Энергоэффективность – приоритет технологической модернизации России

3133
В Совете Федерации создана и активно действует Рабочая группа по мониторингу практики применения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Председателем научно-экспертного совета этой группы является Леонид Юлианович Рокецкий.

В Совете Федерации создана и активно действует Рабочая группа по мониторингу практики применения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Председателем научно-экспертного совета этой группы является Леонид Юлианович Рокецкий.

Леонид Юлианович, по вашему мнению, повышение энергоэффективности действительно настолько важно для нашей страны?

Чрезвычайно важно. Согласно прогнозам Минэкономразвития России, 80–85% прироста потребности нашей страны в энергии может быть покрыто за счет повышения энергоэффективности экономики. Представьте, какая это экономия ресурсов – как природных, так и трудовых. Вот почему достижение энергоэффективности должно стать системообразующим, вокруг него должны концентрироваться другие направления. Или, если сформулировать иначе, энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации России.

Однако пока кроме призывов к экономии электроэнергии и запрета на определенный вид лампочек рядовой гражданин не сможет припомнить никаких конкретных действий. А это значит, что направление энергосбережения не стало системообразующим. Что может и должен изменить ваш научно-экспертный совет?

Для того чтобы сосредоточиться на конкретных задачах, которые в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) должны быть решены в абсолютно определенные сроки, необходима реально работающая законодательная база, требуется пересмотр и доработка многих действующих норм и разработка новых, действенных нормативных актов. К этой работе нужно привлекать практиков, специалистов, реально занимающихся реализацией законодательных норм на местах, глав муниципальных образований, представителей региональной и федеральной власти, руководителей предприятий – коммерческих или с государственным участием. В законодательном процессе должны участвовать специалисты всех сфер деятельности, из всех регионов России. Экспертный совет формировался именно по такому принципу и для решения упомянутых задач.

В ваш совет входят только ученые и эксперты или присутствуют и практики, те, кто непосредственно занимается реализацией Федерального закона № 261-ФЗ?

В составе нашего научно-экспертного совета, конечно же, есть представители научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования, саморегулируемых организаций в отрасли энергосбережения, финансовых и коммерческих структур. Это закономерно, так как совет призван готовить предложения по совершенствованию законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Но, с другой стороны, в состав совета входят и те, кто каждый день непосредственно реализует закон: руководители предприятий энергосервиса, энергоаудита, представители государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Всего в составе научно-экспертного совета на сегодня более 200 представителей из всех регионов России.

Практика показала, что закон требует доработки?

Теория всегда проверяется и уточняется практикой. А в таком сложном процессе, как энергосбережение, куда вовлечены сотни тысяч предприятий, конечно, нужен постоянный мониторинг реализации законодательства и своевременная “доводка” существующих законов. Это процесс трудоемкий, кропотливый и требующий высокой квалификации, прежде всего правовой.

В нашем научно-экспертном совете именно такие специалисты. Они могут провести мониторинг реализации закона в любом регионе, грамотно проанализировать проблемы и на основе этого анализа предложить мотивированные поправки в законодательство. Замечу, что многим нашим законам и особенно поправкам в действующие законы зачастую не хватает именно такой тщательной и взвешенной проработки.

Из числа наиболее активных членов научно-экспертного совета хотел бы особо отметить С.В. Шимко, генерального директора ЗАО ПФК “СКАФ”, доктора технологии и инжиниринга (технический департамент ЮНЕСКО), действительного члена РАЕН.

Плодотворно работают и представители государственных структур, особенно Роспотребнадзора. Специалисты Минрегиона России также вносят свой вклад в деятельность научно-экспертного совета.

Но вот что удивляет: мы не видим такой же заинтересованности у региональных и муниципальных властей. Хотя, казалось бы, именно они должны инициировать предложения по изменению законодательства. Ведь в каждом регионе согласно Федеральному закону № 261-ФЗ действуют центры энергосбережения, и губернаторы несут персональную ответственность за реализацию этого закона на вверенной им территории. Тем более что вопросы энергоэффективности находятся под личным контролем президента и премьер-министра страны.

А есть примеры хорошей работы региональных властей?

В первую очередь я назвал бы Калужскую, Волгоградскую области и Калининград. Там прекрасно действуют центры энергосбережения, работа по реализации Федерального закона № 261-ФЗ находится под постоянным контролем региональной и муниципальной власти.

Именно поэтому наш совет провел совещания в данных регионах – чтобы обобщить опыт эффективной работы и выслушать пожелания по изменению и дополнению Федерального закона № 261-ФЗ от тех, кто с занимается его реализацией на местах. Материалы этих совещаний станут основой для поправок в законодательство.

Проводились ли какие-либо еще серьезные мониторинги факторов, которые тормозят реализацию как Федерального закона № 261-ФЗ, так и федеральных программ энергосбережения в целом?

Да, эта работа идет постоянно. Мониторинг реализации положений закона проводится в очной (выездные заседания на территории муниципальных образований и субъектов РФ) и заочной формах (анализ информации по реализации закона, поступающей из федеральных и региональных органов власти; опросы и заочные конференции на официальном сайте научно-экспертного совета, в средствах массовой информации). Например, в рамках подготовки к научно-практической конференции “Энергосбережение в регионах России – 2011” , в адрес Рабочей группы и научно-экспертного совета поступили актуальные данные по реализации Федерального закона № 261-ФЗ более чем из 60 субъектов РФ. В них обозначены проблемы законодательного и практического характера, препятствующие или затормаживающие реализацию закона. На основе всех данных представители научно-экспертного совета анализируют ситуацию как в России в целом, так и в отдельных регионах, выявляют системные факторы, тормозящие реализацию Энергетической стратегии России, изучают опыт по снижению потребления энергии в различных отраслях хозяйственной деятельности, бюджетной и коммерческой сфер.

Итоги этих мониторингов рассматриваются на заседаниях Рабочей группы в Совете Федерации. По результатам слушаний готовятся предложения по изменению законодательной и нормативной базы.

Несколько месяцев назад вы выступили инициатором создания Национального союза энергосбережения. Какие задачи ставит перед собой новая организация?

Национальный союз энергосбережения создан не только по моей инициативе, но и по предложению ряда активных членов научно-экспертного совета. Мы поняли, что для решения задач, поставленных перед рабочей группой и научно-экспертным советом, необходимо вовлечь в эту работу именно практиков, тех, кто непосредственно внедряет программы энергосбережения, обучает специалистов в этой области, производит энергосберегающую продукцию.

Отсюда вашими задачами стали…

Поиск и изучение действительно эффективных программ в области энергосбережения, мониторинг и тиражирование положительного опыта в реализации Федерального закона № 261-ФЗ, мониторинг технологий, разработка (на основе полученных данных) проектов новых нормативных актов и выработка предложений о внесении изменений в существующее законодательство. Вы упомянули, что рядовой гражданин мало осведомлен о программах энергосбережения. Согласен. Именно поэтому Национальный союз энергосбережения проводит активную деятельность по информированию населения по вопросам учета энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Что в целом показывает мониторинг ситуации по внедрению закона об энергосбережении. Возможно ли достижение показателей, приведенных вами в начале нашего разговора?

К сожалению, анализ мониторинга правоприменительной практики Закона об энергосбережения показывает, что при существующем положении дел вызывает большое сомнение реальность достижения цели, поставленной Президентом РФ: снизить к 2020 г. энергоемкость валового внутреннего продукта страны не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г. и обеспечить рациональное и экологически ответственное использование энергии и энергетических ресурсов.

В конце 2009 г. Правительство РФ утвердило План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. По оценке экспертов, План выполнен не более чем на 80–85%, при этом качество исполненных документов и мероприятий по ряду позиций не выдерживает никакой критики. С большой степенью вероятности можно предположить, что сроки, определенные законом, не будут соблюдены.

Анализируя положение дел по реализации программ энергосбережения, ваш совет и Национальный союз энергосбережения вероятно, определили самые узкие места законодательства и дали предложения по устранению имеющихся недостатков?

Возьмите, к примеру, необходимость проведения энергетических обследований. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в декабрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль