От одного освободили, другой навязали

1851
Жилищный кодекс впервые по новому расставил всех участников жилищно-коммунальной сферы: богатым монополистам предоставлено руководящее место, их обязаны обслуживать посредники – управляющие организации, населению уготована роль принудительного спонсора всех коммунальщиков. Государство обеспечивает прибыльную деятельность монополистам с помощью кодекса, правил предоставления коммунальных услуг и наделения службы по тарифам правом устанавливать их в размерах, согласованных с монополиями, не раскрывая потребителям «экономические обоснования» таких тарифов.

Жилищный кодекс впервые по новому расставил всех участников жилищно-коммунальной сферы: богатым монополистам предоставлено руководящее место, их обязаны обслуживать посредники – управляющие организации, населению уготована роль принудительного спонсора всех коммунальщиков. Государство обеспечивает прибыльную деятельность монополистам с помощью кодекса, правил предоставления коммунальных услуг и наделения службы по тарифам правом устанавливать их в размерах, согласованных с монополиями, не раскрывая потребителям «экономические обоснования» таких тарифов.

Жилищный кодекс в свое время “порадовал” ТСЖ тем, что им было предписано «заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества» с собственниками, не пожелавшими стать членами товариществ, созданных в их доме (это провозглашалось в ст. 138 как одно из главных обязательств товарищества). Необходимости в такой новации не было никакой, потому что законодательно обязанность содержать и ремонтировать общее имущество была возложена на всех собственников независимо от их членства в ТСЖ. Заинтересованными пользователями данной нормы закона были только юристы, не умевшие мотивированно выигрывать судебные споры о взыскании задолженностей за ЖКУ в отсутствие письменных договоров при внедоговорной форме управления многоквартирным домом – управлении товариществом или специализированным жилищным кооперативом. На практике такие договоры почти не заключались, разве что под нажимом собственников, конфликтующих с правлением и желающих установить для себя особые, выгодные им условия, с которыми товарищество согласиться не могло, поскольку при этом нарушались права других добросовестных собственников. Важно отметить, что возмездный договор с ТСЖ или ЖСК в заданных обстоятельствах всегда был априори невыгоден самим собственникам – нечленам, о чем законодатели, запустившие Жилищный кодекс, умолчали.

Дело в том, что договор, предусмотренный новым кодексом, является возмездным коммерческим договором, который не могут заключать некоммерческие организации, действующие в рамках своих уставов. ТСЖ как некоммерческая организация вправе заключать такие договоры, но только при осуществлении им предпринимательской деятельности. Это законодательно разрешено, но совсем невыгодно экономически, так как вводит дополнительную отчетность по второму виду деятельности, при котором ТСЖ становится плательщиком по налогу на добавленную стоимость. При ведении основной (уставной) деятельности по содержанию своего жилого дома НДС не возникает.

Законодатели скрыли от собственника, не желающего вступить в товарищество, что, в отличие от своих соседей, он кроме расходов, общих для всех собственников, должен платить сумму налога, которую ТСЖ обязано перечислять в бюджет, получая плату по заключенному с ним коммерческому договору. Распределять этот налог на общие расходы всех собственников, конечно, нельзя, это будет квалифицировано как незаконный побор с собственников общего имущества на расходы, не связанные с уставной деятельностью товарищества. Таким образом, придуманный авторами Жилищного кодекса коммерческий договор, обязательный для некоммерческой организации, можно отнести к категории пятого колеса в телеге – никому не нужно, для всех накладно и при этом во всех случаях за счет кошелька собственника–нечлена, который по человечески ничем не хуже собственников-членов, кроме личного упрямства себе во вред.

Перечисленные ляпы специалистам были очевидны сразу, но для отмены этого несуразного требования законодателям почему-то понадобилось шесть лет. Теперь в Жилищном кодексе этот пункт отменен, но вместо него правительство неожиданно придумало другой, не менее странный. И снова – “на те же грабли”, – договор бессмысленный и для законопослушных граждан невыполнимый.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установили: “Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг” (п. 6). И далее:

“Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления определяются: <…> в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками помещений в многоквартирном доме <…> При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг” (п. 9,б).

Снова приходится напоминать цивилизованным участникам жилищной сферы и тем, кто сверху неуклюже пытается ими командовать, что некоммерческие организации, каковыми являются товарищество и кооператив, не могут оказывать услуги своим членам по возмездным договорам. Более того, взаимоотношения внутри товарищества и кооператива регламентируются их уставами, а не договорами, то есть наличие каких-либо иных отношений (например, договорных, вместо предусмотренных уставом) между членом ТСЖ и товариществом противоречит правовому статусу организации и действующему законодательству. Но, как известно, если очень хочется, то можно и вопреки закону. Не всем, конечно, а только привилегированным субъектам правоотношений, законодательно обеспечившим для себя гарантированное право поставлять ресурс «до входа в дом» и подставившим вместо себя посредников в лице управляющих организаций, обязанных называться исполнителями коммунальных услуг, ничем не отличающихся от ресурса ни по каким параметрам. В статьях обновленных Правил (постановление Правительства РФ № 354), посвященных условиям договоров на предоставление коммунальных услуг, слово “исполнитель” стыдливо опущено, чтобы лишний раз не напоминало уже набивший оскомину предыдущий вариант Правил (постановление Правительства РФ № 307), но суть дела осталась прежней – и УК, и ТСЖ “не вправе отказаться от предоставления коммунальных услуг гражданам”. Что в лоб, что по лбу – “обязаны быть исполнителями коммунальных услуг”.

Чтобы подчеркнуть явную абсурдность, обычно указывают – без комментариев. Но когда речь идет о документах самого высокого уровня, комментарии, очевидно, придется давать, но направлять их в соответствующую инстанцию, имеющую полномочия приостанавливать такой нормативно-законодательный произвол. А пока у ТСЖ и ЖСК остаются два пути – исполнять то, что предписано Правилами, нарушая закон, устав, волю и права своих учредителей, или действовать по уставу, надеясь на компетентность и объективность арбитражного суда.    . . .

ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях