Осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей

6690
Действующее законодательство предоставляет органам местного самоуправления всех уровней широкие полномочия по организации и проведению муниципального контроля, в т. ч. контроля за проведением на территории муниципального образования разного рода лотерей.

Действующее законодательство предоставляет органам местного самоуправления всех уровней широкие полномочия по организации и проведению муниципального контроля, в т. ч. контроля за проведением на территории муниципального образования разного рода лотерей.

Понятие муниципальной лотереи

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон № 242-ФЗ) внесены изменения, в т. ч. в ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Данные изменения предписывают органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов заниматься осуществлением муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.

Как следует из положений ст. 2 и 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ “О лотереях” (далее – Федеральный закон № 138-ФЗ), под муниципальной лотереей следует понимать проводимую на территории одного муниципального образования игру, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

То есть для того чтобы лотерея была признана муниципальной, ее не обязательно должны организовать и провести органы местного самоуправления или по их поручению иные лица. Муниципальной лотерея считается даже по территориальному признаку, а лотерея, проводимая органами местного самоуправления, считается к тому же, негосударственной (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ).

Вместе с тем ст. 15 Федерального закона № 138-ФЗ содержит специальное понятие муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления. Данная лотерея проводится на основании решения органа местного самоуправления. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется органом местного самоуправления.

Срок проведения муниципальной лотереи не должен превышать пяти лет. Оператор муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательными условиями конкурса и контракта с оператором муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, являются размер банковской гарантии, предоставляемой оператором, и расчет предполагаемой выручки от проведения такой лотереи.

Понятие муниципального контроля за проведением лотереи

Муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей представляет собойдеятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, федеральными законами, законами субъектов РФ в области проведения лотерей.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 138-ФЗ муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (органом муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Пример

Согласно пп. 5.1 и 5.2 положения “О муниципальных лотереях, проводимых в Артемовском городском округе”, утв. решением Думы города Артема Приморского края от 31.05.2005 № 114, проверку соответствия муниципальных лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации осуществляет администрация Артемовского городского округа, которая проводит плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также имеет право направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.

В то же время контроль за проведением муниципальных лотерей может осуществляться несколькими органами местного самоуправления.

Пример

Согласно ст. 9 Положения о муниципальных лотереях Пограничного муниципального района, утв. решением Думы Пограничного муниципального района Приморского края от 27.05.2005 № 74, контроль за соблюдением установленных требований проведения муниципальных лотерей на территории Пограничного муниципального района осуществляют администрация и Дума района.

Действующее законодательство не содержит требований к тому, в каком виде и кем должен быть принят муниципальный правовой акт, регулирующий вопросы муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей. Думается, что целесообразнее принять данный акт в виде решения представительного органа муниципального образования. В то же время по указанным вопросам могут быть приняты другие муниципальные правовые акты.

Пример

На территории муниципального образования г. Находка Приморского края порядок проведения муниципальных лотерей был принят постановлением главы муниципального образования г. Находка Приморского края от 16.03.2005 № 493 “О порядке проведения муниципальных лотерей на территории муниципального образования город Находка”, и нарушением законодательства это не является.

Предметом проверки организации муниципальных лотерей является соблюдение в процессе проведения лотереи требований, установленных Федеральным законом № 138-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами в области организации и проведения лотерей.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

- выдачи разрешения на проведение лотерей;

- окончания проведения последней плановой проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки выступает:

- истечение срока исполнения выданного органом муниципального контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

- поступление в орган муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в т. ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора или органа муниципального контроля), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований.

Внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена органом муниципального контроля незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Согласно п. 9 ст. 21 Федерального закона № 138-ФЗ должностные лица органов муниципального контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального контроля о назначении проверки посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

- выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Дополнительные условия муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей изложены в Правилах осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, являющихся приложением 1 к приказу Минфина России от 16.09.2004 № 83н (далее – Правила).

Согласно Правилам при проведении проверки организатор (оператор) лотереи обязан предоставить документы, сведения и объяснения, необходимые для ее проведения. Организатор (оператор) лотереи также обязан предоставить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации, к лотерейному оборудованию и обеспечить условия проведения проверки и присутствие соответствующих должностных лиц.

Перечень документов и сведений, подлежащих предоставлению проверяющим, может быть установлен муниципальным правовым актом.

Пример

Согласно п. 5 ст. 7 Положения об организации муниципальных лотерей и их проведения на территории городского округа ЗАТО Большой Камень, утв. решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края от 27.07.2010 № 513, при проведении проверки организатор (оператор) лотереи обязан предоставить по требованию администрации городского округа ЗАТО Большой Камень следующие документы и сведения:

- перечень договоров (соглашений), заключенных организатором и (или) оператором лотереи в целях ее проведения, с приложением нотариально удостоверенных копий этих договоров (соглашений);

- количество изготовленных лотерейных билетов (иных носителей информации) в целом и по каждому выпуску с указанием их стоимости и территории реализации;

- количество и сумма выплаченных выигрышей в целом за год и по каждому выпуску, сумма и количество невостребованных выигрышей по истечении установленного срока их выдачи, а также срока исковой давности для их получения;

- копия бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа на последнюю отчетную дату и по итогам за истекший финансовый год;

- аудиторское заключение о состоянии бухгалтерского учета и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- документы, подтверждающие направление средств на цели лотереи и расходы, связанные с ее проведением (кроме стимулирующей лотереи);

- документы, выданные кредитной организацией, которые подтверждают сумму призового фонда и общий объем полученных от проведения лотереи средств на конкретную дату (кроме стимулирующей лотереи);

- сведения об опубликованных в средствах массовой информации итогах проведения тиражей, официальных таблицах проведения тиражей, сообщении о прекращении проведения стимулирующей лотереи;

- информация о тиражной комиссии (ее состав, фамилия, имя, отчество членов комиссии, место работы, занимаемая должность, место жительства, паспортные данные);

- акт о нереализованных и уничтоженных билетах по каждому выпуску.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается органу, уполномоченному на проведение проверки, второй ‒ организатору лотереи. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в декабрьском номере журнала "Практика муниципального управления"


Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях