Справка об изменениях, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 235-ФЗ

1846
Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 235-Ф3 (далее Закон) внесены изменения в налогообложение некоммерческих организаций. Изменения, внесенные Законом в Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ), направлены на совершенствование налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, а также на решение вопросов о налогообложении доходов, получаемых физическими лицами от благотворительных и иных некоммерческих организаций, в связи с осуществлением этими организациями уставной деятельности.

Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 235-Ф3 (далее Закон) внесены изменения в налогообложение некоммерческих организаций. Изменения, внесенные Законом в Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ), направлены на совершенствование налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, а также на решение вопросов о налогообложении доходов, получаемых физическими лицами от благотворительных и иных некоммерческих организаций, в связи с осуществлением этими организациями уставной деятельности.

Закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования - c 21 августа 2011 года (опубликован в Российской газете 22.07.2011 г.) и не ранее 1-го числа очередно­го налогового периода по соответствующему налогу, за исклю­чением положений, для которых статьей 3 Закона установлен иной срок вступления в силу.

Налог на прибыль

Действие положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ и подпунктов 2, 4, 10.1 и 10.2 пункта 2 статьи 251 НК РФ в редакции Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 г.

Дополнениями, внесенными в пункты 1 и 2 статьи 251 НК РФ, расширен перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль организаций.

В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ сняты ограниче­ния, в соответствии с которыми гранты в области охраны здоровья населения могли предоставляться на осуществление конкретных программ по определенным направлениям заболеваний.

Кроме того, в перечень областей, на осуществление конкретных программ, в которых могут предоставляться гранты, включена физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта).

Деятельность в области физической культуры и массового спорта Общероссийским классификатором видов эконо­мической деятельности относится к Коду 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта».

Некоммерческие организации рассматривали гранты, поступившие на осуществление конкретных программ в области физической культуры и массового спорта, как гранты, поступившие на программы в области культуры, и при соблюдении других условий, установленных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не облагались налогом на прибыль организаций.

Однако по вопросу порядка учета указанных грантов в целях налогообложения у некоммерческих организаций часто возникали разногласия с налоговыми органами. Дополнение, внесенное в подпункт, позволит в дальнейшем избежать подобных разногласий.

В подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ внесено дополнение об отнесении к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности взносов учредителей, осуществленных в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. Это дополнение позволит автономным некоммерческим организациям не учитывать в целях налогообложения прибыли добровольные имущественные взносы, получаемые ими от учредителей при их создании. До внесения в подпункт дополнений оснований для освобождения указанных взносов, получаемых от учредителей, у автономных некоммерческих организаций не имелось.

Особенно важным является дополнение, внесенное в подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, которым к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соот­ветствующих договоров.

Введение этого дополнения позволит некоммерческим организациям не включать в состав внереализационных доходов при определении налога на прибыль доходы, образующиеся у них в связи с выполнением другими лицами в их пользу в целях обеспечения ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, безвозмездных работ (оказания услуг) на основании заключенных договоров.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности подпунктом 2 пункта 2 статьи 251 НК РФ отнесены имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям отнесены имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности.

Кроме того, пункт 2 дополнен подпунктами 10.1 и 10.2, которыми к целевым поступлениям отнесены:

- средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогопла­тельщиками, перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности;

- средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их в соответствии с законодательством Российской Федерации некоммерческих организаций, перечисленные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений, полученных ими на содержание и ведение уставной деятельности.

Создавать структурные под­разделения (отделения), являющиеся юридическими лицами, вправе только общественные объединения в соответствии Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Другие некоммерческие организации в соответствии с действующим законодательством могут создавать филиалы, представительства и обособленные подразделения. Юридическими лицами они не являются и, следовательно, не являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В связи с этим подпункты 10.1 и 10.2 распространяются только на общественные объединения и созданные ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурные подразделения (отделения).

Следовательно, в соответствии с подпунктом 10.1 у общественных объединений при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются средства, безвозмездно полученные на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими структурных подразделений (отделений). При этом средства не облагаются при условии перечисления их структурными подразделениями за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности.

У структурных подразделений (отделений) согласно подпункту 10.2 при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются средства, полученные безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от создавших их общественных объединений. Объединения должны перечислить средства структурным подразделениям за счет целевых поступлений, поступивших в объединение на содержание и ведение уставной деятельности.

В главу 25 Н К РФ введена статья 267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций». В пункте 1 статьи предусмотрено, что некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы.

