Основы долгосрочных договорных отношений государственно-частного партнерства в коммунальном секторе

2237
Коммунальный комплекс Российской Федерации нуждается в значительных инвестициях для улучшения качества предоставляемых услуг, обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятий отрасли, развития муниципальных инфраструктурных систем, установления более высоких экологических стандартов. Реформирование ЖКХ жизненно необходимо во имя здоровья российских граждан. Однако на практике, несмотря на изменение законодательной среды в лучшую сторону, широкомасштабного привлечения инвестиций в коммунальный комплекс не наблюдается. Одна из причин этого – отсутствие полноценных договорных отношений между хозяйствующими субъектами и публичными органами власти.

Коммунальный комплекс Российской Федерации нуждается в значительных инвестициях для улучшения качества предоставляемых услуг, обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятий отрасли, развития муниципальных инфраструктурных систем, установления более высоких экологических стандартов. Реформирование ЖКХ жизненно необходимо во имя здоровья российских граждан. Однако на практике, несмотря на изменение законодательной среды в лучшую сторону, широкомасштабного привлечения инвестиций в коммунальный комплекс не наблюдается. Одна из причин этого – отсутствие полноценных договорных отношений между хозяйствующими субъектами и публичными органами власти.

Читайте также:

Публично-частное партнерство – основа развития территории

Понимание того, что будущее муниципалитета зависит от поступлений в местный бюджет привело к усилению внимания местных властей к организации эффективного механизма управления

Сегодня в рамках существующей нормативной правовой базы и системы регулирования коммунальных организаций крайне важно создать с учетом лучшей мировой практики условия для установления справедливых и сбалансированных отношений между партнерами – представителями коммунального комплекса и государства. Такие отношения будут способствовать повышению эффективности управления коммунальной инфраструктурой, а также активному привлечению в отрасль дополнительных средств и частных операторов.

При заключении и реализации договоров между органами местного самоуправления (далее – муниципалитет) и компаниями – операторами коммунального комплекса (далее – компания) следует использовать ряд механизмов. Кроме того, в сами договоры следует включать определенные положения.

В обязательном порядке в договорах такого рода необходимо отражать:

  • цель их заключения и срок действия;
  • определение зоны обслуживания компании;
  • положения, регулирующие имущественные отношения;
  • условия взаимоотношений с потребителями услуг;
  • порядок осуществления компанией производственной и инвестиционной деятельности;
  • правила проведения мониторинга деятельности компании и предоставления отчетности;
  • положения о финансовой ответственности компании в случае ее неудовлетворительного функционирования;
  • способы урегулирования спорных ситуаций;
  • порядок расторжения договора.

Общие положения договора

Общими положениями договора определяются цели его заключения, срок действия, основания для получения компанией вознаграждения за свою работу и для возврата инвестиций.

Цели договора

Приступая к подготовке договора, стороны должны сознавать, что основной их задачей является не организация управления и распоряжения принадлежащими публичному собственнику активами, а обеспечение процесса предоставления коммунальных услуг в соответствии с заранее определенными параметрами. Данная задача должна быть четко определена в договоре путем постановки конкретных и количественно измеряемых целей, которых следует достичь в результате деятельности компании. Такие цели могут быть:

  • долгосрочными (в течение всего периода действия договора);
  • среднесрочными (на период до пяти лет);
  • краткосрочными (на период до одного года).

В договоре следует указать несколько основных целей деятельности компании и установить минимальные пороговые показатели их достижения. Эти показатели компания обязана соблюдать в течение всего периода действия договора.

Пример

Большинство заранее установленных целей должно касаться качества и объема услуг, предоставляемых потребителям. Например, целью может быть бесперебойное водоснабжение населения или стопроцентная очистка сточных вод в соответствии с определенными требованиями и стандартами. Для компании устанавливается измеряемый показатель деятельности (индикатор), выполнение которого контролируется в течение всего периода действия договора.

Долгосрочные цели устанавливаются с самого начала действия договора и могут быть пересмотрены только в случае наступления форсмажорных обстоятельств. На период достижения долгосрочных целей должны быть определены промежуточные задачи, так называемые контрольные точки. Для муниципалитета и других заинтересованных сторон выполнение этих промежуточных задач будет служить подтверждением того, что общие результаты деятельности компании являются удовлетворительными.

Полный текст статьи можно прочитать в журнале "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ: государственно-частное партнерство

«ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Экономика и управление предприятием ЖКХ: Актуальные тенденции отрасли, современные управленческие решения, практика модернизации жилищно-коммунального комплекса
Подпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях