Изменение налогообложения муниципальных учреждений

2371
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” внес некоторые изменения в законодательство о налогах и сборах в части налогообложения государственных и муниципальных учреждений.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” внес некоторые изменения в законодательство о налогах и сборах в части налогообложения государственных и муниципальных учреждений.

В целом Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) содержит не столь уж значительное число специальных норм, посвященных исключительно учреждениям как налогоплательщикам, а также особенностям налогообложения отдельных типов государственных и муниципальных учреждений. На практике следует обращать внимание на употребление терминов в НК РФ, поскольку если нормы (например, предоставляющие налоговые льготы) распространяются на государственные и муниципальные учреждения в целом, то при изменении типа учреждение не потеряет право пользоваться такими преференциями.

Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов “государственные (муниципальные) учреждения”, “автономные учреждения”, “казенные учреждения” или “бюджетные учреждения”. Если норма налогового права в качестве субъекта отношения определяет государственное учреждение, то она распространяется и на автономные, и на бюджетные, и на казенные учреждения, Однако на федеральном уровне многие нормы предусматривают налоговые льготы не для государственных (муниципальных) учреждений в целом, что позволяет сохранить льготы при смене типа учреждения, а только для конкретного типа учреждения, например казенных. Аналогичная ситуация может сложиться при применении налоговых норм регионального или муниципального уровня. Таким образом, при смене типа на автономное или бюджетное учреждение потеряет право на использование имеющихся льгот.

В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в т. ч. с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки. Следовательно, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество должны быть включены в сумму субсидии. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не должно осуществляться.

Таким образом, учредитель при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания должен в любом случае включать в эту сумму средства на уплату налогов на недвижимое имущество, закрепленное им самим за бюджетным и автономным учреждением. Следует иметь в виду, что бремя налогов на недвижимое имущество, приобретенное учреждением за счет собственных средств, должно нести само учреждение за счет полученных им доходов, а не за счет средств, выделенных на финансирование задания.

Следует также иметь в виду, что иммунитетом от бесспорного взыскания защищены лишь лицевые счета муниципальных учреждений, но не расчетные счета, открытые автономными учреждениями в кредитных организациях. Таким образом, поскольку налоговые органы имеют право выносить решение о бесспорном взыскании налога, сбора, пени, штрафа с организаций и приостанавливать операции по расчетным счетам налогоплательщика-организации в качестве обеспечения исполнения решения о взыскании, расчетный счет автономного учреждения в случае каких-либо проблем в сфере налогообложения не будет защищен от подобных законных действий налоговых органов, и для решения возникшей проблемы нужно будет обжаловать соответствующее решение налогового органа в вышестоящем органе, а в случае необходимости – впоследствии и в арбитражном суде.

Основные изменения налогообложения учреждений коснулись налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Согласно ст. 143 НК РФ организации, в т. ч. муниципальные учреждения, признаются плательщиками НДС. Услуги бюджетных и автономных учреждений облагаются НДС независимо от источника финансирования. Исключение составляют организации, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145, 145.1 НК РФ. Доходы от оказания платных услуг казенным учреждением также облагаются налогом на добавленную стоимость. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 149 НК РФ, регулирующей операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Минфин России постоянно указывает на законность обложения НДС услуг и работ бюджетных и автономных учреждений, даже если они оказываются на безвозмездной основе за счет средств бюджета. При этом сама деятельность по передаче субсидий из бюджета не является операцией, признаваемой объектом налогообложения, а также не подлежат обложению НДС лимиты бюджетных обязательств, в соответствии с которыми утверждается бюджетная смета для казенных учреждений, поскольку они не включаются в налогооблагаемую базу по НДС.

Пример

Минфин России еще в 2008 г. отметил, что бюджетные субсидии, получаемые автономным учреждением в связи с оказанием услуг организациям – исполнителям программ, финансируемых из бюджета субъекта РФ, увеличивают сумму налога (письмо Минфина России от 23.01.2008 № 03-07-07/03), поскольку в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 ст. 146 НК РФ установлен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения. В указанный перечень включены операции по выполнению работ (оказанию услуг) органами местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Поскольку автономные учреждения такими органами не являются, их услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Подобной позиции Минфин России придерживается и в отношении бюджетных учреждений после вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”. При этом денежные средства, выделяемые из бюджета на компенсацию расходов учреждения по оплате приобретаемых им товаров (работ, услуг), с точки зрения Минфина России в налоговую базу по НДС не должны включаться (см. письмо Минфина России от 22.01.2009 № 03-07-11/15), если эти денежные средства предоставляются учреждению на закупку товаров, работ или услуг для того, чтобы оказать собственную услугу населению, а также для выплаты ими денег по публичным обязательствам.

По правилам расчета стоимости услуги должны использоваться рыночные цены или установленные тарифы.  . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в июльском номере журнала "Практика муниципального управления"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях