text
ЖКХ

Многоквартирный дом как объект налога на недвижимость

  • 21 ноября 2011
  • 3240

В России завершается подготовка правовой и нормативной базы для перехода к налогу на недвижимость, который заменит два действующих налога – земельный и имущественный.

В России завершается подготовка правовой и нормативной базы для перехода к налогу на недвижимость, который заменит два действующих налога – земельный и имущественный.

Переход к налогу на недвижимость актуализировал Президент России Д. Медведев в своем послании в 2009 г. Обозначены временные рамки начала его действия – в 2013 г. с проведением предварительного эксперимента в нескольких субъектах РФ в 2012 г. Данный вид налога для России является политической, социально-экономической и правовой новацией по реализации фискальных механизмов, в том или ином виде работающих в “развитых экономиках”.

Всякая социально-экономическая новация в процессе внедрения несет определенные риски, которые могут негативно отразиться на экономике страны и ее гражданах. Поэтому важно, чтобы переход к налогу на недвижимость в нашей стране сопровождался публичным обсуждением политического значения, экономического потенциала и социальных последствий от действия нового фискального продукта не только представителями администраций, но и экспертными, предпринимательскими, общественными группами.

Несмотря на то, что обсуждение и даже региональные эксперименты введения налога на недвижимость в России ведутся с 1996 г., комплексные исследования и квалифицированные экспертные оценки его применения в отношении сложных в правовом, экономическом и техническом аспектах объектов – многоквартирных домов, в экономической практике отсутствуют в связи с особенностями российской специфики происхождения частного жилья в многоквартирных домах (МКД).

Открытие дискуссии о налоге на недвижимость применительно к субъектам и объектам налогообложения в многоквартирных домовладениях в специализированном издании “Управление многоквартирным домом” представляется актуальной и своевременной в связи с тем, что данный налог в России затрагивает интересы более 50 млн собственников жилья и их семей.

В настоящее время действует межведомственная экономическая рабочая группа по подготовке налоговых изменений, поэтому важно понимать – какие принципы и нормативы закладываются в проекты законодательных актов.

Политэкономические предпосылки перехода к налогу на недвижимость.

Объекты и субъекты налогообложения в МКД

На чем основываются социально-экономические и институциональные предпосылки введения нового налога для государства и граждан? Насколько они отвечают целям развития общества? Какие трудности ожидают экономических и социальных субъектов в процессе применения налога на недвижимость? – вопросы, требующие ответа до официального принятия изменений в налоговое и гражданское законодательство.

Конституция РФ не регламентирует принципы налогообложения непосредственно: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57). Как видно, в Конституции РФ отражены лишь нормы, устанавливающие общие принципы налогообложения, которые, в свою очередь, предопределяют развитие правовых принципов налогообложения недвижимости в России.

Конституция РФ не регламентирует принципы налогообложения непосредственно: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют” (ст. 57).

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Иными словами, в данном контексте основного закона страны, а применительно к жилью – еще и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ – “каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища” – право частной собственности на жилье в России, с точки зрения гражданских прав, незыблемо и непоколебимо. Это означает, что государству остается лишь обеспечить такие правовые, административные и экономические условия, при которых право гражданина России на жилье, в том числе при введении налога на недвижимость, должно быть реализовано и надежно защищено без расширительных толкований конституционного постулата “никто не может быть произвольно лишен жилища”. И не только лишен, но и ограничен в правах, в т. ч. само государство. Введение налога на недвижимость при определенных правовых допущениях и внешних обстоятельствах может создать условия, при которых наступят ограничения вещных прав в отношении жилищной собственности (как это происходило, например, при принятии непопулярного 122-го закона, получившего народное наименование “о монетизации льгот”) и это может ущемить имущественные права собственников. Поэтому следовало бы деликатно отнестись к экономическим и правовым санкциям, неизбежно возникающим в силу принудительной природы налога. Всем участникам имущественных отношений необходимо понимать, насколько далеко готовы пойти федеральная и региональные администрации в отношении владельцев жилой недвижимости, несвоевременно или не в полном объеме исполняющих налоговое бремя.

Определение

Налог на недвижимость – принудительное изымание государством и (или) местным самоуправлением с физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости, налогов для осуществления государственных и муниципальных функций.

Экспертное обсуждение должно затронуть, кроме того, экономическую оценку оправданности применения налога на недвижимость в отношении приобретенных на свободном рынке жилых объектов, на которые уже уплачен налог в момент совершения сделки купли-продажи (с учетом налоговых вычетов), в отличие от права собственности на жилье, возникшего в результате всеобщей безвозмездной приватизации. Экспертной оценке должна быть подвергнута возможность льготной отсрочки уплаты налога на недвижимость для жилья, приобретенного по ипотечным программам.

Для обеспечения эффективного сбора налога на недвижимость законодателю и администрациям предстоит пройти нелегкий путь убеждения налогоплательщиков в необходимости добросовестной уплаты налога на недвижимость путем:

а) последовательной реализации принципов объективности и социальной справедливости (публичный учет социального статуса налогоплательщика и интегральных характеристик жилой недвижимости);

б) направления налога на недвижимость на общественно полезные цели (развитие муниципальной инфраструктуры);

в) создания прозрачного и эффективного механизма контроля расходования налоговых поступлений;

г) экономического стимулирования и морального поощрения добросовестных налогоплательщиков.

Налог на недвижимость – принудительное изымание государством и (или) местным самоуправлением с физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости, налогов для осуществления государственных и муниципальных функций.

Объект налогообложения – находящиеся в собственности земельные участки, жилые дома, в том числе многоквартирные, квартиры и нежилые помещения в них, дачи, коттеджи и иные жилые строения и помещения (недвижимость).

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налог на недвижимость.

Налоговая база – усредненная за определенный период времени стоимость (рыночная оценка) недвижимости, признаваемой объектом налогообложения.

Налоговая ставка – расчетное, утверждаемое органами власти значение числа, определяющее размер налога на недвижимость.

Налоговый агент – лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Корреляция налога на недвижимость – величина уменьшения или увеличения исчисленного налога на недвижимость, учитывающая характеристики и пределы пользования объектом налогообложения, имущественное и социальное положение налогоплательщика.

Пределы пользования объектом налогообложения – формы (правила) извлечения из жилого многоквартирного дома потребительских свойств (доходов), включающие эксплуатацию и текущий ремонт, капитальный ремонт, модернизацию элементов ОДИ, реконструкцию (реставрацию), подготовку к введению (выведению) в эксплуатацию, а также дифференцирующие пользование на личное и доходное.

Цели введения налога на недвижимость

В существующей практике налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% от их инвентаризационной стоимости (устанавливает бюро технической инвентаризации), а если таковая не определялась – от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.

Земельный налог в отличие от имущественного начисляется исходя из кадастровой стоимости участка, ориентировочно приближенной к рыночной. В настоящее время ставки на земли, предназначенные для ИЖС, не превышают 0,3%. На прочие участки установлен лимит в 1,5%.

Очевидно, что действующие фискальные механизмы по имущественному и земельному налогам ограничивают поступления в государственную казну и муниципальные бюджеты, не отвечают конституционным принципам социального государства, создают неравные экономические условия для владельцев с различным имущественным положением и социальным статусом. Оценка недвижимости БТИ во много раз ниже рыночной. Поэтому суть предлагаемых правительственных изменений заключается в переходе к исчислению налога на недвижимость исходя из рыночной оценки объектов налогообложения (налоговой базы) по единым налоговым ставкам, утверждаемым субъектами РФ. Сегодня обсуждаются размеры ставок налога на недвижимость от 0,01. до 0,1%.

Цели, которые могут обуславливать переход к налогу на недвижимость:

. . .

ПОЛНЫЙ текст статьи можно прочитать в ноябрьском номере журнала "Управление многоквартирным домом"

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа руководителя в сфере ЖКХ

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Наш портал предназначен для профессиональной аудитории. Чтобы наши читатели получали эксклюзивные материалы, мы предоставляем доступ к ним только зарегистрированным пользователям.

Для юристов УО на сайте много примеров из судебной практики, решений проблем с жильцами,
для бухгалтеров - статьи о налогообложении и расчетах оплаты.

Все эти материалы будут доступны Вам сразу после регистрации.

Это займет всего 1 минуту

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь и читайте любые материалы!
×

Здравствуйте, Гость!

Вам предоставлен неограниченный доступ к справочной системе «Управление МКД» на три дня.

Материалы системы помогут Вам решить проблемы:

  • как взыскать задолженность за ЖКУ;
  • как избежать опасных ошибок в документации;
  • как скорректировать свою работу после изменения законодательства;
  • как защититься от штрафов и жалоб жителей.

Подтвердить получение доступа

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов, изучать судебную практику и использовать полезные сервисы.

Главные темы для бухгалтера и юриста УО в октябре:

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.