Осуществление муниципального лесного контроля

11705
Сохранение лесов является одной из первостепенных задач для любого современного государства, в т. ч. России, и органы местного самоуправления должны принимать в этом непосредственное участие, в полной мере используя предоставленные им законом полномочия.

Сохранение лесов является одной из первостепенных задач для любого современного государства, в т. ч. России, и органы местного самоуправления должны принимать в этом непосредственное участие, в полной мере используя предоставленные им законом полномочия.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон № 242-ФЗ) внесены изменения в ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), которые предписывают органам местного самоуправления соответственно поселений, муниципальных районов и городских округов заниматься осуществлением муниципального лесного контроля. Ранее данные полномочия также были предусмотрены для органов местного самоуправления, но закреплены были лишь в Лесном кодексе РФ (далее – ЛК РФ).
Согласно ст. 98 ЛК РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 ЛК РФ и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Ранее ЛК РФ предусматривал для органов местного самоуправления обязанность по осуществлению муниципального лесного контроля, но из положений кодекса было не ясно, какие именно муниципальные образования наделяются обязанностями по осуществлению муниципального лесного контроля. Законодатель устранил эту неопределенность в Федеральном законе № 242-ФЗ.
Муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
- владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
- установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
- установление ставок платы за единицу объема древесины;
- разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (ст. 87 ЛК РФ), а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (ст. 88 ЛК РФ);
- осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
- организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах”.
Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять муниципальный лесной контроль лишь в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Если на каком-либо из указанных в п. 1 ст. 19 ЗК РФ земельных участков находятся лесные участки (участки леса), обязанность по осуществлению на них муниципального лесного контроля возлагается согласно Федеральному закону № 131-ФЗ на органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ можно сделать вывод о том, что под муниципальным лесным контролем следует понимать деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований лесного законодательства, установленных муниципальными правовыми актами, федеральными законами, законами субъектов РФ.
Следует отметить, что ЛК РФ в настоящее время не дает достаточных оснований органам местного самоуправления для полноценной организации муниципального лесного контроля. Помимо ст. 84 ЛК РФ содержит еще несколько статей, так или иначе посвященных правоотношениям с участием органов местного самоуправления. Остановимся на них более подробно.
Так, согласно ст. 49 ЛК РФ отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре и др.) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 84 ЛК РФ.
Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления установлены приказом Минприроды России от 09.07.2007 № 175 “Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и порядка их представления” (далее – Приказ № 175).
Указанные отчеты должны быть использованы органами муниципального лесного контроля в работе. Они дадут органам местного самоуправления наиболее полную информацию о положении дел в муниципальном лесном хозяйстве, позволят рационально и законно использовать лесные ресурсы, находящиеся в собственности муниципального образования.
Согласно ст. 60 ЛК РФ отчет об охране и защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ст. 84 ЛК РФ.
Информация об охране и защите лесов также необходима органам муниципального лесного контроля, поскольку позволяет правильно спланировать контрольные мероприятия.
В остальном же ЛК РФ нуждается в существенных доработках, суть которых должна быть сведена к законодательному закреплению полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц при осуществлении муниципального лесного контроля. Например, в ст. 96 ЛК РФ четко определена компетенция государственных лесных инспекторов или лесничих при осуществлении федерального государственного лесного надзора, в т. ч. закреплено право указанных лиц на ношение и применение служебного оружия. Что же касается должностных лиц муниципального лесного контроля, то о них в ЛК РФ не упоминается ни разу. А ведь применить в отношении их ст. 96 ЛК РФ (по аналогии) нельзя, поскольку органы муниципального лесного контроля не входят в систему органов федерального государственного лесного надзора.
Таких неурегулированных моментов в законодательстве немало, причем касается это не только ЛК РФ. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает право по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в области лесного законодательства лишь для органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (ст. 23.24 КоАП РФ), и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль (ст. 23.24.1 КоАП РФ). Об органах местного самоуправления, осуществляющих муниципальный лесной контроль, в КоАП РФ также не сказано ничего, что лишает должностных лиц данных органов возможности привлекать виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке и сводит эффективность муниципального лесного контроля к минимуму.
Отсутствие полноценного регулирования на федеральном уровне вынуждает органы местного самоуправления самостоятельно устанавливать правила проведения муниципального лесного контроля, закрепляя их в муниципальных правовых актах. . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в январском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Электронная система

    Можно ли за невыполнение предписания ГЖИ отделаться предупреждением?

    Ответы на этот и другие вопросы вы найдете в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

    Получить доступ
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © МЦФЭР, 2006-2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    
    • Мы в соцсетях
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль