Восстановить местное самоуправление как реальный институт власти

2415
На международной конференции “Местное самоуправление и развитие территорий”, организаторами которой стали Европейский клуб экспертов местного самоуправления, Комитет по местному самоуправлению Совета Федерации ФС РФ, Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) при поддержке КО OST-EURO GmbH, Германский фонд международного правового сотрудничества, была обсуждена ситуация, сложившаяся к середине 2011 г. в российском местном самоуправлении.

На международной конференции “Местное самоуправление и развитие территорий”, организаторами которой стали Европейский клуб экспертов местного самоуправления, Комитет по местному самоуправлению Совета Федерации ФС РФ, Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) при поддержке КО OST-EURO GmbH, Германский фонд международного правового сотрудничества, была обсуждена ситуация, сложившаяся к середине 2011 г. в российском местном самоуправлении.

Проблемы системного характера

Опираясь на нормы Конституции РФ, положения Европейской хартии местного самоуправления, участники конференции констатировали наличие в российском местном самоуправлении проблемы системного характера, среди них:

- непоследовательность федеральной власти в отношении к институту местного самоуправления, непонимание его места в поступательном развитии государства и общества и роли в социально-экономическом развитии страны;

Это отражается в постоянном и бессистемном изменении законодательной базы местного самоуправления. В результате текущие результаты реформирования местного самоуправления вступили в противоречие с целями, заявленными при принятии Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Подтверждением тому служит создание очередной комиссии по разграничению полномочий и финансовых ресурсов между уровнями власти.

- стойкое и по своей сути антиконституционное сопротивление региональных элит формированию реального, политически самостоятельного местного самоуправления, облеченного властными полномочиями и наделенного финансовыми ресурсами, соответствующими уровню вопросов местного значения, решение которых возложено законодателем на органы местного самоуправления;

- массированное внедрение федеральными и региональными органами власти на муниципальных выборах избирательных систем, не соответствующих природе местной демократии, ведущих к искажению волеизъявления избирателей. Отказ от мажоритарной системы выборов депутатов местного уровня и насильственное внедрение выборов по пропорциональной системе, отказ от прямых выборов населением глав муниципальных образований ведут к отстранению граждан от местной власти, снижению активности избирателей и нарастанию политической апатии среди населения.

- искусственно сформированное федеральной властью несоответствие местных бюджетов расходным обязательствам, необходимым для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на муниципальные образования;

Сознательное повышение дотационности муниципальных образований ведет к росту иждивенческих настроений органов местного самоуправления.

- централизация бюджетообразующих налогов на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы, неуклонный рост доли целевых трансфертов при выделении финансовой помощи из бюджетов других уровней;

Это приводит к неуклонному росту финансовой, организационной и политической зависимости местного самоуправления от государства, последовательному снижению стимулов к расширению собственной доходной базы у органов местного самоуправления, фактическому отказу прилагать усилия к социально-экономическому развитию территорий.

- не отражающее реальных потребностей и мнения населения, по своей сути принудительное, укрупнение муниципальных образований, приобретающее все более массовый характер в ряде субъектов Федерации;

Это приводит не к повышению эффективности и экономичности управления территориями, а к замалчиванию реальных проблем сельских жителей, отказу от их решения, результатом чего в среднесрочной перспективе станет повсеместное обезлюживание российских территорий, вывод из пользования миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения, лесных и водных угодий и их социально-экономическая деградация.

- повсеместное насильственное внедрение схемы управления с нанимаемым по контракту главой администрации (сити-менеджером), не подкрепленное критериями и механизмами обеспечения профессионального уровня управления, оценки эффективности управления, вступающее в противоречие с менталитетом населения, что влечет за собой деградацию управления и рост коррупции;

Вместо руководителей, ответственных за состояние подведомственной территории перед проживающими там гражданами, должности глав администраций муниципальных образований занимают ставленники определенных локальных кланов, победивших в данное время и в данном месте в результате внутренних договоренностей между губернатором, представителями крупного и среднего бизнеса и большинством депутатского корпуса. Это приводит к появлению на руководящих административных постах несамостоятельных и подверженных внешнему влиянию фигур, не зависящих от населения, а следовательно, неподотчетных ему, к постоянной смене наемных глав администраций и культивированию у них психологии временщиков.

- отсутствие у органов государственной власти и местного самоуправления, представителей СМИ и населения общего понимания роли местного самоуправления в экономическом и социальном развитии государства и общества.

Отсюда – отсутствие внятной информационной политики государства в отношении местного самоуправления, зачастую подменяемой конъюнктурными кампаниями в СМИ по его дискредитации как некомпетентного и наиболее коррумпированного уровня публичной власти в целях “поиска стрелочника – громоотвода” в глазах населения.

Необходима новая концепция развития местного самоуправления в России

Учитывая особую роль местного самоуправления в обеспечении стабильного и поступательного развития российского государства и общества и отдавая себе отчет в том, что перечень проблем местного самоуправления не ограничивается вышеперечисленным, участники конференции считают необходимым поставить вопрос о разработке и принятии на федеральном уровне Концепции развития местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе, поскольку Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.10.1999 № 1370, уже не соответствуют реалиям современной жизни и состоянию местной демократии в Российской Федерации. Целями разработки концепции должны стать четкое формулирование государством места и роли местного самоуправления в развитии российского государства и общества на этапе модернизации страны, а также определение ключевых направлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и граждан по развитию местного самоуправления на ближайшую и среднесрочную перспективу.

К числу ключевых необходимо отнести следующие направления:

1. Восстановление местного самоуправления как реального института власти – на подведомственной территории и с четко определенными пределами действия – с присущими власти атрибутами, такими как:

- правом принятия общеобязательных норм и установления санкций за их несоблюдение;

- правом создания и содержания органов охраны общественного порядка (муниципальной милиции);

- наделением муниципальных образований земельными участками, необходимыми для решения местных задач и правом распоряжения неразграниченными землями;

- гарантиями государственной защиты принятых в пределах компетенции общеобязательных решений (включая судебную защиту и прокурорский надзор);

- обязанностью выстраивать систему взаимодействия, широкого и гарантированного участия граждан в принятии решений.

2. Ориентация местного самоуправления на социально-экономическое развитие подведомственных территорий с обеспечением экономической основы для соответствующей деятельности органов местного самоуправления и граждан:

- право планирования развития всей территории муниципального образования

- право на занятие хозяйственной деятельностью с использованием муниципального имущества при соблюдении принципа специальной правоспособности и прозрачности этой деятельности для населения и контролирующих органов;

- расширение перечня находящихся в муниципальной собственности водных объектов за счет включения в него озер, родников, гейзеров, ручьев и рек, расположенных или протекающих в границах территории муниципального образования, при наличии разумных ограничений на их использование и отчуждение;

- передача в муниципальную собственность находящихся на территории муниципальных образований общераспространенных полезных ископаемых – песка, глины, известняка, гранита и т.п., лесов третьей категории защищенности;

- предоставление органам местного самоуправления права выдачи разрешений на охоту и рыбную ловлю, а также права определения доли общедоступных охотничьих и рыбных угодий на территории муниципального образования;

- передача органам местного самоуправления (по их желанию) права администрирования местных налогов и предоставление права создания муниципальной налоговой службы в качестве самостоятельного органа местного самоуправления;

- создание органов муниципальной статистики (преимущественно - в городских округах и муниципальных районах) на условиях совместного (с государством) финансирования;

обеспечение широкого участия граждан в формировании программ социально-экономического развития территорий муниципальных образований

3. Обеспечение местного самоуправления необходимыми и достаточными финансами на основе:

- установления соответствия доходной части местных бюджетов расходным обязательствам, которые необходимы для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложенных на муниципальные образования;

- исключения практики передачи органам местного самоуправления государственных полномочий, не подкрепленных необходимыми финансовыми средствами;

- закрепления за местными бюджетами долей ставок налогов на прибыль предприятий, НДС, транспортного налога и др. с целью включения заинтересованности органов местного самоуправления в развитие налоговой базы;

- внесения изменений в налоговое законодательство в части введения уплаты налогов юридическими лицами по месту нахождения предприятий и организаций, а НДФЛ – по месту жительства гражданина;

- отмены всех льгот юридическим лицам по уплате земельного налога, а в последующем налога на недвижимость как основных налогов, формирующих доходную часть местных бюджетов;

- закрепления за муниципальным уровнем власти всех налогов с малого и среднего бизнеса (платы за патенты) в объеме 100%.  . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль