Проблемы финансирования объектов ЖКХ, находящихся в муниципальной собственности

6252
Полномочия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере достаточно четко разделены законодательно.

Полномочия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере достаточно четко разделены законодательно.

Так, органы исполнительной власти регионов, например, должны не только разработать и реализовать на своей территории региональную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), но и координировать работу всех организаций в указанной сфере, а также деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, субъект РФ должен контролировать обеспечение прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использование и сохранность жилищного фонда независимо от его принадлежности.

В муниципальных образованиях области функции и полномочия в управлении ЖКХ осуществляют соответствующие структурные подразделения местных администраций, занимающиеся учетом и распределением жилой площади; организующие в установленном объеме содержание жилищного фонда; предоставляющие услуги по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, занимающиеся организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также благоустройством территории муниципального образования, освещением улиц, содержанием мест захоронения и т .д.

Если проанализировать положения действующего законодательства, в первую очередь Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), можно сделать вывод, что основная финансовая нагрузка в сфере ЖКХ ложится на бюджеты муниципальных образований.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ установлен целый ряд вопросов местного значения в сфере ЖКХ, финансирование которых должно осуществляться за счет местных бюджетов, поскольку принятая схема финансирования предполагает следование общему правилу “чьи полномочия – того и средства”. В результате бюджет муниципального образования может не выдержать финансовой нагрузки в полном объеме.

Например, ст. 14, 15 и 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований относят владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, а также организацию в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (для районов – электро- и газоснабжения поселений). Однако содержание в должном состоянии жилищно-коммунальной инфраструктуры влечет весьма значительные по объему траты за счет бюджета, особенно осуществление капитального ремонта соответствующих сетей.

Если муниципальное имущество, входящее в комплекс ЖКХ, сдается в аренду (например, предприятию, осуществляющему поставки соответствующих услуг), то по общему правилу, исходя из положений ст. 616 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), арендодатель (муниципальное образование) обязан производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества за свой счет, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. При этом капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Если арендодатель нарушает эту обязанность, то арендатор имеет право по своему выбору:

§ произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;

§ потребовать соответственного уменьшения арендной платы;

§ потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Арендатор же обязан производить за свой счет только текущий ремонт, поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Таким образом, если муниципальное образование не внесет в договор аренды муниципального имущества условие о возложении обязанности осуществления капитального ремонта на арендатора, соответствующее финансовое бремя остается на плечах муниципалитета, кроме случая, предусмотренного в ст. 661 ГК РФ, когда в аренду сдается предприятие в целом как имущественный комплекс. В этом случае арендатор предприятия обязан в течение всего срока действия договора аренды предприятия поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, в т. ч. осуществлять его текущий и капитальный ремонт.

Поскольку муниципальные образования обычно не включают подобный пункт в договоры аренды муниципального имущества в сфере ЖКХ, обязанность осуществлять капитальный ремонт в разумный срок, как на то указывается в ст. 616 ГК РФ, практически во всех случаях остается на самом муниципальном образовании, что совпадает и с обязанностью содержания муниципального имущества, вытекающей из законодательства о местном самоуправлении.

Поскольку объекты инфраструктуры ЖКХ чаще всего связаны с обеспечением населения какими-либо жизненно необходимыми благами, а их ненадлежащее состояние или разрушение может повлечь опасность для жизни граждан, особенное внимание состоянию таких объектов (электро-,, теплосетей и т. п.) уделяют и контролирующие, и правоохранительные органы. Известна практика предъявления органами прокуратуры исков в суды с понуждением администраций муниципальных образований провести капитальный ремонт соответствующих объектов.

При этом часто возникает спор о понятии разумности срока, в течение которого следует производить капитальный ремонт объектов ЖКХ, а следовательно, когда и в каком объеме планировать необходимые средства в местном бюджете. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в июньском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль