Проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления в части выдачи разрешений на установку рекламных конструкций

8812
В силу действия подп. 15.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в число вопросов местного значения муниципальных районов (городских округов) входят выдача и аннулирование разрешений на установку рекламных конструкций, выдача предписаний о демонтаже самовольно вновь установленных рекламных конструкций на территории муниципального образования.

В силу действия подп. 15.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) в число вопросов местного значения муниципальных районов (городских округов) входят выдача и аннулирование разрешений на установку рекламных конструкций, выдача предписаний о демонтаже самовольно вновь установленных рекламных конструкций на территории муниципального образования.

Указанные полномочия осуществляются в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ “О рекламе” (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ), которая устанавливает требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций. При этом законодательно были приравнены понятия “наружная реклама” и “рекламная конструкция”.

Следует отметить, что ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ регулирует широкий круг вопросов, к их числу относятся вопросы заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, срока действия таких разрешений, оснований для аннулирования таких разрешений, признания таких разрешений недействительными и т. д.

Однако, несмотря на достаточно подробную регламентацию в Федеральном законе № 38-ФЗ порядка осуществления полномочий органами местного самоуправления по вопросу регулирования размещения наружной рекламы на территории муниципального района (городского округа), на сегодняшний момент существует ряд определенных проблем правоприменительной практики реализации норм указанного федерального закона.

К одним из основных вопросов реализации норм Федерального закона № 38-ФЗ относится установление формы, процедуры и правил проведения торгов (конкурсов и аукционов) на право заключения договоров установки и эксплуатации рекламных конструкций на муниципальной собственности муниципальных образований.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в т. ч. с арендатором.

При этом в соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ заключение такого договора на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения таких торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

В целях исполнения полномочий по реализации вопросов местного значения в сфере размещения наружной рекламы органы местного самоуправления муниципального района (городского округа) вправе принять нормативный правовой акт, определяющий порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в т. ч. устанавливающий детальную форму и процедуру проведения торгов на право заключения таких договоров.

Однако, несмотря на то, что в ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ определен ряд существенных требований к проведению торгов (пп. 5.1–5.7), в нем не установлено, в соответствии с нормами каких федеральных законов такие торги должны проводиться.

Это обусловливает разное толкование органами местного самоуправления положений п. 5.1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ, в результате чего на практике возникают случаи формирования локальных нормативных правовых актов о проведении торгов, основные положения которых разработаны в соответствии с разными федеральными законами.

Пример

В Тюмени конкурсы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности проводятся уполномоченной организацией в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”.

В г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа проведение таких конкурсов осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Администрация Абатского муниципального района Тюменской области проводит аукционы на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

Встречаются также примеры организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности только в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 38-ФЗ.

Анализируя сложившуюся практику, можно отметить, что каждое муниципальное образование при разработке муниципальных нормативных актов руководствуется исключительно своим пониманием и толкованием федерального законодательства, используя за основу тот или иной федеральный закон.

Однако общие требования проведения торгов закреплены положениями ст. 447–449 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), соответственно и положения указанных нормативных правовых актов о проведении торгов (конкурсов или аукционов) не должны противоречить нормам ГК РФ, а обязаны формироваться согласно установленным им нормам и требованиям. Данные нормативные правовые акты должны соответствовать нормам Федерального закона № 38-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), так как ст. 17 указанного закона устанавливает дополнительные (к существующим в Федеральном законе № 38-ФЗ) антимонопольные требования к процедуре проведения торгов (конкурсов и аукционов).

Вместе с тем следует учитывать, что обязанность проводить торги (аукцион или конкурс) на право установки и эксплуатации рекламной конструкции федеральным законодательством не установлена, поэтому бездействие муниципального образования, выражающееся в отсутствии (непринятии) нормативного акта о порядке проведения торгов, само по себе не создает нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Другой немаловажный вопрос, возникающий при реализации норм Федерального закона № 38-ФЗ, связан с определением правовой природы договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и сводится к следующему: является ли договор на установку и эксплуатацию договором аренды или это самостоятельный вид договоров?

В настоящее время существуют примеры заключения по итогам торгов (конкурсов и аукционов) как договоров аренды, так и отдельных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Пример

В г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округаЮгры осуществляется проведение торгов на право заключения договора аренды на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке или ином объекте недвижимости, находящемся в государственной или муниципальной собственности.

В городах Ишиме и Тобольске Тюменской области также по итогам проведенных торгов с их победителями заключается договор аренды земельных участков под установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территориях муниципальных образований.

В г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исходя из перечня запрашиваемых документов для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся торги (аукцион или конкурс) по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае размещения ее на объекте муниципальной собственности, а также проводятся торги (аукцион или конкурс) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков под установку рекламных конструкций.

Между тем договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не выделяется ГК РФ в самостоятельный вид, в связи с этим в нем могут содержаться положения, как предусмотренные для отдельных видов договоров (в т. ч. и для договора аренды), так и вытекающие из существа правоотношений.

Особенности порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплены в ч. 5.1, 5.2 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ. В соответствии с нормами данной статьи заключение такого договора предусмотрено на основе торгов (в форме аукциона или конкурса) с лицом, не занимающим преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) в своем письме от 17.03.2010 № АК/7160, адресованном территориальным органам, дала разъяснение по данному вопросу: в законодательстве Российской Федерации о рекламе закрепляется, что размещение рекламной конструкции осуществляется по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который не является договором аренды.

По этой теме уже сложилась определенная судебная практика, которая также подтверждает, что приведенная точка зрения является обоснованной[1].

Учитывая изложенное и принимая во внимание разъяснения федеральных органов власти и решения судов Российской Федерации можно констатировать следующее. Договор аренды земельного участка не может заменить собой договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Вместе с тем заключение договора аренды в дополнение к заключенному договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции законодательство Российской Федерации не предусматривает, но при этом не исключает возможности заключения такого договора.

Необходимо также отметить, что согласно ч. 5.3 и 9.1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ участник торгов не должен занимать преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы. Устанавливая такого рода требование, Федеральный закон № 38-ФЗ, по сути, возлагает на орган местного самоуправления обязанность по установлению преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы. Для исполнения данной обязанности он вправе вести реестр лиц (в т. ч. аффилированных), которым выданы разрешения на установку рекламной конструкции, а также долей данных лиц в сфере распространения наружной рекламы.

Следующий спорный вопрос касается реализации норм Федерального закона № 38-ФЗ в части предоставления рекламораспространителями перечня документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.

Так, согласно п. 2 ч. 11 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом при реализации нормы п. 2 ч. 11 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ у правоприменителей возникает следующий вопрос: в какой форме должно быть выражено согласие собственников (владельцев) недвижимого имущества, а также собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции и достаточно ли представления в органы местного самоуправления письменного согласия собственников (наряду с другими документами и сведениями) для получения разрешения на установку рекламной конструкции?

Согласно ч. 17 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, по смыслу данных положений выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. По сути, договор является выражением согласия на установку рекламной конструкции, подтвержденным в письменной форме.

В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, решение о размещении рекламной конструкции принимается общим собранием домовладельцев. Данное решение собственников является основой для заключения договора между уполномоченным этим решением лицом и собственником рекламной конструкции.

Пример . . .



[1] Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.11.2008 по делу № А12-14480/08-с10; постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.08.2009 № Ф04-4391/2009 (4391-А46-17) по делу № А46-9518/2008, от 02.07.2009 № Ф04-3879/2009 (9779-А03-6) по делу № А03-11490/2008-17.

Полный текст статьи можно прочитать в апрельском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль