Рекомендации по составлению перечней услуг муниципальных учреждений и муниципальных заданий

6199
В данной статье изложены основные моменты Комплексных рекомендаций применительно к составлению перечня муниципальных услуг и муниципальных заданий, а также сделанные на их основе выводы о дальнейшем совершенствовании работы в указанных направлениях на муниципальном уровне.

В данной статье изложены основные моменты Комплексных рекомендаций применительно к составлению перечня муниципальных услуг и муниципальных заданий, а также сделанные на их основе выводы о дальнейшем совершенствовании работы в указанных направлениях на муниципальном уровне.

Минфином России были приняты Комплексные рекомендации Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений” (далее – Комплексные рекомендации)[1].

Как отмечается в Комплексных рекомендациях, с вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений”(далее ‒ Федеральный закон № 83-ФЗ) муниципальные задания должны обрести новый смысл, поскольку задание определяет деятельность учреждения по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), а также является основанием для финансового обеспечения учреждения. Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) предусмотрена разработка заданий на срок до одного года или до трех лет в соответствии с тем сроком, на который утвержден бюджет субъекта РФ (муниципального образования). Задание формируется учредителем для каждого подведомственного бюджетного (автономного) учреждения и по решению органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств для казенного учреждения (п. 3 ст. 69.2 БК РФ) в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем услуг. Показатели задания используются при составлении бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий бюджетным и автономным учреждениям (ч. 2 ст. 69.2 БК РФ).

Очевидно, что любое муниципальное задание может быть выполнено только при точном и полном описании муниципальной услуги, поэтому необходимо, формируя перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, соотносить его с муниципальным заданием. Не следует путать данный перечень с перечнем услуг, оказываемых органами местного самоуправления, который формируется путем внесения их в реестр услуг.

Разработчики Комплексных рекомендаций указывают, что при составлении задания целесообразно включать в него следующие показатели, касающиеся муниципальных услуг:

§ наименование услуг (работ) из утвержденного ведомственного перечня услуг (отдельно по каждой услуге (работе));

§ потребители (категории потребителей) услуги;

§ объем услуг (работ), выполнение которых учредитель поручает учреждению на ближайший финансовый год (финансовый год и плановый период);

§ требования к порядку оказания услуги (выполнения работы);

§ показатели качества услуги (работы) в случае, если учредитель готов их установить.

Данные об объемах услуг (работ) и порядке оказания услуг (выполнения работ) станут ключевыми при определении объема субсидии на выполнение задания, поскольку изменение в течение финансового года субсидии на выполнение задания будет невозможно без соответствующего изменения показателей объема задания или корректировки нормативных затрат на оказание услуг в составе задания.

Перед непосредственным доведением задания рекомендуется осуществить предварительный расчет объема финансового обеспечения на его реализацию, сопоставив результаты расчетов с планируемыми объемами финансового обеспечения деятельности учреждения по смете расходов в текущем (прошедшем) финансовом году. При выявлении серьезных расхождений между планируемым объемом финансового обеспечения задания для учреждения и условной сметой, рассчитанной с использованием старой методики, необходимо использовать корректирующие коэффициенты либо вносить изменение в методику расчета норматива для сближения результатов расчетов. Однако при использовании корректирующих коэффициентов информацию об этом целесообразно довести до учреждения для совместной выработки мер по приведению фактического объема расходов учреждения к нормативному.

При наличии стандарта оказания услуги в задании должна быть дана ссылка на соответствующий стандарт, следовательно, стандарт является обязательным требованием выполнения задания, тогда как показатели, описывающие качество услуги, могут использоваться для определения дополнительных характеристик или результата оказания услуги.

Рекомендованная форма задания приводится в приложении 3 к Комплексным рекомендациям.

При составлении задания рекомендуется использовать данные мониторинга потребности в бюджетных услугах и мониторинга исполнения заданий за предыдущий период. Для мониторинга потребности в бюджетных услугах можно использовать данные, имеющиеся в наличии в органах местного самоуправления, органах государственной статистики, в самих учреждениях, путем проведения опросов или анкетирования, а также привлекая экспертов.

Дополнительно к заданию учредителю рекомендуется составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания, в котором могут быть определены права и обязанности сторон, а также правила и условия получения субсидии и выполнения соответствующего задания. В Комплексных рекомендациях подчеркивается, что задание и соглашение являются основными документами, регламентирующими взаимоотношения между учредителем и учреждением в процессе выполнения учреждением задания на оказание услуг (выполнение работ). В связи с этим определение порядка формирования указанных документов, а также разработка и утверждение самих документов должно стать ключевым этапом в реализации Федерального закона № 83-ФЗ.

Кроме того, соотношение задания и соглашения становится предметом последующего контроля со стороны учредителя, поскольку такой контроль за выполнением муниципального задания в соответствии с Комплексными рекомендациями должен быть ориентирован на проверку условий, заложенных в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.

Объектом контроля является степень выполнения учреждениями муниципального задания на оказание услуг, в т. ч.:

§ объем выполнения задания;

§ соблюдение требований к качеству услуг;

§ соблюдение порядка оказания услуг;

§ иные параметры, указанные в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

Контроль за выполнением заданий может осуществляться в форме камеральной (на основании представляемых с установленной периодичностью отчетов о выполнении задания) и выездной (для контроля достоверности представленной информации) проверок, а также путем сбора дополнительной информации о выполнении задания (опросы, исследования, материалы, представленные самими учреждениями). Периодичность сбора отчетности об исполнении задания рекомендуется определять как для учреждения, так и (при возможности) для каждой услуги отдельно в зависимости от временных характеристик ее оказания (например, если услуга оказывается единовременно, то рекомендуемая периодичность сбора отчетности – полугодие или год).

Следует обратить внимание на такую стандартную и обязательную характеристику услуги, как наименование и описание категорий ее потребителей. Часто одна категория потребителей описывается разными способами или имеет различные наименования, что затрудняет составление перечня услуг и формирование муниципального задания, поэтому органам местного самоуправления следует придерживаться единого подхода к описанию категорий потребителей услуг, не используя синонимы.

Также следует подойти к описанию единиц измерения показателей объема услуги, чтобы, используя единый подход во всех муниципальных нормативных актах, не допускать расхождений.

Стандарты качества услуги должны формироваться главными распорядителем бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, и органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений.

Стандарт качества должен быть исчерпывающим, не допускать неоднозначного толкования, устанавливать обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности услуги. Для этого главный распорядитель бюджетных средств (орган местного самоуправления) должен провести анализ деятельности по оказанию соответствующей услуги. Проект стандарта публикуется на официальном сайте соответствующего органа с целью получения предложений и замечаний. После рассмотрения замечаний и предложений и принятия решения об их принятии или отклонении стандарт утверждается нормативным актом и официально публикуется. Изменение и признание утратившим силу стандарта осуществляются в случаях:    . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"



[1] Размещены на сайте Минфина России.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях