Анализ судебных решений в области культуры, Или чем полезно чтение решений судов

2675
Мы посчитали возможным выделить несколько категорий судебных решений, опубликованных на сайтах прокуратуры, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда РФ, которые вполне могут стать источником познания и обучения.

Мы посчитали возможным выделить несколько категорий судебных решений, опубликованных на сайтах прокуратуры, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда РФ, которые вполне могут стать источником познания и обучения.

Это, в частности, решения:

- по вопросам, не входящим в компетенцию местного самоуправления, но интересным с точки зрения возможности использования опыта “больших братьев”. В этом случае речь идет в основном о документах, анализирующих ошибки законодательства регионального уровня;

- в равной степени затрагивающие интересы регионального и муниципального уровней власти. В этом случае речь идет в основном об ошибках, допущенных в процессе передачи полномочий с уровня субъекта РФ на уровень местного самоуправления;

- напрямую касающиеся местного самоуправления, а также взаимоотношений муниципалитетов различного уровня;

- по документам всех уровней власти, “устоявшим” в суде. Данные документы полезны с точки зрения опыта властей всех уровней не только по выработке “чистых” законодательных актов, но и по формированию четкой и действенной доказательной базы в состязательном процессе.

Решения по вопросам, не входящим в компетенцию местного самоуправления

Опыт регионального уровня ценен хотя бы тем, что он есть, а значит, его можно обобщить и использовать. Здесь особенно хочется выделить обращения в суд органов власти регионального уровня с целью защиты интересов и законных прав подведомственных им учреждений культуры. Подобная практика, с нашей точки зрения, должна с максимальным вниманием изучаться муниципальными властями, а методы, примененные при ее осуществлении, обязательно браться на вооружение. В конце концов все хорошее уже придумали до нас. Обратимся к конкретным примерам.

Пример

В 2007 г. прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании недействующими двух пунктов Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 г. по разделу “Культура, кинематография и средства массовой информации” Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям. Эти пункты предусматривали оказание государственной поддержки путем предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений периодическим изданиям и телерадиокомпаниям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Все суды, включая Верховный Суд РФ, признали недействующими положения Порядка финансирования, ссылаясь на тот факт, что последний был принят с превышением предоставленных Республике Коми полномочий, поскольку законодательство о средствах массовой информации находится в исключительном ведении Российской Федерации и не предусматривает права субъектов РФ на осуществление деятельности по оказанию государственной поддержки в форме предоставления безвозмездных и безвозвратных перечислений периодическим изданиям и телерадиокомпаниям, не учрежденным органами государственной власти Республики Коми.

Противоречащими федеральному законодательству были признаны положения Порядка в части слов: “с содержанием и эксплуатацией сетей вещания, приобретением программного продукта других телевизионных компаний, проведением текущего и капитального ремонтов зданий телекомплекса, приобретением производственно-технологического телевизионного оборудования, с арендой помещения телекомплекса, содержанием корреспондентских пунктов”.

В то же время суд не нашел оснований для признания недействующими положения Порядка в части слов: “Государственная поддержка телерадиокомпаний в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации оказывается посредством предоставления из республиканского бюджета Республики Коми средств в форме безвозмездных и безвозвратных перечислений на производство и распространение телепрограмм, информационных передач на коми языке, тематических передач на коми и русском языке по освещению государственной политики в области развития и сохранения коми языка и реализации национальных проектов”.

Какой урок должны извлечь из данного решения суда власти регионального уровня? Действующее федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере средств массовой информации, не предоставляет субъектам РФ право оказывать государственную поддержку всем периодическим изданиям и телерадиокомпаниям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

В то же время Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-I “О языках народов Российской Федерации” (в ред. федеральных законов от 24.07.1998 № 126-ФЗ, от 11.12.2002 № 165-ФЗ), Основы законодательства РФ о культуре, Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 “Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года” предоставляют возможность оказания подобной помощи в рамках ведения разъяснительных мероприятий по вопросам государственной политики.

Прямое финансирование в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов субъектов РФ средств массовой информации, не учрежденных органами государственной власти, на покрытие хозяйственных расходов, закупку оборудования и содержание объектов инфраструктуры невозможно.

Чем ценен данный опыт для муниципального уровня власти? Прежде всего тем, что еще и еще раз доказывает: к оформлению бюджетных решений надо относиться предельно внимательно.

Что, собственно говоря, произошло при принятии регионального бюджета в Республике Коми? . . .

ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в майском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях