Реальная модернизация коммунального хозяйства: из опыта работы Республики Татарстан

3969
В ходе реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства республики Татарстан основной акцент делается на повышении качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и соответственно качества жизни граждан.

В ходе реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства республики Татарстан основной акцент делается на повышении качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и соответственно качества жизни граждан.

На учредительном собрании Некоммерческого партнерства содействия развитию ЖКХ “Развитие” министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Ирек Энварович Файзуллин отметил, что состояние жилищно-коммунального хозяйства в России требует создания представительной, авторитетной и способной проводить в жизнь найденные решения площадки для равноправного диалога как представителей органов власти, бизнеса, общественных организаций, профессиональных сообществ, так и конечных потребителей услуг в сфере ЖКХ. У Татарстана есть положительный опыт работы, которым республика готова поделиться.

Преобразования в республике начались с ликвидации ветхого жилья, что позволило обеспечить безопасность проживания. За время реализации этой программы улучшили свои жилищные условия 150 тыс. человек. Объем финансирования составил 20,5 млрд руб.

В нашей стране климатические условия, особенно аномальные явления природы последних лет, определяют, что поставка жилищно-коммунальных услуг связана в первую очередь с обеспечением безопасного проживания и лишь затем – с обеспечением комфортности проживания, другими словами, с повышением качества коммунальных услуг.

В Татарстане, понимая это, всегда работали над устойчивостью поставки жилищно-коммунальных услуг и обновлением основных фондов ЖКХ.

В республике насчитывается всего 503,3 тыс. домов общей жилой площадью 83,7 млн кв. м. По проценту износа жилищный фонд в республике распределен следующим образом:

  • от 0 до 30% – 60,1 млн кв. м;
  • от 31 до 65% – 22,5 млн кв. м;
  • от 66 до 70% – 0,9 млн кв. м;
  • свыше 70% – 0,2 млн кв. м.

Согласно официальной статистике в Российской Федерации жилые здания с износом более 30% (старше 30 лет) составляют 62,1%жилищного фонда , в Республики Татарстан такой износ имеет 24% жилищного фонда.

Реальная модернизация коммунального хозяйства началась после принятия закона Республики Татарстан от 11.12.2004 № 65-ЗРТ “Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004–2010 годы”. Решающую роль в реформировании сыграли кардинальные преобразования в системе оплаты жилищно-коммунальных услуг, проведенные в начале 2005 г. Одновременно были введены 100-процентная оплата экономически обоснованной стоимости услуг и адресная социальная защита граждан с применением монетизации льгот. Было в основном ликвидировано перекрестное субсидирование. В жилищной сфере провели разделение функций заказчика и подрядчика, появились частные управляющие компании, ТСЖ и частные подрядные организации.

Все эти меры позволили создать рынок услуг ЖКХ, повысив качество предоставляемых коммунальных услуг. Однако рынок не может решить всех проблем, которые десятилетиями копились в жилищно-коммунальной сфере. Даже при рыночной системе требовалось государственное вмешательство.

Ликвидация накопившегося недоремонта многоквартирных домов стала возможной лишь после принятия Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) и создания Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд), при поддержке которого ведется капитальный ремонт в многоквартирных домах.

К началу действия Федерального закона № 185-ФЗ республика, благодаря реальным преобразованиям в сфере ЖКХ, была готова к его требованиям и, значит, к получению федеральной финансовой поддержки из Фонда. Поэтому Татарстан сразу включился в реализацию долгожданной для населения социально значимой программы капитального ремонта многоквартирных домов.

За три года в республике Татарстан:

  • отремонтировано 5606 домов;
  • объем финансирования составил более 22 млрд руб.;
  • улучшены условия проживания 1072 тыс. граждан;
  • задействовано на выполнении работ более 43 тыс. человек.

Общий объем финансирования программы капремонта 2011 г. составляет 4,3 млрд руб., а включая установку общедомовых приборов учета – 4,6 млрд руб. Программой предусмотрен ремонт 999 домов. Выполнение программы на 1 сентября 2011 г. составляет 89%.

Большой объем выполненных работ объясняется тем, что республика все три года софинансировала программу капремонта из своего консолидированного бюджета паритетно средствам Фонда, при том что по условиям Фонда доля софинансирования для республики составляла всего 12,24%. За 2008 и 2009 гг. в соответствии с принятыми обязательствами республика полностью получила лимит федеральной финансовой поддержки.

Особенным для нас стал 2010 г. – совместно с Фондом в республике начат пилотный проект по отработке механизма капитального ремонта МКД в режиме перехода к нормативным объемам плановых ремонтов многоквартирного жилья и выходом на самоокупаемость за счет средств граждан. Это удалось сделать путем образования регионального Фонда финансирования капитального ремонта (далее – республиканский Фонд), введения платежей за капитальный ремонт в размере федерального стандарта и создания специальных целевых счетов каждого конкретного дома. С республиканским Фондом заключили договоры 234 ТСЖ и ЖСК, 148 управляющих организаций, обслуживающих 13 тыс. домов.

В результате создания республиканского Фонда, проведения разъяснительной работы с населением в 2010 г. доля софинансирования собственников возросла до 23% и достигла 1620 млн руб. В 2011 г. доля средств собственников от общего объема финансирования программы составляет 37%.


Пример

В рамках программы “Электронный Татарстан” создан портал ЖКХ, где каждый житель может найти информацию по своему дому – сколько начислено платежей за капремонт, сколько оплачено, написать жалобы и обращения. До конца года планируется составить списки домов с указанием даты капитального ремонта, видов запланированных работ. Информационная система портала полностью интегрирована с системой федерального Фонда.


Публикуется с сокращениями. Полный текст статьи можно прочитать в ноябрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера» Официальный раздел: Самые актуальные изменения нормативно-правовой базы отрасли и судебная практикаПодпишитесь на журнал и будьте в курсе всех событий в сфере городского хозяйства и ЖКХ


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях