Опыт работы муниципалитетов по обеспечению дошкольного воспитания и образования

7960
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования отнесена к вопросам местного значения. Между тем в сложившейся ситуации решение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях невозможно только за счет средств муниципального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования отнесена к вопросам местного значения. Между тем в сложившейся ситуации решение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях невозможно только за счет средств муниципального бюджета.

Предлагаем вам опыт работы муниципалитетов по данной проблематике, в т. ч. как с привлечением средств региональных бюджетов, так и с использованием механизмов муниципально-частного партнерства.[1]

Город Астрахань

Администрацией города подготовлен Стратегический план развития муниципальной системы образования города Астрахани до 2020 года, в котором проблема доступности дошкольного образования и переуплотненности муниципальных дошкольных образовательных учреждений рассматривается как одна из наиболее острых социальных проблем города. На основе стратегии разработана Программа развития дошкольного образования города Астрахани 2012–2015 гг. В ней предусмотрено:

- расширение сети учреждений, предоставляющих услуги дошкольного образования, за счет строительства ДОУ;

- реорганизация образовательных учреждений, в зданиях которых ранее располагались детские сады, в ДОУ;

- внедрение новых форм организации дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, вечернего пребывания, выходного и праздничного дня);

- создание дополнительных мест в ДОУ за счет внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

Для решения задачи по полному охвату детей дошкольным образованием, поставленной федеральными органами власти, муниципальному образованию “Город Астрахань” за 3–4 года необходимо заново выстроить сеть детских садов, равную той, которая была создана в течение 50 лет за счет государственных капитальных вложений, что невозможно (это 60 детских садов). Однако муниципальная программа по развитию системы дошкольных учреждений работает, детские сады реконструируются за счет бюджета города. В 2011 г. наблюдается определенная положительная динамика в удовлетворенности населения в услугах дошкольного образования: этот показатель составил 65,8% (в 2009 г. – 63,2; в 2008-м – 59%).

Постепенно складывается система предшкольного образования: открываются группы кратковременного пребывания детей, всего с 2008 по 2010 г. в муниципальных детских садах открыто 29 групп кратковременного пребывания для 525 детей, из них 21 группа – по предшкольному образованию, в 2001 г. начали свою работу группы казачьей направленности.

В перспективе – открытие групп выходного дня на платной основе (при наличии востребованности указанной услуги). В ближайшее время планируется открытие в квартирах многодетных семей семейных групп. Суть семейных групп в том, что создаются они при дошкольных учреждениях, расположенных недалеко от дома многодетной семьи. Дети прикрепляются к этому детскому саду, но воспитываться будут дома. Причем на роль воспитателя такого детского сада возьмут их собственную маму, правда, лишь в том случае, если у нее не меньше трех дошколят. Мамы будут оформлены воспитателями или младшими воспитателями, приобретут рабочие места и будут получать заработную плату в размере 5000 руб., а также денежные средства на питание детей в размере 70 руб. в день, учитывая пятидневку. Мамы-воспитатели смогут водить детей в детский сад на занятия и различные мероприятия ДОУ. Если же в семье растет один или двое малышей, а маме хочется, не отрываясь от семьи, работать воспитателем такого учреждения, то ей предоставляется возможность организовать семейный сад и принимать детей дошкольного возраста из других семей.

Также осуществляется разработка комплекса мероприятий по стимулированию создания частных организаций по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 до 7 лет, так как на указанный вид услуг не требуется получения лицензии. В них для детей будет организовано питание и режим дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Комитет по образованию и науке администрации г. Астрахани открыт для сотрудничества с астраханскими предпринимателями и готов оказать методическую помощь, помощь в подготовке документов, необходимых для прохождения процедуры регистрации частного детского сада.

В связи с существующей проблемой дефицита мест в муниципальных ДОУ ведется работа по возвращению в сеть дошкольного образования ранее переданных зданий бывших детских садов, оставшихся в ведении муниципалитета и перепрофилированных в центры дополнительного образования. С начала 1990-х гг. было передано в областную и федеральную собственность 13 зданий, в которых ранее располагались муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Администрация г. Астрахани направила обращение в адрес губернатора Астраханской области с просьбой рассмотреть вопрос о возврате в муниципальную собственность, обмене либо предоставлении в ином порядке типовых зданий дошкольных образовательных учреждений, находящихся в областной и федеральной собственности и не используемых в настоящее время по целевому назначению.

Постановлением мэра Астрахани установлена родительская плата за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях в размере 20% от общих затрат в зависимости от фактических дней посещения. Финансирование оставшихся 80% затрат берет на себя бюджет. Муниципалитетом ежегодно осуществляется социальная поддержка астраханской семьи: более 7 тыс. детей получают льготы по оплате за содержание в дошкольном учреждении, из них более 5 тыс. – дети из малообеспеченных и многодетных семей, которые пользуются 50%-й льготой по оплате за содержание в детском саду, и более 2 тыс. – дети с ограниченными возможностями здоровья, содержащиеся бесплатно.

Город Волгоград

В целях обеспечения доступности дошкольного образования и снижения социальной напряженности в период с апреля по май 2011 г. администрацией г. Волгограда проведена работа по подготовке и реализации мероприятий по увеличению охвата детей услугами дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города в 2011 г., в частности выделены следующие дополнительные средства:

- 30,5 млн руб. на ремонт, оборудование и открытие 32 дополнительных групп на 750 мест в функционирующих ДОУ;

- 33,5 млн руб. на проведение капитального ремонта трех зданий ДОУ с последующим вводом в эксплуатацию до конца 2011 г. еще 365 мест;

- 17,6 млн руб. на завершение строительства нового здания начальной школы – детского сада с закрытым плавательным бассейном;

- 11,2 млн руб. на приобретение мебели и мягкого инвентаря в рамках оптимизации комплектования ДОУ в 2011 г. в целях дополнительного приема 1000 детей старшего школьного возраста (5–7 лет) для организации предшкольной подготовки и выравнивания стартовых возможностей детей перед началом обучения в школе;

- 7,1 млн руб. для изготовления проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта не использующихся по прямому назначению 10 зданий ДОУ в целях открытия дошкольных групп на 1180 мест. После изготовления указанной документации будут начаты ремонтные работы, которые планируется завершить к 2012 г.

Комитетом по строительству администрации г. Волгограда подготовлена проектно-сметная документация на строительство двух новых зданий детских садов, из бюджета Волгограда выделены средства в размере 11,5 млн руб.

Таким образом, в 2011 г. на решение проблемы организации обеспечения общедоступного дошкольного образования из бюджета Волгограда будет выделено 112,4 млн руб., что позволит уже в этом году обеспечить дошкольным образованием дополнительно 2335 детей.

Постановлением администрации г. Волгограда учреждено 50 премий по 50 тыс. руб. каждая, которые будут присуждены в 2011 г. лучшим педагогам дошкольных учреждений города (воспитателям, музыкальным руководителям, педагогам-психологам, инструкторам по физической культуре, учителям-логопедам).

На перспективу с 2012 до 2015 г. решение проблемной ситуации будет осуществляться программно-целевым методом. Распоряжением администрации г. Волгограда от 14.04.2011 № 327-р создана рабочая группа по подготовке долгосрочной муниципальной целевой программы “Развитие дошкольного образования в Волгограде на 2012–2015 годы”. Проект концепции был одобрен на расширенном заседании рабочей группы с участием представителей инициативной группы родителей – участников общероссийского движения “Российским детям – доступное дошкольное образование”.

Предполагается осуществить мероприятия целевой программы, которые позволят снизить очередность на 49,2% и охватить дошкольной образовательной услугой дополнительно 7465 детей от 1,5 до 7 лет.

Город Йошкар-Ола

Комплектование дошкольных учреждений проводится на основании Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных учреждений г. Йошкар-Олы, утв. приказом управления образования от 17.04.2009 № 173 (с изм. от 14.01.2010, 07.04.2010), где прописан порядок предоставления мест в дошкольные учреждения.

С целью удовлетворения потребности населения, обеспечения доступности дошкольного образования, улучшения демографической ситуации в городе, учитывая проекты Правительства РФ в поддержку семей при рождении второго, третьего и т. д. ребенка и увеличение рождаемости, в целевую Программу развития дошкольного образования г. Йошкар-Олы на 2007–2012 годывключено строительство двух дошкольных учреждений на 440 мест.

В настоящее время решаются вопросы возврата зданий бывших дошкольных учреждений ‒ ДОУ № 3 (сейчас кожно-венерологический диспансер), ДОУ № 75 (сейчас реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ), ДОУ № 30 (центр временной изоляции детей и подростков), блок на четыре группы в ДОУ № 19 по ул. Баумана 12б, где размещен кризисный и социальный центр помощи семьям.

Город Казань

С целью охвата населения дошкольным воспитанием муниципалитетом предпринимаются меры по созданию дополнительных мест. В период с 2007 по 2010 г. введено в строй восемь новых детских садов на 1315 мест, реконструировано и введено в строй три дошкольных учреждения на 264 места. В первом квартале 2011 г. введены в строй два детских сада на 520 мест.

За счет рационализации действующей сети дополнительно открыта 61 группа, что фактически соответствует 10 шестигрупповым детским садам, открытым с минимальными затратами.

Принята республиканская программа строительства и реконструкции дошкольных учреждений на 2011 г. “Бэлэкэч”, целью которой является обеспечение населения местами в дошкольных учреждениях. В первую очередь это возведение новых детских садов в строящихся микрорайонах. В Казани строится 16 дошкольных учреждений на 2500 мест, идет реконструкция пяти зданий ранее закрытых и перепрофилированных детских садов. Предусмотрено завершение строительства двух дошкольных учреждений на 370 мест.

Создание дополнительных мест в действующих дошкольных учреждениях идет также путем реконструкции ранее закрытых под различные кабинеты групповых помещений (63 группы на 1260 мест). Еще одним направлением в программе является частно-государственное партнерство в сфере дошкольного образования.

С 1 марта 2011 г. Казань стала пилотной площадкой по реализации муниципальной услуги в электронном виде “Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)”. Новая система позволила отслеживать родителям движение очереди и обеспечила прозрачность предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Город Киров

В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2006 № 207-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей” управление образования проводит работу по выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. С 1 ноября 2009 г. компенсация выплачивается и родителям детей, которые посещают негосударственные детские сады.

В муниципальном образовании “Город Киров” затраты на содержание одного ребенка в МДОУ составляют в 2011 г. в среднем 7650 руб. В соответствии с постановлением администрации г. Кирова от 17.01.2011 № 85-П средний размер родительской платы составляет 68,85 руб. в день, или 1450 руб. за полный месяц.

С целью снижения социальной напряженности в 2010 г. была реализована муниципальная целевая программа “Проведение эксперимента по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законным представителям), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования”. В 2010 г. назначено 2163 пособия.

Данный эксперимент продолжается и в 2011 г. Выплата ежемесячного пособия осуществляется также в рамках муниципальной целевой программы за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования “Город Киров”.

Общий объем планируемого финансирования программы составит 75 млн руб., из них средства областного бюджета – 37,500 млн.

С целью привлечения молодых специалистов в Киров в 2008 г. было принято решение о выплате им единовременного пособия. Единовременное пособие в размере 20 тыс. руб. в 2008 г. получили 19 воспитателей МДОУ, в 2009 г. – 44 педагогических работника (учителя и воспитатели). В 2010 г. социальная выплата молодым специалистам составила 34 тыс. руб. Ее получили 44 молодых педагога. 43 молодых специалиста, приступивших к работе в подведомственных управлению образования учреждениях в 2011 г., получат социальную поддержку в размере 100 тыс. руб. за счет средств областного бюджета.

Управлением образования осуществляется существенная грантовая поддержка победителей и призеров конкурсов профессионального мастерства.

Фонд оплаты труда педагогических работников МДОУ увеличен с начала 2011 г. на 6,5%. С 1 июня 2011 г. на столько же увеличен фонда оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений.

Для приведения зданий дошкольных образовательных учреждений в соответствие с новыми противопожарными нормами и требованиями необходимы огромные финансовые затраты. Требования органов Госпожнадзора по расширению лестничных маршей, дверных проемов нарушают целостность капитальных стен и могут привести к непредсказуемым последствиям при дальнейшей эксплуатации здания. В некоторых случаях выполнение работ конструктивно невозможно. Считаем, что действия Строительных норм и правил пожарной безопасности зданий и сооружений от 01.01.1998 (Снип 21-01-97*), Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” должны распространяться на вновь строящиеся здания дошкольных образовательный учреждений и на здания, которые находятся на стадии капитального ремонта или реконструкции.

Город Нижний Новгород

Администрацией г. Нижний Новгород реализуется комплекс мер, который обеспечит создание дополнительных 2080 мест, из них 750 ‒ для детей ясельного возраста. Это позволит решить проблему в обеспечении местами детей ясельного возраста в 2011 г. Концепция дошкольного образования города предусматривает создание гибкой дифференцированной сети дошкольных образовательных учреждений как для организованных, так и неорганизованных детей. С целью большего охвата детей дошкольным образованием организованы и реализуются различные вариативные формы работы с детьми: центры психолого-педагогической помощи ребенку, центры медико-социальной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, центры социально-педагогической помощи семье, центры ранней адаптации и социализации детей, центры предшкольного образования детей, консультативные центры для родителей, семейные клубы, клубы для молодых родителей, центры игровой поддержки, центры лечебной физкультуры и т. д.

Учитывая рост рождаемости, потребности семьи, дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Нижнего Новгорода, реализация комплекса мер в 2011 г. позволит создать дополнительно 2080 мест.

Город Самара

Реализуется план мероприятий по сокращению очередности в детские сады на 2000 мест, который включает широкий спектр направлений.

Предполагается открытие дополнительных групп в функционирующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Проведена ревизия площадей муниципальных детских садов, выявлены все резервы для открытия дополнительных дошкольных групп. В 2011 г. открывается 41 дополнительная группа на 820 мест. Правительство Самарской области предоставило на эти цели бюджету города субсидии в размере 57,1 млн руб.

Идет поиск альтернативных и вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования в муниципальных детских садах: групп выходного дня, групп ранней адаптации, семейных воспитательных групп.

Разработан и согласован с надзорными органами Порядок организации деятельности семейных воспитательных групп. При муниципальных дошкольных образовательных учреждениях планируется открыть 50 семейных воспитательных групп на 150 мест. Если указанный опыт окажется эффективным, он будет широко распространен.

Будут открыты группы кратковременного пребывания дошкольников в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей (800 мест), в центрах социальной помощи семье и детям “Семья” (400 мест) и созданы дошкольные отделения в общеобразовательных учреждениях в режиме полного дня (8 групп на 160 мест) и в режиме кратковременного пребывания (200 мест).

При поддержке областного бюджета началась реконструкция освобожденных зданий двух бывших детских садов на 13 групп (260 мест).

Продолжается обследование зданий бывших детских садов, используемых не по прямому назначению и планируемых к возврату в систему дошкольного образования.

Ведутся работы по проектированию строительства двух корпусов на территории детского сада № 249 (20 групп на 380 мест).

Возрождена практика успешного партнерства с социально активным бизнесом по совместному решению значимых для жителей городского округа вопросов.

В бюджете на 2011 г. по отрасли “Образование” предусмотрен 1 млн руб. на предоставление субсидий для возмещения затрат за аренду помещений юридическим лицам, открывающим негосударственные дошкольные образовательные учреждения.

Проводится работа по формированию на территории Самары 10 земельных участков для последующего выполнения проектирования и строительства современных зданий детских садов.

Согласно новым требованиям СанПиН, вступившим в действие с 4 февраля 2011 г.[2], разрешено размещать групповые помещения на третьих этажах. В связи с этим при проектировании, строительстве и реконструкции зданий бывших детских садов будут рассматриваться вопросы создания трехэтажных дошкольных образовательных учреждений, что позволит более рационально подойти к решению проблемы обеспечения общедоступности дошкольного образования в условиях плотной жилой застройки и нехватки площадей на территории городского округа.

На сегодняшний день внесены изменения в действующий СанПиН, где количество детей в группах определяется исходя из расчета площади игровых и спальных помещений.

По предварительной оценке данное условие позволит организовать в муниципальных детских садах 1,5 тыс. дополнительных мест.

Создана рабочая группа по разработке проекта долгосрочной целевой программы городского округа Самара по развитию системы дошкольного образования “Дошкольное детство” на 2012–2016 гг., основные разделы которой:

- строительство зданий детских садов по современным проектам;

- реконструкция и капитальный ремонт бывших детских садов;

- открытие отделений в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- развитие альтернативных и вариативных форм предоставления дошкольных образовательных услуг;

- совершенствование материально-технической базы детских садов;

- повышение профессионального мастерства работников дошкольного образования;

- переход на нормативное финансирование услуги дошкольного образования;

- совершенствование оплаты труда работников детских садов;

- развитие частно-государственного партнерства, негосударственного сектора дошкольного образования.

Конечная цель программы – сокращение очередности не менее чем наполовину (на 8000 человек за 5 лет).

Ведется работа по привлечению к участию в программе социально ориентированных крупных бизнес-структур, которым предложены на условиях концессионного соглашения здания бывших детских садов для последующей реконструкции и использованию по целевому назначению. После ввода данных зданий в эксплуатацию администрация г. Самары готова оказать поддержку на обеспечение функционирования созданных негосударственных дошкольных образовательных организаций.

В Самаре разработан Порядок предоставления методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения.

Город Саранск

Совершенствуется материальная база муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Ведутся капитальные ремонты кровель и фасадов, текущие ремонты систем отопления, горячего и холодного водоснабжения. В 2010 г. проведены различные виды ремонтных работ в зданиях 54 дошкольных учреждений на общую сумму свыше 70 млн руб. , что в 10 раз больше, чем в 2009 г.

Во всех дошкольных образовательных учреждениях решены вопросы обеспечения противопожарной безопасности. На приобретение и установление автоматической противопожарной системы, обновление и пополнение противопожарного оборудования затрачено 7161,1 тыс. руб.

Начато строительство нового дошкольного учреждения на 250 мест на улице Солнечной, проект которого отвечает всем современным требованиям, включая бассейн, удобные игровые комплексы, большой пищеблок, систему безопасности. Аналогичный проект будет реализован на улице Серадзской. Стоимость строительства новых детских садов превысит 260 млн руб. Ведется реконструкция и капитальный ремонт пяти детских садов, сметная стоимость работ превышает 108 млн руб. Запланирована реконструкция еще трех детских садов, сметная стоимость работ – более 70 млн руб.

В Саранске разработан комплекс мер по обеспечению жителей дошкольным образованием и развитию сети дошкольных образовательных учреждений:

- реализуется муниципальная программа “Модернизация системы дошкольного образования городского округа Саранск на 2011–2015 годы” (постановление главы администрации городского округа Саранск от 24.11.2010 № 3248);

- в 2011 г. создана система реализации муниципальной услуги “Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)” в электронном виде.

Город Саратов

Разработана и утверждена долгосрочная целевая программа “Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2011–2015 годы” с общим объемом финансирования 1,38 млрд руб.

Этапность программы и ее финансовая емкость определялись исходя из потенциала дефицитного муниципального бюджета. Программа включает два основных направления ‒ мероприятия:

- по увеличению мест в детских садах;

- сохранению действующей сети и укреплению ее материально-технической базы.

Все эти мероприятия в совокупности дают 2390 мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Помимо этого прирост мест в детских садах в период до 2015 г. планируется обеспечить за счет строительства детских садов в микрорайонах комплексной жилищной застройки – Солнечный-2 (ориентировочно семь детских садов на 1040 мест).

К концу 2015 г. город может достичь 68%-го охвата детей дошкольным образованием, что, конечно, сократит очередь, однако не удовлетворит всей потребности полностью.

Поэтому к принятой долгосрочной целевой программе были проработаны дополнительные мероприятия, которые могут быть реализованы в случае выделения средств из федерального и областного бюджетов, в т. ч.:

- возврат в действующую сеть типовых зданий детских садов, находящихся в государственной собственности Саратовской области. В областной собственности находится 17 помещений ранее закрытых детских садов на 1713 мест. Следует отметить, что стоимость одного вводимого места в этом случае составит порядка 140 тыс. руб., что крайне целесообразно с экономической точки зрения. Правительством Саратовской области, несмотря на неоднократные обращения администрации г. Саратова, вопрос о передаче зданий в муниципальную собственность положительно не решен.

Все перечисленные мероприятия по открытию дополнительных мест в детских садах опираются преимущественно на бюджет муниципального образования “Город Саратов”;

- открытие негосударственных детских садов.

Таких садов – единицы. Основное препятствие для более динамичного развития данного направления – жесткость лицензионных требований, выполнение которых требует значительных финансовых вложений. В настоящее время детские сады разделены на два типа: с образовательной лицензией и детские сады по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

Вместе с тем в городе есть платежеспособный спрос на частные детские сады. Помимо этого в настоящее время муниципальное задание может формироваться для любого детского сада вне зависимости от формы собственности, что выровняет условия содержания в муниципальных и негосударственных частных детских садах;

- открытие дошкольных семейных групп.

Ведется активная работа по организации работы семейных дошкольных групп, но из-за жестких санитарных правил, которые предъявляются к таким группам, граждан, желающих в своей квартире открыть семейную дошкольную группу, пока нет. Также не установлены противопожарные требования к семейным дошкольным группам, что также препятствует их открытию и функционированию. Кроме того, работа семейных дошкольных групп не регламентирована действующим законодательством. В связи с этим нет правовых оснований для открытия семейных дошкольных групп при работающих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;

- выплата из средств областного бюджета пособий родителям, чьи дети от 1,5 до 5 лет не посещают детский сад.

Такая мера в Перми, где 16 тыс. человек получают выплаты, позволила полностью удовлетворить потребность в осуществлении права на дошкольное образование. Эту меру можно рассматривать как временную на период существования очереди в детские сады, но не воспринимать ее как базовый механизм решения проблемы, так как мы заинтересованы в получении ребенком образовательной услуги, а не просто в организации присмотра за детьми дошкольного возраста. Расчеты показывают, что даже для того, чтобы обеспечить эти выплаты родителям, стоящим на текущий день в очереди, нужно 828 млн руб., если выплачивать 8775 руб. (стоимость содержания в детском саду), и 380 млн при размере выплаты 4 тыс. руб. в месяц.

Таким образом, главное условие решения проблемы очередей в детские сады – планомерное финансирование комплекса проработанных мероприятий.



[1] На основе информационно-аналитических материалов к заседанию Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы РФ на тему «Вопросы осуществления полномочий органами местного самоуправления по дошкольному и начальному школьному образованию и воспитанию (организационное и материально-техническое обеспечение)»

[2] Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 (с изм. на 20.12.2010).

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Практика муниципального управления» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов муниципальных образований Подписавшись на журнал, вы получите актуальную информацию об успешном опыте работы муниципальных образований


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях