Проблемы реализации Федерального закона “Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности”

8520
В наше время энергосбережение является одной из первостепенных задач, тесно связанных с экономической и национальной безопасностью. В ведущих странах мира масштабную проблему национального энергосбережения предполагается решать на основе внедрения новых энергосберегающих технологий, технического обновления и оптимизации деятельности в сфере энергетики

В наше время энергосбережение является одной из первостепенных задач, тесно связанных с экономической и национальной безопасностью. В ведущих странах мира масштабную проблему национального энергосбережения предполагается решать на основе внедрения новых энергосберегающих технологий, технического обновления и оптимизации деятельности в сфере энергетики

Дешевизна топливных ресурсов в нашей стране в советский период обернулась их неэкономным расходованием и на производстве, и в быту. В результате при сравнительно невысоком потреблении энергетических ресурсов на душу населения для производства каждого рубля валового внутреннего продукта (ВВП) в Российской Федерации требуется гораздо больше энергетических ресурсов, чем за рубежом (в т. ч. в скандинавских странах, которые находятся в более сложных природных условиях, и в сопоставимой с нами по климату Канаде).

К сожалению, времена изменились: экологическая ситуация (в частности, увеличение выбросов парниковых газов), результаты оценки природных запасов энергетических ресурсов, а также новый подход к ценообразованию требуют изменения ранее сложившейся модели и более рационального потребления топлива.

В Российской Федерации уже неоднократно пытались узаконить подобные изменения. Например, до недавнего времени действовал Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении", в развитие которого была принята целая серия подзаконных актов. Однако, как показало время, указанные документы не дали ожидаемого радикального улучшения ситуации.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) касается и государственного, и муниципального, и частного секторов. Предполагается, что меры по повышению энергоэффективности должны приниматься в промышленности, жилищном фонде, государственных и муниципальных учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления, на транспорте. Особый акцент, сделанный на государственный и муниципальный секторы, а также на жилищный фонд, отличает Федеральный закон № 261-ФЗ от ранее действовавших правовых актов, где основной упор приходился на промышленных потребителей энергетических ресурсов.

Сегодня расширение состава участников работ по энергосбережению представляется оправданным: органы государственной власти и местного самоуправления, действующие на определенной территории, имеют возможность скоординировать работу учреждений и организаций, а также эффективно взаимодействовать с населением, субъектами малого и среднего предпринимательства. Кроме того, важные стимулы энергосбережения создаются в рамках тарифного регулирования, также регулирования, относящегося к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачи местного самоуправления по повышению энергоэффективности

Федеральный закон № 261-ФЗ поставил перед органами местного самоуправления новые задачи, часть которых должна быть выполнена уже в ближайшее время.

Работы по повышению энергетической эффективности, которые должны быть реализованы на муниципальном уровне в рамках Федерального закона № 261-ФЗ, можно условно разделить на два блока: организационно-управленческий и технический.

Действия, вытекающие из норм Федерального закона № 261-ФЗ, в рамках организационно-управленческого блока предполагают разработку следующих мер:

· проведение энергетических обследований помещений органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (срок – до 31 декабря 2012 г);

· создание условий для ежегодного снижения бюджетными учреждениями потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении в течение 2010–2014 гг. на 3%(от показателей 2009 г.) по каждому виду ресурсов;

• установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат регулированию органами местного самоуправления;

• выявление бесхозяйного недвижимого имущества, используемого для передачи энергетических ресурсов, его постановка на учет и оформление в муниципальную собственность;

• информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

• координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением со стороны муниципальных учреждений.

В качестве задач текущего характера следует также обозначить необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований к энергетической эффективности:

• зданий (например, при осуществлении строительства за счет местного бюджета);

• товаров, работ, услуг, приобретаемых, в рамках размещения муниципального заказа.

По данным вопросам к настоящему времени уже приняты и далее будут приниматься нормативные правовые акты федерального уровня, более четко устанавливающие суть требований и процедуры их применения.

Проблемы финансового обеспечения реализации Федерального закона № 261-ФЗ

Одной из основных проблем правоприменительной практики Федерального закона № 261-ФЗ наряду с нормативным и методическим обеспечением, организационными, кадровыми, техническими проблемами является финансовое обеспечение реализации положений этого Закона.

Дело в том, что Федеральным законом № 261-ФЗ установлены обширные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, реализация которых требует выделения значительных бюджетных ресурсов. Так, существенные бюджетные ресурсы требуются для реализации мер по энергосбережению, сокращению потерь электрической энергии, воды и тепловой энергии, а также для энергообследования в жилищно-коммунальном комплексе и др. Эти ресурсы должны быть предусмотрены в федеральном бюджете, а также в соответствующих региональных и местных бюджетах.

Пример

По данным Общероссийского конгресса муниципальных образований, для энергообследования только одного объекта необходимо минимум 400 тыс. руб. Кроме того, должны быть учтены требования смежных федеральных законов. Значительные бюджетные ресурсы потребуются, например, для разработки схем теплоснабжения.

Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту при его рассмотрении в Государственной Думе РФ не был оценен объем бюджетных ресурсов, необходимых для реализации полномочий на региональном и муниципальном уровне. Разработчики Закона прогнозировали ежегодные расходы федерального бюджета на функции государственного управления в размере около 80 млн руб. На реализацию государственной программы по энергосбережению на 2010–2020 гг. запланировано около 70 млрд руб. Иными словами, на реализацию мер по энергосбережению только из федерального бюджета потребуется ежегодно выделять почти на два порядка больше средств по сравнению с тем объемом, который прогнозировался при принятии Закона.

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона № 261-ФЗ в регионах и муниципалитетах до января 2010 г. должны были быть утверждены программы энергосбережения. Такие программы приняты в большинствемуниципалитетов и субъектов РФ. Однако выборочный анализ программ показывает, что одним из типичных недостатков является отсутствие в них пообъектной конкретизации мер энергосбережения. Меры формулируются в том же виде, в каком они представлены в Федеральном законе № 261-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 31.12. 2009 № 1225 “О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”.

Как показывает текущая практика реализации положений Федерального закона № 261-ФЗ, основные бюджетные расходы региональных и муниципальных бюджетов существенно превысят расходы федерального бюджета. Такой вывод подтверждается результатами сопоставительного анализа полномочий органов власти. Основной объем полномочий федерального уровня заключается в нормативном правовом и методическом обеспечении реализации Федерального закона. Характер этих полномочий предопределяет необходимость выделения значительно меньших бюджетных ресурсов по сравнению с теми, которые требуются на региональном и муниципальном уровне, поскольку региональные и муниципальные власти ответственны за комплекс материальных мер по энергосбережению.

Организационные вопросы реализации Федерального закона № 261-ФЗ

Следует отметить и существенный пробел в Федеральном законе № 261-ФЗ, который заключается в установлении очередности этапов реализации его положений. Более того, некоторые этапы невозможно реализовать без принятия подзаконных актов Правительства РФ, министерств и ведомств. Как известно, мероприятия, предусмотренные планом по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденные распоряжением Правительства РФ, к концу 2010 г. были реализованы лишь на 20%.

В таких условиях на региональном и муниципальном уровне наряду с включенными в программы общими мерами организационного и информационного характера целесообразно запланировать принятие первоочередных мер по реализации Федерального закона № 261-ФЗ, как это сделано в некоторых муниципалитетах и субъектах РФ. Такие планы в связи с недостатком финансирования объективно могут содержать лишь комплекс конкретных подготовительных мер методического и организационного характера. В этот перечень должна быть включена оценка объема бюджетных ресурсов, необходимых для реализации полномочий регионов и муниципалитетов. Основой для проведения таких расчетов должен стать подробный реестр расходных обязательств в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Выборочный анализ реестров расходных обязательств регионов и муниципалитетов показывает, что в них содержится информация только в общем виде, что не позволяет провести расчеты объема бюджетных обязательств, необходимых для реализации каждого полномочия, установленного Федеральным законом № 261-ФЗ и другими федеральными законами в сфере энергосбережения.

На основе сформированного реестра расходных обязательств, планируемых доходов регионального и местного бюджета, первоочередных потребностей и утвержденных планов и программ в сфере энергосбережения органы исполнительной власти в проекте бюджета на очередной финансовый год формируют перечень бюджетных обязательств, исполнение которых является приоритетным для региона или муниципального образования в будущем году. При этом в проект бюджета включаются не все расходные обязательства по энергосбережению, которые содержатся в реестре расходных обязательств, а только те, на исполнение которых достаточно доходов регионального или местного бюджета и которые имеют приоритетное значение для субъекта РФ и муниципалитета в будущем году.

Что же делать, если муниципальная программа энергосбережения до сих пор не составлена и не утверждена? Необходимо как можно скорее разработать ее, например в рамках следующего алгоритма:

• изучить требования, предъявляемые к муниципальным программам, установленные на федеральном уровне (правовые акты перечислены ранее), и выяснить, установлены ли требования к муниципальным программам в субъекте РФ;

• ознакомиться с региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

• обеспечить сбор фактических данных и прогнозирование значений показателей, перечисленных в приложении 4 к Методике расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в частности в сопоставимых условиях, утвержденных приказом Минрегиона России от 07.06.2010 № 273 “Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях”;

• обеспечить сбор информации по проведению энергетических обследований и реализации программ энергосбережения в организациях коммунальной инфраструктуры и транспортных организациях (муниципальных и частных);

• собрать сведения о возможности реализации пилотных проектов по энергосбережению вжилищном фонде;

сформировать состав мероприятий с учетом рекомендаций федеральных правовых актов и региональной программы энергосбережения, сгруппировать их по таким направлениям, как энергосбережение в бюджетном секторе, жилищном фонде, организациях коммунальной инфраструктуры, на транспорте. Обособленно можно выделить направление по информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению, направленных на повышение информированности по вопросам энергосбережения работников муниципальных учреждений и населения;

• оценить объемы финансирования программы за счет местного бюджета и внебюджетных источников. При планировании бюджетных расходов следует принимать во внимание, по меньшей мере, необходимость установки приборов учета и проведение энергетических обследований в муниципальных учреждениях;

• оформить программу в соответствии с требованиями к муниципальным (долгосрочным) целевым программам, а также с учетом требований, предъявляемых субъектом РФ (в случае их установления).

Рекомендуется охватить программой период до 2015 г. (при возможности – до 2020 г.). При этом, как отмечалось ранее, необходимо быть готовыми к тому, что программа будет ежегодно требовать изменений и дополнений, направленных на отображение в ней мероприятий по энергосбережению, определенных по результатам энергетических обследований; корректировку запланированных значений показателей и объемов финансирования программы; учет поступления средств из внебюджетных источников. Последнее возможно, в частности, за счет внедрения механизмов энергосервисных контрактов, распространенных за рубежом и впервые появившихся в России с принятием Федерального закона № 261-ФЗ.

В целом этот Закон содержит важные организационные положения, направленные на качественное изменение ситуации в рассматриваемой сфере в достаточно короткие сроки.

Проблемы привлечение инвесторов

Федеральный закон № 261-ФЗ призван улучшить энергетическую ситуацию в стране. На первый взгляд, все понятно: устанавливается оборудование в жилом доме, возникает экономия ресурсов, и в результате сумма в квитанции оказывается существенно ниже, чем месяц назад. Однако на закупку и установку оборудования нужно затратить средства. И даже если их найти, то такая рационализация окупится в течение нескольких лет.

Модной темой стало привлечение инвесторовв сферу ЖКХ.   . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в сентябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях