Практический инструментарий для учета и управления активами муниципального образования

3669
Проведение в России рыночных реформ, обусловивших значительную дифференциацию форм собственности, одновременно обозначило серьезный финансово-экономический вопрос: как обеспечить оптимальную структуру, полноту учета, рациональное и эффективное управление активами публично-правовых образований всех уровней и, в частности, муниципальных образований?

Проведение в России рыночных реформ, обусловивших значительную дифференциацию форм собственности, одновременно обозначило серьезный финансово-экономический вопрос: как обеспечить оптимальную структуру, полноту учета, рациональное и эффективное управление активами публично-правовых образований всех уровней и, в частности, муниципальных образований?

Обычно, когда ставится задача повышения эффективности в государственном и муниципальном секторе, подразумевается сокращение бюджетных расходов либо достижение более высоких результатов при сохранении существующего уровня расходов бюджета. Однако бюджет – лишь вершина айсберга под названием “муниципальные финансы”: за пределами бюджета муниципальный сектор генерирует финансовые потоки, по объему сопоставимые и даже порой превышающие объемы местных бюджетов. К ним относятся: оборот и обязательства муниципальных унитарных предприятий, хозяйствующих субъектов с участием муниципальных образований, финансовые потоки, генерируемые имущественно-земельным комплексом, находящимся в собственности или в распоряжении муниципалитета, и т. д.

В этой связи совершенствование системы учета и управления активами муниципальных образований является крайне важной и актуальной задачей. Если в сфере управления бюджетными ресурсами за годы реализации бюджетной реформы достигнуты значительные успехи, то активы во многих муниципальных образованиях сегодня даже не полностью учтены, не говоря уже о применении современных инструментов управления этими ресурсами.

Конечно, законодательство Российской Федерации предусматривает определенную регламентацию учета активов муниципальных образований. Муниципальная собственность учитывается по двум направлениям – через систему бюджетного учета и путем ведения реестра муниципального имущества. Однако данный учет осуществляется разрозненно и не охватывает значительное количество муниципальных активов. Конкретные проблемы применяемых инструментов учета муниципальных активов охарактеризованы далее.

В результате целостная система учета муниципальных активов, которая позволяла бы осуществлять управление однородными группами активов не “в ручном режиме”, а комплексно, исходя из полной информации о составе и состоянии активов, издержках на их содержание и доходах от них, на муниципальном уровне в настоящее время практически повсеместно отсутствует.

Что должно находиться в муниципальной собственности

Существующая “идеология” федерального центра в части наделения органов местного самоуправления определенными активами для исполнения закрепленных за ними полномочий не дает четкого ответа на вопрос, что должно находиться в муниципальной собственности, однако выражается в определенной направленности законодательных норм и вектора федеральной политики.

Действующее российское законодательство содержит ряд ограничений по составу муниципальных активов, в остальном он определяется уполномоченными органами местного самоуправления. К числу ограничений действующего законодательства по составу финансовых активов относятся положения Бюджетного кодекса РФ, определяющие в т. ч. источники формирования доходов местного бюджета, а нефинансовых активов – ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) о соответствии назначения имущества полномочиям органов местного самоуправления. Положения п. 5 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ определяют необходимость перепрофилирования либо отчуждения имущества, которое не предназначено для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, выполнения муниципальных полномочий или делегированных государственных полномочий.

Политика федерального центра также нацелена на упорядочение состава имущества органов публичной власти всех уровней исходя из принципа строгого соответствия закрепленного имущества полномочиям соответствующего уровня власти.

Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что органы публичной власти должны избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям.

Из послания Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.

Управление избыточной собственностью требует много сил, времени, а зачастую – немало средств <…> и нередко становится источником коррупции. Органы власти не должны быть владельцами “заводов, газет, пароходов”. Каждый должен заниматься своим делом.

Президент РФ Д.А. Медведев

С нашей точки зрения, идеологическими критериями нахождения нефинансового актива в муниципальной собственности в долгосрочном периоде с учетом положения п. 5 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ могут служить:

§ важное значение актива для жизнеобеспечения муниципального образования по тем полномочиям, осуществление которых нецелесообразно либо неэффективно частными собственниками;

§ отсутствие инвестиционной привлекательности актива.

Не могут являться критериями в долгосрочной перспективе укрепление материально-финансовой основы местного самоуправления, так как данная задача должна быть решена системой межбюджетных отношений, эффективным налогообложением, формированием резервного фонда, а также критерий привлечения инвестиций и стимулирования предпринимательской активности на территории муниципального образования, так как данный критерий применим исключительно в рамках текущего управления.

При этом, как нам представляется, заявленный принцип соответствия актива социальным функциям муниципального образования не требует законодательного закрепления перечня объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности.

Предметом законодательного регулирования, по нашему мнению, должно быть только ограничение на осуществление органами местного самоуправления отдельных видов хозяйственной деятельности (которыми должны заниматься исключительно хозяйствующие субъекты), но не на состав муниципального имущества. Поэтому достаточно ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющей, что в случае возникновения у муниципальных образований непрофильного имущества оно подлежит перепрофилированию либо отчуждению. Части 2–4 указанной статьи данного закона, устанавливающие конкретные перечни объектов муниципального имущества поселений, муниципальных районов и городских округов, следует исключить.

Система аналитического учета и управления активами

Для эффективного управления муниципальными активами первостепенное значение имеет формирование надежной базы данных. Задача формирования надежного, достоверного, достаточного, преемственного источника информации для принятия управленческих решений о судьбе актива, принципах, формах и методах владения, распоряжения и пользования им может быть решена посредством принятия следующих основных мер:

· пересмотр элементов учета ‒ упорядочение состава активов муниципального образования и их оптимальная классификация;

· создание системы аналитического учета активов ‒установление правил и порядка учета всех активов муниципального образования (финансовых и нефинансовых) в едином реестре.

Информационная база сведений об объектах муниципальной собственности, включенных в реестр активов муниципального образования, послужит для формирования инструментов анализа и управления муниципальными активами.

Одним из таких инструментов является Сводный баланс активов-пассивов муниципального образования, включающий в себя следующие элементы:

§ консолидированный баланс активов-пассивов хозяйствующих субъектов (учреждений, предприятий, организаций) с участием муниципального образования в формировании их имущества:

- баланс активов-пассивов муниципальных учреждений (с группировкой по отраслям и типам учреждений);

- баланс активов-пассивов муниципальных предприятий (с группировкой по отраслям);

- баланс активов-пассивов частных организаций с участием муниципального образования в формировании их имущества;

§ баланс активов-пассивов казны муниципального образования.

Оптимальная классификация активов

Для целей стратегического и оперативного управления муниципальными активами необходимо разработать оптимальную классификацию активов муниципального образования и определить единое основание для их группировки. Это основание должно базироваться на предназначении актива. Данная классификация может стать основой для формирования правовых актов о реестрах активов, а в дальнейшем – для разработки алгоритмов компьютерных программ по учету активов.

На сегодняшний день управление активами “в ручном режиме” означает отсутствие единого основания группировки активов для целей выбора сценария, подходов и методов управления. Для целей управления активы если и группируются, то от достигнутого (т.е., по сути, от индивидуальной для каждого муниципалитета структуры активов) либо по каждому объекту отдельно. При этом отсутствие единого основания группировки активов делает невозможным системное управление каждой группой активов, подготовку необходимой аналитики и пр.

Учитывая характер решаемых задач по управлению активами и сложившуюся структуру активов, для целей аналитического учета активов муниципального образования предлагается применять трехуровневую классификацию активов.

Первый уровень включает в себя группы активов для целей разработки планов повышения эффективности управления активами по различным субъектам муниципального управления (активы учреждений, предприятий, казны, организаций с муниципальным участием).

В основу классификации муниципальных активов второго уровня для целей аналитического учета будет положена классификация активов, содержащаяся в едином плане счетов по бухгалтерскому учету (финансовые и нефинансовые активы, в т. ч. недвижимое имущество и движимое имущество, материальные запасы и т. д., с разбивкой по подкатегориям). Данный подход к классификации активов применяется в связи с тем, что основным источником информации об активах являются данные бухгалтерского учета и отчетности.

Дальнейшая классификация активов (классификация третьего уровня) не имеет жесткой структуры, так как представляет собой совокупность всех объектов учета по их наименованию (в категории “нежилые помещения” ‒ гаражи, гардеробы и т.д., в категории “материальные запасы” ‒ лекарственные средства, мягкий инвентарь и пр.).

В таблице приведен пример укрупненной структуры муниципальных активов бюджетного учреждения в сфере физической культуры и спорта по трем уровням классификации. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в октябрьском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль