Реформа местного самоуправления в Великобритании и управление на уровне местных сообществ (Neighbourhood Management)

6274
Великобритания в настоящее время претерпевает чрезвычайно масштабную муниципальную реформу. По всей видимости, реформа приведет к одним из самых радикальных изменений в системе местного управления страны со времен Второй мировой войны.

Великобритания в настоящее время претерпевает чрезвычайно масштабную муниципальную реформу. По всей видимости, реформа приведет к одним из самых радикальных изменений в системе местного управления страны со времен Второй мировой войны.

Среди многочисленных аспектов реформы наиболее интересным представляется ее потенциальное влияние на институты “низовой демократии”, которые в Великобритании традиционно сильны, а именно на территориальные сообщества.

Справка

Под территориальными сообществами здесь подразумеваются естественные социальные структуры (общественные объединения, НКО, группы активистов и т. п.), на базе которых органы местного самоуправления могут выстраивать и регламентировать взаимодействие с населением. В Великобритании на уровне территориальных сообществ активно используется управленческая модель Neighbourhood Management. Она включает набор инструментов, которые муниципалитет использует для работы с сообществами и которые стимулируют участие населения в принятии решений и предоставлении услуг на местном уровне.

Анализ реформы с точки зрения интересов местных сообществ позволяет подчеркнуть критическую важность наличия на государственном уровне законодательных и институциональных механизмов, гарантирующих местному самоуправлению стабильность и последовательность в отношениях с государством. Великобритании еще предстоит выработать эти механизмы, и может ли их обеспечить заявленная реформа – вопрос дискуссионный.

Основные черты нынешней реформы местного самоуправления в Великобритании

Новое британское правительство под руководством Дэвида Кэмерона с самого начала жестко критиковало сложившуюся систему управления страной как чересчур громоздкую и чересчур централизованную со всеми сопутствующими этому издержками. Это было главной темой предвыборных кампаний консервативной партии и ее нынешнего партнера по правящей коалиции – либерально-демократической партии. Нацеленность на реформирование системы местного самоуправления была подтверждена уже на этапе формирования нового Кабинета министров: был учрежден пост министра по вопросам децентрализации с функциями надзора за децентрализационными мероприятиями и координации деятельности министерств в данном направлении. Политика децентрализации естественным образом предполагает реформу системы местного самоуправления, которая стала одним из важнейших начинаний кабинета.

Для сведения

Министр по вопросам децентрализации Грег Кларк выступил перед членами специального комитета по вопросам местного самоуправления палаты общин с изложением причин, побудивших правительство начать муниципальную реформу. В начале доклада он привел данные маркетинговой компании IPSOS MORI, согласно которым только 15% британцев чувствуют, что могут влиять на решения, принимаемые в своей общине, в то время как 85% считают, что у них такой возможности нет. Еще сильнее министра беспокоит тот факт, что, по данным того же обследования, даже среди граждан, активно вовлеченных в процессы принятия решений на низовом уровне, 56% не верят в возможность добиться каких-либо значимых изменений. Эта цифра окончательно убедила его в необходимости форсирования децентрализации.

Основные тезисы правительства в изложении Кларка таковы:

- Великобритания централизована до такой степени, что это уже начинает приводить к недееспособности органов управления;

- необходима децентрализация власти, в результате чего система управления станет более “человекоориентированной”. Общественные услуги должны подстраиваться под людей, а не наоборот;

- хотя прежняя политика централизованного введения стандартов предоставления общественных услуг поначалу имела успех, сейчас уже очевидно, что отдача от стандартизации и централизованного управления постоянно снижается;

- нужно повышать эффективность предоставления услуг через их диверсификацию и внедрение инноваций. Для этого правительство должно создать благоприятные условия для появления независимых, выдвигаемых населением инициатив.

В соответствии с этими принципами правительство определило шесть основных направлений децентрализации:

- облегчение бюрократического бремени;

- предоставление сообществам возможности проводить свои собственные решения;

- усиление местного контроля над государственным финансированием;

- повышение разнообразия предоставляемых общественных услуг;

- повышение открытости правительства для общественного надзора;

- усиление подотчетности местному населению.

В качестве первого шага на этом пути на рассмотрение парламента был вынесен подготовленный министерством по делам общин и местного самоуправления проект закона “О децентрализации”. Сейчас он находится на стадии доклада перед третьим чтением и подачей на окончательное утверждение. Этот законопроект содержит четкую программу безотлагательных преобразований, которые предполагается провести на муниципальном уровне.

Вот некоторые из ключевых реформ, предусмотренных законопроектом:

- изменение порядка установления общих полномочий местного самоуправления.

До сих пор органы местного самоуправления могли выполнять только те функции, которые им были предписаны законодательством. Теперь органы местного самоуправления смогут делать все, что им по законодательству не запрещено;

- пересмотр финансирования органов местного самоуправления.

Анализ практики финансирования местного самоуправления будет завершенлетом 2011 г., поэтому эта часть реформ будет реализовываться во вторую очередь. Не исключено, что органы местного самоуправления получат право оставлять на местах бóльшую часть поступлений по налогу на собственность предприятий, которые в настоящий момент распределяются по муниципалитетам централизованно на основе сложной формулы выравнивания;

§ отмена комитета по стандартам на уровне муниципалитетов.

Упраздняются так называемые комитеты по стандартам с функциями надзора за деятельностью депутатов местных советов. Взамен вводится закон, устанавливающий уголовную ответственность муниципальных депутатов за сокрытие собственных интересов и злоупотребление полномочиями;

- введение в 12 крупнейших городах Великобритании прямых выборах мэров.

В 12 крупнейших городах страны централизованно изменяется модель управления: вместо существующей условно “парламентской” модели, при которой глава муниципалитета избирается депутатами местного совета из их числа (как правило, это лидер победившей на местных выборах партии), вводится “президентская” модель, при которой мэр избирается напрямую населением. При этом новые выборы не проводятся, но действующие главы – лидеры местных представительных органов – автоматически наделяются статусом независимых мэров, после чего в 2012 г. новая модель “постфактум” выносится на местные референдумы. По мнению правительства, система мэров поможет оживить местную политическую жизнь в крупнейших городах страны;

- перераспределение полномочий в сфере девелопмента.

Рядполномочий в отношении предоставления разрешений на строительство и разработку проектов застройки передается от местных архитектурно-планировочных управлений непосредственно территориальным сообществам;

- установление права общины на конкуренцию и права выкупа.

Право на конкуренцию дает возможность благотворительным, общественным организациям и группам местных активистов выражать заинтересованность в исполнении функций по предоставлению услуг, обеспечиваемых местным советом. В таких случаях может быть объявлен тендер, в рамках которого заинтересованные организации и группы подают заявку на предоставление услуг. Право выкупа общиной позволяет задерживать продажу имущества местного совета, чтобы у общины, заинтересованной в его покупке, было время оформить заявку на торгах и собрать необходимые средства.

Контекст реформы

По мнению британских экспертов, система местного самоуправления в стране вынуждена перестраиваться не столько благодаря прямому воздействию мер, предусмотренных реформой, сколько под влиянием более общих изменений во внешней среде, инспирированных сложными экономическими и социальными условиями в стране, и реакции государства на эти изменения. Наибольшее влияние на местное самоуправление могут оказать следующие факторы:

- небывалое по масштабу и скорости сокращение бюджета (в рамках программы среднесрочного бюджетирования на 2010–2014 гг.).

Экономика Великобритании в силу ее значительной зависимости от финансового сектора особенно серьезно пострадала от мирового финансово-экономического кризиса и сейчас испытывает существенный структурный дефицит. Снижения государственных расходов такого масштаба не было со времен Второй мировой войны, и из всех статей бюджета местное самоуправление оказалось задето сильнее всего;

Для сведения

Общие потери местных бюджетов в следующие четыре года составят 6,68 млрд фунтов стерлингов – это 25,6% государственного гранта, поступающего муниципалитетам. Картину еще больше усложняет запутанная система расчета и распределения этого гранта: объем потерь в доходах у каждого муниципалитета свой, и для большинства из них большую часть средств нужно будет сэкономить в первые два года. Для Бирмингема, в частности, грант сократится на 28% (в реальном исчислении), и местному совету в следующие четыре года придется урезать расходы на 320 млн фунтов стерлингов, причем 210 млн из них – в первый год. Следует отметить, что число и объем налогов, поступающих в местные бюджеты, в Великобритании ограничены, что затрудняет возможности муниципальных властей самостоятельно расширять доходную базу, а государственный грант покрывает более 90% доходной части местных бюджетов. Поэтому столь значительные сокращения финансирования по государственному гранту, вне всякого сомнения, существенно уменьшат возможности местного самоуправления для развития.

- усиление социальной нагрузки на местные бюджеты вследствие демографических изменений.

Ограничение ресурсной базы местного самоуправления во многих сферах усугубляется существенным ростом спроса на местные услуги, особенно на услуги, рассчитанные на детей и пенсионеров. Этот рост вызван изменениями демографической ситуации в Великобритании: с одной стороны, на пенсию выходит многочисленное поколение, рожденное во время послевоенного демографического взрыва, а с другой ‒ в ряде районов страны наблюдается резкое повышение рождаемости, отчасти связанное с наплывом молодых рабочих-мигрантов. Рост социальной нагрузки на местные бюджеты вызывает необходимость ускорения реформ, и роль соответствующих решений государственного уровня здесь очень велика;

- беспрецедентное комплексное реформирование системы государственного управления.

Одновременно с реформой местного самоуправления существенному реформированию, предполагающему сокращение расходов, подвергается и центральное правительство Великобритании, что также не пройдет бесследно для местного уровня. Реформируются, в частности, министерства здравоохранения, образования, внутренних дел, труда и пенсионного обеспечения. Особенно радикальна реформа здравоохранения, в соответствии с которой в данной сфере к 2014 г. предстоит изыскать дополнительные возможности сэкономить 20 млрд фунтов стерлингов. Общие последствия всех крупных государственных реформ для уровня местного самоуправления пока трудно оценить, но они значительно изменят систему предоставления услуг на местах;

- обострение напряженности между Севером и Югом страны.

Наряду с решением технических задач правительству страны придется столкнуться с серьезными вызовами политического характера, потенциально взрывоопасными на фоне непростой экономической и социальной обстановки. Политический ландшафт Великобритании довольно сложен, и на нем немало критических “линий разлома”, но в контексте возможного влияния на местное самоуправление особого упоминания заслуживает конфликт между условными “севером” и “югом”. В Великобритании издавна существует политическое разделение по географическому принципу: за лейбористов в основном голосуют в больших городах и на промышленно развитом Севере, а за консерваторов – в более зажиточных пригородах и сельских районах Юга. Проводимая правительством политика “подыгрывания” районам со “своими” избирателями это разделение усугубляет. Похоже, что и нынешнее сокращение финансирования сильнее всего ударит по северным лейбористским районам. Это особенно критично с учетом того, что при прежнем лейбористском правительстве Уэльс и Шотландия, голосующие за лейбористов, добились передачи части полномочий своим национальным парламентам. С тех пор шотландские и уэльские графства получают значительно более щедрое финансирование и обладают большими политическими свободами, чем многие графства на севере Англии, в т. ч., например, Йоркшир, численность населения которого выше, чем в Шотландии или Уэльсе. От того, каким образом центральное правительство будет регулировать растущую межрегиональную напряженность, во многом зависит конфигурация местного самоуправления в стране;

- наследие введения подушного налога.

Еще одной острой политической проблемой является унаследованный от прежних правительств подушный налогна взрослое население, так называемый Poll Tax. Его ввела еще Маргарет Тэтчер, чтобы финансировать услуги, оказываемые местным самоуправлением. При этом бремя муниципальных налогов значительно перераспределялось, создавая налог по единой ставке, что вызвало массовое недовольство, вылившееся в печально известные “восстания против подушного налога”. Считается, что неверная оценка правительством общественных настроений стала одной из причин отставки премьер-министра, произошедшей в том же году. С тех пор все британские политики, и особенно консерваторы, считают вопрос финансирования местного самоуправления политически опасным. Это затрудняет саму возможность обсуждения данного вопроса, и с учетом текущих приоритетов государственной налоговой политики тем более маловероятно, что правительство повысит фискальную автономию муниципалитетов. Такая ситуация чревата существенным искажением идеи развития местного самоуправления.

Дискуссии по вопросу успешного внедрения политики децентрализации

Отмеченное выше не оставляет сомнений в том, что система местного самоуправления в Великобритании в ближайшие годы подвергнется более или менее существенной трансформации. . . .
ПОЛНОСТЬЮ текст статьи можно прочитать в декабрьском номере журнала "Практика муниципального управления"


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль