Многоквартирный дом как объект налога на недвижимость

3204
В России завершается подготовка правовой и нормативной базы для перехода к налогу на недвижимость, который заменит два действующих налога – земельный и имущественный.

В России завершается подготовка правовой и нормативной базы для перехода к налогу на недвижимость, который заменит два действующих налога – земельный и имущественный.

Переход к налогу на недвижимость актуализировал Президент России Д. Медведев в своем послании в 2009 г. Обозначены временные рамки начала его действия – в 2013 г. с проведением предварительного эксперимента в нескольких субъектах РФ в 2012 г. Данный вид налога для России является политической, социально-экономической и правовой новацией по реализации фискальных механизмов, в том или ином виде работающих в “развитых экономиках”.

Всякая социально-экономическая новация в процессе внедрения несет определенные риски, которые могут негативно отразиться на экономике страны и ее гражданах. Поэтому важно, чтобы переход к налогу на недвижимость в нашей стране сопровождался публичным обсуждением политического значения, экономического потенциала и социальных последствий от действия нового фискального продукта не только представителями администраций, но и экспертными, предпринимательскими, общественными группами.

Несмотря на то, что обсуждение и даже региональные эксперименты введения налога на недвижимость в России ведутся с 1996 г., комплексные исследования и квалифицированные экспертные оценки его применения в отношении сложных в правовом, экономическом и техническом аспектах объектов – многоквартирных домов, в экономической практике отсутствуют в связи с особенностями российской специфики происхождения частного жилья в многоквартирных домах (МКД).

Открытие дискуссии о налоге на недвижимость применительно к субъектам и объектам налогообложения в многоквартирных домовладениях в специализированном издании “Управление многоквартирным домом” представляется актуальной и своевременной в связи с тем, что данный налог в России затрагивает интересы более 50 млн собственников жилья и их семей.

В настоящее время действует межведомственная экономическая рабочая группа по подготовке налоговых изменений, поэтому важно понимать – какие принципы и нормативы закладываются в проекты законодательных актов.

Политэкономические предпосылки перехода к налогу на недвижимость.

Объекты и субъекты налогообложения в МКД

На чем основываются социально-экономические и институциональные предпосылки введения нового налога для государства и граждан? Насколько они отвечают целям развития общества? Какие трудности ожидают экономических и социальных субъектов в процессе применения налога на недвижимость? – вопросы, требующие ответа до официального принятия изменений в налоговое и гражданское законодательство.

Конституция РФ не регламентирует принципы налогообложения непосредственно: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57). Как видно, в Конституции РФ отражены лишь нормы, устанавливающие общие принципы налогообложения, которые, в свою очередь, предопределяют развитие правовых принципов налогообложения недвижимости в России.

Конституция РФ не регламентирует принципы налогообложения непосредственно: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57).

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Иными словами, в данном контексте основного закона страны, а применительно к жилью – еще и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ – “каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища” – право частной собственности на жилье в России, с точки зрения гражданских прав, незыблемо и непоколебимо. Это означает, что государству остается лишь обеспечить такие правовые, административные и экономические условия, при которых право гражданина России на жилье, в том числе при введении налога на недвижимость, должно быть реализовано и надежно защищено без расширительных толкований конституционного постулата “никто не может быть произвольно лишен жилища”. И не только лишен, но и ограничен в правах, в т. ч. само государство. Введение налога на недвижимость при определенных правовых допущениях и внешних обстоятельствах может создать условия, при которых наступят ограничения вещных прав в отношении жилищной собственности (как это происходило, например, при принятии непопулярного 122-го закона, получившего народное наименование “о монетизации льгот”) и это может ущемить имущественные права собственников. Поэтому следовало бы деликатно отнестись к экономическим и правовым санкциям, неизбежно возникающим в силу принудительной природы налога. Всем участникам имущественных отношений необходимо понимать, насколько далеко готовы пойти федеральная и региональные администрации в отношении владельцев жилой недвижимости, несвоевременно или не в полном объеме исполняющих налоговое бремя.

Определение

Налог на недвижимость – принудительное изымание государством и (или) местным самоуправлением с физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости, налогов для осуществления государственных и муниципальных функций.

Экспертное обсуждение должно затронуть, кроме того, экономическую оценку оправданности применения налога на недвижимость в отношении приобретенных на свободном рынке жилых объектов, на которые уже уплачен налог в момент совершения сделки купли-продажи (с учетом налоговых вычетов), в отличие от права собственности на жилье, возникшего в результате всеобщей безвозмездной приватизации. Экспертной оценке должна быть подвергнута возможность льготной отсрочки уплаты налога на недвижимость для жилья, приобретенного по ипотечным программам.

Для обеспечения эффективного сбора налога на недвижимость законодателю и администрациям предстоит пройти нелегкий путь убеждения налогоплательщиков в необходимости добросовестной уплаты налога на недвижимость путем:

а) последовательной реализации принципов объективности и социальной справедливости (публичный учет социального статуса налогоплательщика и интегральных характеристик жилой недвижимости);

б) направления налога на недвижимость на общественно полезные цели (развитие муниципальной инфраструктуры);

в) создания прозрачного и эффективного механизма контроля расходования налоговых поступлений;

г) экономического стимулирования и морального поощрения добросовестных налогоплательщиков.

Налог на недвижимость – принудительное изымание государством и (или) местным самоуправлением с физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости, налогов для осуществления государственных и муниципальных функций.

Объект налогообложения – находящиеся в собственности земельные участки, жилые дома, в том числе многоквартирные, квартиры и нежилые помещения в них, дачи, коттеджи и иные жилые строения и помещения (недвижимость).

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налог на недвижимость.

Налоговая база – усредненная за определенный период времени стоимость (рыночная оценка) недвижимости, признаваемой объектом налогообложения.

Налоговая ставка – расчетное, утверждаемое органами власти значение числа, определяющее размер налога на недвижимость.

Налоговый агент – лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Корреляция налога на недвижимость – величина уменьшения или увеличения исчисленного налога на недвижимость, учитывающая характеристики и пределы пользования объектом налогообложения, имущественное и социальное положение налогоплательщика.

Пределы пользования объектом налогообложения – формы (правила) извлечения из жилого многоквартирного дома потребительских свойств (доходов), включающие эксплуатацию и текущий ремонт, капитальный ремонт, модернизацию элементов ОДИ, реконструкцию (реставрацию), подготовку к введению (выведению) в эксплуатацию, а также дифференцирующие пользование на личное и доходное.

Цели введения налога на недвижимость

В существующей практике налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% от их инвентаризационной стоимости (устанавливает бюро технической инвентаризации), а если таковая не определялась – от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.

Земельный налог в отличие от имущественного начисляется исходя из кадастровой стоимости участка, ориентировочно приближенной к рыночной. В настоящее время ставки на земли, предназначенные для ИЖС, не превышают 0,3%. На прочие участки установлен лимит в 1,5%.

Очевидно, что действующие фискальные механизмы по имущественному и земельному налогам ограничивают поступления в государственную казну и муниципальные бюджеты, не отвечают конституционным принципам социального государства, создают неравные экономические условия для владельцев с различным имущественным положением и социальным статусом. Оценка недвижимости БТИ во много раз ниже рыночной. Поэтому суть предлагаемых правительственных изменений заключается в переходе к исчислению налога на недвижимость исходя из рыночной оценки объектов налогообложения (налоговой базы) по единым налоговым ставкам, утверждаемым субъектами РФ. Сегодня обсуждаются размеры ставок налога на недвижимость от 0,01. до 0,1%.

Цели, которые могут обуславливать переход к налогу на недвижимость:

. . .

ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в ноябрьском номере журнала "Управление многоквартирным домом"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль