text
ЖКХ

Практические аспекты и проблемы совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг

  • 18 июля 2011
  • 5853

Качество государственных и муниципальных услуг – главное мерило отношения к власти. Гражданин судит о работе органов власти и местного самоуправления в целом по тому, как ему оказываются государственные и муниципальные услуги.

В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг” (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ). Указанный закон устанавливает новые нормы и правила по предоставлению услуг органов публичной власти всех уровней – тех услуг, получение которых традиционно было наиболее проблемным в связи с необходимостью сбора необходимых справок, многочасового ожидания в очередях либо оплатой услуг “посредников”, готовых “ускорить” процесс получения услуги. В ближайшие годы наиболее острые проблемы с получением государственных и муниципальных услуг должны уйти в прошлое, однако сегодня это требует серьезной слаженной работы органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней по реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ.

Услуги, которые регулируются Федеральным законом № 210-ФЗ

В первую очередь это услуги, которые предоставляются непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления по заявлениям физических и юридических лиц и должны включаться в Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций).

Такие услуги вправе оказывать только сами органы государственной власти и местного самоуправления[1]. Передача предоставления этих услуг другим организациям является нарушением ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” в части наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственной власти (органов местного самоуправления).

В целях организации бюджетного процесса под государственными (муниципальными) услугами также понимаются услуги, предоставляемые государственными (муниципальными) учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание или заказ на оказание услуг.

Услуги учреждений и иных организаций, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием или заказом и включенные в соответствующий перечень услуг, установленный Правительством РФ, также должны включаться в Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций). Отдельные процедуры в составе данных услуг могут осуществляться в электронной форме, например запись на прием к врачу, в образовательные учреждения и т. д. Минэкономразвития России разработало проект распоряжения Правительства РФ об утверждении соответствующего перечня услуг.

В целях оказания методической поддержки органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления Минэкономразвития России разработало проекты перечней региональных и муниципальных услуг (функций), размещаемых в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). В региональный перечень включено 112 государственных услуг (функций), в муниципальный – 72 муниципальные услуги (функции) органов государственной власти субъектов РФ и, соответственно, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, в которых размещается задание или заказ на оказание услуг.

Эти перечни услуг также размещены в качестве классификаторов региональных и муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), и когда органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления размещают на портале свои услуги, они должны привязываться к этим классификаторам.

Возникает вопрос: достаточна ли детализация услуг в классификаторах, предложенных Минэкономразвития России?

Уровень детализации услуг может быть разным: степень детализации в данном случае зависит от целей. Тот уровень детализации, который предложен Минэкономразвития России в классификаторах региональных и муниципальных услуг на едином портале услуг, достаточен для разработки административных регламентов на соответствующие услуги. Вместе с тем услуги, которые планируется предоставлять в электронном виде, должны быть более детализированы – как правило, до отдельных процедур, поскольку часто перевести в электронный вид можно не весь процесс предоставления услуги, а только отдельные процедуры: подачу заявления на предоставление услуги, выдачу информации и т. д.

Помимо двух перечисленных групп услуг – услуг, предоставляемых непосредственно органами публичной власти и учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание или заказ, – Федеральный закон № 210-ФЗ регулирует также еще одну группу услуг: услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Исторически сложилось, что вокруг предоставления государственных и муниципальных услуг образовалась целая сеть посреднических организаций. Объем этого бизнеса измеряется миллиардами рублей.

Федеральным законом № 210-ФЗ впервые определена обязанность органов публичной власти всех уровней установить исчерпывающие перечни тех услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. Все прочие “дополнительные” услуги, не включенные в эти перечни, окажутся “вне закона”.

Услуги, которые должны включаться в реестр государственных (муниципальных) услуг каждого уровня публичной власти

Все перечисленные в предыдущем разделе виды услуг должны включаться в реестр государственных (муниципальных) услуг соответствующего уровня публичной власти в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ.

При этом представляется целесообразным группировать разные виды услуг в отдельных разделах реестра:

  • услуги органов государственной власти (органов местного самоуправления);
  • услуги учреждений и иных организаций, в которых размещается задание или заказ;
  • необходимые и обязательные услуги.

Это обусловлено тем, что по разным видам услуг, включаемым в реестр, законом предусмотрены различные правила работы с ними.

Каждый раздел реестра услуг в свою очередь следует разбить на отраслевые подразделы, содержащие услуги в сферах образования, здравоохранения, транспорта, архивного дела и пр.

Следует ли включать в реестр государственных (муниципальных) услуг сведения о функциях,на которые в соответствии с требованиями федерального законодательства должны быть разработаны административные регламенты их выполнения? (Это, в частности, функции по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.)


[1] Раздел 1 Методических рекомендаций Федеральной антимонопольной службы по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Практические аспекты и проблемы совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь !

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
Быстрая регистрация
Чтобы скачивать документы, зарегистрируйтесь.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Регистрируйтесь
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.