В ходе разработки законопроекта рассматривалось предложение о предоставлении некоммерческим организациям права создания резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие осуществление программ в области образования, просвещения, научных исследований и разработок, охраны здоровья населения, культуры, физической культуры и массового спорта, за исключением профессионального спорта, охраны окружающей среды. В дальнейшем эти положения из законопроекта были исключены.

В связи с этим о порядке применения положений этой статьи в редакции принятого закона следует получить разъ­яснения Минфина России. Видимо, возможность применения этой статьи появится после внесения в нее изменений в законодательном порядке.

Пункт 1 статьи 264 НК РФ дополнен подпунктом 48.4. В подпункте предусмотрено, что расходы,связан­ные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, могут учитываться налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Указанные расходы могут признаваться для целей налогообложения при соблюдении требований к социальной рекламе, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В подпункте 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по безвозмездному оказанию услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. В подпункте предусмотрено, что операции не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Установленные подпунктом требования к упоминанию о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе, в частности, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Налог на доходы физических лиц

Все большее развитие в Российской Федерации получает труд добровольцев. Часто добровольцы безвозмездно выполняют работы и оказывают услуги вне места своего постоянного проживания.

В таких случаях в заключаемых добровольцами гражданско-правовых договорах, предметом которых является безвозмездное выполнение работ (оказание услуг), предусматривается возмещение расходов добровольцам по их проезду к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, проживанию и питанию.

В НК РФ не имелось нормы об освобождении указанных выплат добровольцам от налогообложе­ния.

Закон дополнил Статью 217 НК РФ пунктом 3.1, вступающим в силу с налогового периода 2012 года. В нем предусмотрено, что выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ (оказание услуг), на возмещение их расходов по исполнению таких договоров, связанных с проездом к месту осуществления благотворительной деятельности (и обратно), с наймом жилого помещения и питанием, освобождаются от налогообложения. При этом расходы на питание освобождаются от налогообложения, за исключением расходов на питание в сумме, превышаю­щей размеры суточных, предусмотренных пунктом 3 статьи 217 НК РФ. От налогообложения также освобождаются и производимые добровольцам выплаты на оплату средств индивидуальной защиты и на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.

Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определены в статье 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Другие законы о некоммерческих организациях не содержат правовых условий участия добровольцев в реализации, целей и задач, предусмотренных в уставах некоммерческих организаций.

Следовательно, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 217 НК РФ от налогообложения освобождаются выплаты, производимые добровольцам благотворительными организациями на основании заключенных добровольцами от своего имени с благотворительными организациями гражданско-правовых договоров о безвозмездном выполнении работ и (или) оказании услуг в интересах благотворительной организации-благополучателя. Этот подпункт также распространяется и на религиозные организации, которые по действующему законодательству вправе осуществлять благотворительную деятельность.

Имеется также мнение, что в соответствии с указанным пунктом от обложения НДФЛ могут осво­бождаться не только указанные выплаты, производимые добровольцам благотворительными и религиозными организациями, но и выплаты, производимые иными некоммерческими организациями, не являющимися благотворительными организациями, уставом которых предусмотрено осуществление благотворительной деятельности.

Абзац четвертый пункта 8 статьи 217 НК РФ признан утратившим силу. В абзаце предусматривалось освобождение от налогообложения сумм единовременных выплат, осу­ществляемых в виде благотворительной помощи, оказываемой российскими и иностранными благотворительными организациями в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Статья 217 НК РФ дополнена пунктом 8.2, вступающим в силу с налогового периода 2012 года. В пункте предусматривается освобождение от налогообложения суммы выплат в виде благотвори­тельной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности российскими и иностранными благотворительными организациями. Эта норма не содержит ограничения о единовременности.

В пункт 9 статьи 217 НК РФ внесено дополнение об освобождении от налогообложения компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счет средств религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, одной из целей деятель­ности которых по учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и закон­ные интересы.

Данное дополнение в пункт можно было бы не вносить. В пункте предусматривалось освобождение от налогообложения сумм компенсации (оплаты) стоимости путевок указанным детям, предоставляемых за счет средств организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) Налоговым кодексом РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль (это положение осталось и в новой редакции пункта).

Стоимость указанных путевок оплачивается некоммерческими организациями за счет пожертвований и других целевых поступлений, полученных на содержание и ведение уставной деятельности, и за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль. НК РФ не содержит нормы об уменьшении на указанные расходы налоговой базы по налогу на прибыль.

Следовательно, суммы оплаты стоимости путевок, предоставляемых указанным детям за счет средств религиозных и других некоммерческих организаций, и раньше освобождались от налогообложения.

В отношении сумм, уплачиваемых некоммерческими организациями физическим лицам на лечение и медицинское обслуживание, в пункте 10 статьи 217 НК РФ содержалась норма об освобождении от налогообложения сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов.

Пункт 10 дополнен Законом новыми источниками выплат. Теперь от налогообложения освобождаются суммы, уплаченные религиозными организациями, благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности кото­рых по учредительным документам является деятельность по содействию охране здоровья граждан, лицам, не состоящим с этими организациями в трудовых отношениях, за услуги по их лечению и за приобретенные для них лекарственные средства. Действие пункта в редакции принятого Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 2011 года.

Пункт 26 статьи 217 НК РФ дополнен положением об освобождении от налогообложения доходов, получаемых от некоммерческих организаций детьми, оставшимися без попечения родителей. Теперь в пункте предусмотрено, что от налогообложения освобождаются доходы, получаемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожи­точного минимума, размер которого определяется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, от некоммерческих организаций. Ранее предусматривалось освобождение от налогообложения только доходов, получаемых от благотворительных фондов и религиозных организаций. Положения о том, что прожиточный минимум определяется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, прежняя норма не содержала.

При этом в пункте предусмотрено, что доходы освобождаются от налогообложения, за исключением доходов, полученных в виде благотворительной помощи и предусмотренных пунктом 8.2 статьи 217 НК РФ.

В пункте 8.2 статьи 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения сумм выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой благотворительными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности.

Следовательно, в соответствии с пунктом 26 статьи 217 НК РФ, начиная с налогового периода 2012 года, от налогообложения освобождаются доходы, получаемые названными в пункте детьми, от некоммерческих организаций, за исключением благотворительных организаций (доходы, получаемые указанными детьми от благотворительных организаций, освобождаются от налого­обложения по пункту 8.2 статьи 217 НК РФ).

Подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ изложен в новой редакции.

Социальные налоговые вычеты по ранее действовавшей редакции подпункта налогоплательщики могли получить при направлении сумм денежной помощи на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из бюджета, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. Физическое лицо могло также получить вычет при направлении пожертвований религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности. То есть налогоплательщики могли получить социальный налоговый вычет при перечислении денежной помощи на благотворительные цели достаточно ограниченному кругу некоммерческих организаций и пожертвований религиозным организациям.

Перечень некоммерческих организаций, при перечислении пожертвований которым налогопла­тельщики смогут получать социальный налоговый вычет, значительно расширен.

Социальный налоговый вычет, начиная с налогового периода 2012 года, налогоплательщики смогут получать в сумме доходов, перечисленных в виде пожертвований: благотворительным организациям; социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях; некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных; религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.

Вычет можно получить и при перечислении пожертвований некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала в порядке, установленном законодательством.

Размер вычета не изменен, как и прежде предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Право на получение социально­го налогового вычета имеют физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Вычеты физическим лицам предоставляются лишь в отношении тех доходов, которые учитываются при определении налоговой базы, облагаемой налогом по ставке 13% (статья 210 НК РФ). Вычеты предоставляются по окончании налогового периода, в котором физическим лицом перечислены пожертвования некоммерческим организациям.

Для получения социального налогового вычета физические лица по окончании налогового периода должны подать в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию. К декларации следует приложить документы, подтверждающие право физического лица на вычет.

Перечень документов, необхо­димых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в подпункте не установлен.

Следовательно, это могут быть различные документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются пожертвованиями, направленными некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности или формирование (пополнение) целевого капитала.

Если налогоплательщик перечислил денежные средства со своего банковского счета, то произве­денные им расходы подтверждаются банковской выпиской, при перечислении денежных средств наличными в кассу некоммерческой организации - квитанцией к приходному кассовому ордеру.

Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

В назначении платежа необходимо указывать, что данные средства являются пожертвованиями, направляемыми на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации, или пожертвованиями на формирование (пополнение) целевого капитала некоммерческой организации.

Государственная пошлина за государственную регистрацию НКО

Внесены дополнения в пункт 1 статьи 333.33 НК РФ. Со дня официального опубликования Закона (22 июля 2011 года) общероссийские общественные организации инвалидов и отделения, являющихся их структурными подразделениями, уплачивают государственную пошлину за государственную регистрацию в размере 1000 рублей (вместо 4000 рублей).

Продолжение следует



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях