Может ли территориальное общественное самоуправление в России быть ресурсом развития местных инициатив?

5952
Самоорганизация граждан по месту жительства для решения тех или иных проблем совместного проживания – явление не новое. Но история институционального оформления такой самоорганизации в России – “в территориальное общественное самоуправление” – достаточна молода и отражает перипетии развития концепции местного самоуправления – формы народовластия, которая в современной России все никак не может укорениться, претерпевая третью реформу, начиная с Закона РФ от 06.06.1991 № 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.
Самоорганизация граждан по месту жительства для решения тех или иных проблем совместного проживания – явление не новое. Но история институционального оформления такой самоорганизации в России – “в территориальное общественное самоуправление” – достаточна молода и отражает перипетии развития концепции местного самоуправления – формы народовластия, которая в современной России все никак не может укорениться, претерпевая третью реформу, начиная с Закона РФ от 06.06.1991 № 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.

Территориальное общественное самоуправление в России: немного истории

Динамику развития тосовского движения раннего периода муниципальных реформ установить невозможно из-за отсутствия достоверной муниципальной статистики. Данные мониторинга реформы местного самоуправления Минрегиона России фиксируют численность ТОС лишь на 2007 г.: общая численность зарегистрированных в муниципальных образованиях органов ТОС в целом по Российской Федерации составила 8084 единицы.

Хотя бы по одному органу территориального общественного самоуправления было зарегистрировано в 54 субъектах РФ. По отношению к 2007 г. численность органов ТОС в 2009 г. почти удвоилась. Более чем в два раза выросла также численность органов ТОС – юридических лиц , и, таким образом, у большего числа ТОС появились дополнительные возможности для поиска ресурсов развития. Однако факт стремительного роста численности ТОС в течение 2007–2009 гг. является не отражением реального роста активности граждан по месту жительства, а скорее констатацией технических трудностей, с которыми столкнулись ранее созданные ТОС в ходе введения в действие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее ‒ Федеральный закон № 131-ФЗ), требующего регистрации уставов ТОС органами местного самоуправления, которые в свою очередь должны были прежде зарегистрировать свои уставы.
Хочется напомнить, что концепция территориального общественного самоуправления прежде чем получить современную трактовку в Федеральных законах о местном самоуправлении в редакции 1995 г. (Федеральный закон № 154-ФЗ) и 2003 г. (Федеральный закон № 131-ФЗ) достаточно долго обсуждалась экспертами и муниципалами и варьировала от представлений о территориальном самоуправлении как форме общественной самодеятельности, свободной и полностью независимой от органов власти, до представлений о ТОС как низовых формах местной власти.
В Законе РФ от 1991 г. № 1550-1 территориальное общественное самоуправление – это система различных форм самоорганизации граждан по месту жительства (сходы, конференции, местный референдум, советы и комитеты микрорайонов, советы и комитеты улиц домов и т. п.). Подобный широкий подход к определению данного института дал серьезный толчок к его возникновению и развитию.
Первые организации территориального общественного самоуправления (ТОС ) зародились в ряде крупных городов уже в начале 1990-х гг. Процесс закономерный, ибо в начале 1990-х гг. на волне ожиданий демократических преобразований очаги общественной активности возникали достаточно часто. При отсутствии необходимых средств в местных бюджетах на реализацию полномочий в условиях жесточайшего кризиса экономики страны начала 1990-х гг. использование ресурсов местных сообществ для решения проблем благоустройства, социальной взаимопомощи и иных вопросов обустройства территории муниципальных образований стало подспорьем для глав городов и находило у них естественную поддержку.

Пример
Комитеты территориального общественного самоуправления во многих крупных и средних городах, помимо вопросов коммунального обслуживания, по договоренности с муниципальными администрациями брали на себя функции, касающиеся приема населения по тем или иным общественно значимым вопросам, например: общественные приемные граждан по месту жительства (куда граждане могли подать жалобу); прием документов на предоставление тех или иных мер социальной поддержки и социальных услуг; выявление нуждающихся граждан для предоставления мер социального обслуживания и другие услуги (Арзамас, Бор и Борский район Нижегородской области, Уссурийск Приморского края, Томск и др.).

Вместе с тем отсутствие навыков политического диалога и понимания роли и места ТОС в развитии местного самоуправления породило множество конфликтов на местах между активными лидерами ТОС и органами местного самоуправления. Это стало одной из причин изменения концепции ТОС в Федеральном законе № 131-ФЗ. В нем была осуществлена попытка найти компромисс между двумя указанными выше противоположными позициями: с одной стороны, территориальное общественное самоуправление было определено как самоорганизация граждан по месту жительства (т. е. общественная самодеятельность); с другой – ТОС поставлены в прямую зависимость от органов местного самоуправления, которые утверждают границы и устав ТОС, имеют возможность привлекать ТОС к оказанию ряда муниципальных услуг (работ), поручать ТОС осуществление ряда своих функций, т. е. по факту в значительной мере влияют на организацию и содержание их деятельности.
Стало ли это благом для органов ТОС, сделало ли их ресурсом развития гражданской активности на местном уровне или, наоборот, привнесло больше негативного опыта – эти вопросы требуют осмысления и оценки, особенно сейчас, когда и экспертное, и муниципальное сообщество склоняется к мнению, что реформа местного самоуправления в России далеко отошла от своей первоначальной концепции: стало понятно, что органы местного самоуправления не являются, как задумывалось, мотором развития гражданской самодеятельности, скорее можно констатировать, что граждане часто видят в органах местного самоуправления противников в решении тех или иных вопросов, перестали им доверять.

Пример
Данный вывод подтверждают многие социологические опросы, проводимые в течение последних лет исследовательскими центрами ‒ Циркон, Левада-Центр, ФОМ и др. Последнее исследование, осуществленное по заказу ВСМС в 2008 г., наиболее выпукло показало противоречие, возникшее между органами местного самоуправления и населением, когда 80% респондентов при достаточно репрезентативной выборке по всей стране убеждены, что местные власти мало интересуются мнением населения, а 54% считают, что вертикаль власти усилилась и местные руководители чувствуют ответственность перед вышестоящим начальством, а не перед населением.

Получается, что органы местного самоуправления, встав на прогосударственную позицию, проиграли на своем собственном поле (в отношениях с гражданами) и в результате на данном этапе общественно-политического развития стали неинтересны не только гражданам, но и государству.
Не справившись с развитием института местного самоуправления, государство сегодня пытается найти прямые каналы взаимодействия с гражданским обществом, понимая, что никакие цели модернизации экономики недостижимы без социального включения.

Пример
Принята Федеральная программа поддержки социально-ориентированных НКО. Субъекты РФ и органы местного самоуправления стремятся не отстать от федерального центра и принимают аналогичные программы на региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, созданы рабочие группы с целью широкого общественного обсуждения Стратегии развития России до 2020 г., высшее руководство страны на многих площадках заявляет о значимости для страны воспитания социально и экономически активных граждан.

Однако действительно ли исчерпаны ресурсы органов местного самоуправления в установлении взаимовыгодного сотрудничества с собственным населением? Может ли территориальное общественное самоуправление стать ресурсом развития местных инициатив и со временем приучить население к практике самоорганизации и самоуправления? Попробуем ответить на эти вопросы, понимая ограниченность наших возможностей рамками журнальной статьи.

Возможности и риски территориального общественного самоуправления в России

Возможности ТОС тесно связаны с отношением к этому институту со стороны населения и местной власти. Если учесть, что сегодня активность населения достаточно низкая, то отношение власти становится определяющим. Но, по нашему мнению, тесная связь с властью, с одной стороны, предоставляет ТОС гарантии материальной и финансовой поддержки, гарантии быть услышанным властью, а также возможность широкого общественного признания лидеров общественного самоуправления, а с другой ‒ приводит к политической ангажированности лидеров ТОС, которая не принимается населением и вызывает недоверие у граждан. Кроме того, у лидеров ТОС возникают трудности вступления в конфликт с властью, если этого требуют интересы развития территории. В долгосрочной перспективе ориентированность на гарантированный источник дохода приводит к снижению потребности в поиске дополнительных инвестиций, т. е. как раз к снижению собственной экономической активности, которую так ждут от общественных организаций органы власти всех уровней. Новациями последнего времени стали попытки полного встраивания ТОС в политические процессы, происходящие в регионах, – использование их в качестве дополнительного административного ресурса для организации предвыборных кампаний. Понятно, что этот административный ресурс сегодня используется для поддержки единственной партии – партии власти. В ряде регионов ТОС массово вступают в Народный фронт. Не случайно граждане все меньше и меньше желают активно участвовать в территориальном общественном самоуправлении. Так, на вопрос: “По чьей инициативе возникают сегодня общественные организации?”, заданный респондентам в ходе опроса общественного мнения Левада-Центром в 2010 г., большая часть ответила, что общественные инициативы в России возникают по инициативе власти, а не по инициативе населения . . .

ПОЛНОСТЬЮ статью можно прочитать в январском номере журнала "Практика муниципального управления"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Вы - работник сферы ЖКХ? Зарегистрируйтесь!

    Регистрация бесплатная и займет всего 1 минуту!
    После регистрации вы сможете:

    • читать любые статьи сферы ЖКХ на нашем сайте!
    • бесплатно подписаться на ежедневные новости по жилищно-коммунальному и городскому хозяйству
    • оставлять комментарии к материалам
    • задавать вопросы экспертам

    Оставайтесь с нами!
    с заботой о Вас, портал Городское хозяйство и ЖКХ
    По всем вопросам обращайтесь по номеру: +7 (800) 775-48-44

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль