительной прибыли путем банального завышения тарифов без какого бы то ни было улучшения качества предоставляемых услуг.

В любом случае все это свидетельствует об имеющихся перекосах в системе тарифообразования, которая в настоящее время весьма далека от целей повышения эффективности хозяйственной деятельности РСО за счет обновления (модернизации) основных фондов, в т. ч. путем привлечения инвестиций.

Формирование современной политики тарифообразования

Существующая ныне тарифная политика в области ЖКУ формировалась в условиях структурного кризиса экономики и бюджетного дефицита (экономического спада) 1990-х гг. XX в., когда стояла задача смягчить переход к 100-процентной оплате ЖКУ населением.

Формально основным методом регулирования тарифов на коммунальные услуги является согласование РСО так называемых экономически обоснованных затрат. Фактически же суть регулирования сводится к достижению компромисса с регулирующей организацией относительно достаточного для поддержания деятельности РСО размера валовой выручки. В этих условиях целью тарифной политики стала минимизация выручки коммунальных организаций, снабжающих население ресурсами (теплом, водой, электричеством и газом), а также перенос финансовой ответственности за коммунальные услуги, потребленные организациями бюджетной сферы и населением, на иные группы потребителей путем введения механизма перекрестного субсидирования тарифов.

Фактически суть регулирования заключается в достижении компромисса с регулирующей организацией относительно достаточного для поддержания деятельности РСО размера валовой выручки.

В этих условиях из себестоимости услуг ЖКХ были фактически исключены затраты, связанные с перспективными нуждами предприятий: амортизационные отчисления, достаточные для модернизации инженерного оборудования, проведения профилактических ремонтов, осуществления НИОКР, повышения квалификации работников и т. п. Все эти неосуществленные затраты представляли собой потенциал отложенной инфляции, который реализовался по мере выполнения комплексных программ по модернизации коммунальной инженерной инфраструктуры муниципальных образований. Недоучет затрат воспроизводственного характера в ЖКХ стал причиной функционирования его предприятий в режиме выживания. Ориентация тарифного регулирования исключительно на текущие затраты не позволяет РСО привлекать какие-либо иные инвестиции, кроме бюджетных или средств, полученных за счет повышения тарифов для потребителей.

Сегодня величина тарифа на коммунальные услуги устанавливается на основе определения уровня затрат организации по методу “затраты плюс”. Этот метод ориентирует организации коммунального комплекса (ОКК) не столько на повышение эффективности своей хозяйственной деятельности (инновации, снижение издержек) для обеспечения роста прибыли при стабильном тарифе, сколько на постоянное повышение тарифов на оказываемые услуги.

Соответственно, такая категория, как прибыль, присутствует в тарифном регулировании номинально. Фактически же имеет место планирование в составе тарифа “расходов из прибыли”, которые регулируются как затраты, относимые на себестоимость. При потребности в инвестициях, превышающих амортизационную составляющую тарифа, ресурсоснабжающей организации устанавливают инвестиционную надбавку к тарифу. Таким образом, несмотря на формально жесткую регламентацию образования тарифов, их установление остается непредсказуемым как для потребителей, так и для ОКК.

Непредсказуемость образования тарифов

В сложившихся условиях не работает такой важный рыночный механизм, как соответствие между ценой, качеством и конкуренцией. А ведь именно этот механизм должен мотивировать рыночные субъекты на увеличение прибыли не за счет повышения цен, а за счет улучшения потребительских качеств услуг и снижения себестоимости их производства с привлечением все большего объема инвестиций в научно-исследовательские работы и передовые технологии.

При этом регулирование тарифов ОКК осуществляется на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном:

  • надбавки к тарифам ОКК, плата за подключение и тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, а также нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются муниципальными регулирующими органами;
  • индексы предельного роста тарифов для муниципалитетов, тарифы на услуги по тепло- и электроснабжению определяются региональными органами регулирования;
  • на федеральном уровне устанавливаются индексы предельного роста тарифов для субъектов РФ, а также отдельные цены на газ и тарифы на передачу электрической энергии по магистральным сетям, тепловую и электрическую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки и пр.

Как показывает практика, основные проблемы в области тарифного регулирования, тарифы возникают на муниципальном уровне, и вызваны они, в первую очередь, отсутствием квалифицированных кадров и низким уровнем подготовки специалистов, которые этим занимаются. Кроме того, в муниципальных органах имеет место конфликт интересов, связанный с тем, что они владеют объектами коммунальной инфраструктуры, управляют ими и одновременно регулируют их деятельность, устанавливая на их продукцию (услуги).

В муниципальных органах имеет место конфликт интересов, связанный с тем, что они владеют объектами коммунальной инфраструктуры, управляют ими и одновременно осуществляют регулирование их деятельности, включая установление тарифов на их продукцию (услуги).

Региональные органы регулирования фактически дублируют деятельность муниципальных органов в процессе установления тарифов на коммунальные услуги. С одной стороны, они располагают инструментами влияния на решение муниципальных органов регулирования, такими как:

  • установление индексов предельного роста тарифов по отдельным коммунальным услугам;
  • определение индексов предельного увеличения платы граждан за коммунальные услуги;
  • критерии доступности коммунальных услуг для населения.

С другой стороны, возможность региональных органов регулирования контролировать соответствующую деятельность муниципальных органов (в частности, пересматривать решения, не соответствующие решениям вышестоящих инстанций) ограничена.

В процессе регулирования большинство ОКК вынуждено обращаться и в муниципальные, и в региональные органы регулирования, что создает бюрократию и снижает их привлекательность для частного бизнеса. Например, тарифы на тепловую энергию устанавливаются региональными органами регулирования, а нормативы потребления, плата за подключение, надбавки к тарифам и тарифы на услуги по снабжению горячей водой – муниципальными органами. Кроме того, при принятии итогового решения о величине тарифов доминирующим фактором является политическая составляющая – позиция администрации.

Все это свидетельствует о необходимости разработки новых подходов к формированию тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального комплекса, которые должны стать альтернативой традиционному методу формирования тарифов, искажающему рыночные сигналы, снижающему стимулы РСО к эффективной хозяйственной деятельности и ограничивающему им доступ к инвестиционным ресурсам.

Необходимо разработать новые подходы к формированию тарифов на услуги предприятий ЖКК муниципальных образований, которые должны стать альтернативой традиционному методу, искажающему рыночные сигналы, снижающему стимулирование эффективности РСО и ограничивающему им доступ к инвестиционным ресурсам.

Новый механизм тарифного регулирования

Новый механизм тарифного регулирования должен опираться на соответствующие федеральные законы, обеспечивающие прозрачную и долгосрочную ценовую (тарифную) политику, а также открытую для потребителей систему информации о структуре тарифа. Особое внимание следует уделить тому, чтобы изменение тарифов на ЖКУ стало предсказуемым для потребителей и позволяло бы им своевременно приспособиться к переменам.

Для стимулирования перехода к применению долгосрочных тарифов на коммунальные услуги необходимо усовершенствовать законодательство в части:

  • уточнения порядка установления долгосрочных тарифов, в частности с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB); установления параметров регулирования методом сравнения аналогов (бенчмаркинг); использования тарифных меню и перехода к двухставочным тарифам;
  • системы договорных отношений, в частности формирования прозрачных правил и условий договоров управления системами коммунальной инфраструктуры и устранения барьеров для заключения концессионных соглашений, объектами которых являются системы коммунальной инфраструктуры;
  • инвестиционного планирования;
  • установления тарифов с учетом надежности и качества реализуемых товаров и услуг;
  • снижения рисков ОКК, связанных с применением технического регулирования и природоохранного законодательства.

Применение метода RAB в тарифном регулировании

Применение в тарифном регулировании метода доходности инвестированного капитала позволит ОКК осуществлять свою деятельность на основе прозрачной долгосрочной финансовой модели. При этом регулируемым организациям необходимо гарантировать возврат инвестированных средств с экономически обоснованным уровнем доходности, а потребителям обеспечить возможность использования нового объекта коммунальной инфраструктуры, расчеты за строительство которого должны осуществляться в течение всего срока его эксплуатации (аналогично ипотечному кредитованию).

Для успешного применения метода RAB необходимо доверие инвесторов к последовательной и прозрачной политике регулирующих органов. Кроме того, этот метод предъявляет высокие требования к квалификации регулирующих органов и качеству инвестиционного планирования.

Помимо перехода к долгосрочным тарифам необходимо стимулировать и переход к установлению двухставочных тарифов, что позволит точнее сопоставить величину платежей потребителей и расходы организаций, оказывающих коммунальные услуги. В этом случае одна часть тарифа будет зависеть от текущего потребления энергоресурсов, а другая – от капитальных затрат на обслуживание и ремонт сетей и оборудования (мощностей) ОКК.

Таким образом, двухставочный тариф, состоящий из переменной и постоянной частей, может включать инвестиционную составляющую (надбавку к тарифу). Величина оплаты переменной части определяется фактическим потреблением объема коммунальных услуг, а величина оплаты постоянной части – максимально заявленной мощностью коммунальной инфраструктуры. Именно постоянная часть двухставочного тарифа выступает источником инвестиционных средств РСО.

Применение двухставочных тарифов позволяет более справедливо распределять платежи между потребителями в соответствии с реальными расходами на предоставление коммунальных услуг и снижать финансовый риск организаций коммунального комплекса. На рубеже 1990–2000-х гг. практика установления двухставочных тарифов позволила выявить ряд факторов, характеризующих эффективность функционирования РСО.

Пример

При наличии домовых приборов коммерческого учета (счетчиков) тепла потребители оплачивали фактическое потребление этого ресурса (переменные расходы), а также постоянные расходы независимо от показаний счетчиков. Проведенное сравнение фактического потребления тепла населением и оплачиваемых мощностей показало, что активы тепловой компании существенно превышают максимальную потребность города в обеспечении его теплом. Из этого был сделан вывод о том, что потребители регулярно оплачивали постоянные расходы по содержанию и ремонту избыточных мощностей коммунального предприятия с чрезвычайно низким коэффициентом полезного действия.

Результаты применения двухставочных тарифов подтверждают необходимость определения потребности муниципальных образований или их территорий в энергетических и иных коммунальных мощностях, а также в их эффективном функционировании.

Полностью текст статьи можно прочитать в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль