О возможности субсидирования основной деятельности ресурсоснабжающих организаций

4892
В постановлении от 29.03.2011 № 2-П Конституционный Суд РФ признал положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах теплоснабжения населения, не соответствующим в полной мере Конституции РФ.

В постановлении от 29.03.2011 № 2-П Конституционный Суд РФ признал положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах теплоснабжения населения, не соответствующим в полной мере Конституции РФ.

Принимая решения о взыскании с муниципальных образований убытков в виде разницы между утвержденным органом регулирования экономически обоснованным тарифом на выработку тепловой энергии и тарифом на ее потребление для населения, арбитражные суды исходили из следующего. В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) организация теплоснабжения населения является вопросом местного значения, а потому финансовые обязательства, включая финансирование межтарифной разницы, должны исполняться за счет средств местного бюджета. При этом арбитражные суды не придавали юридического значения тому обстоятельству, что государственное регулирование тарифов на тепловую энергию относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, а у органов местного самоуправления соответствующие полномочия отсутствуют.

Конституционный Суд РФ признал, что разница, возникающая в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, не может компенсироваться теплоснабжающим организациям из бюджета муниципальных образований.

Прокомментируем такое решение с точки зрения бюджетного законодательства и законодательства о тарифном регулировании.

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ юридическим лицам предоставляются субсидии в связи с производством и реализацией товаров, работ, услуг. Субсидии ресурсоснабжающим организациям (далее – РСО), в частности на оплату стоимости приобретенных энергоносителей и других текущих расходов, связаны непосредственно с реализацией ими тепловой энергии, воды и услуг водоотведения потребителям, а следовательно, с государственным регулированием для таких организаций соответствующих тарифов. Это не ставится в зависимость от организационно-правовой формы предприятий, их собственников, территории деятельности (одно или несколько муниципальных образований) и отнесения ее организации к полномочиям того или иного органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ”.

К принципам государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в соответствии со ст. 4 ранее действовавшего Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, и действующей с 1 января 2011 г. ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ “О теплоснабжении” относятся: экономическая обоснованность планируемой (расчетной) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, а также затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в т. ч. выделяемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности.

К принципам государственного регулирования тарифов на воду и услуги водоотведения согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” отнесены, в частности: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; а также установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.

Из приведенных положений следует, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение одним из основных принципов является возмещение организациям экономически обоснованных затрат. Таким образом, все экономически обоснованные затраты учитываются при проведении процедуры государственного регулирования тарифов и не субсидируются за счет средств, предоставляемых из бюджета муниципального образования, не имеющего соответствующих полномочий.

Исходя из правил государственного регулирования тарифов, предусматривающих формирование финансовых потребностей организаций в объеме, необходимом для осуществление ими регулируемой деятельности относительнопотребителей всех видов, бюджетные субсидии могут предоставляться только на основании решения регулирующего органа, содержащего информацию об утверждении тарифов для потребителей конкретной РСО с учетом недополучаемых ею доходов или необходимости компенсации ей затрат, не покрываемых величиной регулируемого тарифа, либо изначально из бюджета того уровня, к которому относится орган, регулирующий тарифы.   . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в октябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль