text
ЖКХ

О возможности субсидирования основной деятельности ресурсоснабжающих организаций

  • 4 октября 2011
  • 5197

В постановлении от 29.03.2011 № 2-П Конституционный Суд РФ признал положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах теплоснабжения населения, не соответствующим в полной мере Конституции РФ.

В постановлении от 29.03.2011 № 2-П Конституционный Суд РФ признал положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах теплоснабжения населения, не соответствующим в полной мере Конституции РФ.

Принимая решения о взыскании с муниципальных образований убытков в виде разницы между утвержденным органом регулирования экономически обоснованным тарифом на выработку тепловой энергии и тарифом на ее потребление для населения, арбитражные суды исходили из следующего. В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) организация теплоснабжения населения является вопросом местного значения, а потому финансовые обязательства, включая финансирование межтарифной разницы, должны исполняться за счет средств местного бюджета. При этом арбитражные суды не придавали юридического значения тому обстоятельству, что государственное регулирование тарифов на тепловую энергию относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, а у органов местного самоуправления соответствующие полномочия отсутствуют.

Конституционный Суд РФ признал, что разница, возникающая в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, не может компенсироваться теплоснабжающим организациям из бюджета муниципальных образований.

Прокомментируем такое решение с точки зрения бюджетного законодательства и законодательства о тарифном регулировании.

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ юридическим лицам предоставляются субсидии в связи с производством и реализацией товаров, работ, услуг. Субсидии ресурсоснабжающим организациям (далее – РСО), в частности на оплату стоимости приобретенных энергоносителей и других текущих расходов, связаны непосредственно с реализацией ими тепловой энергии, воды и услуг водоотведения потребителям, а следовательно, с государственным регулированием для таких организаций соответствующих тарифов. Это не ставится в зависимость от организационно-правовой формы предприятий, их собственников, территории деятельности (одно или несколько муниципальных образований) и отнесения ее организации к полномочиям того или иного органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ”.

К принципам государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в соответствии со ст. 4 ранее действовавшего Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, и действующей с 1 января 2011 г. ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ “О теплоснабжении” относятся: экономическая обоснованность планируемой (расчетной) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, а также затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в т. ч. выделяемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности.

К принципам государственного регулирования тарифов на воду и услуги водоотведения согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” отнесены, в частности: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; а также установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.

Из приведенных положений следует, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение одним из основных принципов является возмещение организациям экономически обоснованных затрат. Таким образом, все экономически обоснованные затраты учитываются при проведении процедуры государственного регулирования тарифов и не субсидируются за счет средств, предоставляемых из бюджета муниципального образования, не имеющего соответствующих полномочий.

Исходя из правил государственного регулирования тарифов, предусматривающих формирование финансовых потребностей организаций в объеме, необходимом для осуществление ими регулируемой деятельности относительнопотребителей всех видов, бюджетные субсидии могут предоставляться только на основании решения регулирующего органа, содержащего информацию об утверждении тарифов для потребителей конкретной РСО с учетом недополучаемых ею доходов или необходимости компенсации ей затрат, не покрываемых величиной регулируемого тарифа, либо изначально из бюджета того уровня, к которому относится орган, регулирующий тарифы.   . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в октябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это недолго.

Сайт ориентирован на работников в сфере ЖКХ, поэтому многие файлы и документы защищены от скачивания.

Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны любые документы:

  • Бланки и образцы основных договоров (РСО, подрядчики);
  • Акты, извещения, заявки;
  • Образцы объявлений, памяток и уведомлений на все случаи жизни.
Регистрация займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачивайте любые документы без ограничений!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Пожалуйста, пройдите регистрацию!

Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
После регистрации вы сможете:

  • без ограничений читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
  • отмечать материалы как "полезные" и они всегда будут в Вашем личном кабинете
  • скачивать формы документов и полезные шаблоны

Оставайтесь с нами!
с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.