Роль местного самоуправления в обеспечении дошкольного и начального школьного образования

4376
Вопросы осуществления полномочий органами местного самоуправления по дошкольному и начальному школьному образованию и воспитанию, их организационное и материально-техническое обеспечение рассматривалось на Совете по местному самоуправлению при Председателе Госдумы РФ.

Вопросы осуществления полномочий органами местного самоуправления по дошкольному и начальному школьному образованию и воспитанию, их организационное и материально-техническое обеспечение рассматривалось на Совете по местному самоуправлению при Председателе Госдумы РФ.

Задачи местного самоуправления в области дошкольного образования и воспитания

В заседании Совета по местному самоуправлению, проходившему под председательством Председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова, приняли участие члены Совета, депутаты Госдумы РФ, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, советов и ассоциаций муниципальных образований, ученые и специалисты в области местного самоуправления.

В своем выступлении Б.В. Грызлов отметил, что с федерального уровня осуществляется поддержка субъектов РФ, реализующих комплексные региональные программы развития дошкольного образования, в частности, объем средств, выделяемых в текущем году из федерального бюджета на указанные цели, увеличен с 500 млн до 1 млрд руб.

Для стимулирования создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, принято постановление Правительства РФ от 20.05.2011 № 404 “О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации”. Основным направлением использования средств субсидий из федерального бюджета является оснащение дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях детской мебелью, безопасным спортивным инвентарем, развивающими играми и игрушками, качественной издательской продукцией, различными техническими средствами обучения, а также оборудованием, соответствующим современным требованиям в области охраны здоровья

В 63 субъектах РФ разработаны и уже реализуются названные региональные программы, направленные на обеспечение качества и доступности дошкольного образования для разных социальных слоев и групп населения России. Проблема доступности дошкольного образования решается за счет строительства новых зданий дошкольных образовательных учреждений, возврата в систему образования ранее переданных в другие ведомства зданий детских садов, реструктуризации сети образовательных учреждений, использования возможностей негосударственного сектора дошкольного образования, внедрения различных моделей дошкольного образования.

Пример

Одной из форм, используемых для обеспечения населения услугами учреждений дошкольного образования, является частно-государственное партнерство. В рамках партнерства используется, например, аутсорсинг, при котором для исполнения функций, не связанных с непосредственной организацией воспитательно-образовательного процесса, привлекаются внешние исполнители на основании гражданско-правовых договоров. Заключаются концессионные соглашения, по которым органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления предоставляют здания дошкольных учреждений, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, частным инвесторам – концессионерам для реконструкции и организации дошкольного образования в течение времени, установленного данным соглашением.

По сведениям Минобрнауки России, в результате реализации региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования несколько увеличилась сеть учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. таких учреждений было 54 971, на 1 января 2011 г. - 56 679 (по данным Роспотребнадзора – более 48 тыс.). Большая часть этих учреждений (77,4%) - государственные и муниципальные .

Однако проблема предоставления мест в детских дошкольных учреждениях остается острой.

Определенные сложности создает предусмотренная федеральным законодательством обязанность органов местного самоуправления по внеочередному и первоочередному устройству детей работников прокуратуры, судей, сотрудников полиции, военнослужащих. Так, например, в Республике Карелия около 70% мест предоставляется детям указанных категорий лиц.

В систему дошкольного образования возвращено 1104 дошкольных учреждения, более чем на 136 тыс. мест., однако, около 5 тыс. учреждений, рассчитанных на 424 тыс. детей и более было передано для использования не по прямому назначению и перепрофилировано для различных нужд.

По данным Роспотребнадзора, в проведении ремонтов в Российской Федерации нуждается 42,1% существующих дошкольных учреждений, из них 4584 учреждения требуют капитального и 15 667 - косметического ремонта. Этот факт приводит к тому, что группы в детских образовательных учреждениях переуплотнены (40% от общего количества дошкольных образовательных учреждений) и санитарно-эпидемиологическая обстановка в них является неудовлетворительной. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую норму на 40,2%, а в ряде регионов данный показатель в 2–3 раза выше.

На протяжении ряда лет остается неудовлетворительной и материально-техническая база многих детских дошкольных образовательных учреждений. Не канализовано 9,6% учреждений; не имеет центрального отопления – 5,1%; отсутствует центральное водоснабжение в 7,3% учреждений.

Требования санитарного законодательства к размещению детских дошкольных учреждений в зданиях, выстроенных по действующим типовым проектам, или в приспособленных помещениях при строгом соблюдении санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических требований к ограждению, озеленению участка, оборудованного для игр и занятий детей на свежем воздухе, особенно в условиях крупных мегаполисов, зачастую не выполняются. При современных темпах застройки жилья недостаточно уделяется внимания проектированию и строительству детских учреждений, в т. ч. дошкольных, не учитываются потенциальные потребности населения.

Для того, чтобы снизить социальную напряженность и частично удовлетворить возникающие потребности семей с маленькими детьми в услугах дошкольных учреждений, необходимо развивать различные варианты форм дошкольного образования, в т. ч. системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов. Однако в настоящее время получение лицензии частными дошкольными образовательными учреждениями является серьезной проблемой.

Задачи местного самоуправления в области начального школьного образования

В системе общего образования приняты новые стандарты начального общего и основного общего образования, в которых впервые закреплены требования к условиям предоставления образования. В настоящее время разработан и утвержден федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее – ФГОС) - начального и основного. Разработаны два проекта ФГОС среднего (полного) общего образования. По новым стандартам с 1 сентября 2010 г. начали обучение около 200 тыс. первоклассников (около 15% от их общего количества). Обязательное введение ФГОС начального общего образования в 1-х классах всех образовательных учреждений Российской Федерации начинается с 2011–2012 учебного года. Обязательный переход на новые стандарты основной школы с 2015 г., а старшей школы – с 2020 г.

В результате Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., реализованной в комплексе с приоритетным национальным проектом “Образование” и комплексными проектами модернизации образования, удалось обеспечить создание основных институциональных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть инновационных образовательных учреждений, обобщить и распространять опыт российских регионов, участвующих в инновационном развитии системы образования. «Были сформированы конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации.» - смысл в данном предложении потерялся, возможно оно не полное или не оконченное!

По данным Минобрнауки России, в городских школах обучается около 9 млн, в сельских – более 4 млн. детей. С целью обеспечения равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширения общественного участия в управлении образованием, в 2007–2009 гг. реализованы комплексные проекты модернизации региональных систем образования, в рамках которых развивается сеть общеобразовательных учреждений субъектов РФ.

В 31 регионе, реализовавшем в экспериментальном режиме комплексные проекты модернизации образования, выявлены и апробированы на практике механизмы развития российской школы, обеспечивающие достойную зарплату учителям, повышающие престиж профессии не только для молодежи, но и специалистов высокой квалификации. При этом современными условими получения образования обеспечены более чем 70% школьников. Дети, обучающиеся в 8,8 тыс. сельских школ, получили возможность пользоваться ресурсами современно оборудованных базовых учреждений.

В настоящее время в связи с существенным сокращением контингента обучающихся увеличивается количество малокомплектных и малочисленных школ. В целях поддержки малокомплектных школ ст. 41 Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон РФ № 3266-1) установлена возможность финансирования малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений по нормативам, учитывающим затраты, не зависящие от количества обучающихся. Согласно п. 5 ст. 34 Закона РФ № 3266-1 для ликвидации сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения установлена обязательность согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” предусмотрено проведение обязательной предварительной экспертизы последствий реорганизации или ликвидации образовательного учреждения.

Отдельным направлением деятельности выступает развитие системы дистанционного образования детей-инвалидов. Во всех регионах создаются центры дистанционного обучения детей-инвалидов на дому. В окончившемся учебном году во всех субъектах РФ обучением с использованием дистанционных образовательных технологий охвачено более 15 тыс. детей-инвалидов. Переподготовку прошли более 4 тыс. учителей, обучено более 6 тыс. родителей детей-инвалидов.

Минобрнауки России проводит работу по решению проблемы обеспечения прав детей, проживающих в малых и труднодоступных сельских поселениях, в т. ч. в районах Крайнего Севера и Сибири. Проблемы обеспечения прав таких детей на получение качественного общего образования особенно актуальны в рамках комплексного обновления системы российского образования, когда вводятся новые механизмы финансирования, нацеленные на системные перспективные преобразования в отрасли.

Удовлетворению запросов обучающихся с высокими образовательными потребностями в качественном образовании способствует выстраиваемая система поиска и педагогического сопровождения одаренных детей и молодежи, основная задача которой – обеспечение возможности самореализации каждым обучающимся общеобразовательной школы.

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”, утв. Президентом РФ 4 февраля 2010 г., стала основным стратегическим ориентиром развития системы общего образования на ближайшие годы. В целях ее реализации Правительством РФ утверждены План первоочередных действий на 2010 г. по модернизации общего образования и План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, являющиеся логическим продолжением тех значимых системных изменений в отрасли, которые последовательно осуществляются в образовательной практике, в т. ч. и в рамках приоритетного национального проекта “Образование”.

Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. (постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61). Одна из стратегических задач программы – достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, в рамках которой особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Для реализации этой цели создается общероссийская система оценки качества общего образования, охватывающая федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также инструментарий ее реализации.

Предусмотрено создание новой системы управления качеством образования, основанной на информационно-коммуникационных технологиях и обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам, в т. ч. включение образовательных учреждений в систему комплексного электронного мониторинга и создание единой системы сферы образования. Мониторинг будет объединять данные о состоянии системы российского образования начиная с уровня обучающегося.

Вместе с тем Совет по местному самоуправлению отмечает, что в системе общего образования существует целый ряд проблем.

Во-первых, в настоящее время среднемесячная заработная плата учителей, хотя и выросла за последние годы (чему способствовало введение новых систем оплаты труда), но все же отстает от роста среднемесячной заработной платы в экономике и составляет около 70% от нее. Такой уровень заработной платы не стимулирует деятельность работников общеобразовательных учреждений к повышению качества образования, а также не обеспечивает привлечение молодых специалистов для работы в данной сфере.

Решение вопроса об индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений, находящихся в собственности субъектов РФ, и муниципальных бюджетных учреждений относится к компетенции субъектов РФ и муниципальных образований. При этом решение указанного вопроса в сфере образования зависит от финансовых возможностей их бюджетов. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в октябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образованийПодписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях