О новых правилах предоставления коммунальных услуг

3475
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” решает ряд проблем правового регулирования, обеспечивая реализацию интересов потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, при установке общедомовых и индивидуальных приборов учета, переходе к обоснованным и дифференцированным нормативам потребления, прекращении перекрестного субсидирования.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” решает ряд проблем правового регулирования, обеспечивая реализацию интересов потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, при установке общедомовых и индивидуальных приборов учета, переходе к обоснованным и дифференцированным нормативам потребления, прекращении перекрестного субсидирования.

Согласно исследованию Т.Р. Гарра “Почему люди бунтуют”* устойчивость социально-политической системы обусловлена степенью удовлетворенности людей. Иными словами, предоставляемые обществом возможности получать желаемые материальные и психологические ценности (либо их социально приемлемые альтернативы) не должны восприниматься как:

· несправедливо низкие относительно ценностных возможностей членов других социальных групп либо своей группы;

· убывающие относительно прошлого;

· убывающие относительно растущих ценностных возможностей членов других социальных групп.

_______________________

* Тед Роберт Гарр – социолог, руководитель Центра международного развития и конфликтологии при Мэрилендском Университете (США). Его работа “Почему люди бунтуют” – это исследование причин возникновения в обществе социальных противостояний и конфликтов, гражданской борьбы, в т. ч. сопровождаемой насилием.

Состояние общественных отношений в жилищной сфере прямо влияет на ценностные возможности большинства российских граждан. Общественные отношения в жилищной сфере можно рассматривать как систему, посредством моделирования которой (по крайней мере, отдельных внутрисистемных связей) представляется возможным прогнозировать социальные последствия принятия и реализации законодательных новаций в жилищной сфере.

Моделирование системы с участием людей требует определить, с какой позиции будет описана система. Это обусловлено тем, что человек, как активный субъект в терминологии теории систем, имеет собственные цели.

В силу ч. 2 ст. 4 ЖК РФ участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Согласно ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, изданных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ определил широкие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, позволяющие им полностью сформировать основы системы жилищных отношений. Анализ постановлений Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”, от 23.05.2006 № 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” (далее – Правила № 307), иных нормативных актов Правительства РФ позволяет сделать вывод о том, что такая система сформирована с позиции экономической логики.

Вместе с тем, обеспечение социально-политической стабильности со стороны системы жилищного законодательства целесообразно моделировать и оценивать с позиции гражданина. При таком подходе постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Постановление № 354) решает данную задачу. Для его эффективной реализации необходимо четко осознавать специфику каждой проблемной ситуации, с которой может столкнуться гражданин в сфере предоставления коммунальных услуг.

Установка приборов учета выявляет высокий уровень потребления коммунальных ресурсов в отдельных многоквартирных и индивидуальных жилых домах. Другими словами, для той части граждан, которые потребляют коммунальные услуги в объеме, превышающем норматив, с установкой прибора учета размер платы за коммунальные услуги увеличивается (рис. 1).

Такая ситуация может возникнуть по причине неудовлетворительных тепловых свойств стен дома, в связи с установкой общедомового прибора учета потребления тепла в отсутствие регуляторного устройства, непроведением иных энергосберегательных мероприятий, а также расточительным расходованием воды в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета.

Для решения указанной проблемы в п. 72 новых Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена возможность рассрочки платежа, если плата за коммунальную услугу более чем на 25% превысит начисление за аналогичный расчетный период прошлого года. Такая возможность реализуется путем включения в платежный документ наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения этой платы в рассрочку: в размере 1/12 платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу.

При расчете величины превышения размера платы за коммунальную услугу не учитывается превышение, возникшее вследствие увеличения числа потребителей, как постоянно, так и временно проживающих в жилом помещении.

Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого начинается предоставление рассрочки, и взимания процентов, размер которых не может быть выше увеличенного на 3% размера ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предоставления рассрочки. Проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней исполнителю предоставляется компенсация (возмещение) средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки.

В отдельных случаях установка приборов учета приводит к резкому увеличелнию платы гражданина в связи с тем, что согласно Правилам № 307 при этом изменяется алгоритм расчета размера платы за коммунальные услуги.

Например, в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, при этом ни у кого из жителей нет индивидуальных приборов. В соответствии с Правилами № 307 плата начисляется посредством распределения показаний общедомового прибора учета пропорционально числу зарегистрированных в доме жильцов.

С установкой индивидуального прибора учета хотя бы в одном жилом помещении 100-квартирного дома алгоритм расчета платы изменяется. Тем, у кого нет индивидуального прибора учета, плата начисляется исходя из норматива потребления коммунальных услуг. Если объем потребления коммунального ресурса в доме невелик, то жильцы 99 квартир получают извещения об уплате резко выросших сумм. Если же объем потребления коммунального ресурса в доме больше нормативного, то резко увеличивается размер платы у граждан, установивших индивидуальный прибор учета.

Пример

Пока в 100-квартирном доме имелся только общедомовой прибор учета, жители платили по 100–200 руб. С установкой индивидуальных приборов учета в двух квартирах управляющая организация в соответствии с Правилами № 307 стала начислять плату жильцам остальных 98 квартир по нормативам потребления коммунальных услуг, и размер такой платы составил уже 300–900 руб.

Также установка общедомового прибора учета иногда приводит к резким изменениям размера платы.

Пример

“По индивидуальному счетчику сумма оплаты у нас получается в несколько раз меньше, чем указано в квитанции… В февральскую квитанцию включили оплату ХВС за декабрь 2010 г. по нормативу, за январь 2011 г. – по счетчику за 30 куб. м за 2 месяца и ввели дополнительную графу ОДПУ – 999,68 руб.” – пишет гражданин.

Такая ситуация возникает в случае оборудования многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и одновременно оборудования части квартир в этом доме индивидуальными приборами учета потребления коммунальных ресурсов. Согласно п. 23 Правил № 307 разница между показаниями общедомового прибора учета и суммами начислений по отдельным помещениям распределяется при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги исключительно между потребителями, установившими индивидуальные приборы учета потребления коммунальных ресурсов.

Следует подчеркнуть, что применение справедливых и разумных положений Постановления № 307 может отражаться на гражданах преимущественно в силу резких и неожиданных одномоментных изменений в расходах. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в октябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль