Федеральная финансовая поддержка муниципалитетов в 2012–2014 гг.

7972
В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. посредством федерального бюджета должны решаться задачи устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления. В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. посредством федерального бюджета должны решаться задачи устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления. В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

Федеральный бюджет и финансовое положение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в 2012–2014 гг.

По сравнению с 2009 г. динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на этот период характеризуется:

§ стабилизацией доходов на уровне 36,5–36,2% к ВВП;

§ уменьшением общего объема расходов с 38,1 до 36,9% к ВВП;

§ снижением дефицита с 1,6 до 0,7% к ВВП.

Доля федерального бюджета в расходах бюджетной системы Российской Федерации возрастет с 35,7% в 2011 г. до 38,4% в 2014-м, а в доходах (до предоставления межбюджетных трансфертов) ‒ несколько сократится с 54,8% в 2011 г. до 53,7% в 2014-м. В то же время доля доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 г. только 29,9%; в 2013 г. – 30,2; а в 2014 г. – 27,9%.

В связи с этим в 2012–2014 гг., как и в предыдущие периоды, будет сохраняться тенденция централизации в федеральном бюджете доходов бюджетной системы Российской Федерации. Указанная централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете с последующим перераспределением их части бюджетам субъектов РФ в виде межбюджетных трансфертов негативно сказывается на финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований, а также не стимулирует их социально-экономическое развитие. В настоящее время без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности около четверти субъектов РФ не смогут осуществить финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда работников бюджетной сферы и социальное обеспечение, за счет поступающих в их бюджеты налоговых и неналоговых доходов.

Мировой экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов ряда субъектов РФ от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванной ориентацией экономики этих субъектов РФ на отдельные отрасли – металлургия, машиностроение и т. п. В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. указывается, что таким субъектам РФ следует проводить диверсификацию региональной экономики, осуществлять иные мероприятия, направленные на сглаживание конъюнктурных колебаний доходной базы региональных бюджетов, а также формировать фонды финансовых резервов – резервные фонды субъектов РФ.

Существенным риском для исполнения региональных и местных бюджетов является повышение в них уровня долговой нагрузки при недостатке собственных средств для финансирования собственных расходных обязательств.

Для сведения

Объем государственного долга субъектов РФ за 2010 г. возрос на 23%, составив на 1 января 2011 г. 1095,2 млрд руб., или 27,9% к налоговым и неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ. При этом объем муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 169,3 млрд руб.

Следует также отметить, что в 2012–2014 гг. существенно увеличивается нагрузка на региональные и местные бюджеты по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов (табл. 1).

Таблица 1

Объем возврата бюджетных кредитов

Год

Бюджетный кредит, млрд руб.

Примечание

2012

150,9

Субъекты РФ также должны пополнять дорожные фонды, созданные ими в соответствии с Бюджетным кодексом РФ

2013

106,6

2014

92,9

Таким образом, несмотря на восстановление экономики и увеличение собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, исполнение расходных обязательств большинства субъектов РФ и муниципальных образований в значительной степени будет зависеть от финансовой помощи из федерального бюджета, а их финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует применения дополнительных инструментов для их предупреждения или сглаживания негативных последствий.

Типичные проблемы муниципальных образований

На сегодняшний день не достигнуто соответствия между финансовыми потребностями муниципальных образований по решению вопросов местного значения и закрепленными за ними источниками доходов.

В современных условиях большинство муниципальных образований объединяют типичные проблемы, такие как:

§ низкий уровень собственных доходов местных бюджетов;

§ нехватка квалифицированных кадров для осуществления муниципального управления;

§ отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии соответствующих территорий.

По ранее проведенной оценке Счетной палаты РФ, лишь 2,5% муниципальных образований могут обеспечить свои расходные бюджетные обязательства полностью за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

В совокупности поступления от местных налогов составляют только несколько процентов от всех собственных доходов местных бюджетов (0,7% от налога на имущество физических лиц и 5,1% от земельного налога). Такой объем налоговых доходов по местным налогам не может обеспечить финансовую самостоятельность местных бюджетов. Основная часть их налоговых доходов по-прежнему формируется за счет отчислений от налога на доходы физических лиц, на регулирование порядка взимания которого органы местного самоуправления не могут оказывать какого-либо влияния.

Значительную долю в доходах местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, что ограничивает финансовую самостоятельность муниципальных образований и ставит их финансовое положение в зависимость от размеров финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня.

Для сведения

Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в 2010 г. составили 913,0 млрд руб., или 46,3% общего объема собственных доходов местных бюджетов.

По данным Минфина России, в бюджетах городских округов аккумулируется 64,1% (517,3 млрд руб.) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 26,0% (209,6 млрд руб.) и лишь 9,9% (79,9 млрд руб.) – в бюджетах поселений. Получается, что наибольшая доля налоговых доходов концентрируется в настоящее время в бюджетах крупных, промышленно развитых муниципальных образований, которых всего несколько сотен по России. А самая многочисленная категория муниципальных образований (городские и сельские поселения) имеет очень незначительный объем налоговых доходов. Эти данные свидетельствуют о заметной дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов в зависимости от их типа, а также о низком экономическом потенциале и недостаточной налоговой базе значительной части городских и сельских поселений.

В большинстве бюджетов поселений основная доля расходов состоит из расходов на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и выплату заработной платы их работникам. В этих условиях органы местного самоуправления значительной части поселений вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу.

Таким образом, решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципальных образований являются необходимыми условиями для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

Основные направления финансовой поддержки местных бюджетов из федерального бюджета в 2012–2014 гг.

Объем финансовой помощи бюджетам субъектов РФ (без учета субвенций) в ближайшие годы снижается (табл. 2).

Таблица 2

Объем финансовой помощи бюджетам субъектов РФ

Год

Объем помощи, млрд руб.

Уменьшение объема помощи по сравнению с предыдущим годом

млрд руб.

%

2012

1017,4

87,6

7,9

2013

853,9

163,5

16,1

2014

777,5

75,6

8,9

В 2012–2014 гг. также предусматривается сокращение объема бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Они будут предоставляться на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий (табл. 3).

Таблица 3

Объем бюджетных кредитов

Год

Объем кредита, млрд руб.

Уменьшение объема кредита по сравнению с предыдущим годом

млрд руб.

%

2012

105

23,6

18,4

2013

52

53

2014

20

32

Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ должна быть ориентирована на необходимость обеспечения равных условий получения гражданами России образовательных, медицинских, социальных государственных и муниципальных услуг, гарантированных Конституцией РФ.

Как и в предыдущие годы, реализация данной цели в федеральном бюджете будет осуществляться в первую очередь путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам субъектов РФ. В соответствии с положением ст. 131 Бюджетного кодекса РФ (далее ‒ БК РФ) объем таких дотаций, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012–2014 гг. планируются на уровне 2011 г. в размере 397,0 млрд руб. ежегодно.

Вместе с тем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности используются субъектами РФ прежде всего на финансирование текущих расходов региональных бюджетов, в связи с чем в федеральном бюджете целесообразно рассмотреть возможность их индексации на прогнозный уровень ежегодной инфляции.

Проведенный Счетной палатой РФ анализ показывает, что наметившееся восстановление роста основных макроэкономических показателей не приведет к какому-либо изменению состава субъектов РФ, относимых как к наиболее, так и менее экономически развитым регионам. Существенные различия в социально-экономическом положении указанных групп субъектов РФ сохранятся и на ближайшую перспективу.

Для сведения

По уровню бюджетных возможностей (до выравнивания уровня бюджетной обеспеченности) региональная дифференциация между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами РФ увеличивается и составит в 2012–2014 гг. в среднем 6,2 раза против 5,8 раза в 2011 г.

Поскольку выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется из бюджетов субъектов РФ, в федеральном бюджете предусмотрены средства только на финансовое обеспечение отдельных категорий муниципальных образований (ЗАТО, наукоградов и некоторых других).

Необходимо учитывать, что в большинстве региональных бюджетов недостаточно собственных доходов для обеспечения фактической сбалансированности местных бюджетов, в т. ч. для оказания дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям, имеющим низкий уровень налогового потенциала, депрессивным муниципальным образованиям, а также моногородам. При этом в федеральном бюджете не предусмотрено выделение средств бюджетам субъектов РФ в целях оказания ими целенаправленной финансовой помощи бюджетам указанных муниципальных образований по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и формированию в их структуре бюджетов развития. В связи с этим финансовое положение муниципальных образований в значительной степени в 2012–2014 г.г., как и в предыдущие годы, будет зависеть от финансовых возможностей самих субъектов РФ, размеров межбюджетных трансфертов и налоговых доходов, передаваемых из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам, а также эффективности механизмов их распределения между бюджетами муниципальных образований.

Учитывая, что на начало 2011 г. прослеживается тенденция к увеличению объема государственного долга субъектов РФ и муниципального долга, последовательное снижение в 2012–2014 гг. финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ представляется необоснованным. В связи с этим возникает озабоченность, что объем межбюджетных трансфертов, предусмотренных в федеральном бюджете бюджетам субъектов РФ, может оказаться недостаточным для проведения ими сбалансированной и устойчивой бюджетной политики, в т. ч. в отношении муниципальных образований.

В области межбюджетных отношений необходимо продолжить работу по достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического роста и увеличения налогового потенциала субъектов РФ и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

Структура и целевая направленность межбюджетных трансфертов показывают, что основную долю в них занимают межбюджетные трансферты, направляемые на обеспечение текущих расходов. Однако при сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера субъекты РФ, имеющие низкий уровень экономического потенциала, будут продолжать оставаться крайне зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета и недостаточно заинтересованными в самостоятельном экономическом развитии своих территорий.

В этих условиях необходимо повысить роль и значение межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение их налогового потенциала.

Особенности финансирования ЗАТО

Согласно нормам Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании” из федерального бюджета бюджетам ЗАТО ежегодно выделяются межбюджетные трансферты с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом их безопасного функционирования. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в декабрьском номере журнала "Практика муниципального управления"


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль