Практические аспекты и проблемы совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг

5653
Качество государственных и муниципальных услуг – главное мерило отношения к власти. Гражданин судит о работе органов власти и местного самоуправления в целом по тому, как ему оказываются государственные и муниципальные услуги.

В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг” (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ). Указанный закон устанавливает новые нормы и правила по предоставлению услуг органов публичной власти всех уровней – тех услуг, получение которых традиционно было наиболее проблемным в связи с необходимостью сбора необходимых справок, многочасового ожидания в очередях либо оплатой услуг “посредников”, готовых “ускорить” процесс получения услуги. В ближайшие годы наиболее острые проблемы с получением государственных и муниципальных услуг должны уйти в прошлое, однако сегодня это требует серьезной слаженной работы органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней по реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ.

Услуги, которые регулируются Федеральным законом № 210-ФЗ

В первую очередь это услуги, которые предоставляются непосредственно органами государственной власти и местного самоуправления по заявлениям физических и юридических лиц и должны включаться в Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций).

Такие услуги вправе оказывать только сами органы государственной власти и местного самоуправления[1]. Передача предоставления этих услуг другим организациям является нарушением ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” в части наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов государственной власти (органов местного самоуправления).

В целях организации бюджетного процесса под государственными (муниципальными) услугами также понимаются услуги, предоставляемые государственными (муниципальными) учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание или заказ на оказание услуг.

Услуги учреждений и иных организаций, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием или заказом и включенные в соответствующий перечень услуг, установленный Правительством РФ, также должны включаться в Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций). Отдельные процедуры в составе данных услуг могут осуществляться в электронной форме, например запись на прием к врачу, в образовательные учреждения и т. д. Минэкономразвития России разработало проект распоряжения Правительства РФ об утверждении соответствующего перечня услуг.

В целях оказания методической поддержки органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления Минэкономразвития России разработало проекты перечней региональных и муниципальных услуг (функций), размещаемых в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). В региональный перечень включено 112 государственных услуг (функций), в муниципальный – 72 муниципальные услуги (функции) органов государственной власти субъектов РФ и, соответственно, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, в которых размещается задание или заказ на оказание услуг.

Эти перечни услуг также размещены в качестве классификаторов региональных и муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), и когда органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления размещают на портале свои услуги, они должны привязываться к этим классификаторам.

Возникает вопрос: достаточна ли детализация услуг в классификаторах, предложенных Минэкономразвития России?

Уровень детализации услуг может быть разным: степень детализации в данном случае зависит от целей. Тот уровень детализации, который предложен Минэкономразвития России в классификаторах региональных и муниципальных услуг на едином портале услуг, достаточен для разработки административных регламентов на соответствующие услуги. Вместе с тем услуги, которые планируется предоставлять в электронном виде, должны быть более детализированы – как правило, до отдельных процедур, поскольку часто перевести в электронный вид можно не весь процесс предоставления услуги, а только отдельные процедуры: подачу заявления на предоставление услуги, выдачу информации и т. д.

Помимо двух перечисленных групп услуг – услуг, предоставляемых непосредственно органами публичной власти и учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное (муниципальное) задание или заказ, – Федеральный закон № 210-ФЗ регулирует также еще одну группу услуг: услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Исторически сложилось, что вокруг предоставления государственных и муниципальных услуг образовалась целая сеть посреднических организаций. Объем этого бизнеса измеряется миллиардами рублей.

Федеральным законом № 210-ФЗ впервые определена обязанность органов публичной власти всех уровней установить исчерпывающие перечни тех услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. Все прочие “дополнительные” услуги, не включенные в эти перечни, окажутся “вне закона”.

Услуги, которые должны включаться в реестр государственных (муниципальных) услуг каждого уровня публичной власти

Все перечисленные в предыдущем разделе виды услуг должны включаться в реестр государственных (муниципальных) услуг соответствующего уровня публичной власти в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 210-ФЗ.

При этом представляется целесообразным группировать разные виды услуг в отдельных разделах реестра:

  • услуги органов государственной власти (органов местного самоуправления);
  • услуги учреждений и иных организаций, в которых размещается задание или заказ;
  • необходимые и обязательные услуги.

Это обусловлено тем, что по разным видам услуг, включаемым в реестр, законом предусмотрены различные правила работы с ними.

Каждый раздел реестра услуг в свою очередь следует разбить на отраслевые подразделы, содержащие услуги в сферах образования, здравоохранения, транспорта, архивного дела и пр.

Следует ли включать в реестр государственных (муниципальных) услуг сведения о функциях,на которые в соответствии с требованиями федерального законодательства должны быть разработаны административные регламенты их выполнения? (Это, в частности, функции по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.)


[1] Раздел 1 Методических рекомендаций Федеральной антимонопольной службы по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Практические аспекты и проблемы совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг

Подписавшись на журнал "Практика муниципального управления", вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях