Эффективный механизм стимулирования реформы ЖКХ

3895
Эффективным механизмом стимулирования реформы ЖКХ сталаГосударственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. За четыре года его работы было отремонтировано 126 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает 15,5 млн граждан, расселено почти 17 тыс. аварийных домов, где проживали около 260 тыс. чел. В целом на жилищно-коммунальный комплекс страны было израсходовано около 390 млрд руб., из них 280 млрд руб. – средства фонда, остальное – софинансирование субъектов РФ. Об итогах работы фонда, состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны и проблемах, требующих срочного решения, рассказал Владимир Талалыкин, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Эффективным механизмом стимулирования реформы ЖКХ сталаГосударственная корпорацияФонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. За четыре года его работы было отремонтировано 126 тыс. многоквартирных домов, в которых проживает 15,5 млн граждан, расселено почти 17 тыс. аварийных домов, где проживали около 260 тыс. чел. В целом на жилищно-коммунальный комплекс страны было израсходовано около 390 млрд руб., из них 280 млрд руб. – средства фонда, остальное – софинансирование субъектов РФ.

Об итогах работы фонда, состоянии жилищно-коммунального хозяйства страны и проблемах, требующих срочного решения, рассказал Владимир Талалыкин, заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ[1].

Владимир Михайлович, планируется ли трансформация Фонда содействия реформированию ЖКХ в акционерное общество? С чем связано продление срока работы фонда до 2016 г.?

Решения о том, что Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) будет существовать до 2016 г., не принято, к 1 января 2013 г. он будет ликвидирован.

В таком случае, за счет каких источников будет происходить финансирование капитального ремонта?

В ближайшее время Фонд ЖКХ должен получить 20 млрд руб. на финансирование программ по капитальному ремонту и переселению на 2012 г. Кроме того, 10 млрд руб. накоплено за счет размещения временно свободных средств фонда. В бюджете следующего года они нами уже предусмотрены. Суммарно получается 30 млрд руб., которыми мы будем финансировать капремонт в стране в 2012 г.

В дальнейшем будут создаваться региональные фонды по финансированию капитального ремонта, мы рекомендуем им выстраивать схемы взаимодействия с муниципальными образованиями. Схемы такого взаимодействия уже отработаны нашим фондом. Конечно, рано или поздно наступит время, когда собственник будет нести львиную долю затрат на капремонт. Но это не должно произойти одномоментно – жильцы просто “не потянут” расходы на жилищно-коммунальные услуги. Доля платежей жителей в расходах на капремонт будет расти в соответствии с ростом доходов граждан.

Сейчас обсуждается вопрос о создании региональных фондов по финансированию капремонта с привлечением банковских структур. Фонд ЖКХ подписал со Сбербанком соглашение о создании модели финансирования капитального ремонта с привлечением банковских ресурсов (в т. ч. кредитования). В ближайшее время будет запущено три пилотных проекта – в Ярославле, Мурманске и Краснодаре.

Фонд ЖКХ отказал в финансировании более чем 30 регионам из-за проблем с оформлением документов. Претензии с их стороны были связаны со сложностями в оформлении заявок. Как сейчас обстоит дело с отказниками? Как вы считаете, стоит ли упростить процедуру оформления заявок?

Да, действительно, получив отчеты, в начале 2011 г. мы приостановили финансирование 38 регионов из-за несоблюдения различных условий, в т. ч. формальных. Основные претензии были связаны с формированием земельных участков под домами, которые попали в программу Фонда ЖКХ, и постановкой их на кадастровый учет. В Жилищном кодексе РФ этот вопрос давно прописан. Но на деле существует множество домов, принадлежность земельного участка под которыми неопределна. Поэтому мы поставили условие, что даем деньги, но при этом муниципалитет формирует земельный участок и ставит его на кадастровый учет. Другие наши претензии касались монетизации льгот. Сегодня 81 субъект РФ, работающий с Фондом ЖКХ, провел монетизацию льгот по оплате коммунальных услуг. В тех 38 регионах, о которых я упоминал, монетизация была проведена не полностью либо не проведена совсем. Мы дали четыре месяца на устранение данных нарушений, и на этот период приостановили финансирование. На сегодняшний день все нарушения устранены и фонд возобновил финансирование.

Есть ли способы повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию и модернизацию инфраструктуры ЖКХ?

Для того чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию и модернизацию инфраструктуры ЖКХ, необходимо, прежде всего, решить вопрос ответственности за исполнение договорных обязательств. Как вы знаете, у нас проблема заключается в том, что в многоквартирном домемного собственников. В этом мы, кстати, очень отличаемся от Европы, где, как правило, есть один домовладелец, который отвечает за дом целиком. У нас же для принятия единого решения надо выработать общее мнение собственников. Это не просто, так как все люди разные, у всех свои мнения, приоритеты, и вопрос формулирования общих требований и предпочтений со стороны собственников сегодня стоит остро.

Поэтому появился Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В нем появилось такое понятие, как “совет дома”. По сути, это поиск неких консолидированных решений, потому что так гораздо проще выстраиваются отношения.

Конечно, с точки зрения эффективности использования средств, нужен жесткий контроль. Фонд ЖКХ выстроил жесткую схему: если условия, под которые мы даем деньги, не выполнены и в течение четырех месяцев нарушения, которые нами обнаружены, не устранены, выделенные деньги подлежат возврату.

Что касается качества и объемов предоставляемых услуг, то есть органы, которые обязаны их контролировать. Со своей стороны, управляющая организация также должна контролировать подрядчиков, осуществлять технический надзор за проведением капитального ремонта и т. д.

У собственников тоже есть права и полномочия для того, чтобы осуществлять контроль. По опыту нашей работы скажу, что там, где собственники многоквартирного дома активные, заинтересованные и организованные, вопросы контроля, взаимоотношений с управляющими организациями и подрядчиками выстраиваются цивилизованно.

На сегодняшний день расширены обязанности и полномочия органов местного самоуправления. Они имеют право требовать информацию от ресурсоснабжающих организаций в целях контроля.

Еще один вопрос контроля касается ресурсоснабжающих организаций, которые обращаются в регулирующий орган с просьбой утвердить новые тарифы. Конечно, они обосновывают повышение тарифов, предоставляя смету расходов, в т. ч. на инвестиционные программы. Очень важно контролировать выполнение такой программы. Если в тариф заложили 5 руб. на то, чтобы компания провела модернизацию, а через год выяснилось, что средства “проедены”, а модернизация не проведена, то потребитель должен потребовать возврата средств, а орган, который давал разрешение на повышение тарифов, должен обеспечить этот возврат.

Мы часто слышим негативную информацию о деятельности управляющих организаций. Подтверждаете ли вы такую информацию, и какого рода финансовые махинации со стороны управляющих компаний фиксируются чаще всего?

С марта 2011 г. по поручению Президента РФ прокуратура проверяла деятельность организаций жилищно-коммунального комплекса. Было выявлено около 13 тыс. правонарушений, возбуждено более 500 уголовных дел. И это в отношении не только управляющих организаций, но и многих других субъектов жилищно-коммунального комплекса. Если говорить о махинациях управляющих организаций, то чаще всего встречаются следующие нарушения:

· невыполненные, но “закрытые” работы, т. е. по смете и отчету одно, а по факту – другое;

· нецелевое использование средств, т. е. деньги были запланированы на ремонт, а ушли на покупку аппаратуры, автомобилей и т. д.;

· перечисление средств на фирмы-“однодневки” – как один из инструментов хищения этих средств.

Располагаете ли вы информацией о том, когда будет принят законопроект, в котором предъявляются жесткие требования к управляющим организациям, а также предлагаются решения вопросов, касающихся требований, стандартов и ответственности компаний, в т. ч. в финансовой сфере? Какие положения этого законопроекта, на ваш взгляд, являются ключевыми?

. . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в декабрьском номере журнала "ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера"



[1] Материал подготовлен по итогам пресс-конференции, прошедшей 29 сентября 2011 г. в РИА “Новости”.



Мероприятия

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Электронная система

Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получить доступ
ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ

Рассылка




© МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
Москва: 8 (495) 775-48-44 
Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

Получите техническую поддержку: 
по телефону: +7 (495)-937-90-82 
e-mail: sd@mcfr.ru 


  • Мы в соцсетях