Приостановка подачи коммунальных услуг как способ воздействия на должников

5374
Проблемы управляющей организации с приостановлением и ограничением предоставления коммунальных услуг связаны с распространенным в муниципальных образованиях нарушением законодательства Российской Федерации. Для решения данного вопроса необходима правомерная организация договорных отношений по управлению многоквартирным домом (МКД) при реализации способа управления управляющей организацией.

Проблемы управляющей организации с приостановлением и ограничением предоставления коммунальных услуг связаны с распространенным в муниципальных образованиях нарушением законодательства Российской Федерации. Для решения данного вопроса необходима правомерная организация договорных отношений по управлению многоквартирным домом (МКД) при реализации способа управления управляющей организацией.

В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (Правила коммунальных услуг), четко и недвусмысленно установлено (подп. “д” п. 50): “исполнитель имеет право: …приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном разделом X настоящих Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа”. На практике управляющей организации не удается эффективно требовать выполнения законодательства от собственников помещений МКД и исполнять эти требования в отношении организаций коммунального комплекса.

Читайте также:

Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и прямые расчеты за коммунальные услуги

Во многих МКД выбран способ непосредственного управления, который в силу изменений в ЖК РФ должен быть изменен на управление посредством управляющей организации.

Управляющие организации часто не отвечают по договорам управления МКД за предоставление части коммунальных услуг, включая электроснабжение. Собственники помещений МКД имеют прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Нередко такие договоры не оформляются в виде документа. При этом в договорах управления МКД не указана ответственность управляющей организации за предоставление части коммунальных услуг и по умолчанию все понимают, что у собственников и нанимателей с РСО “прямые договоры”. Но за содержание общего имущества МКД перед собственниками отвечает управляющая организация. Считается, что она должна отвечать за приобретение воды и электрической энергии для использования на общие домовые нужды. Плата идет через РКЦ или напрямую организациям коммунального комплекса. К такой схеме все привыкли. Следствием является то, что если граждане оплачивают электроснабжение полностью, то у управляющей организации нет возможности правомерно приостанавливать или ограничивать подачу электрической энергии потребителю-должнику. Энергетики против, так как нет реализации их ресурса, недобросовестные граждане против по понятным причинам. Кто в этом случае исполнитель коммунальных услуг? Его вообще нет.

Как отношения по управлению МКД при реализации способа управления управляющей организацией должны быть организованы согласно действующему федеральному законодательству? Как в этом случае правомерно приостанавливать или ограничивать подачу электрической энергии должнику?

Если в МКД реализуется способ управления управляющей организацией, то в этом доме перед собственниками помещений за предоставление всех коммунальных услуг должна отвечать управляющая организация. В Правилах коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. В п. 3 Правил коммунальных услуг определено, что исполнитель предоставляет коммунальные услуги и отвечает “за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги”. То есть если разные лица отвечают за подачу воды, энергии, газа и содержание внутридомовых сетей, то исполнителя нет. В этом же определении Правила коммунальных услуг устанавливают, что РСО может быть исполнителем только при непосредственном управлении МКД собственниками помещений. При других способах управления (управляющей организацией, ТСЖ) РСО исполнителем быть не может.

Это требование Правил коммунальных услуг основано на норме п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”. В этой норме устанавливается, кому организация коммунального комплекса может продавать свои товары и услуги по регулируемым тарифам:

“потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов – лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее – потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

а) в многоквартирных домах – товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

б) в жилом доме – собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги”.

Теперь ответьте на вопрос, может ли водоканал или теплоснабжающая организация продать холодную и горячую воду, тепловую энергию, услуги водоотведения при способе управления домом управляющей организацией по прямым договорам собственникам жилых или нежилых помещений? Я как юрист такой возможности не вижу. Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за IV квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, указал (ответ на вопрос 26), что “заключение собственником жилого помещения договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом (п. 8 ст. 155 ЖК РФ)”.

С 1 января 2009 г. Федеральный закон № 210-ФЗ не распространяется на продажу электрической энергии. Может быть, в отношении электроснабжения установлены какие-то принципиально другие правила?

В утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (Правила энергоснабжения) есть специальный раздел V “Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках”. Эти правила установлены именно для всех энергетиков.

Буква закона

В пункте 88 Правил энергоснабжения установлено, что “собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации”.

То есть Правила энергоснабжения отдают приоритет жилищному законодательству. А к жилищному законодательству Российской Федерации относятся и Правила коммунальных услуг.

Полный текст статьи можно прочитать в журнале "Управление многоквартирным домом"

Инструменты МЦФЭР-Городское хозяйство и ЖКХ:

Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.
Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    Обновлено 14.08.2017
    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

    ВСЁ ДЛЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВАЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ
    НАШИ ПАРТНЁРЫНАШИ ПАРТНЁРЫ




    © Актион-МЦФЭР, 2006-2017. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-68225 от 27.12.2016. Все права защищены.

    По вопросам подписки обращайтесь по телефонам: 
    Москва: 8 (495) 775-48-44 
    Другие регионы: 8 (800) 775-48-44 

    Получите техническую поддержку: 
    по телефону: +7 (495)-937-90-82 
    e-mail: sd@mcfr.ru 

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Подпишитесь на бесплатные рассылки, и получайте актуальную информацию обо всех нюансах, касающихся Вашей профессии! Будьте с нами! По всем вопросам звоните на номер: +7 (800) 775-48-44