text
ЖКХ

О возможности субсидирования основной деятельности ресурсоснабжающих организаций

  • 4 октября 2011
  • 5229

В постановлении от 29.03.2011 № 2-П Конституционный Суд РФ признал положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах теплоснабжения населения, не соответствующим в полной мере Конституции РФ.

В постановлении от 29.03.2011 № 2-П Конституционный Суд РФ признал положение п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, относящее к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах теплоснабжения населения, не соответствующим в полной мере Конституции РФ.

Принимая решения о взыскании с муниципальных образований убытков в виде разницы между утвержденным органом регулирования экономически обоснованным тарифом на выработку тепловой энергии и тарифом на ее потребление для населения, арбитражные суды исходили из следующего. В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) организация теплоснабжения населения является вопросом местного значения, а потому финансовые обязательства, включая финансирование межтарифной разницы, должны исполняться за счет средств местного бюджета. При этом арбитражные суды не придавали юридического значения тому обстоятельству, что государственное регулирование тарифов на тепловую энергию относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, а у органов местного самоуправления соответствующие полномочия отсутствуют.

Конституционный Суд РФ признал, что разница, возникающая в связи с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, не может компенсироваться теплоснабжающим организациям из бюджета муниципальных образований.

Прокомментируем такое решение с точки зрения бюджетного законодательства и законодательства о тарифном регулировании.

В силу п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ юридическим лицам предоставляются субсидии в связи с производством и реализацией товаров, работ, услуг. Субсидии ресурсоснабжающим организациям (далее – РСО), в частности на оплату стоимости приобретенных энергоносителей и других текущих расходов, связаны непосредственно с реализацией ими тепловой энергии, воды и услуг водоотведения потребителям, а следовательно, с государственным регулированием для таких организаций соответствующих тарифов. Это не ставится в зависимость от организационно-правовой формы предприятий, их собственников, территории деятельности (одно или несколько муниципальных образований) и отнесения ее организации к полномочиям того или иного органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ”.

К принципам государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в соответствии со ст. 4 ранее действовавшего Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”, и действующей с 1 января 2011 г. ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ “О теплоснабжении” относятся: экономическая обоснованность планируемой (расчетной) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, а также затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в т. ч. выделяемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности.

К принципам государственного регулирования тарифов на воду и услуги водоотведения согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” отнесены, в частности: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; а также установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.

Из приведенных положений следует, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, воду, водоотведение одним из основных принципов является возмещение организациям экономически обоснованных затрат. Таким образом, все экономически обоснованные затраты учитываются при проведении процедуры государственного регулирования тарифов и не субсидируются за счет средств, предоставляемых из бюджета муниципального образования, не имеющего соответствующих полномочий.

Исходя из правил государственного регулирования тарифов, предусматривающих формирование финансовых потребностей организаций в объеме, необходимом для осуществление ими регулируемой деятельности относительнопотребителей всех видов, бюджетные субсидии могут предоставляться только на основании решения регулирующего органа, содержащего информацию об утверждении тарифов для потребителей конкретной РСО с учетом недополучаемых ею доходов или необходимости компенсации ей затрат, не покрываемых величиной регулируемого тарифа, либо изначально из бюджета того уровня, к которому относится орган, регулирующий тарифы.   . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в октябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.