“Рост налоговых поступлений в местные бюджеты зависит от числа учтенных объектов недвижимости”

3610
Одним из основных принципов составления бюджета любого уровня и построения бюджетной системы в целом является сбалансированность. Поскольку формирование расходной части, как правило, сложностей не вызывает, основой сбалансированности бюджета является эффективная работа над повышением уровня его доходности. Для многих регионов России серьезную долю в доходной части бюджетов (налоговые и другие доходы) составляют поступления от использования объектов недвижимости. Дальше – простая логика. Чтобы проконтролировать поступления и увеличить их, необходимо, как минимум, иметь полноценную картину об объектах недвижимости и их собственниках. Держателем основного массива такой информации в России является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Одним из основных принципов составления бюджета любого уровня и построения бюджетной системы в целом является сбалансированность. Поскольку формирование расходной части, как правило, сложностей не вызывает, основой сбалансированности бюджета является эффективная работа над повышением уровня его доходности.

Для многих регионов России серьезную долю в доходной части бюджетов (налоговые и другие доходы) составляют поступления от использования объектов недвижимости.

Дальше – простая логика. Чтобы проконтролировать поступления и увеличить их, необходимо, как минимум, иметь полноценную картину об объектах недвижимости и их собственниках. Держателем основного массива такой информации в России является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Мы беседуем с Юрием Акиньшиным, заместителем руководителя Росреестра – заместителем Главного государственного регистратора РФ.

В процессе налогового прогнозирования и непосредственного наполнения бюджетов крайне важным аспектом является своевременный информационный обмен между налоговой службой как оператором налоговых потоков и Росреестром как держателем информации об объектах налогообложения – объектах недвижимости. Есть ли необходимость в привлечении органов местного самоуправления в существующий механизм информационного обмена? И если есть, то в какой форме?

Прежде всего, необходимо коротко остановиться на сути работы, проводимой Росреестром во взаимодействии с налоговыми органами. Итак, Налоговым кодексом РФ предусмотрена обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, предоставлять в налоговые органы сведения об объектах недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.Информация о собственниках, объектах недвижимого имущества, поставленных на государственный кадастровый учет, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (и вот как раз здесь крайне важна ее актуальность) используется для формирования налоговой базы для пополнения бюджетов разного уровня, в т. ч. местного.

В целях реализации положений Налогового кодекса РФ между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой заключено соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене, которое вступило в силу с 1 января 2011 г.

Подчеркну, что соглашение – это не первый, а очередной этап взаимодействия и сотрудничества Росреестра и ФНС России в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время в рамках данного соглашения ведутся работы по внедрению программного комплекса сбора данных из информационных ресурсов Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и Единого государственного реестра прав и сделок с недвижимостью (ЕГРП) на уровне территориальных органов и подведомственных учреждений Росреестра, позволяющего производить выгрузку сведений из объединенного ресурса ГКН–ЕГРП в ФНС России.

При этом до полного перехода на новый формат информационного взаимодействия на территории Российской Федерации продолжает действовать ранее принятый порядок, утвержденный еще в 2005 г. совместными приказами соответственно Росрегистрации и ФНС России и Роснедвижимости и ФНС России. Одним словом, этот информационный обмен ведется уже на протяжении нескольких лет, и сейчас предстоит усовершенствовать его механизмы, упростить и ускорить процедуру.

Безусловно, существует целый ряд направлений, по которым тесное взаимодействие с органами местного самоуправления послужит достижению общего положительного результата.

В первую очередь, это своевременное пополнение информационных ресурсов Росреестра сведениями об объектах недвижимости. Отмечу, что основной проблемой в использовании данных ГКН и ЕГРП является их расхождение в части объектов недвижимого имущества, учтенных до вступления в силу Земельного кодекса РФ. И прежде всего это касается указания адресов объектов недвижимости, категорий земель, что приводит к трудностям при идентификации их в информационном ресурсе. Так, сведения об адресах объектов недвижимости, организаций и граждан содержатся в информационных ресурсах большинства органов исполнительной власти. Однако в связи с отсутствием единого подхода к формированию адресной информации, различное написание адресов одного и того же объекта приводит к трудностям при его идентификации в информационных ресурсах федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (далее – ОМСУ).

Введение общероссийского классификатора адресов позволит решить ряд задач межведомственного взаимодействия и приведет к повышению эффективности информационного обмена между территориальными органами Росреестра, ФНС России и ОМСУ.

При этом помощь со стороны ОМСУ в повышении качества данных в объединенном ресурсе по упомянутым мною сведениям существенно сократит время, расходуемое на процесс интеграции и создания актуального территориального и федерального ресурса ГКН.

Какие предложения есть у Росреестра по увеличению доходов местных бюджетов, в т. ч. собственных доходов муниципальных образований?

Очевидно, что рост налоговых поступлений в местные бюджеты зависит от числа учтенных и вовлеченных в гражданский оборот объектов недвижимости. Важнейшим фактором в данном случае является качество налоговой базы, а именно полнота сведений, содержащихся в информационных ресурсах Росреестра. Зачастую в кадастре отсутствуют сведения об объектах недвижимости, например в связи с тем, что они учтены ранее (до 2001 г.), но права на них не оформлены. Следовательно, такие объекты недвижимости не облагаются налогом, при этом они фактически используются гражданами и организациями.

Напомню, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость носят заявительный характер. Законодательством не предусмотрены меры, стимулирующие граждан и организации оформлять права на объекты недвижимости. В этой связи органы местного самоуправления могут внести дополнительный вклад в наполнение единого информационного ресурса недвижимости, проводя активную разъяснительную и агитационную работу с собственниками объектов недвижимости.

Опыт многих регионов показывает, что именно действия местных администраций стали определяющим фактором в росте числа зарегистрированных прав на недвижимость: предоставление помещений для выезда специалистов Росреестра и приема граждан в отдаленных селах и деревнях, проведение единых консультационных дней, дней информирования и других совместных акций и мероприятий.

В целях формирования налоговой базы по земельному налогу Росреестр проводит работы по государственной кадастровой оценке земель, объектов капитального строительства и тем самым участвует в обеспечении поступления доходов в местные бюджеты.

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации кадастровая оценка объектов недвижимости проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или, в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не реже одного раза в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки (ГКО), является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. При этом до 2013 г. функции заказчика реализует также Росреестр как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (схема). . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в июньском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль