text
ЖКХ

“Рост налоговых поступлений в местные бюджеты зависит от числа учтенных объектов недвижимости”

  • 1 июля 2011
  • 3616

Одним из основных принципов составления бюджета любого уровня и построения бюджетной системы в целом является сбалансированность. Поскольку формирование расходной части, как правило, сложностей не вызывает, основой сбалансированности бюджета является эффективная работа над повышением уровня его доходности. Для многих регионов России серьезную долю в доходной части бюджетов (налоговые и другие доходы) составляют поступления от использования объектов недвижимости. Дальше – простая логика. Чтобы проконтролировать поступления и увеличить их, необходимо, как минимум, иметь полноценную картину об объектах недвижимости и их собственниках. Держателем основного массива такой информации в России является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Одним из основных принципов составления бюджета любого уровня и построения бюджетной системы в целом является сбалансированность. Поскольку формирование расходной части, как правило, сложностей не вызывает, основой сбалансированности бюджета является эффективная работа над повышением уровня его доходности.

Для многих регионов России серьезную долю в доходной части бюджетов (налоговые и другие доходы) составляют поступления от использования объектов недвижимости.

Дальше – простая логика. Чтобы проконтролировать поступления и увеличить их, необходимо, как минимум, иметь полноценную картину об объектах недвижимости и их собственниках. Держателем основного массива такой информации в России является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Мы беседуем с Юрием Акиньшиным, заместителем руководителя Росреестра – заместителем Главного государственного регистратора РФ.

В процессе налогового прогнозирования и непосредственного наполнения бюджетов крайне важным аспектом является своевременный информационный обмен между налоговой службой как оператором налоговых потоков и Росреестром как держателем информации об объектах налогообложения – объектах недвижимости. Есть ли необходимость в привлечении органов местного самоуправления в существующий механизм информационного обмена? И если есть, то в какой форме?

Прежде всего, необходимо коротко остановиться на сути работы, проводимой Росреестром во взаимодействии с налоговыми органами. Итак, Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, предоставлять в налоговые органы сведения об объектах недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.Информация о собственниках, объектах недвижимого имущества, поставленных на государственный кадастровый учет, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (и вот как раз здесь крайне важна ее актуальность) используется для формирования налоговой базы для пополнения бюджетов разного уровня, в т. ч. местного.

В целях реализации положений Налогового кодекса РФ между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой заключено соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене, которое вступило в силу с 1 января 2011 г.

Подчеркну, что соглашение – это не первый, а очередной этап взаимодействия и сотрудничества Росреестра и ФНС России в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время в рамках данного соглашения ведутся работы по внедрению программного комплекса сбора данных из информационных ресурсов Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимостью (ЕГРП) на уровне территориальных органов и подведомственных учреждений Росреестра, позволяющего производить выгрузку сведений из объединенного ресурса ГКН–ЕГРП в ФНС России.

При этом до полного перехода на новый формат информационного взаимодействия на территории Российской Федерации продолжает действовать ранее принятый порядок, утвержденный еще в 2005 г. совместными приказами соответственно Росрегистрации и ФНС России и Роснедвижимости и ФНС России. Одним словом, этот информационный обмен ведется уже на протяжении нескольких лет, и сейчас предстоит усовершенствовать его механизмы, упростить и ускорить процедуру.

Безусловно, существует целый ряд направлений, по которым тесное взаимодействие с органами местного самоуправления послужит достижению общего положительного результата.

В первую очередь, это своевременное пополнение информационных ресурсов Росреестра сведениями об объектах недвижимости. Отмечу, что основной проблемой в использовании данных ГКН и ЕГРП является их расхождение в части объектов недвижимого имущества, учтенных до вступления в силу Земельного кодекса РФ. И прежде всего это касается указания адресов объектов недвижимости, категорий земель, что приводит к трудностям при идентификации их в информационном ресурсе. Так, сведения об адресах объектов недвижимости, организаций и граждан содержатся в информационных ресурсах большинства органов исполнительной власти. Однако в связи с отсутствием единого подхода к формированию адресной информации, различное написание адресов одного и того же объекта приводит к трудностям при его идентификации в информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (далее – ОМСУ).

Введение общероссийского классификатора адресов позволит решить ряд задач межведомственного взаимодействия и приведет к повышению эффективности информационного обмена между территориальными органами Росреестра, ФНС России и ОМСУ.

При этом помощь со стороны ОМСУ в повышении качества данных в объединенном ресурсе по упомянутым мною сведениям существенно сократит время, расходуемое на процесс интеграции и создания актуального территориального и федерального ресурса ГКН.

Какие предложения есть у Росреестра по увеличению доходов местных бюджетов, в т. ч. собственных доходов муниципальных образований?

Очевидно, что рост налоговых поступлений в местные бюджеты зависит от числа учтенных и вовлеченных в гражданский оборот объектов недвижимости. Важнейшим фактором в данном случае является качество налоговой базы, а именно полнота сведений, содержащихся в информационных ресурсах Росреестра. Зачастую в кадастре отсутствуют сведения об объектах недвижимости, например в связи с тем, что они учтены ранее (до 2001 г.), но права на них не оформлены. Следовательно, такие объекты недвижимости не облагаются налогом, при этом они фактически используются гражданами и организациями.

Напомню, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость носят заявительный характер. Законодательством не предусмотрены меры, стимулирующие граждан и организации оформлять права на объекты недвижимости. В этой связи органы местного самоуправления могут внести дополнительный вклад в наполнение единого информационного ресурса недвижимости, проводя активную разъяснительную и агитационную работу с собственниками объектов недвижимости.

Опыт многих регионов показывает, что именно действия местных администраций стали определяющим фактором в росте числа зарегистрированных прав на недвижимость: предоставление помещений для выезда специалистов Росреестра и приема граждан в отдаленных селах и деревнях, проведение единых консультационных дней, дней информирования и других совместных акций и мероприятий.

В целях формирования налоговой базы по земельному налогу Росреестр проводит работы по государственной кадастровой оценке земель, объектов капитального строительства и тем самым участвует в обеспечении поступления доходов в местные бюджеты.

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации кадастровая оценка объектов недвижимости проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или, в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не реже одного раза в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки (ГКО), является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. При этом до 2013 г. функции заказчика реализует также Росреестр как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (схема). . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в июньском номере журнала "Практика муниципального управления"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.